Актуальность темы работы обусловлена значимостью социальных функций туризма в современном мире. Первоначально туризм выступал в качестве разновидности отдыха, обеспечивая достойные условия жизни и способствуя восстановлению жизненных сил человека. Как досуговая деятельность он существует уже много столетий.

Введение

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Актуальность темы работы обусловлена значимостью социальных функций туризма в современном мире. Первоначально туризм выступал в качестве разновидности отдыха, обеспечивая достойные условия жизни и способствуя восстановлению жизненных сил человека. Как досуговая деятельность он существует уже много столетий. В далекие времена простое человеческое любопытство влекло людей в путешествия без какой-либо определенной цели, сегодня же люди стали отправляться в путешествия с определенными целями: рекреационными, религиозными, лечебными, образовательными и др. Значение направленности международных туристических потоков с каждым годом растет. В настоящее же время туризм представляют собой сложный комплекс социальных действий, институтов, устойчивых форм поведения людей и т. д., связанный со всеми сферами человеческой жизнедеятельности, включая социальную, политическую, культурную, экономическую. Для многих стран мира международный туризм выступает своего рода катализатором социально-экономического развития, средством проведения социальных преобразований.

Изменению туристических потоков способствуют такие факторы, как рост доходов населения, увеличение количества свободного времени, рост открытости регионов и т. д. Благодаря повышению уровня жизни населения и расширению возможностей свободного передвижения по миру появляются миллионы новых путешественников. По данным Всемирной туристской организации количество международных поездок туристов с 2011 года по 2016 год увеличились на 24%, с 995 млн до 1235 млн посещений стран (См. Табл. 1).

Таблица 1. Международные поездки туристов

годКоличество международных поездок (млн)201199520161235

Самое большое число туристов посетило Европу и постсоветские страны (615 млн посещений), при этом мировым лидером по числу туристов оказалась Франция (83 млн посещений). Далее следует Азиатско-Тихоокеанский регион (309 млн посещений), Америка (200 млн посещений), на последнем месте Африка и Ближний Восток (112 млн посещений) (См. Табл. 2).

Таблица 2. Основные международные туристические потоки, 2016 г.

Регионы мираПосещения туристами (млн)Европа и постсоветские страны615Азиатско-Тихоокеанский регион309Америка200Африка и Ближний Восток112

Превращаясь в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, туризм в целом стал играть огромную роль в жизни общества. Теперь туристические ресурсы можно считать важнейшей частью национального богатства многих стран. Кроме этого, по данным Всемирной туристской организации страны-лидеры по прибыли от иностранного туризма в 2015 году: США (204,5 млрд), Китай (114, 1 млрд), Испания (56,5 млрд) и Франция (45,9 млрд) (См. Табл. 3).

Таблица 3. Страны-лидеры по прибыли от иностранного туризма, 2015 г.

странаПрибыль (млрд долл. США)рейтингСША204,51Китай114, 12Испания56,53Франция45,94

В настоящее время международный туризм можно рассматривать как одну из отраслей, обеспечивающих решение важнейшей социально-экономической проблемы повышения качества жизни населения. Но нужно понимать, что развитие и изменение направлений международных туристических потоков зависит от многих факторов, в том числе и от политических. И именно их влияние на данную отрасль будет рассмотрено в работе.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Кроме того, тема актуальна и по причине того, что 2017 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом устойчивого туризма в интересах его развития, что напоминает о его огромном потенциале. Международный год призван способствовать изменениям в политике, деловой практике и поведении потребителей, ведущим к повышению устойчивости туристического сектора, который тем самым сможет более эффективно содействовать достижению поставленных целей. Раскрытие данной темы может стать начальным этапом для определения правильного курса в политике для благоприятного развития туризма в настоящее время.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемой изучения международных туристических потоков и туризма в целом в настоящее время занимается ряд отечественных исследователей. Выделим тех авторов, от результатов деятельности которых отталкивался автор данной выпускной квалификационной работы. В первую очередь, хочется отметить исследования А. П. Дуровича. Он приводит основные положения теории и практики организации туризма, но что самое главное, ― подробно описывает факторы, влияющие на развитие туризма, в том числе политические, и делает акцент именно на политике государства в области туризма, которая рассмотрена не только с точки зрения теоретических аспектов, но и сопровождается многочисленными примерами. В результате изучения данной проблемы А. П. Дурович приходит к выводу, что именно государство играет важную роль в системе туризма, тем самым способствуя ее развитию. Также можно назвать такого современного автора, как Е. С. Барчуков. Им рассмотрены особенности научного познания содержания туристической деятельности, особое внимание уделено рассмотрению методологических основ международного сотрудничества в туризме. Подробно описаны принципы и сущность международного сотрудничества в туризме, а также факторы, воздействующие на него. Исследователь приходит к выводу о том, что для развития международного туризма необходима совместная работа государств, их многосторонняя интеграция. Еще один автор ― В. Ю. Вокресенский. Он исследует проблемы и факторы развития международного туризма в целом, касается политических факторов, делая акцент на политической обстановке, а именно на проблемах региональной безопасности в международном туризме. Как результат, он выделяет базовые условия для благоприятного развития международного туризма, в числе которых удовлетворительный уровень политической стабильности. Можно сказать, что вышеперечисленные авторы в полной мере представляют аспекты, в которых можно увидеть роль политики в изменениях международных туристических потоков, на которые необходимо опираться в данной работе. В продолжение их идей в данной работе необходимо изучить это с практической стороны, т. е. увидеть в какой степени оказывается влияние политических факторов на развитие международного туризма.

Объект исследования ― международные туристические потоки.

Предмет исследования ― влияние политических факторов на развитие международных туристических потоков.

Целью работы является проведение социологического анализа политических факторов, установление особенностей их влияния на международные туристические потоки.

Для достижения цели работы поставлены и решены следующие научно-исследовательские задачи:

)Операционализировано понятие «международный туризм» применительно к проблематике социологического исследования;

)Определены политические факторы, оказывающие влияние на международные туристические потоки;

)Выявлены изменения в направлениях потоков международного туризма под влиянием политических факторов;

)Проведено эмпирико-социологическое исследование влияния политических факторов на международные туристические потоки в Российской Федерации.

Гипотеза исследования заключается в следующем утверждении: в современном мире для международных туристов при выборе направления для путешествия важны политические факторы, поэтому существует зависимость между количеством выезжающих за рубеж в том или ином направлении и политической ситуацией в мире, мировых регионах и отдельных странах.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Теоретические и методологические основания исследования. В данном исследовании использованы методы, позволяющие собрать информацию, описать и объяснить политические факторов, оказывающие влияние на международные туристические потоки. Использован метод анализа документов (с его помощью изучены, например, некоторые нормативно-правовые акты, связанные с международным туризмом). Собранная первичная социологическая информация изучена при помощи метода контент-анализа. Проведен социологический опрос в форме анкетирования. Теоретическую базу исследования составили труды ученых: социологов и специалистов, занимающихся проблемами организации и развития международного туризма. Для описания и объяснения процессов, происходящих в сфере туризма, проанализирован ряд документов, в частности данные Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по туризму, а также других органов государственной власти и отраслевых объединений, занимающихся вопросами сферы туризма.

В работе использовано представление о том, что все сферы общественной жизни (социальная, экономическая, политическая, культурная) взаимосвязаны друг с другом. Современное общество представляет собой совокупность взаимно пересекающихся и взаимно дополняющих друг друга сфер жизни общества. По М. Веберу, политика ― это область общественных отношений по поводу власти, «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Идея веберовской теории состоит в том, что политика является особым видом человеческой деятельности (так же, как и экономика, которая связана с хозяйственной деятельностью), пронизывающей всю общественную жизнь, что является важным основанием в данной работе. Т. Парсонс рассматривал общество как глобальную систему, совокупность социальных действий всех людей, элементы которой обладают специфическими функциями и статусами. Общественная система, по его мнению, состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию: экономика выполняет функцию адаптации к внешней среде; политика приводит к целедостижению; право подразумевает интеграцию; культура способствует «латентному» поддержанию стереотипов и образцов. Согласно этой хорошо известной классической схеме, политика, как и остальные подсистемы, является обособленной частью человеческой жизни, но при этом включена в сложный ансамбль общественных отношений. Т. Парсонс обозначил специфику политической подсистемы через ее главную задачу — благодаря своей опоре на власть, политика обеспечивает организацию людей для эффективного коллективного действия с тем, чтобы достигать общих целей. В соответствии с парсонсовской интерпретацией политической подсистемы общественной жизнедеятельности «место индивида, группы или института в социальной иерархии, с одной стороны, и выполняемые ими функции, с другой, определяют их поведенческие установки, ориентиры и цели деятельности в обществе. Изучение ролей и их изменений позволяет далее раскрыть процесс принятия решений, т.е. понять механизм функционирования власти в обществе», влияния ее на остальные сферы общественной жизни. Впоследствии идеи Т. Парсонса о политике как относительно автономной подсистеме общественной жизни легли в основу системного анализа политической жизни и теории политической системы, принципы которых были разработаны в трудах Д. Истона, создавшего научную традицию рассмотрения политики через «прямые» и «обратные» связи и взаимодействия политической системы с «внешней» социальной средой. Представление об обществе как совокупности подсистем — одна из идеально типических моделей социума. В реальной жизни подсистем в чистом виде не существует, а потому между ними нет и не может быть четкой границы, что ещё раз доказывает их взаимодополнение и влияние друг на друга. Это все доказывает связь политики с иными сферами и областями социальной активности: политика — экономика, политика — право, политика — культура, политика — мораль, политика — религия, политика — администрация и т.д.

В данном случае мы говорим о международном туризме, как об экономической сфере общества, а о политических факторах, как о политической сфере общественной жизни. Политические условия тесно связаны со всеми секторами экономики, а туризм напрямую или косвенно вовлечён в экономику стран. Таким образом, данное исследование даёт возможность проанализировать политические факторы, влияющие на туризм.

Кроме этого, тема рассматривается в контексте «новой парадигмы мобильности» Джона Урри, размышляющего о глобализации. Глобализация мировых процессов непосредственно сказалась на тенденциях развития туристической сферы. Так, расширилась география туристических маршрутов, появились элементы осознанной регионализации, наметилась тенденция к правовому обеспечению, стандартизации и унификации туристического обслуживания. Глобализация породила такие проблемы, которые в своем решении «требуют от народов особой культуры мирового взаимодействия — культуры согласия». В этом аспекте сфера туризма приобретает особый международный статус, что позволяет решить важнейшие проблемы глобализации. Во-первых, туристическая сфера оказывает влияние на положительную, безболезненную динамику глобализации. Сфера туризма обеспечивает формирование планетарного сознания, нацеленного на приоритет общепланетарных, общечеловеческих интересов над национальными. Специфика туристической сферы общественной жизни такова, что ее активность и распространение могут предотвратить столкновение цивилизаций, экологическую и техногенную катастрофу. Во-вторых, сфера туризма отражает переориентацию устремлений государств в условиях глобализирующегося мира эффективно и бесконфликтно реализовать политические интересы. В-третьих, глобализация трансформирует туризм в сферу соблюдения экологического императива, а это значит, что посредством туристических практик (экологический, спортивный, познавательный туризм) можно восстановить гармоничное равновесие в цикличной динамике общества и природы, сохранить условия для жизнедеятельности следующих поколений. Глобализация мировых процессов непосредственно сказалась на тенденциях развития туристической сферы. В результате появились новые, не свойственные ей ранее черты: глобальность и массовость, расширение географии туристических маршрутов, образование транснациональных корпораций как наиболее активных ее субъектов, стандартизацию сферы, появление элементов осознанной регионализации туризма или объективного учета в туризме его этнокультурной специфики. Водоворот глобального туризма бесчисленными способами втягивает в себя людей и места. «Глобальное» и «туризм» — не два отдельных понятия, соединенные при помощи каких-то внешних связей. Скорее, каждое из них — часть системы сложных взаимозависимых процессов. Более того, подобные инфраструктуры, потоки людей и образов и сама практика туристической рефлексии должны быть осмыслены в единстве как некий глобальный гибрид, распространяющийся по земному шару. Здесь можно усмотреть аналогию с другими глобальными гибридами, такими как Интернет, автомобилизм, всемирная финансовая система и т.д., которые развиваются, преобразуя и воспроизводя «глобальное» .

Эмпирическая база исследования включает в себя материалы, опубликованные в электронной версии российской газеты «РБК», а также данные социологического опроса в форме анкетирования «Влияние политических факторов на международный туризм» граждан России.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, составленных из десяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, двух приложений.

Глава 1. Международные туристические потоки в современном мире

1.1Международные туристические потоки в системе международного туризма

Международные туристические потоки представляют собой социальные элементы международного туризма.

Человечество на протяжении всей его многовековой истории стремилось к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т. п. И именно разновидностью путешествий первоначально являлся туризм. Туризм — явление, с одной стороны, молодое, так как его массовость проявилась только после Второй мировой войны, с другой — имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны уже с древнейших времен.

Если говорить об истории туризма, то она делится на ряд этапов. Первый этап (до начала XIX в.) — предыстория туризма. Так, в античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение. В Средневековье усиливается религиозный характер путешествий. Миллионы людей стали совершать паломничества к святыням: мусульмане — в Мекку, христиане — в Иерусалим и Рим. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые дворяне нередко стали отправляться в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Таким образом, до начала XIX в. путешествия были не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели (торговля, паломничество, расширение кругозора) и отличались примитивностью средств передвижения.

Второй этап (с начала XIX по начало ХХ в.) начинается с революционных изменений в развитии транспорта. Повышение качества и надежности транспортных перевозок, а также их удешевление и постепенное сокращение рабочего времени существенно увеличило поток путешествующих. Стали возникать и первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. К середине ХIХ в. индустрия отдыха расширила сферу деятельности с появлением первых бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристических поездок и реализация их потребителю. Классическим пример — групповой тур на отдых, организованный англичанином Т. Куком в 1841 г. Именно он является создателем (первоначально в Лестере, затем в Лондоне) первых бюро путешествий. Во второй половине ХIХ в. туристические бюро были созданы во многих странах мира.

Третий этап (начало ХХ в. — до Второй мировой войны) стал началом становления массового туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 1930-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в период между двумя мировыми войнами зарождается массовый туризм, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия.

После Второй мировой войны начинается четвертый этап, когда туризм приобретает действительно массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. Формируется индустрия туризма со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. Данный этап характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристических предприятий и объемов их производства, массовым строительством средств размещения и объектов туристической инфраструктуры.

Несмотря на столь длительную историю туризма, до сих пор не существует единого мнения в определении его сущности и понятийного аппарата. Между тем решение вопроса дефиниций, то есть согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминологии туризма, является необходимым условием понимания явлений и процессов, характерных для туризма. Таким образом, существует ряд определений туризма, раскрывающих его различные стороны. Отсутствие единого определения не только затрудняет изучение организации туризма как учебной дисциплины, но может иметь неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристической деятельности. Поэтому для изучения заявленной темы, необходимо подробно остановиться на толковании такого понятия, как туризм. Для начала нужно сказать, что слово «туризм» было заимствовано из французского языка и произошло от слова tour «оборот, поворот», «движение с возвратом на место отправления», «прогулка, поездка». Путем прибавления к французскому слову tour суффикса -isme, появилось слово tourisme, которое впоследствии стало источником заимствованного существительного «туризм» в русском языке в середине 19 века.

В современных словарях русского языка данное слово толкуется так: вид спорта — 1) групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма; вид путешествий, совершаемых для отдыха и самообразования; 2) путешествия, в которых развлечения и отдых соединяются с образовательными целями. Кроме этого, это вид активного отдыха — путешествия, совершаемые организованно или самодеятельно для отдыха со спортивными или познавательными целями. Также это средство духовного, культурного и социального развития человека. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что толкование слова туризм определяет его как вид спорта и отдыха, который всячески способствует развитию человека в духовной, культурной и социальных сферах.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Если же обратиться к специальным словарям, то можно найти еще ряд определений, которые раскрывают его с других сторон. Например, в учебнике «Экономика отрасли туризм» говорится, что «туризм — это мир туристского бизнеса или бизнеса путешествий, помещений, носильщиков и вообще всех туристических товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности и нужды туристов». Это определение говорит о том, что туризм входит в предпринимательскую сферу, т. к. туристические организации (турфирмы, гостиницы, рестораны и др.) ставят перед собой цель извлечения прибыли, деятельность которых регулируется законодательной базой данной отрасли. Ю. А. Матюхина выделяет несколько определений. Она пишет: «Туризм — это деятельность путешествующих лиц за пределами обычной для них среды в течение периода, не превышающего одного года, с целью отдыха или с деловыми поездками». По ее мнению, любая смена обстановки, ориентированная на отдых и деловые поездки, является для человека путешествием, т. е. указывает на туризм. Кроме этого, автор считает, что туризм — это популярная форма проведения досуга, а именно, свободное от работы время, которое человек организует самостоятельно или с помощью различных туристических организаций, в зависимости от своих интересов и потребностей. А также такое ее определение туризма, как отрасли хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства, повторяет мысль о том, что туризм является одной из частей предпринимательской сферы. Нужно заметить, автор считает также, что «туризм — это значительные коммуникативные возможности, активные межкультурные коммуникации». Данное определение говорит о том, что туризм выражается и в эффективном взаимодействии и адекватном взаимопонимании между людьми и разными культурами (как пример, международный туризм). Л. А. Акимова в своей работе «Социология досуга» описывает туризм, как «разновидность рекреации, один из видов активного отдыха, в процессе которого восстановление работоспособности сочетается с познавательной деятельностью». Это говорит о том, что люди прибегают к туризму с целью восстановления эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности. Если же говорить о туризме, как о чем-то более глобальном, то можно выделить определение, которое приводит UNWTO: туризм — это быстро растущий сектор экономики в мире, являющийся одним из основных источников доходов для многих развивающихся стран.

Если говорить в целом, то экономическая сторона туризма — это очень важное его свойство, так как в этом смысле от него зависит не только экономика отдельного государства, но и мировая экономика в целом. Это можно рассмотреть на примере глобализации индустрии туризма. Мир стал глобальным сообществом, а туризм стал глобальным бизнесом, расширяющийся рынок которого не оставляет без внимания ни одного места на Земле, и ожидается, что он станет самой крупной мировой индустрией следующего столетия. Туризм теперь влияет на каждый континент, страну и город. Влияние на экономику оказывают либо сами туристы (расходы в местах назначения — импорт), либо экспорт туристических услуг (расходы нерезидентов в данном месте).

Ф. Котлер, Дж. Боуэн и Дж. Мейкенз выделяют такие преимущества туризма в сфере экономики:

·обеспечение рабочими местами в отелях, ресторанах, розничных предприятиях и транспорте;

·поддержка индустрий и профессий (таких, как консультанты по эффективному менеджменту, университетские преподаватели туризма и др.);

·реализация множительного эффекта (расходы туризма перерабатываются местной экономикой): расходы — доходы — расходы — доходы (расходы туристов в месте их пребывания — это доходы туристических предприятий, транспортных компаний, сферы торговли, бытового обслуживания, связи, предприятий сферы досуга и развлечений и др.; для данных предприятий эти доходы — дополнительная прибыль, инвестиции, заработная плата, дополнительные рабочие места и др.; для федерального, регионального и муниципального (местного) бюджетов — это дополнительные налоги, платежи, сборы и пошлины; далее на очередном цикле оборота дополнительный доход предприятий реализуется в инвестиции для его развития; в свою очередь — это дополнительный доход предприятий, поставляющих оборудование, материалы для строительства и реконструкции и т. д.; дополнительные доходы работников предприятий тратятся на приобретение товаров и услуг, что стимулирует производство товаров народного потребления и сферу платных услуг населению);

·обеспечение роста федеральных и местных доходов — налоговые поступления от туризма (с помощью туризма налоговое бремя переносится на нерезидентов);

·стимулирование экспорта местных продуктов (расходы туриста на подарки, изделия из ткани и сувениры, которые составляют от 15 до 20% всех его расходов).

Необходимо отметить, что в данной работе изучается определенный вид туризма, поэтому важно сказать об основной классификации, по которой туризм можно разделить на некоторые из них. В. А. Квартальнов выделяет классификацию в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения: это внутренний туризм и международный туризм. В данном случае важен второй вид туризма. Международный туризм — это систематизированная и направленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристических услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации и предоставлением туристических услуг и туристского продукта за рубежом. Международный туризм делится, в свою очередь, на въездной и выездной туризм.

Как отмечает Джон Урри, туристические потоки существенно возрастают, особенно это касается потоков из «восточных» стран, которые ранее посещали туристы с «Запада». На сегодняшний день в Азии доходы среднего класса растут, что способствуют сильному желанию те места на «Западе», которые, как считается, определили мировую культуру. Таким образом, сфера глобального туризма все больше пересекается с общей «экономикой знаков», вторгаясь в различные пространства потребления. В ее пределах обнаруживается множество институтов и форм, воздействия которых трудно избежать. В их числе можно назвать транспортные перевозки, гостиничный бизнес, путешествие, дизайн, консультирование, производство образов, объектов глобального туризма, глобальных символов (таких, как Эйфелева башня), типичных картин (всемирный пляж), локальных знаков (балийские танцы), репрезентация и обращение образов в СМИ через печать, телевидение, новости, Интернет, организация строительства и развития туристической инфраструктуры, и прочие вещи.

1.2Факторы, оказывающие влияние на направленность международных туристических потоков

Туристические потоки, как достаточно сложная социально-экономическая система, подвергается влиянию со стороны многочисленных факторов, различных как по силе, так и по продолжительности воздействия. Кроме того, наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран по направленности туристических потоков «к ним», нежелательные факторы снижают туристический поток. Поэтому их учёт необходим для организации эффективной туристической деятельности.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Прежде чем начать говорить о политических факторах, то стоит отметить, что понятие фактора в социологи представляется как причина, движущая сила какого-либо социального явления, определяющая его характер или отдельные его черты; движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения.

Политический фактор определяется как явление или процесс, представляющие собой причину, определяющую существенные характеристики политической ситуации или обстоятельство лишь отдельных изменений, происходящих в политической жизни. В виде политических факторов могут рассматриваться как общие условия жизнедеятельности общества — политическая система, политический режим, политическая культура, политическая идеология и др., так и относительно частные феномены — политические институты, идеология, программы, события, действия и т. д.

Изучив ряд источников, можно выделить некоторые классификации факторов, влияющих на развитие туризма, в которых особое место занимают политические.

А. П. Дурович выделяет такие факторы, воздействующие на туризм, которые подразделяются на две группы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. К числу важнейших внешних факторов относятся:

·природно-географические;

·культурно-исторические;

·экономические;

·социально-культурные;

·демографические;

·политико-правовые;

·научно-технические;

·экологические.

Есть и другая классификация, в ней также говорится о существовании внешних и внутренних факторов, но они определяются по-другому. К внешним факторам относится географическое положение региона, политические отношения между странами, международное разделение труда, уровень цен на международном рынке и в разных странах и т.п. Внутренними факторами считаются внутренняя политика страны и политическая стабильность. С точки зрения механизма влияния на развитие туризма можно определить факторы объективные, уже сформированные историческим развитием общества, и такие, которые целенаправленно регулируют именно туристическую деятельность — факторы первой группы. Ко второй относятся государственная политика в туризме, наличие и содержание туристического законодательства, туристическое образование в обществе и т.п.

Кроме этого, выделяют такие факторы, влияющие на развитие туризма, которые можно разделить на две группы: статичные и динамичные. Статичные — факторы, отличающиеся неизменностью и постоянностью. К ним обычно относят: географическое положение, природные и культурно-исторические факторы. Динамичные — факторы, которые способны меняться за относительно небольшой временной отрезок. К ним можно отнести: политические, социально-демографические, финансово-экономические, материально-технические факторы.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Следующая классификация, связанная в свою очередь с формированием потребностей выделяет следующие факторы:

·социально-демографические;

·экономические;

·политические;

·культурно-психологические;

·научно-технические.

Далее, изучение тенденций, сложившихся в туристской деятельности в 60-90-х годах XX в., позволяет выделить несколько групп факторов, которые благоприятствуют международному туристскому обмену:

·социально-экономические,

·демографические,

·материально-технические,

·политические.

Таким образом, мы видим, что в выделенных классификациях имеют место быть политические факторы. Далее необходимо определить составляющие политического влияния на туризм, и постараться выделить, какие конкретно политические факторы оказывают влияние на туризм.

Политическая власть имеет возможности воздействия на туризм. Во-первых, оно связано с государственной политикой в области туризма, развитием регулирующих отношений в сфере туризма, изданием правовых актов и т.д. Во-вторых, воздействие может быть связано с политическим курсом страны, решениями, принимаемыми властями на международной политической арене, государственной идеологией, уровнем политической стабильности в стране и т.д. Так, политическая власть в государстве оказывает мощное сопротивление сепаратистским тенденциям в государстве, обеспечивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает распространения террористических и экстремистских тенденций, что оказывает положительный эффект на отрасль туризма. Всемирная туристская организация в своих рекомендациях отмечает, что в данный момент только государство и правительство играют первостепеннейшую, если не единственную, роль в развитии туризма. Во всех сильных туристических державах есть такая организация, как Национальная Туристическая Администрация, подчиненная, как правило, министерствам, которая занимается разработкой национальных программ развития туризма. Именно она содержит представительства по туризму в других странах, она разрабатывает привлекающие туристов программы и обеспечивает поток т