Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Пример научной статьи РИНЦ по экономике. Написано и опубликовано в 2015 году.

скачать пример научной статьи

В 2014 году  в банковской системе России начался сложнейший, за всю историю современной России, период.  Обострившаяся политическая ситуация привела к  введению экономических санкций странами Запада и  значительному снижению цен на нефть. К основным причинам кризиса  банковской системы в стране относятся:

  1. введенные зарубежные санкции лишили возможности  пользоваться «дешевыми и длинными» зарубежными кредитами;
  2. подрыв доверия населения к банкам из-за массового отзыва лицензий;
  3. девальвация   национальной валюты;
  4. стагнация в реальном секторе  отечественной экономики,  и, как следствие, снижение иностранных инвестиций  как в производство, так и, непосредственно, в финансовый сектор [1].

Центробанк проводит планомерную  «зачистку» банковского сектора с целью его укрепления.  В 2014 году были  отозваны лицензии у 86 кредитных организаций (10 % рынка),  с января по октябрь текущего года  аналогичный показатель равен 76.

Эксперты прогнозируют, что к концу 2016 года на  отечественном  банковском рынке останется не более 500 участников. Таким образом, современная российская банковская система функционирует в условиях жесткой конкурентной борьбы и строжайшего контроля со стороны Центробанка.

Банковская конкуренция – это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг [2].

Политика недопущения на российский банковский рынок иностранного капитала, проводимая правительством в годы экономических реформ, позволила избежать перехода национального банковского сектора под зарубежный контроль, однако и собственную  конкурентоспособную  банковскую систему создать не позволила. За всю новейшую историю рыночных отношений, отечественные коммерческие  банки так  не смогли достигнуть высокого уровня конкурентоспособности даже на внутреннем «поле», не говоря уже о внешних рынках.

Основная сфера деятельности любого  коммерческого  банка ограничивается привлечением сторонних  финансовых  средств и предоставлении их в ссуду либо инвестировании на условиях более высокой  процентной ставки. Банки выступают посредниками между теми, кто имеет в распоряжении незанятые финансовые  средства, и теми, кому они необходимы. Целью осуществления такого посредничества, как и любой коммерческой организации,  является получение банковской прибыли. В этом и состоит  дуальность функционирования банковских институтов: с одной стороны  они выступают как заемщики финансовых средств, привлекая их из доступных источников,  а  с другой – размещают эти средства, удовлетворяя потребность  организаций и  населения.

Включаясь в рыночные отношения, банковская система как инвес­тиционный посредник, аккумулирует значительные объемы временно свободных фи­нансовых ресурсов организаций и  денежные вклады населе­ния посредством текущих счетов, депозитных вкладов, депозитных и сберегательных сертификатов, банковских векселей, а также с помощью использования различных де­нежно-кредитных и финансовых инструментов привлечения средств [3].

Важнейшей составляющей обеспечения конкурентоспособности банка является достаточность ресурсного потенциала.  Высокий  ресурсный потенциал  банковской системы является  залогом роста инвестиционной активности в стране, преодоления экономического кризиса,  интеграции  в мировое сообщество.  Ресурс  в общем смысле будем рассматривать в качестве основного элемента производственного потенциала, которым располагает система для достижения конкретных целей экономического развития.

В отечественной экономической литературе вопрос управления ресурсным потенциалом коммерческого банка проработан  недостаточно. Более того, понятия ресурсный потенциал  и ресурсная база  часто отождествляются.  На наш взгляд, различие этих понятий крайне важно, ведь   ресурсная база – это то, чем уже располагает банк, а потенциал – это  возможность формирования ресурсной базы. Более того,   не смотря на многочисленные исследования банковских ресурсов, единый  подход к их толкованию на данный момент не разработан.

В отечественной школе  широкое распространение получило выделение   ресурсов  банка в отдельную, самостоятельную категорию. При этом рассматривается только их  денежная составляющая, другие же факторы производства – основные фонды, персонал, нематериальные активы – исключены из ресурсной составляющей банка и в зону исследований не попадают. Приверженцами такого подхода являются  В.В. Иванов, В.А, Капучинский,  О.В. Соколова Г.С. Панова и другие.  По их мнению, ресурсный потенциал коммерческих банков состоит из  той части денег, за счет которой функционирует и развивается банк.

Зарубежные ученые (Гилл Э., Дэвид Д. Ван-Хуз, Коттер Р., Миллер Р., Мишкин Ф., Полфреман Д., Роуз П., Рид.Э., Смит Р., Форд Ф. и др.) рассматривают банковские ресурсы в составе пассивов банка, не выделяя их в самостоятельную категорию. Эту точку зрения разделяет ряд отечественных авторов — Кравцова Г.И., Тагирбеков К.Р., Усоскин В.М. и др.[4]

Понятие ресурсов банка  в литературе  основном трактуется в узком смысле. При таком подходе   под  банковскими  ресурсами понимается  совокупность денежных средств, которые формируются в процессе осуществления пассивных операций. Эти денежные средства  используются для осуществления кредитных, инвестиционных и других активных операций,   классифицируются на собственные, привлеченные и заемные.

В такой концепции основными задачами  управления финансовыми ресурсами  является обеспечении высокого уровня ликвидности, финансовой устойчивости, платежеспособности, рентабельности вложенного капитала и создании инвестиционных возможностей.

За рамками отечественных исследований  остается формирование  основных методологических принципов  управления ресурсной базой  банка  в условиях перехода к   рыночным отношениям.  Зачастую подход к  управлению  банковскими ресурсами основывается на  использовании западных методик,  неадаптированных к отечественным реалиям .

На сегодняшний день в научной литературе отсутствует общепринятая методология, позволяющая дать корректную количественную и  качественную  оценку  ресурсного потенциала российского банковского сектора и объективно судить об имеющихся возможностях для развития экономической системы страны. Не разработаны показатели эффективности управления банковскими ресурсами. В исследованиях  преобладает разработка теоретико-методологического аспекта проблемы. Коммерческие банки рассматриваются как посредники, организующие денежное обращение,  абсолютно  не учитывается  их вклад в создание добавленной стоимости. Для  выхода из кризиса и сбалансированного функционирования банковской системы разработка  новой концепции оценки и управления ресурсами в коммерческих банках является необходимой. Она  не должна противоречить имеющимся, а, наоборот, развивать и  углублять их, учитывая особенности ресурсного потенциала регионального банковского сектора, искать новые  способы и возможности  максимально эффективного  его использования,  формирования надежной и рациональной ресурсной базы коммерческих банков,  которая будет оказывать содействие  росту экономики страны в целом.

Мы предлагаем рассматривать ресурсы банка в более широком смысле. При таком подходе в структуру банковских ресурсов необходимо включать не только денежную, но и трудовую, материальную и нематериальную составляющие. Особо отметим, с проникновением информатизации во все сферы банковской деятельности, нематериальные активы (программное обеспечение, лицензии) во многом замещают традиционные производственные ресурсы, что приводит к значительному сокращению трудозатрат и потребления традиционных  материальных ресурсов.

Эффективное управление банковскими ресурсами, обеспечивающее высокий уровень конкурентоспособности, должно выражаться в рациональном формировании банковских ресурсов и их использовании на производство банковских продуктов. Обеспечение конкурентоспособности банка возможно в российских реалиях   только при эффективно управлении банковскими ресурсами. Интегрированным показателем оценки эффективности управления ресурсами банка является показатель устойчивого роста доли добавленной стоимости банка в валовом региональном продукте [4].

Модель повышения конкурентоспособности банка включает в себя повышение конкурентоспособности в трех направлениях: повышение эффективности использования ресурсных конкурентных преимуществ, повышение конкурентоспособности банковских услуги повышение конкурентоспособности управленческих решений.

Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина определяют совокупный конкурентный потенциал как «степень мощности, уровень возможностей для обеспечения своей конкурентоспособности, обусловленные имеющимися в распоряжении предприятия ресурсами и способностью предприятия к их эффективному использованию и воспроизводству» [5]. Все составляющие общего потенциала банка, в соответствии с концепцией сбалансированной системы показателей (BalancedScorecard), можно сгруппировать в четыре аспекта деятельности банка, каждый из которых имеет собственную цель:

  1. финансы – максимизация прибыли — основной фактор, влияющие на экономические свойства (финансовый и инвестиционный потенциалы банка);
  2. клиенты — работа с постоянными клиентами,   непрерывное расширение клиентской базы новыми клиентами   с высокой и потенциально высокой ценностью (маркетинговый потенциал банка);
  3. кадровые – клиенториентированность персонала, постоянное обучение и развитие (кадровый и интеллектуальный потенциал банка)
  4. внутренние бизнес-процессы – обеспечение конкурентоспособности банковских услуг (инновационный, технологический, операционный и информационный потенциалы банка)

В качестве критериев оценки эффективности управления  ресурсным потенциалом в системе обеспечения конкурентоспособности выделим:

1.степень оптимизации структуры ресурсной базы. Рациональная структура должна при минимальных затратах на собственное формирование обеспечивать необходимый уровень ликвидности, при этом размер получаемой прибыли должен быть достаточным для непрерывного развития банка

  1. минимизация банковских издержек при прочих равных условиях;
  2. превышение  прибыли от труда персонала над затратами, высокая самоотдача персонала.

Степень развитости  банковского сектора  страны в целом   все в большей мере зависит от качества использования ресурсного потенциала коммерческих банков. На банковскую систему  возложены  функции  оказания  поддержки структурной перестройке экономической системы страны.

Сегодня к системным проблемам  неравномерного развития экономики регионов России добавился экономический кризис, санкции стран Запада, обвал цен на нефтяном рынке. Банковская система является определяющим фактором состояния экономики страны, преодоление проблем ее функционирования даст мощнейший толчок для выхода страны их кризиса в целом.

Список использованных источников

  1. Бычков А. А. Банковский сектор России под влиянием кризиса 2014–2015 годов / А. А. Бычков, Д. А. Подлинных // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 548-551.
  2. Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент, Изд-во «Акалис», 2011 г., C. 88
  3. Панасенко А.А. Организационно-экономический механизм формирования ресурсной базы банка [Электронний ресурс]. — http://www.stattionline.org.ua/ekonom/60/8142-organizacionno-ekonomicheskij-mexanizm-formirovaniya-resursnoj-bazy-banka.html
  4. Фоменко И. И.     Ресурсы коммерческих банков: особенности формирования и управления на региональном рынке (на примере Оренбургской области) [Текст] : автореф. дис. канд. экон. наук : 08.00.10 / И.И. Фоменко. — Оренбург, 2004.
  5. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 91 с.
  6. Каплан, Р. С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон; пер. с англ. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 320 с.
  7. Абаева, Н. П.Конкурентоспособность банковских услуг / Н. П. Абаева, Л. Т. Хасанова; под ред. Н. П. Абаевой. – Ульяновск : УлГТУ, 2012. – 118 с.

 

Автор: Тагир

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2851

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке