Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Обучение детей 8-12 лет с нарушением интеллекта метанию малого мяча»

С каждым годом уровень здоровья подрастающего поколения снижается. Рождается все больше детей с умственными и физическими отклонениями. Решение данной проблемы имеет государственное значение и требует комплексного научного подхода, поиска эффективных средств форм и методов организации жизнедеятельности детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью, в том числе и в системе специальных образовательных учреждений (Шпитальная О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. C.19).

Написание диплома за 10 дней

Введение

С каждым годом уровень здоровья подрастающего поколения снижается. Рождается все больше детей с умственными и физическими отклонениями. Решение данной проблемы имеет государственное значение и требует комплексного научного подхода, поиска эффективных средств форм и методов организации жизнедеятельности детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью, в том числе и в системе специальных образовательных учреждений (Шпитальная О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. C.19).

Автор Белявский Б.В. (1994) в своей статье говорит о том, что на современном этапе развития специальная коррекционная школа решает важнейшие задачи, направленные на дальнейшее совершенствование обучения и воспитания умственно отсталых детей, на их социальную адаптацию посредством подготовки к практической трудовой деятельности на основе последовательного осуществления связи обучения с жизнью (Белявский Б.В. Об опыте работы некоторых вспомогательных школ России. Журн. Дефектология. 1994. — №1. — С. 48-53).

Одним из основных условий и показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его двигательной активности. Она обозначена в программах по физическому воспитанию в специальных коррекционных школах в разделе «Легкая атлетика».

Метание входит в раздел легкой атлетики и является обязательным двигательным действием для изучения учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Оно представляет собой прикладное, координационно-сложное двигательное действие. В метании участвует большое количество двигательных звеньев тела, при работе которых необходимы согласованность в их движении, соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию.

Лях В.И. (1987) считает, что упражнения с мячами и само метание способствуют укреплению основных мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса и рук; развивают ловкость, силу и быстроту; глазомер и меткость; ориентировку и все виды координации, чувство ритма (Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте. Журн. Физическая культура в школе. 1987. №6. — С. 21-25).

В своей работе Харитонова Л.Г. (1999) отмечает, что когда мяч находится в контакте с пальцами рук, он развивает кисть, как «познавательный» орган (форма, объем, плотность, температура). Это способствует развитию мелкой моторики рук, тесно связанной с уровнем развития умственных способностей (Харитонова Л.Г. Возрастные особенности развития функциональных способностей рук у школьников 7-15 лет. Журн. Физическая культура в школе. 1999. №3-4. — С. 16-20).

По мнению многих авторов, эффективность физических упражнений при метании малого мяча у детей с нарушениями интеллекта, очень сильно влияет на исправления нарушений моторики.

Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов дает основание на то, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются главными условиями подготовки его к жизни и, в последующем, к физическому труду.

Между тем проведенный нами анализ научной литературы по проблемам адаптивного физического воспитания показал, что методические рекомендации, направленные на освоение детьми с нарушениями интеллекта метанию малого мяча представлены весьма небогато.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время существует противоречие между объективной потребностью в обучении детей с нарушениями интеллекта метанию малого мяча и отсутствием научно-обоснованных средств, для решения данной задачи. В связи с этим, можно сделать вывод об актуальности темы нашего исследования, более того прикладная направленность исследования имеет большую практическую ценность.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подобранные нами средства, методы и методические приемы будут способствовать освоению детьми 8-12 лет с нарушением интеллекта метанию малого мяча на дальность.

Объект исследования: процесс обучения детей 8-12 лет с нарушениями интеллекта метанию малого мяча.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Предмет исследования: методика обучения метанию малого мяча детей с нарушениями интеллекта 8-12 лет.

Цель исследования: определить особенности методики обучения детей с нарушениями интеллекта 8-12 лет метанию малого мяча. Научить детей 8-12 лет с нарушениями интеллекта метанию малого мяча на дальность.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать научно-исследовательскую литературу по интересующей нас проблеме.

Подобрать средства, методы и методические приемы обучения детей с нарушениями интеллекта 8-12 лет метанию малого мяча на дальность.

Обосновать и доказать эффективность предложенной нами методики обучения детей с нарушениями интеллекта 8-12 лет метанию малого мяча на дальность.

1. Педагогические проблемы обучения детей метанию малого мяча с нарушением интеллекта

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями

Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственной отсталости является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития человека (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. М.: Спорт Академ Пресс, 2002. С. 22).

Под понятием «умственная отсталость» рассмотрены многочисленные и разнообразные формы патологии. Они различаются по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 23).

Исследованиями Выготского Л.С, Лурия А.Р. (2004) и других авторов дают основания отнести к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.

Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом. У умственно отсталых детей наблюдаются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, нарушения взаимодействия сигнальных систем. И как следствие может привести, как аномалии психического развития ребенка, включающего: недоразвитие познавательных процессов, и прежде всего — восприятие. При этом отмечается узость объема восприятия, фрагментарный характер восприятия и низкая активность этого процесса.

Аномалия психического развития также включает, неупорядоченное мышление. При нем вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, не устанавливаются связи между отдельными частями предметов и отдельными предметами.

Включает в себя нарушение памяти и тяжести в воспроизведении образов восприятия взглядов. Это отрывочность, недифференцированность образов мешает развитию познавательной деятельности. А также дефициты внимания (малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость) и особенно страдает произвольное внимание.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Все эти особенности детей носят стойкий характер, потому что являются результатом органических поражений на разных этапах развития (Зайцева И.А. Кукушкин В.С. Коррекционная педагогика. М.: ИКЦ «МарТ», 2004. С. 175).

Автор Стреблева Е.А. (2002) отмечает, что у многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии. Это дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности вырабатывания двигательных автоматизмов (Стреблева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 32).

В 1994 году Всемирной организацией здравоохранения была принята Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10).

Степень умственной отсталости обусловливаться интеллектуальным коэффициентом IQ (отношение психического возраста к паспортному). В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и условные показатели IQ:

психическая норма: IQ70-100;

легкая умственная отсталость: IQ 50-69;

умеренная умственная отсталость: IQ35-49;

тяжелая умственная отсталость: IQ 20-34;

глубокая умственная отсталость: IQ19 и ниже.

По мнению Шипицыной Л.М. (2014), интеллектуальный коэффициент не является причиной для диагноза, но служит важным звеном в комплексной диагностике (Шипицина Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития. М.: Издательский центр «Академия», 2014. С. 12).

По глубине интеллектуального дефекта выделяют три степени умственного недоразвития дебильность, имбецильность и идиотия. Из всех случаев умственной отсталости дебильность составляет 70-80%, имбецильность 20-25%, идиотия — 5%, (Сухарева Г.Е. Клинические особенности трех степеней олигофрении. М.: АПН РСФСР, 1963. С. 25).

Наиболее приемлемая классификация умственной отсталости, была предложенная М.С. Певзнер (1959), в которой он выделяет 5 вариантов умственной отсталости:

Основная (неосложненная) форма олигофрении.

Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Олигофрения, сочетающая диффузное поражение коры головного мозга и локальные поражения в теменно-затылочной области левого полушария.

Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения.

Олигофрения, сочетающая недоразвитие познавательной деятельности и недоразвитие личности в целом (Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1985. С. 16).

Основная (неосложненная) форма олигофрении характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований. Клинические исследования показывают, что у этой категории детей деятельность органов чувств грубо не нарушена; не отмечается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, двигательной сфере, речи. Главный недостаток — недоразвитие процессов обобщения, абстрагирования и конкретизации (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 28).

От основной формы олигофрении заметно отличается олигофрения с проявленными нейродинамическими нарушениями. Это быстро возбудимые, расторможенные, недисциплинированные дети, с резким понижением работоспособности либо крайне вялые и заторможенные.

Возбудимые дети. Возбуждение преобладает над торможением, нервные процессы не уравновешены. Интеллектуальная недостаточность осложняется легкой отвлекаемостью, импульсивностью, шаткостью внимания. К заданиям начинают, не продумав хода его выполнения, что приводит к ошибкам. Столкнувшись с трудностями, идут по самому легкому пути — отказ от работы. Таким детям должна быть ограничена двигательная деятельность. Необходимо ограничивать в движениях, вырабатывать усидчивость, внимание (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 29).

Заторможенные (торпидные) дети. Характерными чертами детей-олигофренов с преобладающим торможением являются вялость, неторопливость, заторможенность в моторике, в характере познавательной деятельности и поведении в целом. Дети не умеют играть, особенно в командные игры. У торпидных детей нарушена осанка (сутулость, голова опущена, позы и движения однообразны, скована мимика, жесты связаны), переменчивое сдержанное внимание, могут работать самостоятельно длительное время (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 30).

Работая с такими детьми, целесообразно применить приемы, которые способствуют повышению их активности, вырабатыванию быстроты реакции. Нагрузки по объему должны быть меньше, поручения должны быть интенсивного характера и устремлены на развитие коммуникативных способностей.

Форма олигофрении, при которой диффузное поражение коры головного мозга сочетается с локальными поражениями. У таких детей периферический аппарат не нарушен, а нарушено восприятие на уровне коры головного мозга слышат, но не воспринимают. В коррекционной работе необходимо применять разучивание, показ (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 31).

В первую очередь следует использовать те педагогические приемы, которые направлены на развитие произвольных моторных навыков под организующим началом речи (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 33).

Таким образом, умственная отсталость является наиболее распространенная и тяжелая форма поражения ЦНС человека. По глубине интеллектуального дефекта выделяют три степени умственного недоразвития дебильность, имбецильность и идиотия. Наиболее чёткую характеристику умственной отсталости предложила М.С. Певзнер. У умственно отсталых детей имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, нарушения взаимодействия сигнальных систем.

1.2 Особенности физического развития детей с нарушениями интеллекта

Физическое развитие является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.

У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, уменьшает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений и коррекции двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с отклонениями в развитии. Одной из важных задач физического воспитания детей с отклонениями в развитии является стимуляция и коррекция нарушения моторики.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Физическое развитие является составной частью интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка (Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 145-147).

Коррекция и совершенствование движений у детей с отклонениями в интеллектуальной сфере являются нужным условием благополучного осуществления физического воспитания в целом. Значение движений для организма детей, имеющих отклонения в развитии, столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий фактор жизнедеятельности этих детей (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. Красноярск, 2011. С. 60-61).

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим встречается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей восприимчивости простудным и инфекционным заболеваниям, а так же в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате вовремя не формируется контроль за двигательными актами, появляются трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Все же у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии обнаруживаются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.

У большинства же детей отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе наблюдается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.

При беге у детей с нарушениями интеллекта также встречается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованные, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.

Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге.

У таких детей имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую прямо перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом (Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. С. 38).

В исследованиях Сахоненко А.А. доказано, что наибольшие темпы прироста показателей, характеризующих развитие физических качеств, случаются на возрастной период 9-10 лет (темпы прироста составляют в среднем 14%), наименьшие — в возрастной период 8-9 лет (в среднем 3%).

Автор утверждает, что в возрасте 8-9 лет практически не происходит улучшения результатов тестов, характеризующих быстроту и выносливость. Прирост результатов в данном возрасте в скоростно-силовых тестах составляет 5%. В возрасте 9-10 лет имеется статистически достоверное улучшение показателей, характеризующих скоростно-силовые качества (темпы прироста составляют 21%), выносливость (темпы прироста составляют 14%) и быстроту (9%). Прирост показателей, характеризующих развитие ловкости в период с 8 до 11 лет, имеет динамику, близкую к линейной, и составляет в среднем 4% в год. Исследование развития гибкости показало, что в период с 8 до 11 лет не происходит статистически достоверного её изменения.

Анализируя двигательные способности у учеников вспомогательной школы Самыличев А.С. указывает, что эти способности вырабатываются неравномерно и неодновременно.

Е.С. Черник (1999) для изучения особенности развития силы кистей у детей, имеющих нарушения интеллекта, проводил измерения силы правой кисти в течение нескольких дней без какой-либо физической нагрузки и определил, что в различные дни в одно и то же время суток она имела различную величину. Выяснилось также наличие взаимосвязи силы и выносливости сгибателей пальцев кисти у детей этой категории. Сила сгибателей пальцев кисти имеет большое значение при выполнении детьми, с нарушениями интеллекта, метания малого мяча на дальность. Его результаты представлены в (приложении 1, таблица 1).

Так же автор указывает еще на один фактор, который влияет на показатель мышечной силы кисти — это соотношение веса тела и суммы сил правой и левой кисти. Им было замечено, что у детей вспомогательной школы отмечается повышенная масса тела (приложение 1, таблица 2), приводится мышечная сила кисти и ее взаимосвязь с массой тела. Им был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом.

Так же был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом. Так, если в 9-12 лет у мальчиков и в 9-10 лет у девочек различия между нормально развитыми и аномальными детьми невелики, то, начиная с 11 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков, сила кисти у нормально развитых школьников значительно выше, чем у аномальных детей (на 4,5-15 кг). Эти различия объединены со своеобразием предпубертатного и пубертатного скачка в развитии у нормально развитых школьников по сравнению с детьми с нарушенным интеллектом (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 74-76).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для детей с умственной отсталостью свойственно позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы. Выявленное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. У детей встречается общая напряженность, синкенезии в лицевой мускулатуре. Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному. При умственной отсталости тормозного типа обращают на себя внимание бедность, монотонность движений, резкая их замедленность, вялость, неловкость, угловатость. В случае преобладания процесса возбуждения отмечается, напротив, повышенная подвижность, но движения носят хаотичный характер, дети затрудняются производить последовательные, координированные действия (Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 25).

По мнению Сермеева Б.В. (2011) физические упражнения оказывают воздействие не только на физическое развитие и двигательные способности, но и на психическую деятельность аномальных детей. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. Поэтому детям с отклонениями в психике так необходимы занятия физической культурой. Психика не просто проявляется в движении, а в известном смысле движение развивает психику.

Влияние физических упражнений на функциональное состояние центральной нервной системы проявляется в улучшении ее деятельности, повышении тонуса, нормализации нейродинамики. Опытным путем доказано, что физические упражнения нормализуют возбудительные и тормозные нервные процессы, улучшают механизмы нейрососудистой реакции (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 63).

Исследованиями Дмитриева С.В., Сомаева Г.Н., Киселева Е.В. (2011) доказано, что регулярные занятия физическими упражнениями способствуют снижению реакции на стресс (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивнообразовательного общества. С. 64).

Физическое развитие учащихся с отклонениями в развитии изучал Самыличев А.С. (1984,1994). Автором было выявлено большое разнообразие индивидуальных отклонений. Он дифференцировал учащихся по трём формами олигофрении (по классификации М.С. Певзнер): основной неосложненной, осложненной процессами возбуждения, осложненной процессами торможения. Самыличев А.С. изучил возрастную динамику их физического развития.

Наибольшие темпы прироста физического развития отмечены автором у мальчиков в периоде 11 до 12 лет (увеличение составило 25%) и в период с 15 лет (50%), у девочек — с 11 до 12 лет (23%) и с 14 до 15 лет (29%). До 10 лет мальчики превосходят по физическому развитию девочек, с 11 до 13 лет девочки опережают мальчиков. С 14 лет показатели физического развития мальчиков превышают показатели физического развития девочек.

Результаты исследований Самыличева А.С. (1994) показали, что индивидуальные показатели физического развития умственно отсталых школьников имеют большую вариацию.

Дмитриев А.А. (1989) оценивая физическое развитие учащихся с отклонениями в развитии, выявил, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые школьники отстают от нормально развивающихся сверстников, хотя некоторые из них могут превосходить средние данные учащихся массовой школы.

Плешаков А.Н. (1975) при исследовании физического развития и двигательной функции учащиеся с отклонениями в развитии приводит вытекающие результаты: направленность возрастных изменений физического развития у детей с нормальным и поврежденным интеллектом совпадают, данные показатели у детей-олигофренов с возрастом меняются неравномерно. Интенсивный прирост изучаемых показателей отмечается в младшем и старшем школьном возрасте (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 38-39).

При легких формах олигофрении, отмечает ученый, видимых изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наиболее характерные отклонения в физическом статусе наблюдаются у детей-олигофренов с врожденными заболеваниями, особенно связанными с нарушениями хромосомного набора. Так, например, при болезни Дауна внешние признаки болезни очень типичны: все дети малого роста, ярко выражены диспластические черты — несоразмерность телосложения и целый ряд других специфических признаков, характерных для этого заболевания (Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 37).

У олигофренов в степени идиотии отмечаются многообразные поражения двигательной сферы: полная неподвижность, эмбриональные позы, различные стереотипии в виде раскачивания тела и потряхиваний руками, гиперкинезы (насильственные движения), нарушения равновесия, гипотония, судорожные припадки. Образование двигательных навыков и измерение количественных характеристик двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость) невозможны.

Общая моторная характеристика олигофренов в степени имбецильности характеризуется нарушением осанки, преимущественно сутулостью. При ходьбе и беге они излишне напрягают мускулатуру тела, слишком размахивают руками, мало координируют движения рук и ног. Для них трудны упражнения, связанные с сохранением равновесия, с пространственной ориентировкой.

По уровню развития двигательных качеств имбецилы уступают нормально развивающимся сверстникам. Недостаточность наблюдается в показателях статической и динамической координации. Мышечная сила и скорость движений, являющиеся составными частями любого двигательного действия, имеют у имбецилов сравнительно небольшую положительную динамику. Статическая выносливость с возрастом у мальчиков равномерно увеличивается, у девочек наблюдается то улучшение, то ухудшение результатов с возрастом (Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. С. 40).

Двигательные нарушения у детей-олигофренов встречаются в виде нерезко выявленных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. В анамнезе часто отмечаются задержки в развитии двигательных функций: дети позднее начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений (Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. С. 38).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Изучив и проанализировав литературные источники, можно сделать следующий вывод: у большинства детей с ограниченными возможностями наблюдается недоразвитие моторики, вследствие нарушения центральной нервной системы, имеются нарушения в движении. У них отмечается нескоординированность, нарушение точности и темпа движений. Такие дети, в отличие от здоровых, чаще бывают медлительными и неловкими. Затруднено движение пальцами рук. Для усвоения движений им необходимо многократное повторение, сочетающее с показом.

1.3 Особенности метания у детей с нарушением интеллекта

Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического развития (Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. С. 38).

Умственное и физическое развитие ребенка необходимо предполагает овладение большим числом навыков, без которых невозможна никакая человеческая деятельность как практического, так и теоретического характера. Многочисленные исследования показывают, что в обучении двигательным действиям детей с нарушением интеллекта показ, подражание имеют большой эффект, чем обучение по словестной инструкции. Вместе с тем, обучая детей двигательными действиям, следует помнить о том, что они не выдерживают продолжительного статического напряжения. У ребенка выявляются четкие нарушения равновесия, существенное увеличение амплитуды колебаний общего центра тяжести тела при глубоком дыхании, рассогласование целесообразных содружественных движений, обращенных на сохранение вертикальной позы. В условиях двигательной деятельности, затруднена автоматизация предметных действий (Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре / З.С. Варфоломеева, В.Ф. Воробьев, Н.И. Сапожников, С.Е. Шивринская. Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. С. 105).

В некоторых случаях, несмотря на большое число упражнений, не удается достигнуть достаточной точности и дифференцированности выполняемых ребенком движений. В других случаях развиваемые у детей навыки оказываются косными, недостаточно гибкими и с трудом переносятся в новые условия. Для разработки рациональных методов обучения навыкам необходимы глубокие физиологические и психологические исследования, направленные на выяснение как общих закономерностей образования навыка, так и возрастных особенностей этого процесса.

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в подробном и последовательном изложении техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого элемента. Причем они не всегда могут удерживать в памяти весь порядок движений, поэтому в работе с ними мощным средством является использование наглядных опор в виде схем движений, упражнений, а также сигнального значения цвета и звука. Непременным условием является проговаривание детьми последовательности выполнения движений. Хорошим является прием «маленький учитель»: один ребенок объясняет другому, как надо выполнять движение, или словестно контролирует его во время выполнения упражнения (Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре / З.С. Варфоломеева, В.Ф. Воробьев, Н.И. Сапожников, С.Е. Шивринская. С. 106).

Движение обладает чрезмерной многоликостью, начиная с пространственного перемещения и заканчивая мышлением. Именно поэтому движение рассматривается как основной признак жизни, как стержень вей жизнедеятельности и поведения человека, как воспитывающее начало в его развитии. Двигательное развитие не происходит само собой, оно достигается большим количеством двигательных действий (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 66).

Обучение действию есть процесс одновременного приобретения знаний, формирования двигательного умения и развития соответствующих физических качеств.

Условно выделяется три уровня владения изучаемым двигательным действием: 1-й уровень — элементарное умение; 2-й уровень — навык; 3-й уровень — умение-мастерство. Уровни не имеют четких границ различения.

Двигательный навык — это способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях. И все уровни владения двигательным действием можно выразить словами: «умею», «хорошо умею», «отлично умею» (Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. М.: Просвещение, 1990. С. 97).

По мнению Еркомайшвили И.В. (2004) двигательный навык — это такая степень владения действия, при которой управление движениями совершается автоматизировано. Автор выделил характерные признаки навыка:

автоматизированное управление движениями;

слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое;

устойчивость;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— прочность запоминания (Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры. Екатеринбург, 2004. С. 87).

Изучая двигательное действие, стремятся, как правило, к более безупречному овладению им. Совершенно владеть — значит с наименьшими затратами сил достигать поставленную цель. Но способность к свободному владению своими действиями приобретается только тогда, когда и

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

775

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке