Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Герберт Спенсер Личность и государство»

Герберт Спенсер английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма в Англии, приверженец эволюционной теории в философии и социологии, идеолог социал-дарвинизма.

Написание доклада за 4 часа

Спенсер родился 27 апреля 1820 года в г. Дерби. Его дед, отец и дядя были  учителями. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей, поздно научился читать, к тому же имел очень слабое здоровье.

В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. В 13 лет его отправили  на воспитание к дяде, который был священником в Бате. Дядя Спенсера — Томас являлся «университетским человеком», то есть получившим университетское образование, образованным человеком. По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. Он так и не получил  академического образования, но прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей.

Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую  стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками — историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон — Бирмингемской, он без колебаний принял  предложение.

В 1848 г. Спенсер получает место помощника редактора еженедельника «Экономист». Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает  собственным работам. Он пишет «Социальную статистику», в которой рассматривал развитие жизни, уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни.

В своей второй работе «Психология» (1855) он применяет гипотезу естественного происхождения видов к психологии и указывает, что нельзя объяснить наблюдая за  индивидом, можно объяснить наблюдая за всем родом (то есть отмечает роль  наследственности), поэтому  Дарвин  мог считать  его в числе своих предшественников.

В 1865 г. Герберт знакомится с американцем Юмансом, который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу и материальную поддержку, когда у того возникают проблемы с публикацией серии своих книг. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего.

В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на  юг Европы, но в основном живет в Лондоне. Его цель — закончить свое громадное сочинение, которому он «принес себя в жертву». Главному своему труду «Синтетической философии» («Система синтетической философии») – энциклопедическая система  всех научных знаний; он отдал 36 лет жизни. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: «Основные начала» (1962), «Основная биология» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология, как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893).

Творчество Спенсера оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Эта работа сделала его настоящим «властителем дум», и он был объявлен гениальным философом своего времени.

Гербер Спенсер как  учёный был плодовитый и разнообразный, он был глубоко знаком с современными ему научными достижениями в математике и естествознании. Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог подняться до уровня учёного-энциклопедиста, оставив значительное наследие в науке.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Его философия была «квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 в.», — считает Нарский И. С. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм

Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне, прожив 83 года.

Книга «Личность и государство» вышла в свет в 1884 г., она состоит из 4-х глав («Новый торизм», «Будущее рабство», «Грехи законодателей», «Великое политическое суеверие») и послесловия. По сути это сборник отдельных статей мыслителя (например, «Будущее рабство была опубликована в 1883 г.), объединённых идей взаимоотношения личности и государства, и базирующихся на современной Спенсеру ситуации в Англии.

Взгляд Спенсера на происходящие изменения в его стране во второй половине 19 века крайне критический, можно сказать, что он видит вырождение либерализма, и создание  того, что в 20 веке будет названо «социальным либерализмом».

Спенсер постоянно сравнивает  процессы в обществе с природными процессами и явлениями, но нельзя говорить о том, что он отождествлял общество с биологической системой, он лишь сравнивал и прослеживал сходства и различия. Естественные науки играли для Спенсера роль научного и методологического подхода, принципа или прецедента: он старался взять из них научную методологию (создание гипотез, методы доказательств, проверку результатов) и положить на имеющийся социльно-исторический материал.

В целом история согласно концепции Спенсер представляется  процессом линейным. Линейное развитие человечества проходит через определённые этапы, которые предопределены (как и эволюция развития индивида от детства к старости).

С точки зрения Спенсера существует два типа общества «тип воинствующий и тип промышленный» или, иначе говоря «система насильственной кооперации, а другой тип общества —  система кооперации добровольной». Эти два типа общества следуют друг за другом, представляя собой эволюционный процесс: «и добровольная кооперация всё более и более заменяет кооперацию принудительную, после того как войны становятся всё менее и менее частыми, и торговля развивается,  социальная жизнь основанная на обменах по соглашению…- тогда делаются возможными распространение и усовершенствование промышленной организации, при помощи которой держится большое общество».

В эволюционной теории Спенсера человек как высшее создание должен прогрессировать в своём развитии.  «Развитие высших видов есть движение вперёд – к форме существования, способной дать счастье. Это счастье должно осуществиться в человеческой расе. Цивилизация есть последняя ступень к его осуществлению, идеальный человек есть существо, живущее в условиях этого счастья».

На основе необходимости защиты и охраны, по теории Спенсера, сложился воинственный (или воинствующий) тип социальной организации, который был необходим на первых парах, но не является лучшим.

Воинствующее общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживание или агрессии.  Для него характерны доминирование коллективных целей над индивидуальными, жесткая организация и система принуждения, иерархическая структура управления, господство военной касты и силы, наследование власти, высокий уровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания. «Все единицы которой в разных чинах должны выполнять приказания под страхом смертной казни и получают пищу, одежду и плату по произвольному распределению». Получается что вся жизнь и индивида и личности подчинена обществу.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Воинствующий тип общества постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность). И он уже основывается на равенстве индивидов между собой и свободе личности.

Промышленное общество характеризуется следующим: «строй системы представлен армией производителей и потребителей которые между собой в соглашение и за определённую плату определённые услуги и которые по желанию и по предварительному заявлению могу выйти из организации если она им не нравится», то есть можно сделать выводы что управление децентрализовано и строится на принципах самоорганизации и самоуправления, широкое распространение получают различные неформальные объединения, подчинение индивида государству заменяется охраной прав человека, в обществе должен быть плюрализмом мнений и идеологий, сфера общественного контроля будет ограничена, а область частной жизни расширится.

Главное различие воинствующего и промышленного обществ согласно теории Спенсера, в том, что прежде (в воинствующем обществе) индивиды служили для цели общества, а теперь  (в промышленном обществе) общество должно служить для целей индивидов.

Но Спенсер не считает современное ему общество определённо промышленным, скорее это переходное состояние. Безусловно во второй половине XIXв. идеи либерализма были популярны, но Спенсер отмечает что «мы потеряли из виду, то что либерализм обыкновенно защищал свободу личности против принудительного действия государства», то есть общество конечно эволюционирует —  развивается вперед, но бывают моменты поворотов (отклонений) и политики начинают под лозунгами либерализма совершать противоположное, то что ограничивает свободу человека. Он считает, что: «как истинный либерализм в былые времена боролся против монарха, так в наши время истинный либерализм будет бороться против парламента, который хочет захватить в свои руки подобную же власть».

Спенсер  был непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество должно  существовать для блага своих членов, а не наоборот, давать индивидам поле для самореализации и осуществления своих естественных прав. Условием успешного социального развития он считал принципы равной свободы индивидов, то есть свободы  ограниченной лишь свободой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений; свободной конкуренции.

Наверное, один из самых спорных моментов в идеях Спенсера в наши дни – это вопрос об ограничении своды свободой другого, ведь у каждого свои критерии своды и дозволенности. Он приводит ряд исторических примеров, показывая, что вопрос о свободе очень актуален, так по общераспространённому мнению считается, что Римская республика представляла собой  демократическую формой правления, а «между тем между римскими и истинно свободными учреждениями существует не менее разницы, чем между акулой и морской свиньёй», —  писал Спенсер. И трудно не согласится, ведь не все жители Римской республики были равны в своих правах, существовало и  рабство….

Спенсер был противником вмешательства государства в экономическую и частную жизнь, а следовательно и  противником государственной благотворительности, то есть  принудительного перераспределения социальных благ (но это относится только к государственным программам, против же частной благотворительности Спенсер не выступал) .

«Оказывая помощь детям людей порочных, тем самым, нанося ущерб детям честных родителей», он так считал исходя из того убеждения что «рассказы о лишениях бедного люда вызывают в нас представлениях о невинных страдальцах», коими не всегда они являются, многие сами виновны в своих бедах. Он пишет что, если людей постоянно поддерживать то они «теряют привычку личными усилиями добиваться желаемого».

Благотворительность в масштабах государства приводит к ослабеванию индивидуальной деятельности, «многочисленные социалистические реформы  сольются в одно целое — в государственный социализм» и утеря личной активности приведёт к «грядущему рабству», личность станет рабом общества, которое будет её обеспечивать в материальном отношении. А  поддержка слабых и недостойных при этом в ущемлении лучших может привести и к вырождению нации.

Он отмечает «что «покровительство»(государственное) всегда обуславливает собой насилие и что название протекционист должно быть заменено названием «агрессионист» (насильник ) -вот истина которую обыкновенно игнорируют».

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Спенсер  критиковал подобную социальную направленность в деятельности правительства так как «всякое вмешательство правительства ведёт за собой увеличение числа правительственных агентов и дальнейшее развитие бюрократического аппарата»,что по его мнение становится толчком истории назад.. Хуже всего то, по мнению Спенсера, что  «практические политики» (пользуясь его же терминологией) совершают множество подобных ошибочных действии, что б выиграть борьбу за власть и не задумываются о результате в дальнейшем, видя лишь возможность решения проблемы в данный момент.

Многие грехи законодателей, по мнению Спенсера, возникают потому что политики думают только о решении сиюминутных проблем, но не пытаются отследить последствия, отсроченные во времени. И тут он отмечает, что мыслящий человек должен заниматься «систематическое изучение естественной связи  между причиной и следствием в  том виде, в каком эта связь проявляется среди человеческих существ, составляющих общество».

В  главе «Грядущее рабство» Спенсер осуждал нараставшую тенденцию государственного вмешательства в общественные отношения хотя бы и под  предлогом улучшения условий жизни каких-либо социальных слоев. Он приводит множество примеров из современного ему  социального и рабочего  законодательства в Англии, которое под идей улучшения положение только усложнило ситуацию:  так закон 1883 г. об удешевлении поездов, это отнимает у населения деньги (в форме упразднения налога на путешественников и уменьшения денег которые получат железные дороги  и их работники).

А подчиняя себе всю деятельность железных дорог государство «имея в своих руках уже исключительную доставку писем и телеграмм» государство становится единственным перевозчиком пассажиров и товаров а в придачу «должно сделаться и фабрикантом локомотивов, вагонов,. .хозяином угольных копий и проч.»

Вмешательство государства в жизнь общества и жизнь каждого индивида в отдельности не только возмущает, но и тревожит Спенсора.  Он с тревогой отмечал  возрождение и усиление ряда характерных черт воинствующего общества в Германии, Англии, Франции, о развитии и увеличении армий, росте бюрократического аппарата, усилении роли правительства и его вмешательства в торговлю, промышленность, трудовые и другие отношения.

При этом негативно отзывается о  Бисмарке «судите сами, чем при таких условиях должна сделаться власть иерархически организованной и централизованной администрации, вооруженной всеми ресурсами всего государства и опирающееся на силу любого размера, какая только может потребоваться для приведения в действие её декретов и для охранения того, что она называет порядком. Недаром такой человек как Бисмарк чувствует вожделение к государственному социализму». Как считает Спенсер узурпация власти «практическими политиками» под  прикрытием благих намерений может привести к возрождению деспотизма.

Довольно интересен сюжет, который назван «великим политическим суеверием», это прямая критика доктрины неограниченного суверенитета правительства (монархического или же парламентского), которое приводит к легко принимаемым и легко отменяемым законам..

В прошлом — это обожествление права монарха, в современном для Спенсера мире — обожествление права парламентов, при этом «можно находить первое из этих верований нерациональным; но нельзя не признать что оно было логичнее второго», то есть вера в то, что власть посланника бога на земле божественна логичнее чем безоговорочное принятие власти группы людей которых и выбрал народ, доказывает это Спенсер тем, что решения парламента – исполняет волю большинства, но не всех людей (существует и меньшинство) и рассмотрев это окажется, что обожествление права парламента — политический предрассудок, впрочем достаточно удобный для власть имущих.

А из этого следует что идея «социального контракта» в форме принятой Гоббсом, Руссо и их последователями ошибочна, лишена основания, а если и контракт был заключён- то он не мог бы связывать потомков тех, кто его заключал — безапелляционно утверждает Спенсер.

При этом он не отрицает, что существует то, ради чего люди могли бы объединяться и  действовать совместно:

  • для защиты от чужеземного вторжения;
  • защита от внутренних врагов (личность и её собственность должны быть защищаемы);
  • извлечение пользы из занимаемой территории.

Но в тоже время он подчёркивает, что ещё до возникновения правительств существовали порядки для объединений индивидов, которые устанавливались обычаями (примеры различных племён), а закон- это лишь окончательная  форма того, что существовало до них.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Итак, подводя некоторые итоги анализа книги Г. Спенсера  можно сказать что, история человечества   представлены в теориях Г. Спенсера эволюционирующим  линейным процессом, в целом двигающимся по траектории позитивного развития. Но не прямолинейным – так как возможны варианты регресса в развитии общества. Общества согласно его идеям проходят два уровня развития — воинствующий и промышленный типы обществ. В чистом виде промышленный тип общества современниками Г. Спенсера достигнут не был.

Г. Спенсер  критикует усиление государственного влияния на жизнь общества, в том числе и социальные программы государственной поддержки  населения, тенденции к неограниченному суверенитету  правительств – считая все эти факты попытками государства узурпировать власть и подчинить себе людей. Так же он критикует и не дальновидность политиков, которая приводит к роковым ошибкам.  Г. Спенсер является сторонником идей свободы личности и индивида и считает эту свободу – ценностью для общества, на котором оно должно базироваться.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3514

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке