Качество рабочей силы — это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), а также адаптированность, в том числе гибкость, мобильностью, мотивируемость, инновационность, профориентированность и профпригодность.
Основными элементам качества рабочей силы являются следующие понятия:
- профессиональные знания,
- сноровка (умения, навыки),
- компетентность (уровень квалификации),
- ответственность,
- личностные характеристики.
Профессиональные знания определяются уровнем развития человека, основанным на его способностях, образовании, опыте, необходимых для выполнения производственного задания. Сюда относятся способности мыслить и рассуждать, знания о способах действий и возможностях применения необходимых для выполнения работы методов, процессов и средств производства или средств труда, их правильный выбор, опыт использования или обращения с ними, а также знания производственных связей и соотношений.
Сноровка (умения, навыки) человека определяется его физическими данными, необходимыми для выполнения производственного задания. Сноровка основана на постановке и тренировке ловкости, опыте и умении приспосабливаться. Она выражается в уверенности и точности движений человека.
Компетентность — это уровень общей и профессиональной подготовки, умение реагировать на изменяющиеся требования конкретного рабочего места или выполняемой работы. Компетентность человека зависит от его отношения к своей работе, опыта, стремления и умения пополнять знания. Компетентность, или профессионализм, может изменяться в сторону как повышения, так и снижения.
Ответственность определяется добросовестностью, надежностью и тщательностью, которые необходимы для выполнения различных производственных заданий без ущерба для людей и материального ущерба, а также достаточным кругозором, чтобы не допустить возникновения препятствий и нарушений в производственном процессе и структурной организации. Основными компонентами «качества рабочей силы» также являются: личностные характеристики работника. К личностным характеристикам относятся: физические данные, умственные способности, специальные наклонности, интересы и характер личности, адаптированность, мотивируемость, профориентированность, инновационность.
К физическим характеристикам человека относят его возраст, здоровье. Быстрота реакции, внешность, рост и т.д.
Умственные способности личности могут быть определены как способность эффективно использовать свой интеллект – сумму общих умственных функций понимания, мышления, обучения, наблюдения, решения проблем.
Когда речь идет о специальных наклонностях, то обычно рассматривают такие характерные черты, как способность к обучению, к определенным видам деятельности, способность работать со словами и цифрами, умение анализировать, творчески мыслить.
Интересы — это один из наиболее значимых элементов качества рабочей силы, поскольку в них проявляется познавательная потребность, обеспечивающая направленность целей трудовой деятельности и тем самым способствующая более полной самореализации человека в процессе труда.
Характер определяет линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям и самому себе: уверенность к себе и возможность работать самостоятельно, готовность включиться в строгую иерархическую структуру и стать частью неорганизованной команды.
Адаптированность работника — это его способность приспосабливаться к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде, совершенствовать свои деловые и личностные качества.
Мотивируемость — это способность работника реагировать на мотиваторы, т.е. внешние факторы, побуждающие его к определенному виду трудового поведения для достижения целей производства.
Инновационность — это готовность человека к инновациям, т.е. способность к разработке новых идей, новых технологий, новых изделий и способность к их внедрению.
Профориентированность — это способность и устойчивый интерес человека к определенному виду деятельности, умение выбрать наиболее целесообразную для себя профессию с учетом своих психофизиологических характеристик, интересов, способностей, а также потребностей рынка труда в работниках соответствующих профессий.
Автор: Светлана