Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Роль Яна Гуса в развитии чешской культуры и письменности»

Ян Гус родился в селе Гусинец на юге страны, недалеко от баварской границы. День его рождения, а также год не определены с полной достоверностью. Но год рождения Гуса вычисляют, зная год его поступления в Пражский университет, хотя в XIV и XV веках на университетских скамьях и в низших классах рядом с мальчиками часто сидели бородатые юноши. Как бы то ни было, принято считать, что Гус родился в 1369 году.

Сведения о детстве и отрочестве Гуса довольно скудны. Настоящее имя его «Ян из Гусинца» еще школьными товарищами было сокращено до Гуса, а Гус по-чешски означает, как и по-русски, «гусь». Так школьное прозвище Гуса вошло в историю.

О родителях Гуса известно только, что у них было еще несколько сыновей. В очень раннем возрасте Гуса отправили в Прагу учиться. В столице он жил, как и все тогдашние небогатые школьники, добывая себе пропитание пением и прислуживанием в храмах. В сочинениях Гуса сохранились отрывочные замечания об этом периоде жизни: «Когда я был голодным мальчуганом, я делал из хлеба ложечки, которыми ел горох до тех пор, пока наконец не съедал и ложки». Очень рано Гус стал помышлять карьере священника: вероятно, с этой целью он и был отдан родителями в ученье. По словам Гуса, его представление о священстве было связано в первую очередь с хорошим достатком.

По окончании низших школ Гус записался в Пражский университет на факультет «свободных искусств» (по-чешски — «свободных умений»), почти соответствовавший тому, что немцы называют философским факультетом, с тем, однако, различием, что он был необходимой подготовительной ступенью к трем высшим факультетам. В университете Гус, по его собственным словам, не уклонялся ни от чего, участвуя и во всем важном, и во всем легкомысленном. Впрочем, легкомыслие Гуса ограничивалось самыми невинными забавами. Несмотря на рвение Гуса к учебе, профессора не признали в нем особенных способностей. В экзаменационных списках он находился в числе «средних». Зато сам Гус многих из своих профессоров вспоминал с большим уважением и признательностью: одного называл «ясным оратором», другого — «прекрасным проповедником, подобным трубному гласу».

Достоверно известно, что степень бакалавра свободных искусств Гус получил в 1393. В следующем году он приобрел степень бакалавра богословия, еще два года спустя, в 1396, был уже магистром свободных искусств. Дальше этого Гус не пошел. Он не добивался степени доктора богословия и на всю жизнь остался магистром.

С 1398 Гус преподавал богословие в Пражском университете, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, в 1402-1403 и 1409-1410 – ректором университета. С 1402 года Ян Гус стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага), которая превратилась в центр распространения реформаторских идей. Так, например, он считал, что:

  • нельзя взимать плату затаинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова изСвященного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Именно в это время друг Яна Гуса Иероним Пражский привез из Оксфорда сочинения Джона Уиклифа, запрещенного в Чехии. Гус попал под влияние идей Уиклифа и открыто объявил себя сторонником его учения. В своих проповедях Гус осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, требовал реформы церкви, выступал против немецкого засилья в Чехии вообще и в Пражском университете в частности. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства. Проповеди Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к «дешевой» церкви. Кроме этого, король Вацлав IV стал на сторону Гуса и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.

1409–1412 годы – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформационного учения. Вслед за Уиклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное писание. К 1410–1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.

В 1412 Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от церкви и интердиктом на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть столицу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая проповедовать в Южной и Западной Чехии. В изгнании Ян Гус написал опус «О церкви» (1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных порядков. Гус отрицал особое положение папы, но не отвергал католические догматы и не призывал к уничтожению феодальной собственности насильственным путем. Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Яна Гуса начали причащать простой народ и вином.

В учении Яна Гуса церковь увидела опаснейшую ересь. В 1414 проповедника вызвали в немецкий город Констанц на церковный собор, чтобы предотвратить раскол в церкви и осудить ереси. Брат короля Вацлава IV император Священной Римской империи Сигизмунд I Люксембургский предоставил проповеднику охранную грамоту. Гус поехал в Констанц в надежде отстоять свои убеждения в диспуте с целым Собором. Но несмотря на охранную грамоту, Гуса остановили в пути и заточили в темницу Готлибен. Через 70 голодных и беспросветных дней, 5 июня 1415 его привезли в Констанц, где потребовали отречения, не предоставив слова. 1 июля 1415 узнику вручили текст отречения, составленного в мягких выражениях. Гусу предлагалось отречься только от тех статей его учения, которые он сам находил еретическими, так что он мог еще избежать смерти.

6 июля Яна Гуса привели в кафедральный собор и зачитали приговор, по которому, в случае если он не отречется от своих взглядов, его отправят на костер. Ян Гус произнес: «Не отрекусь!», после чего его лишили сана священника и сразу же казнили. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!). А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то — Гусь, а за мной придёт Лебедь!». Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников.

Прах Яна Гуса попал в воды Рейна. А его казнь всколыхнула чешское общество и положила начало гуситскому движению. Ян Гус был объявлен чешским святым.

Гус стал основоположником чешской латинской графики с диакритическими (от греч. διακριτικός — различительный) значками, которые упростили чешское письмо. Уже с XIV века появляется обильная литература на чешском языке. Для её записи использовался латинский алфавит, букв которого, однако, не хватало для передачи всех чешских звуков. Поэтому в письменность вводились различные диграфы (spřežkový pravopis), однако без какой-то единой системы (так, для t͡ʃ использовались c, cz, czz, chz, ch).

В 1406 году Яном Гусом был написан орфографический трактат (Orthographia Bohemica (чеш.)), в котором для чешского языка предлагалась последовательная система орфографии. Для обозначения тех чешских звуков, для которых не хватало букв в латинском алфавите, предлагалось ввести буквы с диакритическими знаками. Так, для передачи шипящих и мягких служила точка над буквой, например, ċ, ṡ, ż, ṙ, ṅ, ṫ, впоследствии заменённая гачеком (háček «крючок»), например, č, š, ž, ř,  ň, ť. Для передачи долготы гласных использовалась чарка (čárka «чёрточка»). Правописание с диакритиками было принято не сразу и не везде. Вплоть до середины XVI века диграфическая и диакритическая орфографии использовались параллельно. Удобная система правописания с диакритическими знаками, предложенная Гусом, укоренилась в чешском языке и впоследствии повлияла на реформы правописания в других языках (словацкий, литовский). В результате реформ процесс чтения и письма стал проще и ближе к нормам устной речи. А это в свою очередь облегчило распространение грамотности в народе. Любопытно, что в своих сочинениях Гус прямо обращался к широким читательским кругам (в частности труд «О познании истинного пути к спасению»). Гус выработал особый доходчивый стиль полемики, не отвлеченной, а жизненно мотивированной и по существу утвердил в чешской литературе новый тип прозы.

Кроме этого, Гус перевел на чешский язык Библию, которую сожгли вместе с ним.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Очевидно, что во всех суждениях о Гусе главную роль играет не его учение, а его жизнь и еще более его героическая смерть. И это вполне справедливо.

Учение Гуса имело огромное значение для своего времени, но не в нем заключается главная причина обаяния его личности. Нравственное мужество, стойкость в защите своих убеждений — вот в чем следует видеть значение Гуса, которое надолго переживет оставленные им фолианты.

Считать Гуса, как это делают иные историки, последователем какой-либо односторонней философской, религиозной или даже узконационалистической доктрины — значит не понимать ни его личности, ни той роли, которую он сыграл в истории. Широкая терпимость, требование безусловной свободы мысли и убеждения, требование полного согласования учения с жизнью, слова с делом — вот что характеризует Гуса и отличает его от многих религиозных, социальных и национальных реформаторов.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2291

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке