Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Мотивы совершения молодежью туристических поездок в страны ‘Третьего мира'»

После снятия политических ограничений на выезд заграницу в 1991 году жители России стали активно путешествовать по миру. Туристическая индустрия начала стремительно расти, продавая и изобретая всё новые и новые продукты. Туризм как сфера потребления заняла свою нишу на российском рынке и продолжает развиваться.

Написание диплома за 10 дней

Оглавление

Введение

Глава 1. Основные подходы к изучению туризма в социальных и естественных науках

§1.1 Туризм как явление

§1.2 Географический подход к изучению туризма

Туристическая дестинация

§1.3 Социологический подход к изучению туризма

Факторы развития туризма и другие теории Д. Урри

И. Гофман, Д. Маккеннел «Теория закулисья (6 планов реальности)»

Типологии туристов и теория «псевдособытий»

Развлекательная индустрия в туризме

Туристические мотивации и культурные предпочтения

Игровой аспект туризма

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Выводы по социологическому подходу

§1.4 Региональный туризм

Глава 2. Методология исследования

§2.1 Задачи и предположения исследования

§ 2.2 Источники эмпирических данных

Глава 3. Мотивы совершения молодежью поездок в страны «Третьего мира»

§3.1 Стимулы туристов к совершению поездок

§3.2 Цели и ожидания от поездки

§3.3 Причины предпочтений стран «Третьего мира»

§3.4 Роль социального окружения

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

После снятия политических ограничений на выезд заграницу в 1991 году жители России стали активно путешествовать по миру. Туристическая индустрия начала стремительно расти, продавая и изобретая всё новые и новые продукты. Туризм как сфера потребления заняла свою нишу на российском рынке и продолжает развиваться.

Все эти годы, по данным Росстата, большинство россиян отдавало предпочтение близлежащим регионам: Прибалтике и Западной Европе. Туризм в данных направлениях и сейчас занимает более 50% туристического рынка в нашей стране. Однако, в промежутке с 2012 по 2015 годы постепенно и достаточно существенно увеличивается количество российских туристов, проводящих свои отпуска в странах т. н. «Третьего мира».

Под странами «Третьего мира» в данной работе будут пониматься страны с Валовым внутренним продуктом на душу населения ниже 11 950 долларов США, т.к. именно таким методом высчитываются «развивающиеся страны» в Организации Объединённых Наций.

Так, по данным Министерства культуры, Федерального агентства по туризму, за последние два года на 50 000 человек увеличилось количество россиян в Таиланде и почти на 40 000 в Тунисе. В Турции, разница доходит до 700 000 человек за 2 года. Кроме того, рейтинг 10 самых популярных для российских туристов стран, включается в себя 4 страны третьего мира, Турцию, Таиланд, Китай и Египет.

Выбирая развитые страны, турист выбирает комфорт. Хорошие отели, красивые улицы, музеи, памятники архитектуры — всё это ассоциируется с «достойным» отдыхом. В развитых странах на улицах безопаснее (особенно в сравнении с «Третьим миром»), в ресторанах чище и уютнее, сервис более отлаженный. Кроме того, европейский менталитет в должной мере схож с менталитетом россиян, что помогает в коммуникации и избавляет от излишней потери времени на решение базовых вопросов. Иными словами, сервис в развитых странах находится на достойном уровне для путешественников любого типа, как «турово-отельных», так и самостоятельных.

Страны «Третьего мира» принадлежат к другому типу отдыха и сервиса. К числу «плюсов» можно отнести стереотипы о дешевизне и отсутствии визового режима. Это верно для таких стран как Турция и Египет, так как визовый режим отсутствует, цены демократичнее, чем в других местах, а уровень сервиса по сценарию all-inclusive довольно высок. Однако, в связи с недавними политическими событиями, с осени 2015 года авиасообщение с данными странами было прекращено, что значительно затруднило возможность поездки в этих направлениях. По вышеописанным причинам было принято решение не включать в объект нашего исследования молодёжь, совершившая туристические поездки только в Турцию и Египет из стран «Третьего мира».

В остальных странах данной категории всё обстоит немного иначе. Например, для поездки в Индию необходимо получать визу в Московском визовом центре, а билеты во многие страны юго-восточной Азии, Африки или Южной Америки стоят гораздо дороже билетов в страны Европейского Союза. Так что и с финансовой стороны нельзя сказать, что предполагаемая стоимость отдыха в странах «первого» и «третьего» миров отличается принципиально. Например, билеты в Таиланд стоят от 50 000 руб.2, а в Испанию от 15 000; квартира в Стамбуле — от 601 евроночь, в Барселоне от 65. При этом, некоторые поездки в страны «Третьего мира» предполагают расходы на специальную экипировку, медицинское обслуживание до поездки, транспорт и т.д., что в итоге формирует большой бюджет. Возвращаясь к сервису, как одному из главных оценочных черт туризма, стоит представить грязные улицы Кубы или Таиланда, бедность и антисанитарию в Индии или Камбодже, подвальные помещения, которые считаются отелями и ресторанами, как желание ехать сразу пропадает. При этом статистика поездок в данные страны продолжает расти. В чем же причина такого, на первый взгляд, нерационального подхода и какова мотивация людей, отдающих предпочтение отдыху в странах «Третьего мира»?

Цель нашего исследования:

Выявить мотивы совершения молодежью туристических поездок в страны «Третьего мира». Туристические поездки предполагают отсутствие учёбы или оплачиваемой работы в стране совершения путешествия.

Объект исследования:

Российская молодёжь от 18 до 30 лет, хотя бы раз с момента достижения совершеннолетнего возраста совершившая туристическую поездку в страны «Третьего мира», не включая Турцию и Египет.

Соответствующая возрастная группа выбрана не случайно. Предполагается, что в указанном возрасте человек в наименьшей степени «связан» социальными обязанностями, чаще всего не имеет семейных обязательств, финансовых обязательств, таких как кредиты и ипотеки; а так же в должной степени предоставлен сам себе и обладает достаточным количеством времени для осуществления туристических поездок.

Предмет исследования:

Мотивы совершения молодежью туристических поездок в страны «Третьего мира».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Структура работы:

Вся дипломная работа будет поделена на несколько основных частей: Введение и актуальность проблемы исследования, в которой мы постараемся раскрыть релевантность изучения феномена туризма и его актуальности в современном мире. Далее будет следовать часть под названием «Основные подходы к изучению туризма в социальных и естественных науках», включающая в себя основные теоретические концепции и теории, относительно темы исследования, типологии туризма и туристов и прочая теоретико-литературная база, на которой построены задачи, предположения и векторы изучения всей работы. Теоретическая часть будет поделена на смысловые подразделы: Туризм как явление, Географический подход к изучению туризма, Социологический подход к изучению туризма, Региональный туризм. В рамках каждого из подразделов будут обозначены пункты, соответствующие разным теориям, явлениям и концепциям: туристическая дестинация, факторы развития туризма, типология туристов и теория «псевдособытия», игровой аспект туризма и т.д.

Теоретическая модель исследования будет графически изображать структуру работы, создавая наглядность в исследовательском процессе.

Следующей частью будет методология всей работы, т.е. методы сбора данных, тип выборки, ограничения объекта исследования: гендерные (соотношение мужчин и женщин), возрастные (от 18 до 30 лет) и их обоснования. Вслед за методологией мы проведем анализ эмпирических данных, чтобы сделать выводы и достичь цели исследования. В данном разделе будут анализироваться собранные интервью, в соотношении с теоретической базой, на основе чего будут формулироваться выводы исследования.

туристическая поездка третий мир

Формулировка выводов и итогов будет представлена в «Заключении», в котором также будут приняты или отклонены основные предположения работы.

В завершении работы будут прописаны все литературные источники, которыми пользовались авторы, в процессе написания исследования. А также будут представлены приложения: список стран «Третьего мира», один из транскриптов интервью и другие.

Глава 1. Основные подходы к изучению туризма в социальных и естественных науках   §1.1 Туризм как явление

В данной работе речь пойдёт о явлении, находящемся в ведении социологии потребления (как части экономической социологии) — о туризме. Для начала нам необходимо определить базовое определение туризма, на которое мы будем опираться в ходе своей работы.

Стоит отметить, что туризм — явление, исследуемое широким спектром наук от социологии до географии, и специалисты разных сфер дают абсолютно разные дефиниции данному термину. Даже сконцентрировавшись на одной из наук, невозможно найти единое мнение в его понимании.

Характеризуя туризм с социологической точки зрения, можно заключить следующее.

«Туризм — временные выезды человека в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, <…> с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника».

Это, так же, процесс, происходящий на индивидуальном, групповом и социетальном уровнях, акторами которого являются «туристы», то есть социальная общность людей, заинтересованная в отдыхе, досуге и его совмещении с культурной, образовательной и иными составляющими.

В своей работе мы будем опираться именно на это определение туризма, где главным ограничением является отсутствие оплачиваемой из местного источника деятельности (как рабочей, так и учебной).

В социологии туризм рассматривается как один из видов потребления, соответственно, изучается данное понятие в рамках социологии потребления и социологии туризма. При изучении данного феномена исследователи учитывают как объективные, так и субъективные критерии, влияющие на совершение акта туризма. Так, большое внимание уделяется демографическим характеристикам туриста, его происхождению, мотивациям, а так же направлениям путешествия и социальным условиям, сопутствующим туристической деятельности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Начало развития туризма можно отнести ко второй половине ХХ века, когда параллельно с развитием самого туризма зарождается и его изучение, туризм становится областью исследования таких наук как экономика, география, социология, культурология и другие. Российский туризм, по причине некоторых исторических факторов, начал развиваться несколькими декадами позже, чем европейский и американский. Поэтому, основополагающие работы по исследованию туризма с социологической точки зрения принадлежат иностранным авторам: таким как Д. Урри, Дж. Маккенелл, Е. Коуэн.
  §1.2 Географический подход к изучению туризма

Но начать нам бы хотелось не с социологии, а с географии: науки-первопроходца в изучении феномена туризма. Географический подход к изучению туризма особенный, и фокусируется он на рекреационных особенностях, природных и экономических условиях, очерчивая, таким образом, примерную картину мира. В географическом понимании турист — это «пост-актор», т.е. тот, кто вступает на рынок в самом конце и действует по критерию рационального поведения скорее как потребитель подготовленного для него продукта, чем инициатор, обладающий аналитическим мышлением и способностью принимать решения. А осуществление «подготовки продукта» происходит с помощью взаимодействия факторов и ресурсов, которыми обладает та или иная местность.

В своей работе «География Туризма» В.И. Кружалин выделяет типологию факторов, влияющих на развитие туризма в том или ином географическом секторе. Мы постараемся коротко раскрыть каждый из этих типов.

А. Генерирующие и лимитирующие факторы, т.е. те, которые влияют на развитие тур индустрии в данном регионе или на его угасание. Примечательно, что в данном контексте слово «фактор» не синонимично слову «ресурс», т.к. первый создан и управляется человеком, в то время как второй никак не зависит от человеческих решений и является ограниченным.

Основные факторы данной группы:

1.      Положение страны (рекреационно-географическое) и положение стран-дестинаций туризма (например, из Австралии в среднем сложнее выехать в соседнюю страну, чем из Германии => отрицательное влияние на туристическую статистику)

2.      Отношение власти к туризму (внимание к туристической индустрии как катализатор или финансовая нестабильность, введение визового режима как ингибиторы туристических потоков).

.        Финансовая ситуация в стране выезда (т.к. доход — один из важнейших факторов туризма)

.        Наличиеотсутствие природного наследия и культуры в стране-дестинации — как один из факторов привлекающих или отталкивающих туристов от желания посетить страну.

.        Безопасность путешествий (обстановка в стране-дестинации, угроза катаклизмов, терроризма и проч.)

.        Развитость гостиничного и ресторанного сервиса, маркетинговая стратегия продвижения туризма или её отсутствие в стране-дестинации.

.        А так же много других признаков, которые являются, на наш взгляд, менее важными для данного исследования.

Из данной картинки мы можем сделать вывод, что турист — модель рационального человека, стремящегося к прямому удовлетворению своих потребностей и выбирающего страну-дестинацию по ряду чётких критериев.

Кроме генерирующих и лимитирующих факторов выделяются так же

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В. Природные факторы12 — то есть выделение определённой отрасли туризма на данном участке территории, исходя из его природных ресурсов: грязи = лечебный туризм, порожистые реки = экстремальный туризм, пляжи = курортный туризм и т.д. Ниже представлена структурная схема природных факторов. Здесь автор так же делит все природные факторы на «благоприятные», «относительно благоприятные» и «неблагоприятные» для туризма исходя из климатических особенностей, скоростей течения рек и т.д. Не обходит Кружалин стороной и эстетическую сторону вопроса: эстетическая ценность ландшафта, чистота природы так же влияет на туризм в данном регионе. Ниже представлен график, изображающий схему основных природных факторов региона12

Рис. 1 Основные природные факторы, влияющие на развитие рекреации туризма

Г. Культурно-исторические факторы — культурная наполненность страны-дестинации, памятники, достопримечательности и другие объекты, а так же состав населения (национальный и конфессиональный), традиции, менталитет и международный имидж. Обращаясь к работе «Управление индустрией туризма» автор утверждает, что «Воздействие чужой страны и ее культуры может сказаться на расстройстве здоровья туриста в большей степени, чем перемена климата, отсутствие привычной пищи и санитарных условий»13. Более того, «разница в культурах национальностей обратно пропорциональна приспособляемости к новой культуре» 13. Иными словами, турист из Германии получит меньшее воздействие на психику, меньший культурный шок, приехав в США, чем турист из Лаоса, Перу или Сибири.

Д. Социально-экономические факторы (важно отметить, что в данной работе они выделены последним пунктом). Из факторов, относящихся к стране-дестинации здесь можно выделить

1)      экономико-географическое положение страны-дестинации (её транзитные возможности, транспортная доступность)

2)      экономический уровень страны-дестинации, наличие туристической инфраструктуры, международные связи

)        уровень цен на транспорт, питание, проживание и т.д. Туристическая дестинация

Необходимо также сказать несколько слов о туристической дестинации. Под этим термином Н. Лейпер понимал территорию (страну, город, др.), обладающую определённым уровнем привлекательности для туристов. По мнению автора туристическая дестинация должна удовлетворять следующим условиям:

1.      Иметь географические и административные границы, а также систему управления (региональный орган развития туризма)

2.      Иметь возможность предоставить туристам определённый набор услуг

.        Быть доступной для достижения (транспорт)

.        Иметь определённый международный имидж и репутацию, привлекающий туристов (в т. ч. обладать некой культурной ценностью)

5.      Иметь определённый ресурсный потенциал

Дестинации проходят несколько стадий развития, где за дотуристической стадией следует увеличение притока туристов, развитие туристической деятельности в регионе, постройка отелей, ресторанов и т.д. Однако последней стадией является упадок, связанный с потерей туристического интереса и привлекательности, т.к. люди не хотят ездить по «типичным» местам. Как только дестинация становится «типичной», она угасает.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Важно заметить, что исходя из данного подхода к изучению туризма, можно представить себе некую иерархическую лестницу, в которой страны — дестинации проранжированы по уровню соответствия определенным факторам и, исходя из этого, рациональный турист выбирает место для путешествий. Исходя из определения «дестинации», данного географами, не очень ясно, в какую категорию попадают самостоятельные путешествия или путешествия «дикарём». Считается ли дестинацией собственная палатка, установленная посреди леса? И если да, то, как это померить? А если нет, то почему, ведь актор совершает туристическую поездку, и дестинация его путешествия соответствует нескольким условиям из обязательных. При этом, здесь также встаёт вопрос исследования, почему туристическая сетка столько разнообразна и не ограничивается самыми «достойными», культурно — и природно — богатыми местами, если туризм настолько рационален? Географическое изучение действительно предлагает свой подход, ориентируясь на экономику и географию региона, но не на социальные характеристики акторов. Такой подход в должной степени недо-социализирован, и далее мы переходим к тому, как туризм изучается с социологической точки зрения.   §1.3 Социологический подход к изучению туризма
Факторы развития туризма и другие теории Д. Урри

Выше были обозначены несколько социологов, внесших свой весомый вклад в изучение туризма: Д. Урри, Д. Маккеннел и С. Лэш.

Основываясь на концепции М. Фуко, Д. Урри в соавторстве с С. Лэш выделяют два основных социологических фактора-причины развития туризма. Первый — это возрастание визуализации потребления, то есть, «человек потребляет образы, а не предметы».

Что это значит по существу?

Потребление предметов — это покупка автомобиля, дома или дачи, поход в аквапарк, чтобы прокатиться с горки. Странно представить человека, который приходит в аквапарк, платит за билет и не заходит ни в один бассейн, а просто стоит и смотрит.

Потребление образов — гораздо более глубокая категория. Зачем человек летит в США и едет на Гранд Каньон? Он не получает от этого экономической выгоды, если не брать в расчет профессиональных фотографов; он не совершает никакого действия направленного на оздоровление или обучение. Он едет туда «смотреть». То есть, Гранд Каньон — устоявшийся визуальный образ, как и многие другие точки мира. Фраза «тур по достопримечательностям» — это в гораздо меньшей степени новые знания, но возможность «посмотреть», т.е. совершить акт визуального потребления символов и образов. И это, по Д. Урри и С. Лэшу17 — один из двух главных факторов туризма.

Второй, едва ли не более важный, заключается в том, что с ХХ века в мире произошло сжатие пространства и времени, которое может быть связано с доступностью любого вида информации и любого места Земли и развитием диджитал (digital) коммуникаций. Временные и пространственные границы рушатся, мир становится похож на сеть глобальных взаимосвязей, где всё (ну или почти всё) доступно. Так и появляются «потребители-космополиты» (в терминологии вышеуказанных авторов), которые используют отсутствие границ как способ для потребления и интерпретации доселе недоступных объектов и образов.

Кроме этого, Д. Урри выделяет 5 видов туристического созерцания, то есть пять видов восприятия визуальных образов:

.        Антропологическое созерцание предполагает длительное и уединённое погружение в окружающую действительность, активное «пропускание через себя» образов, субъективную интерпретацию увиденного.

2.      Романтическое созерцание — длительное и уединённое погружение, основанное на чувствах и новых смыслах, вызывающих чувство благоговения

.        Зрительское созерцание — стандартная «поездка по достопримечательностям» — чаще всего совместное быстрое собирание и накопление символов (фотографий из известных мест).

.        Коллективное созерцание — созерцание привычного в коллективе

.        Экологическое созерцание — коллективный акт, предполагающий исследование и инспектирование какого-то объекта.

Но каким бы типом созерцания не обладал турист, каким бы опытом путешествий не владел и в скольких бы странах не побывал, по мнению Д. Урри существует определённая механика управления вниманием туриста, своеобразный туристический маркетинг для привлечения внимания. Эта механика состоит из 6 шагов:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

1.      Выбрать «уникальный объект» — Тадж Махал, Петра и т.д.

2.      Уловить «специфический знак» или «типичность объекта» — «уникальная гробница», «типичная деревня»

.        Увидеть «неизвестное» в «известном»: «Всем известно, что у индейцев были головные уборы из перьев. Но знаете ли Вы, что значило…?»

4.      Увидеть «нормальное» в «непривычном». Одна из особенностей бедных стран, когда изначально показавшаяся дикой культура, манера общения или жизни через какое-то время вызывает в туристах «принятие», становится для них почти настолько же «нормальной», насколько и их привычный контекст

.        Перенести привычные действия в непривычный визуальный контекст: поход за покупками воспринимается нами как рутина, если мы находимся дома и как приключение в путешествии.

.        Убедиться в экстраординарности определённых объектов (даже если это не соответствует действительности в привычных реалиях): яблочный сок в Индии — самый дорогой из всех имеющихся.

Пройдя эту цепочку, мы получаем туриста, полностью заинтересованного и сфокусированного на посещаемом объекте.

Но в чём же конкретная цель самих акторов, чем привлекателен туризм для потребителя, если не рассматривать социальное управление туризмом? И. Гофман, Д. Маккеннел «Теория закулисья (6 планов реальности)»

Следующая теория, о которой пойдёт речь, тесно связана с подходом И. Гофмана к изучению социальной реальности и служит для структурного подразделения социального пространства на два условных плана: передний и задний. Передний план метафорически можно представить как зал ресторана или внешняя сторона киоска мороженного с красивым логотипом и улыбчивой продавщицей. Задний план (или «закулисье») — это обратная сторона процесса, недоступная потребителю: кухня (возможно, с тараканами) или внутренняя часть киоска с тряпками, гудящими холодильниками и стулом для уставшей продавщицы. Исходя из трёх социальных ролей по Гофману: исполнители, туристы и аутсайдеры, в концепции туризма мы имеем следующее разделение:

.        Зрители — это туристы, которые всегда находятся на переднем плане

2.      Исполнители — это местные жители, обслуживающий персонал отелей и ресторанов и тур агенты

.        Аутсайдеры — все остальные на данный момент не включённые во взаимодействие первых и вторых.

Поскольку зрители (или в нашем случае туристы) не допускаются до заднего плана реальности, но должны быть заинтересованы в этом допуске и иметь иллюзию допуска, то исполнителям нужно постоянно создавать некие мистификации, обманки: романтизировать определённые туристические места, придумывать «уникальные» памятники или поездки в «настоящую английскуюафриканскую. деревню». Это то, что Даниэл Бурстин называет псевдособытием — то есть придуманным специально для туристов аттракционом, зачастую служащим в качестве дохода для местных и изображающим «реальное» положение дел на данном пространстве. В качестве дополнительного примера подобных псевдособытий — наряженные в национальные костюмы люди в центре городов (для фотографирования за деньги) или аттракцион стрельбы из «настоящих» револьверов в Техасе. Настоящий задний план реальности здесь — это действительно уникальные памятники и настоящие деревни племён-аборигенов, в которые, при этом, чаще всего не попадёт ни один турист.

Д. Маккенел в своей работе «Турист. Новая теория досугового класса» исходит из первого фактора-причины, выделенного Д. Урри о визуальном потреблении, и утверждает, что турист ищет «подлинности мира». При этом, продолжая концепцию И. Гофмана, Д. Маккеннел делит реальность на «планы» или «слои», однако их не два, а шесть. В любом случае, в данной концепции турист всё ещё стремится достать до последнего, заднего плана социальной реальности, «закулисья» всего происходящего, избежав при этом «псевдособытий» Бурстина.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

По теории Маккеннела, цель туриста — принять участие в определённом коллективном ритуале «просмотра» или «нахождения», причислить себя к социальной группе, которая видела Эйфелеву башню (которая уже стала, по Д. Урри, визуальным объектом туристического созерцания).

Далее перечислены 6 слоёв социальной реальности по концепции Д. Маккеннела:

.        То, от чего бежит турист («видимость реальности» = рутинная жизнь);

2.      Искусственно созданный передний «туристический» план: тот же передний план, но с атмосферой заднего плана (фотообои с Японскими пейзажами в московском суши-баре)

.        «Передний план, замаскированный под задний план»: фальшивый задний план с воссозданной реальностью и «псевдособытиями»;

.        «Приоткрытый задний план» — допущение туриста в местный быт, без допуска к самому главному, к сути;

.        «Не совсем подлинный задний план» — это реальность, которая при попадании в неё туриста, резко меняет свою структуру поведения;

.        «Задний план по Гофману» — стимул, мотивация для туристов, подлинная неподготовленная реальность, «закулисье» событий.

Д. Маккеннел при этом утверждает, что, вставая на первую ступеньку данной цепочки, турист рано или поздно пройдет через все 6 стадий (или слоёв) и доберётся до «заднего плана реальности». Данный процесс, считает автор — это линейное поступательное развитие Типологии туристов и теория «псевдособытий»

Но не все социологи сходятся на том, что каждый турист ищет аутентичности и стремится увидеть скрытое. Уже не безызвестный читателю Д. Бурстин, исходя из фактора стремлений акторов туристической деятельности, делит их на «туристов» и «путешественников». Первые, по мнению социолога, довольствуются псевдособытиями и развлечениями имитированной реальности, едут куда-то ради визуального потребления, часто пассивны и не ищут аутентичности. Путешественники же активны, заинтересованы в новых людях и новом опыте, изучении окружающего экзотического мира и ищут того самого заднего плана реальности.

С Бурстиным соглашается Е. Коуэн, который считает, что не для всех туристов актуален поиск подлинности и аутентичности. В своей работе «Феноменология туристического опыта» он делит туристов на две категории: ищущих аутентичности и ищущих развлечений и бездумного отдыха.

Среди интересующей нас группы туристических акторов, находящихся в поиске не сконструированной заранее социальной реальности, Е. Коуэн выделяет следующие подтипы:

1.      опытный тип;

2.      экспериментальный тип;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.        экзистенциальный тип.

Смысл жизни туриста «опытного» типа лежит где-то за пределами его повседневной рутины, и он старается найти этот смысл, путешествуя по миру. При этом не происходит акта единения или соотнесения себя с той культурой, в которую он попадает. Путешествие воспринимается таким типом человека скорее с точки зрения его эстетической ценности, чем примерки на себя какой-либо новой социальной роли. По мнению автора, «опытные туристы» часто удовлетворяют свои потребности в процессе путешествий.

«Экспериментальные» же туристы обладают иной логикой восприятия: через вовлечение в жизнь другого народа и её культуру, данный вид акторов ищет смысл своего существования, используя путешествия как возможность непрекращающегося духовного роста. При этом, по утверждению Е. Коуэна9, туристы данного типа нередко попадают на второй или третий план (по Маккеннелу), оказываясь в ловушке специально созданной реальности, и примером тому — религиозные туристы, испытывающие культурный шок, видя «настоящую жизнь Иерусалима».

Самый «осознанный» вид путешественников — экзистенциальный тип. Эти акторы уже имеют представления о себе, своих ценностях, смысле жизни и других абстрактных категориях. Его цель — вплотную к ним приблизиться, и путешествие, с этой точки зрения — способ замотивировать себя выйти из «зоны комфорта» и развить в себе то, к чему стремится человек.

Ещё одна интересная классификация туристов была создана Нельсоном Грабурном в его работе «Туризм как священное путешествие». Он проводит параллель между совершением туристической поездки и религиозным таинством со всеми необходимыми обрядами и элементами (от сборов и перелёта до демонстрации фотографий по возвращении). Типизация туристов здесь, однако, построена скорее на понимании Бурстина, т.е. на «туристах» в противовес «путешественникам» и представляет собой ряд антитипов:

.        «Посторонний» — не заинтересован в местной культуре, но соблюдает нейтралитет.

2.      «Генератор псевдособытий» — заинтересованный, но наивный искатель аутентичности, который в итоге довольствуется множественными псевдособытиями, созданными специально для него.

.        «Неоколониалист» — ожидает от аборигенов внимания к своей персоне и ждёт полного удовлетворения своих потребностей за счет принимающей стороны.

.        «Источник проблем» — инфантильный турист, стремящийся ко всему запретному в зоне досягаемости и пропагандирующему свои взгляды

.        «Враг» — отвергает культуру и нравы жителей (возможно с проявлением агрессии)

Теоретически, ко всем данным «антитипам» можно придумать положительные аналоги, которые бы именовались «классификацией путешественников», но данная концепция до сих пор не была создана. Развлекательная индустрия в туризме

С учётом специфики нашего исследования и его концентрации не только на понятии «туризма», но и на его географическом ограничении (страны «Третьего мира»), стоит так же обратиться к специалистам по международному туризму. Так, в своей одноименной работе А.Ю. Александрова заостряет внимание на различии концептов осуществления туристических поездок в зависимости от региона. По её мнению, развивающиеся страны и территории привлекают туристов не только наличием пляжей и морейокеанов, но и своей экзотической природой и культурой. Но и это ещё не всё: отнюдь не последним фактором, на взгляд автора, является наличие развитой развлекательной индустрии и индустрии шоппинга, а так же развитым «третьим планом», то есть заранее сконструированной реальностью, которая выражается в экскурсионных предложениях «проживи день как обычный шанхаецтаецкореец», «посети аутентичную деревню» и т.д. Туристические мотивации и культурные предпочтения

В статье Татьяны Абанкиной «Экономика желаний в современной цивилизации досуга» так же указано, что изменение концепции туризма с туризма комфортного на туризм в той или иной мере экстремальный связано со смещением фокуса социальной мотивации и потребительского поведения в сфере культуры. В последние несколько декад сформировался принципиально новый вид аудитории, потребляющей культуру. Новый тип потребителей культуры характерен отсутствием предпочтений и постоянным пересечением любых видимых границ и граней. Примером этому может служить наличие «выходного» костюма в рюкзаке бюджетного туриста, совмещение рок-концертов и концертов классической музыки так далее. Рассматривая это через туристическую призму, один и тот же актор может совершить подряд два абсолютно не подобных друг другу путешествия, например, неделю в отеле 5 звёзд и еще две недели в палатке в горах. Мнение Т. Абанкиной совпадает с позицией уже знакомого нам Нельсона Грабурна, который отмечал, что в современном мире размыта граница между элитарной и массовой культурой, современная культура очень динамична и изменчива, в преференции «новых» акторов включаются все существующие виды культуры: местная, мировая, популярная, высокая, массовая и так далее.

Обращаясь к работе Д. Голда, выделявшего два вида мотиваций к туризму: мотивация преодоления препятствий (снижения напряженности) и мотивация свежих ощу

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

758

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке