Таким образом, проявление трусости, равно как и смелости, предполагает нравственный выбор. Как мы знаем из художественной литературы и публицистики, страх, например на войне, испытывают все. Но человек слабый духом постарается избежать опасности любой ценой, тем самым проявляя трусость. А сильный характер проявит волю и поступит так, как диктует честь, любовь, совесть, долг. Тема трусости раскрывается не только в литературе военных лет, но и в произведениях, посвященных различным сторонам обычной жизни.
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером проявления трусости является поведение офицера Алексея Швабрина, который переходит на сторону Пугачева и бунтовщиков. Совершив этот бесчестный поступок, Швабрин спасает себе жизнь и становится комендантом Белогорской крепости. Предатель, изменник Отечеству по определению трус, и именно таким предстает Швабрин у А.С. Пушкина. Автор дает однозначную оценку действий этого персонажа, лишая его любви, дружбы, чести, достоинства, звания офицера. В финале «Капитанской дочки» Алексей Швабрин находится под судом за измену родине. Очевидно, что его ждет наказание за проявленные малодушие, подлость, трусость.
Страх и проявление трусости провинциального чиновничества высмеиваются Н.В. Гоголем в комедии «Ревизор». Сюжет пьесы строится на том, как в небольшом городке проезжего чиновника Хлестакова ошибочно принимают за петербургского проверяющего. Городские власти увязли в пороках, казнокрадстве, обмане, поэтому чиновники страшно боятся Хлестакова. Саморазоблачение чиновников достигает кульминации на балу у Городничего в «сцене вранья» Хлестакова, когда представители власти настолько теряют голову от страха, что не могут отличить правду от лжи. По замыслу Гоголя, появление настоящего ревизора в финале комедии указывает на возможность конечной справедливости и дальнейшего наказания. Чиновники, истратившие все силы на защиту от Хлестакова, буквально парализованы страхом. После перенесенных потрясений они не готовы к новым подлостям, хитростям и обманам. Занавес закрывается, заставляя читателей гадать, что случится дальше.
В рассказе «Смерть чиновника» А.П. Чехов развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Автор повествует о мелком чиновнике с говорящей фамилией Червяков, который, нечаянно чихнув на статского генерала Бризжалова, стал всячески извиняться, в результате чего довел того до исступленного крика: «Пошел вон!» В итоге, «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Страх, чинопочитание, раболепие, уничижение – все это характерно для скудного обывательского мировоззрения, где нет места самоиронии, смелости, чувству собственного достоинства и внутренней свободы. Жизнь Червякова буквально равна случайному казусу, последствия которого он не способен преодолеть.
«Маленький человек» у Чехова не только смешон и жалок — он страшен в своем раболепии, отсутствии силы воли, в своей трусости.
Тема трусости в русской литературе раскрывается всесторонне. Авторы ставят своих героев в ситуацию нравственного выбора не только в экстремальных условиях военных действий, но и в обыденной жизни. Проявление трусости или храбрости раскрывает характер персонажа, обнажает его духовную суть.