Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Этологический подход к изучению поведения»

Что такое этология? Этология — Научная дисциплина, которая изучает поведение животных в естественной среде их обитания, а не в лаборатория. Развивалась в тесном контакте с физиологией, популяционной генетикой, генетикой поведения, позднее — с экспериментальной психологией.

Написание доклада за 4 часа

1. Этологический подход:

Чтобы понять этологический подход, давайте мы начнём с понятием этология.

Что такое этология? Этология — Научная дисциплина, которая изучает поведение животных в естественной среде их обитания, а не в лаборатория. Развивалась в тесном контакте с физиологией, популяционной генетикой, генетикой поведения, позднее — с экспериментальной психологией. Возникнув как направление описательное, связанное с изучением инстинктов, этология превратилась в целостную концепцию, включавшую анализ поведения в онто- и филогенезе, изучение его механизмов и приспособительного значения (Tinbergen, 1963).

Этологический подход был сформирован в исследованиях зоологов. Одна из основных задач при этологическом подходе — выявление приспособительного значения конкретных форм поведения и, следовательно, изучение значения инстинктивного, т. е. врожденного, поведения для поддержания структуры сообществ и их эволюции. Так же как и в бихевиоризме, основным объективным параметром для количественного измерения психических процессов служит движение.

Например, супруги Бреланды, сначала приверженцы, а потом научные противники известного представителя бихевиоризма Ф.Скиннера, провели следующий показательный в этом плане эксперимент. Они попытались научить енотов опускать монеты в копилку, используя метод оперантного обусловливания , который был разработан Ф.Скиннером. Им это быстро удалось. Однако, по мере того как еноты научались опускать монеты, у них начали появляться неожиданные действия: они стали тереть  монеты одну о другую и “макать”  их в сосуд. Если Бреландам не были известны особенности поведения енотов в природе, они не смогли понять эти странные действия. Они распознали  — характерный для енотов стереотип поведения при сборе и поедании пищи. Если бы они не знали этой особенности поведения животных, они, вероятно, никогда бы не поняли, почему происходит такое странное отклонение от известной схемы научения.

Кошку легко обучить открывать дверь, если она открывается на себя. Точнее, ее не нужно этому обучать, она легко делает это сама, поскольку использует врожденное движение, с помощью которого ловит добычу. Но крайне трудно обучить кошку открывать дверь, толкая ее лапой. Такое движение отсутствует в ее врожденном поведенческом репертуаре, поэтому его невозможно «воспитать». Даже если это удастся, то такой навык будет весьма нестойким.

Существует большое разнообразие форм поведения, среди которых можно выделить пищедобывательное, половое, родительское, исследовательское и т.д. Тинберген считал, что для более или менее полного объяснения того или иного поведения животного нужно ответить на четыре главных вопроса.

  • Каковы непосредственные причины этого поведения?
  • Как это поведение развивалось в онтогенезе?
  • Как это поведение возникло в эволюционной истории изучаемого вида?
  • Какое значение имеет данное поведение для животного?

По мнению этологов, биологические корни поведения человека — это существование у него, как у всех других биологических видов, врожденных, наследственно обусловленных психических форм, которые невозможно удалить или подавить. Например, у человека всегда есть собственные желания, и он все время стремится удовлетворять эти желания. Но степени удовольствия у каждого не одинокого. (у кого чертвёрка уже хорошо *все, олично, довольно*, у другого надо пятёрка).

2. Противоречие между этологией, физиологическим подходом и бихевиоризмом:

Что касается противоречие между этологией, физиологическим подходом и бихевиоризмом? Это оценка роли врожденных и приобретенных форм поведения. Физиологический подход (или русская школа) и бихевиоризм полагают, что роль врожденных форм поведения чрезвычайно мала. Этологи считают, что целостное поведение формируется в результате наложения приобретенных поведенческих форм на врожденные. Соответственно, условный рефлекс — центральное понятие в двух других направлениях объективной психологии — для этологов является лишь удобным методическим приемом, но никак не базовым элементом формирования целостного поведения.

Говард Лиделл работал в лаборатории И. П. Павлова в качестве приглашенного сотрудника. Сначала он выработал условный рефлекс по классической методике, у собаки, зафиксированной в специальном станке. Условным стимулом служило ускорение ритма ударов метронома. Когда рефлекс стал прочным, т. е. слюнотечение у собаки стабильно усиливалось при изменении скорости работы метронома, Лиделл отвязал собаку. Она сразу подбежала к выключенному метроному, приветствовала его, виляя хвостом и подвывая. При этом она интенсивно выделяла слюну. Данное экспериментальное наблюдение не может быть объяснено теорией условных рефлексов, т. к. условный стимул отсутствовал (метроном был выключен), а условная реакция наблюдалась. Теория высшей нервной деятельности, основанная на понятии условного рефлекса, не может объяснить такое поведение животного.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

В данном случае реализовалась врожденная форма поведения, так называемое «поведение выпрашивания», — типичное поведение собаки, выпрашивающей еду у хозяина. У общественных псовых хищников выпрашивание корма и взаимное кормление широко распространены. Волки уже в возрасте одного года кормят чужих щенят, у гиено-вых собак удачливый охотник — других членов стаи. Взаимное кормление и, соответственно, поведение выпрашивания легко заметить и у домашних собак, воспринимающих хозяина как члена стаи. Таким образом, у псовых инстинктивное поведение выпрашивания — а вовсе не одно только отделение слюны — воплощает ту реакцию, которая в павловской постановке опыта выступает в качестве условной.

Одни педагоги имеют ошибочное представление о роли врожденных особенностей поведения человека. Они считают, что ребёнок как чистая доска, на которой можно написать что угодно (J. Watson). Например, отрицается (phủ định) врожденная потребность в эмоциональном контакте с близкими членами сообщества — воспитание по доктору Споку.

Другое открытие этологической науки — широкий спектр (Quang phổ) индивидуальных форм врожденных человеческих потребностей. Например, половое влечение — лишь наиболее очевидное и универсальное (т. е. свойственное практически всем людям) из них. И заслуга Зигмунда Фрейда в том, что он внедрил в массовое сознание опасность подавления полового поведения. Агрессия также входит в список возможных мотиваций человеческого поведения. Если запретить боксеру по призванию регулярно участвовать в единоборствах или любых других соревнованиях, он заболеет. Но точно так же заболеет и филателист, лишенный  возможности собирать если не марки, то хотя бы камушки. Одни люди просто не могут не стремиться к славе, другим достаточно иметь деньги, а третьим важно оставаться незаметными. Многие подобные эмпирические наблюдения получили статус следствий научных теорий благодаря изысканиям и теоретическим разработкам этологов.

Классический эксперимент И. П. Павлова

Изучая пищеварение, Павлов заметил, что при одном только виде тарелки с едой у собаки начинает выделяться слюна. То, что у любой собаки выделяется слюна, когда ей в рот кладут пищу, ни у кого не вызывало вопросов. Это было вполне естественно, но собака, за которой наблюдал Павлов, научилась ассоциировать вид тарелки с пищей.

Столкнувшись со случаем ассоциативного научения, Павлов решил выяснить, можно ли научить собаку ассоциировать пищу с другими раздражителями, например со светом или звуком.

В своем ставшем классическим эксперименте Павлов вживил в слюнную железу собаки фистулу, чтобы измерять количество выделенной слюны. Затем перед собакой ставили миску, в которую автоматически подавалась еда. Экспериментатор сначала включал свет в окошку перед собакой, а затем, через несколько секунд, в миску подавалось немного пищи, а свет выключался Алмазная резка сухая и влажная, без пыли . Собака была голодна, поэтому отмечалось обильное слюноотделение Выделение слюны у голодной собаки при виде пищи является безусловным (врожденным) рефлексом. Здесь нет никакого научения, поэтому еда является безусловным стимулом, а свет — вообще нейтральным  раздражителем. На него собака первоначально никак не реагировала . Однако эту процедуру повторяли многократно: сначала зажигался свет, затем подавалась пища.

В результате было обнаружено, что у собаки начиналось выделение слюны сразу же при зажигании света. Более того, слюна начинала выделяться даже тогда, когда после зажигания света пища вообще не подавалась. Таким образом, нейтральный раздражитель – свет — превратился в условный стимул, а у собаки сформировался условный рефлекс.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1163

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке