Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «И. А. Гончаров «Мильон терзаний»

В своей статье «Мильон терзаний», получившей название по фразе самого Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», И. А. Гончаров особенно подчеркивает в первую очередь бессмертие самой комедии и актуальность ее образов в современности.

Написание доклада за 4 часа

Сначала он доказывает это на примере образов Онегина и Печорина и бессмертной комедии «Недоросль», которые, несмотря на гений того же Пушкина, «застыли как монументы» и поблекли со временем, оставшись напоминаниями о героях того времени. Чацкие же появляются каждый раз при смене одной эпохи другой, пусть и несколько видоизмененными, — также, как и Фамусовы, Молчалины, Скалозубы и прочие. Помимо этого комедия была растаскана «на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения», но при этом не опошлилась, а стала только ближе зрителю.

Гончаров в своей статье также отмечает художественную законченность и определенность пьесы. которая удавалась, разве что, Пушкину и Гоголю: «Горе от ума» — это и картина нравов, и галерея живых типов, и «вечно острая, жгучая сатира». «В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва». «В ней местный колорит слишком ярок, и обозначение самых характеров так строго очерчено и обставлено такою реальностью деталей, что общечеловеческие черты едва выделяются из-под общественных положений, рангов, костюмов и т. п.»

В пьесе, отмечает Гончаров, есть непрерывное действие – с самого первого появления Чацкого у Фамусовых, до его ставшего крылатым выражения: «Карету мне, карету!».

Почему же Грибоедов приписывает Чацкому горе от ума, а Пушкин вовсе отказывает ему в наличие оного? Если говорить о его умственном и ментальном развитии, Чацкий действительно умен: его речь жива и остра, рассуждения не лишены логики и правоты («Фамусовский лагерь» внутренне соглашается с его рассуждениями, но никогда открыто этого не признает»). Он «чувствителен, весел и остер». И Гончаров заявляет, что как личность Чацкий был умнее и выше тех же Онегина и Печорина. Он настоящий деятель, искренний и горячий, в то время как те – «паразиты», осознающие перемены, но не желающие им содействовать или попросту уйти от них. Они будут пребывать в «интересной скуке», «ими заканчивается время», в то время как Чацкий со всей горячностью будет стараться способствовать наступлению перемен, он искренний, активный деятель. Отчего же Пушкин отказал Чацкому в уме? «Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме.»

Онегин и Печорин были озлоблены, что не мешало им франтить (Онегину), развеивать свою скуку интригами с разными девушками, а впоследствии выражать по отношению к ним искреннее презрение (Печорин). Все, что знали они, это «науку страсти нежной», а учились «чему-нибудь и как-нибудь». Чацкий был готов к активной деятельности, писал, занимался переводами, путешествовал, явно был личностью разносторонней и по-настоящему образованной. И любил он серьезно и искренне, а не развлечения ради, воспринимал Софью, как будущую супругу.

Он был искренне озадачен ее холодностью, пытался выяснить причины, соперников. Очевидно, что в Москву он приехал только ради нее, ведь так сильно он бранит московское общество с его архаическими ценностями и нравственностью, жестоко казня «век минувший».

На балу, когда он уже пытается уговорить Софью на признание, его слова похожи на мольбу, в которой под конец даже слышатся слезы:

Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та…
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам… —

Чтоб равнодушнее мне понести утрату,
Как человеку — вы, который с вами взрос,
Как другу вашему, как брату,
Мне дайте убедиться в том…

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

«Это уже слезы. Он трогает серьезные струны чувства
От сумасшествия могу я остеречься,
Пущусь подалее простыть, охолодеть… –

А что же Софья? «А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все…» Как говорит Пушкин:

Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!

Софья нарисовала себе опошленный портрет Молчалина, который же оказался не просто жалок, но и вовсе недостойным какого-либо сочувствия и внимания. Самостоятельно прозреть она не могла по той простой причине, что другого мировоззрения и других нравов она не видела. Кое-что в этом отношении роднит ее с Пушкинской Татьяной: обе влюбились «случайно», ввиду небольшого выбора, и слепо верили своему идеалу (хотя Софья – московская барышня, более «развитая»). И только благодаря Чацкому смогла она прозреть, что прекрасно осознает.

В отношениях Софьи и Молчалина, без всякого на то права, Чацкий повел себя как настоящий Отелло. Хотя, конечно, его можно понять – наилучшие чувства его были отвергнуты, не поняты, а сам он осмеян. Без всякого основания он обвиняет Софью в том, что она тешила его надеждой; хотя та постоянно избегала его общества. Отсюда – обида на весь белый свет и поливание желчью всех присутствовавших на балу. «Если б у него явилась одна здоровая минута, если б не жег его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?»» «За него отвечает Грибоедов, который неспроста кончил пьесу этой катастрофой. В ней, не только для Софьи, но и для Фамусова и всех его гостей, «ум» Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром»

В пьесе мы также видим противостояние лагеря Фамусовых и одного единственного воина, который все-таки воин, и прекрасно это доказывает. Он одерживал верх над каждым соперником по-отдельности, но не выдержал общего напора со стороны противника. Однако он не побежден – он сеет, а другие уже пожинают – одного его выступления в одном доме хватило бы, чтобы впоследствии взбудоражить других «Чацких»: «Скалозуб жалуется, что брат его оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух ропщет, что племянник ее, князь Федор, занимается химией и ботаникой.» «Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел «прелести встреч, живого участья», то брызнул сам на заглохшую почву живой водой — увезя с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацких — терзаний от всего: от «ума», а еще более от «оскорбленного чувства».»

Идеалом жизни Чацкого становится идеал свободы – свобода учения, занятия искусством и наукой, путешествия, развития, «служения делу, а не лицам». Не он гонит отжившее со сцены по какой-то собственной программе – он делает то, что начало до него само время. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.»

Гончаров также опровергает обвинения относительно абстрактности образа Чацкого, что в нем мало жизни, мало художественности, в отличие от образа того самого Онегина. Однако в реальной жизни можно было наблюдать Чацких: Белинского, Герцена. «Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективность драматической формы не допускает той широты и полноты кисти, как эпическая. Если другие лица комедии являются строже и резче очерченными, то этим они обязаны пошлости и мелочи своих натур, легко исчерпываемых художником в легких очерках. Тогда как в личности Чацкого, богатой и разносторонней, могла быть в комедии рельефно взята одна господствующая сторона, — а Грибоедов успел намекнуть и на многие другие.»

Поэтому, по мнению Гончарова. Чацкий является самым живым и художественным персонажем комедии.

Наконец, Гончаров делает несколько замечаний относительно исполнения комедии. Историческое исполнение лиц практически невозможно, так как живых оригиналов уже нет. Дело здесь не в исторически точном исполнении пьесы, а в художественном прочтении – именно ему у Гончарова отводится главенствующая роль, оно является критерием действительно хорошего прочтения и постановки пьесы. К сожалению, с утратой старой школы, исполнение становится все более блеклым и неслышным. Артисты переигрывают и фальшивят. И здесь же Гончаров сетует на небрежное отношение к искусству: «Что же затем осталось делать артистам? Что они разумеют под исполнением ролей? Гримировку? Мимику?» «Вот на утрату этого литературного, так сказать, исполнения художественных произведений, кажется, справедливо жалуются в последнее время в публике».

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3198

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке