Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Социология как наука – предмет, объект и цель

Социология 18.09.2021 0 7179 Нашли ошибку? Ссылка по ГОСТ

Социология, как наука, систематизирует и обобщает знания о социальной стороне жизнедеятельности человека прошлых поколений и представителей современности. В этой статье, вы узнаете, что такое социология, как она работала в прошлом и настоящем.

Социология как наука – предмет, объект и цель

Что такое социология?

В переводе с латинского социология – это наука, учение об обществе, социуме.

Социология как понятие трактуется узко и широко. Под социологией понимается область научного знания, которая исследует поведение масс. Другое определение трактует, что наука изучает общество как систему. В третьем акцентируется внимание на том, что социология изучает жизнедеятельность человека только в социальном аспекте.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Предмет, объект и цель

Объект и предмет социологии не может быть конкретно определен. Потому как исследовательские взгляды на этот вопрос разнятся. Не существует общепринятой и признанной теории.

Предполагается, что объектом исследования социология является общество, как целостная система. Совокупность взаимосвязей, тенденций поведения, социальных сетей и связей и т.д.

В научной литературе под предметом социологии можно понимать:

  • Общество, как социальная структура. Ее элементы и функции.
  • Социум, как независимая структура, подчиненная собственным законам существования.
  • Социальное поведение, как отражение взаимосвязи между внутренними содержанием и внешним проявлением человека.
  • Факты о социальной стороне жизнедеятельности человека, присущие общности.

Также в качестве предмета рассматриваются субъекты общества: индивиды, социальные большие общности, малые группы и т.д.

Целью науки является исследование состояния социальной реальности, определение закономерностей и выявление проблем.

Функции социологии

Познавательная. Обогащает науку знаниями о сущности социальных действий, явлений, о взаимосвязях между явлениями, о текущем состоянии развития проблемы и т.д.

Прикладная. Наука нацелена на решение проблем социальной действительности.

Контроль. Собранные с помощью социологического исследования данные необходимы органам власти. На их основе принимаются стратегические решения, выбираются способы решения проблем.

Прогностическая. Социологи на основе исследований и статистики способны строить прогнозы.

Воспитательная. Наука изучает духовно-нравственные вопросы, доносит знание до масс.

Социально-техническая. На основе результатов проведенного социологического исследования организации при наличии проблем в управлении создают проекты модернизации работы и деятельности.

Идеологическая. Социологическое знание позволяет сформировать индивидам мировоззрение.

История социологии

Законы социологии произошли из философии немецких и французских исследователей, философов.

Основоположником науки считается О.Конт. Французский философ в 1842 году опубликовал трактат, в котором описал социальную сторону событий, происходящих в этот период времени в Европе. О.Конт рассказывал о войнах, революциях и конфликтах масс.

Работа получила название «Курс позитивной философии». Ее содержание обосновывало необходимость появления нового научного знания. В этом труде впервые прозвучал термин «социология».

Теоретические основы науки были заложены во второй половине 19 века. Классиками признаны Г. Спенсер (представитель направления эволюционизм), Э.Дюркгейм (позитивист), М.Вебер (представитель понимающей социологии) и др.

В 20 веке научное знание пополняли труды К.Маркс. Становилась школа российской социологии. Известными именами социологов того времени являются П.Сорокин, П.Лавров, Н. Михайловский и др.

Социология настоящего времени продолжает развиваться. Появляются новые течения, изучающие современные тенденции развития общества. Ключевая цель современных социологов: систематизировать имеющийся опыт и объединить теоретические и прикладные знания.

Теоретическое и эмпирическое знание в социологии

Социологическое научное знаний делится на теоретическое и прикладное.

Теоретическая часть науки состоит из фундаментальных, научных изысканий и проблем. Нацелена на формирование нового научного знания о социальной стороне жизнедеятельности обществ, индивидов и социальных групп. Описывает социальные факты, определяет и объясняет причины возникновения.

Теоретические знания пополняются благодаря вторичному анализу уже имеющихся знаний и новым данным из прикладной социологии.

Прикладная социология изучает социальную реальность на основе новых полученных данных. В рамках прикладной социологии ученые проводят эмпирические исследования, нацеленные на изучение конкретного объекта социальной реальности, социального явления, процесса.

В ходе формирования программы эмпирического исследования ученые обращаются к уже имеющейся базе знаний, т.е. к идеям теоретической социологии. Соответственно данные 2 области научного знания в науке тесно взаимосвязаны.

Структура социологического знания

Институализация научного знания предполагает формирование системы. Социология как структурированная система содержит следующие элементы:

  • Социальные факты, т.е. те научные знания, которые были получены и подтверждены, обоснованы в ходе исследования.
  • Социологические теории. Подразделяются на специальные и общие. Теории развиваются в рамках определенных методологических направлений.
  • Отраслевые теории. Подразделяются на те, что изучают конкретную сферу жизнедеятельности индивидов, те, что доказывают жизнеспособность программ эмпирических исследований, и те, что интерпретируют данные.
  • Методы – способы сбора материала и его дальнейшей обработки.

Социология как система является самостоятельной, потому как имеет собственные методы исследования.

Методология социологии

О.Конт утверждал, что научные исследования должны быть основаны на проверенных методиках. Тех, что дают точную, достоверную, надежную информацию.

В методологическом багаже социологического знания находятся как социологические, так и междисциплинарные методы исследования.

Все методы делятся на 2 категории:

Количественные. Для данной категории характерно: большое количество людей, привлеченных к участию в исследовании, количественные методы обработки информации (определение среднего значения, количественное соотношение ответивших тем или иным образом и т.д.), работа со статистикой. Цель проведения количественного исследования – получение ответа на вопросы: Сколько? Во сколько раз больше?

Качественные. Отличительные характеристики качественных исследований противоположны характеристикам количественного типа исследований. Соответственно качественные методики призваны ответить на вопрос: Почему? Как?

Количественные методики исследуют вширь, качественные вглубь.

К количественным методам относятся

Анкетирование. Инструмент проведения исследования – анкета. Анкета состоит из вопрос по одной тематике. Вопросы имеют варианты ответов. Отвечающему нужно лишь выбрать тот вариант, что наиболее точно соответствует его мнению.

Критерием отбора респондента являются социально-демографические характеристики.

Контент-анализ. На основе имеющихся данных (из статей, интернет-ресурсов) исследователь определяет актуальность тематики исследования. Определяет настроение масс относительно тематики, окрас, с которым тема подается. Ключевые слова, которые описывают исследуемый объект. В заключении у исследователя формируется семантическое ядро, состоящее из ключевых слов, описывающих объект исследования. Близость к ядру определяется частотой использования слова в источниках.

Анализ документов. В имеющихся документах исследователь находит информацию, связанную с объектом исследования. Количественно описывает характеристики объекта.

Анализ документов как метод обладает высокой степенью надежности. Потому как в качестве источников информации могут выступать только подтвержденная статистика, официальные бумаги и сведения.

Эксперимент. В лабораторных условиях воссоздается естественная для объекта среда. Затем в эксперимент включается внешний фактор, который будет влиять на объект. В ходе наблюдения исследователь отмечает изменения в поведении и характеристиках объекта при внедрении факторов влияния. Эксперимент нацелен на подтверждение либо опровержение ранее составленной исследователем гипотезы. Как количественный метод предполагает определение изменения характеристик исследуемого объекта при внедрении внешнего фактора в показателях.

Качественными являются

Наблюдение. В ходе наблюдения за объектом исследователь отмечает отличительные, примечательные характеристики. Выявляет особенности, которые способны дать ответ на исследовательский вопрос.

Интервью. Схоже с анкетированием. Потому как также имеет заранее разработанный инструмент для проведения. Если у анкетирования – это анкета, то у интервью – это гайд. В гайде описаны подтемы разговора и примерные вопросы. Также в гайде могут быть отмечены уточняющие вопросы, которые модератор может задать по ходу беседы. В ходе интервью.

В интервью принимают участие типичные представители определенной общности. Обладатели характеристик, которые важны для исследования. К примеру, исследуется система образования. Интервью можно провести с родителями обучающихся, с обучающимися и с преподавателями. Потому как каждый из них участвует в системе образования.

Вопросы интервью отличаются от вопросов анкеты. Они нацелены на размышление, получение глубинной информации.

Фокус-группа. Данный метод исследования предполагает отбор участников исследования. Главное условие – участники не должны быть экспертами в теме исследования, не должны быть задействованы в той сфере, с которой связана тематика.

Участники исследования условно делятся на 2 группы. Группировки должны отличаться по социально-демографическим характеристикам и мнению.

Цель фокус-группы – создать дискуссию, в рамках которой исследователь сможет уловить все многообразие мнение по заданному вопросу. Поэтому вопросы, подготовленные для фокус-групп должны быть спорными, нацелены на размышление.

Чтобы в ходе проведения исследования между участниками не возникали конфликты, исследователь должен контролировать процесс. Предоставлять возможность высказаться всем участникам, не позволять рукоприкладствовать и оскорблять.

Современными методами изучения являются:

Краудсорсинг. Метод можно отнести к числу количественных. С помощью средств массой информации, социальных сетей исследователь привлекает к решению проблем широкие массы. Чтобы участие для масс было привлекательным, вопрос должен быть актуальным и востребованным. В некоторых случаях за участие предлагается вознаграждение от заказчиков исследования. Пример: администрация г.Москва часто использует данный метод для решения городских проблем.

Мобильная этнография. Это также опосредованный мобильным устройством способ исследования. Нацелен на определение особенностей, закономерностей в поведении определенных социальных групп.

В ходе исследования участники активно используют разные форматы подачи материала. Делятся снимками, аудио и видеозаписями. Ежедневно формируют отчет для модератора. Общение участников проходит в социальных сетях либо мессенджерах.

Мобильная этнография предполагает отдачу от участников. Чтобы участники были заинтересованы в исследовании, заказчики выплачивают им заработную плату.

Пример: исследование о потребительской корзине среднестатистической семьи по фотографиям мусорного ведра.

Полезные источники

Абрамова, С. Б., Антонова, Н. Л., Меренков, А. В., Меренков, А. В. Власова, О. И. (2020). Методология и методы социологического изучения социальных изменений: учебное пособие. Издательство Уральского университета. http://elar.urfu.ru/handle/10995/82487

Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 1998.— 208 с.

Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник: учебник / Издательство: Москва: ИД «ФОРУМ». 2008. – 240.

Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУНиПТ, 2010. – 292 с.

Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие / Ш.Ф. Фарахутдинов. Москва: ИНФРА-М, 2021. — 231 с.

Социология : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. С. Тургаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 397 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).

 

 

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите CRTL + Enter
Аватар
Елена М.
Редактор.
Сертифицированный копирайтер, автор текстов для публичных выступлений и презентаций.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

7179
Закажите помощь с работой

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *