Человек, как существо социальное, живет и развивается внутри общества (от малой группы человечества в целом), извлекая знания о мире, которые позволяют индивиду создавать себе и своим близким наиболее приемлемые условия сосуществования. Таким образом, создается экономическая среда. На протяжении всей истории развития человечества экономические отношения имели огромное значение, как в развитии отдельного народа, так и в становлении великих цивилизаций. Важнейшей особенностью человеческого труда проявилась еще в первобытном обществе. Умение делегировать обязанности членами общины в зависимости от их индивидуальных возможностей дало неоспоримое преимущество перед природой.
Развитие экономических отношений повлекло за собой развитие таких проблем, как ненормированный труд, низкая заработная плата, «вредный» труд, применение детского труда и многое другое — стало причиной ухудшения здоровья нации, как следствие, падение производительности труда. Именно по этому, вслед за экономическими отношениями последовало развитие экономики труда как науки, изучающей экономические закономерности в области трудовых отношений, включая в себя разнообразные проявления сущности труда, к примеру, организация, эффективность, занятость, оплата и др.
На протяжении длительного периода времени, общество делилось на владельцев предприятия и рабочих. В 1960 годах зарождается понимания места человека и влияния накопленных результатов его интеллектуальной работы на темпы развития общества и экономики. Впервые возникает потребность инвестирования в человека, как фактора развития экономических отношений. Теодору Шульцу (в 1979 году) и Гарри Бреккеру (в 1992 году) были присуждены Нобелевские премии по экономике за создание основ теории человеческого капитала.
Возникновение теории человеческого капитала было связано с изменениями в экономической и социальной жизни общества, вызванной ускоренными темпами НТП. В 1960-е годы возникла необходимая потребность в специалистах, обладающих высокой квалификацией, в связи с чем, возникла необходимость переосмысления значимости квалификации и образования.
В широком смысле, человеческий капитал — это интенсивный производительный фактор развития экономики общества, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития [2, C. 34].
Классификация человеческого капитала:
- Индивидуальный человеческий капитал;
- Человеческий капитал фирмы;
- Национальный человеческий капитал.
В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет 70-80 %. В Российской Федерации примерно — 50 % [1, C. 149].:.
Теория человеческого капитала дает понимание того, каким образом необходимо распределять средства, чтобы наибольшим способом стимулировать развитие национальной экономики. На базе теории и практики теории человеческого капитала, успешно развивается экономика США и ведущих страны Европы. Финляндия, будучи отстающей страной, вернула лидерские позиции в 2000 году за счет перехода из экономики сырьевой в экономику инновационную, при этом, не отказавшись от традиционной лесной промышленности, а модернизировав технологию производства. Теория человеческого капитала стало базой для развития венчурного научно-технического бизнеса.
Таким образом, можно сделать вывод, что на данном этапе человеческого развития уровень образования, качества жизни и здоровья человека образуют конкурентоспособность всей страны в целом. Образованная нация может создавать инновационные технологии (энергоемкие, менее затратные), которые позволят производить высокотехнологичный продукт, который будет превосходить по уровню полезности любые другие аналоги в данном сегменте.
Список использованных источников
- Волгина Н. А., Одегова Ю. Г. Экономика труда: (социально-трудовые отношения). Второе издание. – М.: 2008. – с. 736.
- Корнейчук Б. В. Экономика труда. Учебное пособие: учебное пособие. – М.: 2007. – с. 286.
- Генкин Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: 1998. – с. 384
- Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский – Макроэкономика: учебник. – 6-е издание, исправленное и дополненное. – М: Высшее образование, 2006. – с. 128-173.
Автор: Тагир