Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Гражданская активность как механизм формирования патриотизма у молодежи в современной России (социологический аспект)»

Молодежь — это основной ресурс общества. Именно через молодое поколение общество воспроизводит и развивает себя. Поэтому молодежь требует к себе особого внимания как со стороны социума, так и — государства.

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие патриотизма и механизмы его формирования .

1 Содержание понятия “патриотизм” и его консолидирующая роль в обществе

.2 Механизмы патриотического воспитания в России и их специфика

.3 Роль гражданской активности в формировании патриотизма у молодежи

Глава 2. Исследование и состояние патриотического воспитания в России

.1 Показатели оценки успешности проведенных работ по патриотическому воспитанию

.2 Уровень патриотического настроя молодежи в современной России и его взаимосвязь с гражданской активностью

Заключение

Список использованной литературы

Приложения  
Введение

Молодежь — это основной ресурс общества. Именно через молодое поколение общество воспроизводит и развивает себя. Поэтому молодежь требует к себе особого внимания как со стороны социума, так и — государства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Молодым поколением принято считать социально-демографическую группу, находящуюся на этапе становления социальной и психофизиологической зрелости или, по-другому, подготавливающеюся к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастными границами молодежи принято считать возраст от 14 до 30 лет.

Основная отличительная черта молодого поколения — необходимость усвоения знаний и навыков, а также первые попытки их применения на практике. Люди этой группы находятся в постоянном поиске своего места в социальной структуре и подвержены влиянию со стороны семьи, друзей, образовательных учреждений, СМИ, государства, общества в целом. Необходимость выбора и противоречия — вот что присуще молодежи.

Находясь в переходном состоянии молодое поколение сталкивается со множеством проблем. Одна из них — это духовность. Именно потеря молодежью нравственных ориентиров в современном обществе является основной проблемой, которая волнует исследователей на протяжении нескольких последних десятилетий.

Так, по мнению большинства россиян, наше общество уже долгое время находится в состоянии нравственного кризиса. И молодежь оказывается наиболее подверженной негативным моральным тенденциям4. Хотя нынешнее молодое поколение, по сравнению с 2000 гг., считается более трудолюбивым и целеустремленным, среди основных его целей, по мнению россиян, — карьера, образование, деньги и материальный достаток. Также, несмотря на положительную динамку последних лет, немало опрошенных говорят о преобладании у молодежи таких черт, как невоспитанность, наглость, безнравственность5. Популяризация таких понятий как потребление и насилие, а также их оправдание прессой, приводит к еще большему упадку нравственных и ценностных ориентиров.

Исправить сложившуюся ситуацию может только всестороннее развитие молодежи и преодоление кризиса идентичности, который проявляется в неспособности молодых людей критично оценивать происходящие в мире события и планировать будущее, в силу недостаточного внимания со стороны социальных институтов освоению молодежью российских традиций, норм, ценностей. Незнание своей истории, культуры, литературы — приводит к упадку заинтересованности делами страны, отсутствию интереса к ее развитию и нежеланию трудиться на благо общества. Происходит отчуждение, лучшим лекарством от которого может стать поднятие уровня патриотизма.

Век, в котором основой жизни становится информация, кардинально отличается от всех предыдущих. Имея открытый доступ к Интернету и другим источникам получения интересующих человека сведений, мы открыли для себя мир, который наполнен разнообразными данными. Однако эта информация никем не сортируется и, не имея сформированной и надежной базы знаний, очень сложно понять, где правда, а где ложь, что правильно, а что нет. Поэтому В.В. Путин в своем выступлении подчеркнул, что в современном мире исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности являются сферой жесткой конкуренции, противоборства и хорошо продуманной пропагандисткой атакой. Это новая, основная форма соперничества. Справиться с подобными методами борьбы, можно только создав сильное и мощное государство, в котором люди точно знают, что такое мораль и нравственность, обладают высоким уровнем осведомленности, любят свою Родину и чтят память своих предков.

Патриотизм как раз и выступает наиболее значимой и неизменной ценностью, присущей всем сферам жизни общества и государства во все времена. Это самое значимое духовное состояние личности, которое говорит о высоком уровне развития и проявляется в активно-деятельностной реализации на пользу Отечества.

В словаре В. Даля также представлено определение патриота, которое трактуется как ревнитель или защитник интересов Родины.9 Отсюда следует, что главной характеристикой патриотизма является готовность и способность человека действовать во благо и на пользу своей страны. Согласно выше сказанному, отмечаем, что любовь к Отчизне залог стабильности и процветания общества, государства, а также готовность граждан защищать свою Родину.

Таким образом, можно заметить, что патриотизм тесно связан с таким понятием, как гражданская активность. Которую мы будем рассматривать, как совокупность социальных действий, в числе которых трудовая, познавательная, нравственная, общественно-политическая. Вся эта социальная активность направлена на пользу общества и заключается в успешном выполнении не только роли Гражданина, но и всех остальных социальных ролей10. Отсюда, делаем вывод, что понятие гражданской активности в нашей работе будет совпадать с социальной активностью молодежи.

Повышение социальной активности граждан является важным механизмом поднятия уровня патриотизма. Так вовлечение жителей в решении местных и общегосударственных проблем, позволяет им почувствовать себя причастными к принимаемым решениям, а значит и возрастает их лояльность к происходящим событиям, а также поднимается уровень ответственности за судьбу Отечества11. Помимо этого, участие в общественной жизни страны, включая посещение культурных мероприятий, расширяет кругозор граждан, дает возможность улучшить свои знания в истории Родины, отечественной литературы, символики России и позволяет ощутить единство нации. Результатом становится поднятие уровня патриотизма в сознании граждан и привлечение общественности к действиям, направленным на пользу и совершенствование условий жизни в стране. Однако, важно отметить, что в нашей работе мы рассматриваем проблему поднятия уровня патриотизма путем созидательной (конструктивной) социальной активности. При этом может проявиться обратный нежелательный эффект, выраженный в иждивенческой, протестной и фиктивно-демонстративной активности. Для исключения таких ситуаций особенно важно обеспечить благоприятные условия для личностного роста молодежи и развития аналитических способностей.

Поэтому выбранная нами тема исследования является особо актуальной в современное время и приобретает все большую распространенность. Для нас становится важным понять, какие механизмы для воспитания патриотизма применяются в современном обществе, и каково их влияние на социум. Особенно следует уделить внимание тем способам, которые направлены на работу с молодежью, т.к. это наиболее подверженная внушению группа. Вопросам патриотизма посвящены работы многих зарубежных классиков, таких как Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, М. Вебер, Ю. Хабермас. В России большой вклад в изучение патриотического воспитания внесли B.C. Соловьев, И.А. Ильин, А.В. и В.Д. Маслихины и др.

Поставленная нами цель состоит в том, чтобы выявить какова роль гражданской активности как механизма формирования патриотизма.

Основные задачи заключаются в следующем: раскрыть содержание понятия “патриотизм” и рассмотреть его консолидирующую роль в обществе, ознакомиться с имеющимися механизмами патриотического воспитания молодежи в России и их спецификой, отметить роль гражданской активности в формировании патриотизма у молодежи, представить показатели оценки успешности проведенных работ по патриотическому воспитанию, а также определить уровень патриотического настроя молодежи и перспективы его дальнейшего роста в современной России.

Объектом исследования выступают механизмы формирования патриотизма в современной России.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

А предметом является гражданская активность как механизм патриотического воспитания молодежи.

При проведении нашего исследования для проверки выдвигаются следующие гипотезы:

1.       Большинство молодых людей считают себя патриотами.

2.       Государственный патриотизм находится на самом низком уровне, по сравнению с местным и российским.

3.       Деятельностный патриотизм в России преобладает над когнитивным и аффективным.

4.       Гражданская активность наиболее высока в познавательной деятельности.

5.       Лишь небольшое число граждан вовлечено в общественно-политическую деятельность.

6.               Участие в нравственной и трудовой деятельности патриотической направленности находится на одинаково низком уровне.

7.       Уровень патриотизма зависит от уровня гражданской активности.

В качестве теоретической основы исследования были рассмотрены диссертационные работы М.Я. Курганской, О.Е. Чуйкова, М.А. Ешева, В.А. Ружа, В.А. Минакова, В.Л. Дубровина и др.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе определяется роль патриотизма в жизни общества и механизмы его формирования, среди которых особое место отводится повышению гражданской активности молодежи. Во второй главе рассматриваются показатели успешности применения программы патриотического воспитания молодежи и исследуется уровень патриотического настроя в современной России.

Глава 1. Понятие патриотизма и механизмы его формирования   1.1 Содержание понятия “патриотизм” и его консолидирующая роль в обществе

Условием появления и развития понятия патриотизма служит существование самобытных отечеств, в рамках которых складываются относительно замкнутые территориальные общности людей с уникальной системой ценностей и своеобразным образом жизни.

Первые компоненты патриотизма имели место еще в глубокой древности, находя выражение в виде привязанности человека к природной среде своего обитания. Что послужит в дальнейшем возникновению такого понятия, как местный патриотизм, когда люди привязаны к своей “малой родине”: улице, деревне, городу. Это базовое чувство и стремление человека иметь свой дом, семью и ощущать безопасность в стенах того места, где родился, вырос и живешь.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В комплексе с территориальной привязанностью формировалась также приверженность к условиям и особенностям жизни, составляющими социокультурную среду отечества. Здесь, в большей степени, на формирование патриотического сознания оказывает влияние этническая (родоплеменная, национальная) общность и религиозная конфессия. Играет роль их исторический опыт и традиции, а также характер и состояние межнациональных и межконфессионных взаимоотношений. Все это откладывает отпечаток на содержании и формах проявления патриотизма. Отсюда появление понятия “большая родина” или “российский патриотизм”.

С появлением же государства наступает важный и новый этап в понимании патриотизма, результатом становится такая форма обозначения, как “государственный патриотизм”. Здесь, государство, независимо от воли людей, начинает играть значимую роль в жизни общества и в том числе становится одним из основных субъектов воспитания патриотизма. В рамках этого подхода учитывается отношение к государству и государственной власти в отдельности и к политической среде в целом.

Таким образом понимание патриотизма зависит и от исторических условий и конкретной ситуации. В обществе может проявляться безусловная поддержка существующего политического режима или его абсолютное неприятие. На уровне общественной психологии может сформироваться так называемый “квасной патриотизм”, характеризующийся самолюбованием, стремлением к закрытости и националистическими настроениями. Отсюда такие нездоровые формы патриотизма как гиперпатриотизм или искажение (парапатриотизм). Страшным примером усиленного и искаженного патриотизма является национализм и такие его последствия как экстремизм и фашизм (например, в Гитлеровской Германии). И наоборот, ослабление патриотизма вплоть до полной его утраты (гипо- и апатриотизм).

Здесь следует отметить появление идеи космополитизма. Идеология мирового гражданства или космополитизм отрицает национальный и государственный суверенитет, и нигилистически относится к национальной культуре и традициям. И хотя идеи данной концепции кажутся прямо противоположными патриотизму, мы тут же сталкиваемся с противоречием.

Опыт, такой сильной мировой державы как СССР, показал, что интернационализм в совокупности с патриотизмом, могут стать эффективными в своем сочетании. Об этом писал еще И. Кант: «Разум дает нам закон, на основании которого инстинкты, поскольку они слепы и дирижируют животностью в нас, должны быть заменены максимами разума. Чтобы искоренить национальное ослепление, его должны заменить патриотизм и космополитизм».

Из проанализированного материала ставится ясно, что сложно столкнуться с более многогранным понятием, чем патриотизм, и поэтому социологическая наука сегодня не может дать нам его однозначного определения. Но вполне реально, согласно множеству проведенных научно- исследовательских работ, выделить несколько основных подходов к рассмотрению патриотизма. Обобщая, приводим 4 актуальных концепции, применяемые на практики на данный момент.

Первый подход, основывается на субъектно-объектном отношении социальных субъектов и государства. Здесь объектом выступает Отечество как комплекс элементов природы и социальной среды определенного общества в силу уникальности географических и политических, а также иных условий, создающий базу для единения граждан и социальных групп. Субъектом же являются все социальные образования: личность, слои, классы, нации, большие и малые группы и другие общности. Все перечисленные субъекты способны проявлять свою активность в разных сферах общества, таких как экономическая, политическая, военная и др. Важным моментом здесь является ценностная программа субъекта, которая не только сказывается на его восприятии жизни, но и влияет на его действия. Патриотизм в этом случае характеризуется преданностью государству, например, как чувство долга и тогда патриотизм выступает одним из измерений взаимоотношений между обществом, государством и личностью. Но важно, что личность при этом является приоритетным явлением. Учитывается уже сформированное ранее отношение к патриотизму. Известно, что понимание патриотизма человеком закладывается еще в детстве и складывается из воспитания в семье, отношения к данному вопросу ближайшего окружения (имеются ввиду друзья, знакомые), полученного социальный опыты в образовательных учреждениях, сведений, предоставленных СМИ, знания родной истории, литературы, музыки, языка, а также других факторов. При этом государство и общество рассматриваются в качестве вспомогательной структуры, помогающей обеспечить всестороннее развитие личности и ее самореализацию.

Однако в этой концепции становится важным разрешить пространственный вопрос. Понятие патриотизма, как любви к Отечеству, трансформируется в любовь к государству и как следствие режиму или же, наоборот, в привязанность к дому, непосредственно тому месту, где родился и вырос. Поэтому вводится определение малой и большой Родины. Большой является страна, где человек родился и проживает, сюда же включается и малая. Малая Родина же-это только место (город или село), близкое нам и постоянное в воспоминаниях, где происходило становление индивида. Отсюда деление на государственный, российский и местный патриотизм. Человек отождествляющий себя с государственным патриотом, прежде всего, ценит и уважает интересы государства (отношение личность-государство).

В случае с российским или федеральным патриотизмом, мы в большей степени, связываем его с эмоциональным миром человека. Здесь его духовно- нравственной основой является понятие Родины, осознание патриотического опыта и истории его народа. Местный или региональный патриотизм начинается с любви к семье и близким, к малой родине, а также духовной культуре своего народа.

Второй подход заключается в рассмотрении патриотизма в качестве феномена общественного сознания. И хотя, патриотизм является частью как общественного, так и индивидуального сознания, нас будет интересовать его коллективный аспект. Здесь, под патриотизмом будет пониматься национальная и государственная идея единства и индивидуальности данного народа. Основой станет знание и понимание истории и культуры конкретной нации, особенности традиций, стереотипов, нравов. В индивидуальном сознание это проявится как любовь к Родине, гордость за нее, стремление узнать больше, понять и улучшить будущее страны. Важным становится учесть, что, безусловно, потребности и интересы как у индивидов, так и у социальных групп, отличаются и могут проявляться в различной политической идеологии, религиозной вере и творчестве.

Следующий подход требует особенного внимания и заключается в темпоральных характеристиках патриотизма. Здесь мы будем выделять прошлый, настоящий и будущий патриотизм. А также некоторые авторы, говорят о правильности выделения натурального и исторического патриотизма. Первый вид характеризуется привязанностью к ближайшему пространству и времени, т.е. неразрывно связан с родственной привязанностью и конкретному месту проживания. Второй же, поддерживается связью с прошлым, зачастую неосознаваемой до конца, тут речь не о точном знании истории, а внутреннем чувстве, постижении связи с прошлом. На основе временных характеристик появляется интересный феномен бюрократического патриотизма. Здесь патриоты заботятся о поддержание памяти прошлых военных побед России, путем регулярных проведений торжеств, посвященных памятным датам. А также либеральный патриотизм, заботящийся об экономическом благополучии и быстрой выгоде здесь и сейчас.

Последний, выделяемый подход, называется социокультурным. Здесь патриотизм изучается как ценностная ориентация социальных общностей, включая молодежь, исследуемую нами группу. И раз мы рассматриваем патриотизм в качестве духовной ценности, последствием становится возникновение разных отношений субъектов, проявляющихся в форме их ценностных ориентаций.

Для лучшего понимания этой концепции, следует выделить основные ее компоненты.

А именно:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

·        Аффективный патриотизм — определяется здесь как социальное чувство или нравственный политический принцип, где основой становится любовь к Родине, преданность и гордость за него; как ценностная ориентация, где главным является ценностное отношение личности и Отечества, нравственно- эмоциональная связь, а также схожесть историко-культурных и географических характеристик.

·        Когнитивный патриотизм — связан с рефлекторной и оценочной функцией субъектов. На основе имеющейся информации человек старается осмыслить и объяснить свое отношение к Родине.

·        Конативный или деятельностный патриотизм — основывается не только на чувствах, как аффективный, и не на размышлениях, как когнитивный, но и проявляется в осознанной деятельности, заключающейся в практическом проявлении любви.

Отметим, что деятельностный аспект патриотизма наиболее важен для социальной науки. Именно действия субъектов патриотизма меняют нашу действительность, как в лучшую, так и в худшую сторону, в той ситуации, когда идея патриотизма искажается и на деле начинают проявляться противоестественные, незаконные акты националистической окраски. В любом случае имеет место связь конативного измерения с волевым поведением и осознанием мотива.

Таким образом, следует говорить и о идентификационном измерение, связанном с триадой “ценности-знания-практика”. Также возникает необходимость выделения интернационального или потребностно-мотивационного компонента. Ведь именно потребности, интересы и воля главным образом влияют на выбор бедующего поведения.

С учетом всех компонентов социально-культурного подхода, можно говорить о его всеохватывающем характере, а значит и о эффективности применения в социологическом анализе и исследованиях.

Ознакомившись с основными концепциями понимания патриотизма можно сделать важный вывод, что, несмотря на разночтения, патриотизм неотъемлемая часть всей нашей жизни, политики государства и власти, а также основа социальной консолидации общества. Именно объединяющая, интегрирующая роль патриотизма в обществе становится ключевой и наиболее важной для многих страны, в том числе и для России31. Во все времена, патриотизм являлся основой, способствующей консолидации разных слоев общества. Патриотизму у всех народов всегда отводилась значимая роль в разрешении проблем личности, социума и самого государства.

Так, идея патриотизма становится основой объединения общества перед лицом общего врага. После освобождения страны от Монголо-татарского ига и формирования единого государства патриотические идеи становятся одной из важных форм проявления государственного патриотизма, а также важнейшим направлением в деятельности как государственных, так и общественных институтов. Защита нашего Отечества от внешней угрозы, в силу исторических обстоятельств, является важной ценностью русского общества. Поэтому при изучении национального самосознания и менталитета в России необходимо учитывать представления нашего народа о войнах. Именно в периоды военных действий происходит осмысление общенациональных и патриотических задач и интересов. На протяжении войны и после в восприятии событий принимают особое участие национальные, религиозные и патриотические черты самосознания.

Как видно из практики, проявления патриотизма в сложные периоды, например, во время войн, социальных конфликтов, революций, стихийных бедствий, наиболее важны для сохранения единства и возвращения к стабильности, а также отмечаются особыми благородными порывами и жертвенностью. Патриотизм становится той идеей, которая помогает пережить самые тяжелые потрясения и уменьшить социальные напряжения граждан. Поэтому патриотическая идея в нашей стране всегда оперирует обращением к героическому прошлому народу, историческими фактами и событиями, передаваемыми из поколения в поколение.

При всем при этом, важно отметить, что российский менталитет отличается духовностью, соборностью и державностью33. Сформировавшийся на основе Православия патриотизм россиян тесно связан с религией. Церковь всегда оставалась основой социального бытия русских людей, их самосознания и ментальности. В качестве главных ориентиров в русском сознании выступали не материальные, а духовные приоритеты, такие как справедливость, самоограничение, правда. Духовный фактор ярко проявлял себя как в мирное, так и военное время.

Соборность наших граждан всегда выражалась в коллективизме, товариществе и взаимовыручки. Державность находит свое воплощение в идеи создания мощного государства и защите его от внутренних и внешних врагов. Эта идея остается приоритетной и по сей день. Так присоединение Крыма вызвало убежденность граждан в том, что Россия сильная и волевая страна, способная идти наперекор международной общественности, отстаивая и защищая интересы своих соотечественников. Это идея поддерживается и дальнейшими действиями руководства страны, которые показывают, что наша страна не согласна ради экономических благ отступать от своих целей и понятий. Также актуализировалась роль России, как мессии. Россияне верят в то, что приоритетным остаются жизни наших русскоязычного населения, даже если они проживают за рубежом. Борьба с мировым терроризмом хотя и оценивается по- разному, но продолжает оправдывать стремление к справедливости и безопасности35.

И хотя современное российское общество в некоторых вопросах подтверждает неизменность своих взглядов и убеждений. Россия находится на перепутье, в рамках необходимости стратегически важного выбора. Как никогда значимым становится объединить общество перед лицом мировых вызовов (терроризм, экономические санкции, гонка вооружения) и выбрать то направление, в котором страна будет развиваться дальше, а также привлечь граждан к участию в построении сильного и независимого общества и государства.

Для этого следует наладить взаимодействие общественности и социально- политических институтов, дать возможность людям участвовать в жизни страны, а также чувствовать свою нужность. Необходимо комплексное воспитание молодежи и ее развитие по всем направлениям (знание родной истории, литературы, традиций, символики государства, улучшение спортивной подготовки, обеспечение участия в делах государства, привлечение к общественно-значимой работе и др.). Главной целью должно стать воспитание эрудированных, способных к анализу граждан, чьи интересы и действия будут направлены на укрепление общества, страны и всего государства в целом.

Исследования показали, что национальная идея позволяет объединить разобщенное общество, повысить лояльность граждан к действиям властей и сместить внимание с актуальных проблем существования на патриотические воззрения и идеалы. Так В.В. Путин на встрече с предпринимателями заметил, что в России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Данные слова главы государства подтверждают актуальность вопроса и заинтересованность власти, а также всех других социальных институтов в поднятии патриотического духа страны. Сейчас появилось множество патриотических организаций, сайтов, мероприятий, многие из которых нацелены на работу с молодежью. Все они подчинены единой идеи, того что наш священный долг — быть верными великим ценностям патриотизма, хранить память о подвиге отцов и дедов, чтить наших ветеранов. А также быть готовыми критически воспринимать происходящие события и отстаивать интересы страны36.

Таким образом, подводя итог, можно заметить, что идея патриотизма также противоречива, как и его определение. Основной ее недостаток в России заключается в отсутствии явной границы между самобытностью исторического пути России и ее роли в становлении многообразной мировой цивилизации, где наблюдаются значительные различия форм государственности и религиозности. При этом в нашей работе мы будет придерживаться социокультурного понимания патриотизма. И основной интерес для нас представлять способы поднятия уровня деятельностного патриотизма. Любовь граждан к Родине и желание изменить жизнь к лучшему позволяют стране стать сильнее и независимее от внешних условий, а патриотические настроения помогают обществу быстрее справиться как с социальным кризисом, так и с индивидуальным. Поэтому именно в сложный для себя период Россия как никогда нуждается в выработке единой и гармоничной идеологии патриотизма. Так большим успехом в этом процессе стало принятие и осуществление на практике государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

1.2 Механизмы патриотического воспитания в России и их специфика

Проанализированный выше материал позволяет нам в общем виде описать патриотизм как любовь и преданность своему Отечеству, характеризуемую стремлением служить интересам своей страны, проявлять готовность добровольно, вплоть до самопожертвования защищать ее в случае необходимости. Также стало принято, что патриотизм является важным элементом любого благополучного общества и формируется под влиянием множества факторов. И для начала мы выделим основные субъекты патриотического воспитания, их функции и способы влияния на человека.

Первым и ключевым элементом формирования патриотизма является семья и те ценностные ориентиры, которые разделяются ее членами. С детства мы привыкаем к своей малой Родине, впитываем взгляды и традиции, принимаемые родителями и родственниками, а самое главное учимся говорить и мыслить на родном языке. Впервые знакомимся с историей семьи, а затем и всей страны. Именно мировоззрение родителей и членов семьи, их личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция являются самыми сильнодействующими факторами патриотического воспитания. Через призму сформированных семьей ценностей продолжится наше дальнейшее восприятие мира и существование в целом.

Следующим нашим социальным опытом становится знакомство с образовательными структурами: детский сад, школа, колледж, институт. Центры дополнительного образования, в том числе на базе библиотек. Здесь мы начинаем писать, читать на русском языке. Знакомимся с конкретными историческими событиями, литературными произведениями, искусством. На каждом этапе мы находимся под влиянием тех идей, которые стремятся до нас донести воспитатели, учителя, преподаватели. Сначала мы воспринимаем полученную информацию, как данность. А потом впервые начинаем критически мыслить и стараться оценивать полученные данные. Весь этот полученный объем знаний также ложится в основу нашего мироощущения, а значит и влияет на то, как мы в дальнейшем будем понимать значение таких слов, как Родина, патриотизм, долг, гражданин, совесть и многих других базовых ценностей.

В этот же период мы получаем опыт социальной коммуникации с нашими сверстниками. От того, насколько успешным и благоприятным он был для нас — зависит дальнейшее восприятие жизни, общества и ассоциации себя с ним.

Не мало важную роль в век технологий играет СМИ и Интернет как способы получения информации. Зачастую современные дети впервые получают ответы на свои вопросы из не качественных источников информации, а из представленных журналистами статей или посредством поиска во всемирной сети.

Также велика значимость религии, которая оказывает большое влияние на формирование личности и дальнейшее ее развитие. Особое место в России отводится Церкви, хотя и, являясь мультирелигиозной страной, наша история теснее всего переплетена с Православием. Именно под влиянием Православной Церкви сложились основные традиции, духовные основы, и единение русского народа.

Помимо всего перечисленного важнейшую роль в процессе формирования патриотизма играет армия. Именно этот социальный институт общества напрямую связан с такими понятиями как долг, патриотизм, Отечество и призван обеспечить безопасность страны. Армия необходима любому государству для поддержания как внутреннего порядка, так и внешнего. Здесь в процессе обучения используется вся совокупность воспитательных воздействий на ученика, а именно убеждения, упражнения, примеры, соревнования, поощрения, принуждения. Ожидаемым результатом является воспитание граждан, культурно-развитых, знакомых с историей страны и сознательно идущих на защиту Родины, а также самопожертвование. Подготовка к службе армии должна начинать еще до поступления на службу. Среди инструментов подготовки: беседы военно-патриотической направленности, специализированные кружки, военные сборы для допризывников и т.д. Таким образом, особую роль играет взаимодействие учебных структур, на базе которых осуществляется воспитание будущих призывников, и военкоматов.

Также основным субъектом воспитания является государство и его органы. Именно роль государства и используемые им механизмы будут в рамках выбранной темы представлять для нас наибольший интерес. Так как высокий уровень здорового патриотизма (без крайних форм проявления, таких как национализм) обеспечивает лояльность граждан к неблагоприятным событиям, позволяет пережить социальный кризис с наименьшими потрясениями и обеспечивает страну защитниками, а также, в некоторых случаях, повышает приверженность действующей власти. По этой причине, вопрос о выработке единой системы патриотического воспитания стал особенно актуальным в последние несколько лет, когда общество столкнулось с кризисом в различных социальных сферах и социологические исследования зафиксировали тревожно низки показатели (чувства стыда за страну у большинства населения, низкая социальная активность, отчужденность, стремление переехать в другое место на постоянное жительство, нежелание защищать свое Отечество и т.д.). Ожидаемым результатом стало желание государственной власти вмешаться в сложившуюся неблагоприятную ситуацию, а главным ее интересом является развитии патриотических чувств и выведение их из личностной категории в общественно-значимую, а значит деятельностную и полезную.

В современной России эта деятельность осуществляется на основании Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, которая впервые была принята в 2001 году и пересматривается каждые пять лет37. Здесь под патриотическим воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, занимающихся формированием высокого патриотического сознания у граждан и гот

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

702

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке