Актуальность данной темы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
К примеру, как я считаю, используя опыт собственной трудовой деятельности в ДУ, что искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
При этом в «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».
Так, ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
В настоящее время существует широкая база теоретического и практического характера, материалы которой представлены в исследования ученых психологов: Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Ц.И. Кириенко, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Куцаковой, Б.М. Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей. Также и обобщила и опыт своей деятельности с коллегами ДУ, в котором работаю сама и проанализировала опыт коллег по средствам интернет (какая работа ведется, в каких направлениях ведется работа с детьми и тп.).
Так, к примеру: В ноябре 2014 г. в МКДОУ д/с № 481 г. Новосибирска состоялась городская конференция по теме «Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей». В современном мире наших детей окружает много умной техники, взаимодействие с которой часто подменяет ребенку реальное общение. В результате дети оказываются закрытыми, не способными к творческим проявлениям своих возможностей. Это подтверждается и данными педагогической диагностики. Для создания условий по развитию музыкально — творческих способностей дошкольников как основы становления гармонично развитой личности музыкальный руководитель МКДОУ д/с № 481 Пермякова И.А. использует систему немецкого композитора и педагога Карла Орфа, основным принципом которой является вовлечение ребенка в активное музицирование «делай с нами вместе» и «сделай, как Ты хочешь». В основе музыкально–педагогической деятельности Инны Алексеевны лежит комплексный подход, в котором происходит проникновение различных видов искусства, где организующим является ритм. В процессе занятий дети включаются в разные виды художественной деятельности, учатся передавать свои мысли и чувства, выражать эмоции посредством музыки и движений. Самые первые занятия с малышами начинаются не с традиционного «Я научу вас петь», а «Давайте поиграем с музыкой». Все занятия строятся на основе разнообразных творческих игр, цель которых — направить детей на самостоятельное изобретение, варьирование. “Игра в музыку”, музыкальная игра-импровизация готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации используют в своей педагогической деятельности педагоги и детских садов р.п. Тумботино, Павловского района. Детская мультипликация является поистине универсальным средством художественного развития и воспитания дошкольников. Мультипликация, как одна из форм экранного искусства, представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца.
Также, для создания условий в ДОО для приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы педагоги детских садов садов р.п. Тумботино, Павловского района разрабатывают свои программы и технологии. Воспитателем МБОУ д/с № 2 Вопилиной Т.И. с целью повышения интереса детей и родителей к художественному чтению был организован конкурс юных чтецов. При подготовке к этому мероприятию было предложено родителям вместе с детьми заранее выбрать небольшие стихотворения на предложенную тематику, разучить и представить их на конкурсе.
Таким образом, весь проанализированный мною опыт и частично представленный выше, направлен на последовательное воспитание у детей эстетической культуры с учетом индивидуальных интересов и способностей, содействие формированию эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира, гармонизации мировосприятия, открытия своего творческого «Я».