- нравственных чувств — совести, веры, ответственности;
- нравственного облика — терпения, кротости, милосердия;
- нравственной позиции — способности различению добра от зла, готовности к преодолению жизненных испытаний;
- нравственного поведения — проявления доброжелательности, способность оказывать безвозмездную помощь.
Воспитание — двусторонний процесс, суть которого — воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или безнравственным поступкам.
Проблема современного медресе — отсутствие должного внимания к такому предмету, как нравственность (ахляк).
По мнению автора, для преподавания нравственности не следует использовать пассивный метод обучения, то есть когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны, а необходимо применять активные и интерактивные методы обучения, урок должен проходить в форме живого общения, обсуждении информации и взглядов учеников.
При активном методе обучения учитель и ученик выступают как равноправные участники урока и взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик, например, продиктовав определение по конкретной теме, следует спросить мнение учеников, как они понимают данный термин, что они выполняют/не выполняют для достижения конкретного нравственного качества, возможно учителю стоит поделиться жизненным опытом с учениками по определённым примерам достижения нравственных качеств.
При интерактивном методе обучения ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом, здесь, возможно разделить учеников попарно или на команды и также обсуждать те или иные нравственные/безнравственные качества, позиции, поведение.
Основная цель духовно-нравственного воспитания — получение учеником практических знаний и навыков высоконравственного поведения в повседневной жизни, основанных на Коране и сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Это могут быть некие уроки личности, в форме семинара и живого общения, ориентированные на личность ребёнка. На данных занятиях важно не применять авторитарный, приказной стиль. В процессе урока ученики сами должны научиться осознавать свои поступки, например, один из уроков по ахляку в медресе заключался в том, чтобы осознать свои плохие поступки и стараться больше их не совершать. В качестве осознания детям предлагалось написать хорошие и плохие поступки, которые они совершили за прошедший день. Затем они зачитывали свои поступки, но не с целью унижения достоинства, а с целью примера, что так совершать не следует. Именно такой гуманистический подход, по мнению автора, и необходимо применять при воспитании учеников. Если же занятие будет проходить в жёсткой форме, либо в форме нотации, есть вероятность, что ребёнок больше не захочет ходить в медресе.
Теоретическая часть уроков по ахляку должна включать обсуждение личности мусульманина:
- общие сведения о поведении ребенка в семье, в обществе, наедине, подкреплённые хадисами, аятами, а также историями из жизни пророков и сподвижников;
- этика поведения маленького мусульманина дома, в школе, в медресе;
- мусульманин перед своим Создателем,
- нравственные качества маленького мусульманина.
Практическая часть обязательно должна быть направлена на анализ ребёнком своего поведения, она должна заставить его подумать и более вдумчиво анализировать свою жизнь и свои поступки. Именно благодаря этому поведение ребёнка может быть откорректировано.
Можно выделить следующие практические упражнения для формирования нравственных качеств учеников:
- напишите на листочке и объясните, почему был недоволен вашим поведением родители, учительница, директор медресе;
- выделите 5 хороших и 5 плохих дел, которые вы сделали за сегодняшний день;
- напишите 5 благодарностей Всевышнему за прожитый день, 5 благодарностей родителям, 5 благодарностей однокласснику и т.д.
- напишите 5 плохих ваших качеств, которые вы смогли преобразовать в хорошие;
- напишите тёплое, искреннее письмо маме, бабушке, отцу;
- порадуйте маму объятием или поцелуем;
- накормите бездомное животное;
- говорите добрые слова всем, кого вы встречаете сегодня.
Целью практических заданий являются:
- понимать основы ахляка не в теории, а на практике;
- научиться контролировать и отслеживать своё поведение;
- научиться применять полученные знания из разных предметов (истории пророков, фикх и др.предметов) в жизни.
Предлагаю раскрыть следующие темы по уроку ахляк для школьных учащихся:
1. Качества верующего мусульманина, такие как: скромность, стыдливость и застенчивость, богобоязненность, ухоженность, образованность, довольство, терпение, правдивость, искренность, верность и честь, благонравственность, мягкость и сострадание, кротость и терпеливость.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
2. Знания, как неотъемлемая часть жизни любого мусульманина.
3. Результат прилежности в учёбе, постоянство в учебе.
4. Обязанности детей перед родителями; права матери и отца в исламе.
5. Общественная жизнь и отдых.
6. Правильное распределение времени и последствия лени;.
7. Правильный образ жизни: чистота тела и одежды, приятный внешний вид, отстранение от зависти, верность слову.
8. Упование на Всевышнего Аллаха; переживания за блага мирской жизни.
9. Риск. Факторы, способствующие увеличению риска. Факторы, способствующие уменьшению риска. Средства получения риска.
В результате данного подхода формируются духовно-нравственные принципы личности, появляется осознанность в поведении у ученика, прививаются обучающимся общечеловеческие нравственные ценности и качества и основополагающие принципы мусульманской морали с использованием доказательств из Корана и сунны.