Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Архитекторы Киевской Руси»

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом и тогда, когда появились постройки из камня и кирпича. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, оказавшие позднее влияние на формирование каменного зодчества. Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве, а некоторые постройки сельских поселений (жилые дома, амбары, бани, мельницы, мосты и др.), возводились только из дерева вплоть до XIX в.

Написание доклада за 4 часа

Сельские поселения и города, существовавшие на Руси согласно летописям начиная с IX в., крестьянские, посадские и княжеские дворы — все строилось из дерева. В городах из дерева выполнялось все, начиная от оборонительной крепостной ограды и кончая мощением улиц; лишь два отрицательных качества дерева как строительного материала — его недолговечность и горючесть — не позволяют заглянуть в древнейшие периоды развития русского деревянного зодчества. Поэтому редкие жилые дома имеют возраст свыше 100 лет, а неотапливаемые холодные храмы — более 300 лет. До нашего времени не сохранилась ни одна деревянная постройка (за исключением археологических находок), срубленная ранее XVI в.

После принятия христианства на Руси началось каменное строительство. Для этого сначала приглашались греческие мастера, но постепенно появились свои, русские, которые и дали начало самобытной русской архитектуре.

В письменных источниках сохранились имена четырёх зодчих домонгольского периода:

  1. Строители собора Юрьева монастыря в Новгороде — Петр (1119 г.).
  2. Собора Евфросиньева монастыря в Полоцке — Иоанн (середина XII в.).
  3. Кирилловской церкви в Новгороде — Коров Яковлевич (1196 г.).
  4. Стены у Выдубицкого монастыря в Киеве — Петр-Милонег (1199 г.).

Пётр

Георгиевский собор — построен в 1119 г. мастером Петром, строился по заказу князя Всеволода Мстиславича, Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, является самым большим из храмов Юрьева монастыря. Георгиевский собор имеет смешанную кладку стен — сочетает каменные блоки и кирпич.

Собор трёхкупольный. Монументализации здания способствуют ряды профилированных ниш, начинающихся почти от земли.

Необыкновенно величественно внутреннее пространство собора. От первоначальной росписи сохранилось изображения Георгия Великомученика, изображения Богоматери с младенцем, небольшие орнаментальные фрагменты на оконных откосах в основном интерьере собора, и роспись маленького храма-придела в северо-западной башне.

Петру приписываются также др. соборы города — Николо-Дворищенский (на Торговой стороне; заложен в 1113) и Рождества богородицы в Антониеве монастыре (заложен в 1117).

Собор Рождества Богородицы — является древнейшим и главным храмом Антониева монастыря (Новгород).

Был построен по инициативе преподобного Антония, что для тех лет было редчайшим явлением, (каменные соборы строились исключительно по княжескому заказу).

Сохранившийся до наших дней храм был заложен в 1117 г. Он был создан, в два этапа. Вначале построили небольшой по площади, но значительный по высоте, одноглавый храм с тремя высокими алтарными апсидами. Вскоре к нему с запада пристроили поперечное помещение, с хорами над ним и малой юго-западной главой. Одновременно у северо-западного угла возвели лестничную башню. Винтовая лестница вела на хоры и в придел. Внешне храм выглядел строго и аскетично.

Со временем Рождественский собор оброс пристройками.

Составителем программы росписи храма являлся преподобный Антоний. Наиболее полно фрески сохранились в восточной части собора.

Иван

Иван, древнерусский зодчий 12 в.

Построенный Ионном (до 1159) Спасский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря небольших размеров, прост в плане, имеет монументальный внешний вид с единственной апсидой. Наиболее характерные черты изначального Спасского собора — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции.

Иоанн впервые в древнерусском зодчестве отступил от обычных до того решений крестово-купольного здания: приподнял основание барабана, выступающее над центральным кубом храма, понизил апсиду и западный притвор, благодаря чему композиция приобрела башнеобразный характер. Иоанну приписывают также авторство двух церквей в полоцком Бельчицком монастыре (обе 1-й половины 12 в., в руинах).

Корова Яковича

Кириллов монастырь, древнейшая каменная церковь.

В апреле 1196 года была заложена, а в июне завершена церковь Кирилла. Инициаторами строительства выступают братья Кирилл и Дмитр. Автором постройки летописец называет Корова Яковича.

Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича. Это был главный собор Кирилловского монастыря, по-видимому, призванного стать семейной усыпальницей Ольговичей.

В древности храм представлял собой одноглавое сооружение, с закомарным перекрытием, ориентированное с запада на восток. Толщина стен, сооруженых в технике равнослойной кладки, доходит до 2-х метров.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался.

Внутреннее убранство Кирилловской церкви сохранилось с домонгольских времен практически без изменений. В наши дни главное сокровище храма — настенная живопись, 800 квадратных метров фресок XII века. На одной из фресок изображен святой воин, портретные черты которого соответствуют портрету основателя Кирилловской церкви.

В 50-х годах XX века при проведении земляных работ под храмом обнаружен подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет вход в пещеры был завален камнями и залит бетоном. Эти вынужденные меры приняты после того, как одна из стен Кирилловской церкви дала сквозную трещину. Результатом работ по укреплению фундамента стала фактическая консервация подземелий.

В настоящее время в Кирилловской церкви с целью сохранения ее первозданного вида прекращены богослужения и экскурсии.

Петр Милонег

Выдубицкий монастырь был основан в 11 веке. Михайловский собор построен на крутому берегу Днепра (назван в честь архангела Михаила). До наших дней сохранилась только западная часть собора. Восточная стена, с верхом собора, подмытая водами Днепра, обвалились. Сохранение собора волновало киевлян, еще в 1190-1200г., по указанию князя Рюрика Ростиславовича, зодчий Петр Милонег построил большую подпорную стену со стороны Днепра, смотровая площадка на ней произвела большое впечатление на игумена монастыря, что этот факт был отражен в Киевской летописи.

Так же Пётру Милонегу приписывают руководство при строительстве Васильевской церкви —  самого древнего храма города Овруч.

Он входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря. Церковь сооружена в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем на месте деревянного храма. Во внешнем оформлении, создано строгое и одновременно богатое убранство. Переживала постоянные разрушения, восстановлена в начале XX века известным архитектором А. В. Щусевым. От древнерусской церкви осталось три апсиды и часть северной стены с фрагментами фресок.

Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.

Закома́ра — полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Кокошник — ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара. Имеет только декоративное значение.

Неф — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Трансе́пт — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют рукава, выступающие за пределы основной части здания.

Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест.

Притво́р — пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Нартекс — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.

А́триум или а́трий — центральное, как правило многосветное, распределительное пространство общественного здания, освещаемое через зенитный световой фонарь или проем в перекрытии, а также атриумы создаются на круизных судах гигантских размеров класса Panamax.

Нао́с — центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.

Апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Кресто́во-ку́польный храм — архитектурный тип христианского храма, представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столпами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

Поребрик — орнаментальная кирпичная кладка, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.

Амбразура — отверстие в бруствере или стене.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1045

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке