Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Монтескьё и его теория разделения властей»

Выразитель интересов французской буржуазии Ш. Монтескье в XVIII в. выдвинул революционные идеи, предлагавшие новый взгляд на политическое устройство государства, одной из которых была идея о необходимости разделения всех властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

Для того, чтобы преобразовать свои идеи в законченное политическое учение, Ш. Монтескье проделал анализ истории законодательства в своем главном труде «О духе законов» и пришел к выводу, что все изменения общественного устройства подвержены определенным закономерностям. «Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие… Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей». Таким образом, используя метод сравнительно-исторического анализа, он стремился к поиску рационального устройства общества. Подобное рациональное устройство общества французский просветитель не мыслил без реализации политической свободы каждого отдельного индивида. В этом смысле, республика представлялась ему наиболее благоприятной формой правления. Однако он указывал, что сам факт установления республики не означает, что все граждане автоматически стали свободными. Именно разделение властей способно в полной мере гарантировать свободу каждого члена общества. При этом разделение властей может быть произведено как в республиках, так и в монархиях. Суть концепции разделения властей Ш. Монтескье состоит в том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власть были отделены друг от друга и принадлежали различным государственным органам. Важно, чтобы соблюдался принцип взаимного сдерживания каждой из властей, в дальнейшем закрепившийся в правоведении как система сдержек и противовесов. В противном случае, например, при соединении всех видов власти в одном учреждении или в руках одного правителя, неминуемо последует произвол и вырождение в деспотию. Кстати, деспотию Ш. Монтескье считал самой неудачной формой правления. Он писал, что «нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении». По мнению Ш. Монтескье, разделение властей должно быть закреплено на конституционном уровне. Уникальность предложенной концепции состоит в том, что французский мыслитель объединил ключевое для либерализма понятие свободы с идеей о необходимости конституционного закрепления принципа разделения властей. Также, он был первым из всех приверженцев либеральной школы, кто обособил судебную власть, развивая идеи парламентаризма. Судебную власть французский просветитель предлагал «поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года, по указанному способу привлекаются из народа для образования суда; продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости».

Биография

Родился Шарль Луи де Монтескье в городе Бреде, возле Бордо, 18 января 1689 года. В семье знатного феодального рода. Свою жизнь он провел довольно таки уединенно.

В 1716 году от своего дяди принял фамилию Монтескье и его состояние. В этом же году стает президентом парламента в Бордо, но уже через 10 лет, эта должность стала для него обузой, и он от нее отказался, при этом оставаясь верным корпоративным убеждениям парламентской аристократии. Был владельцем замка Ла-Бред. Исповедовал истинные правила настоящего французского аристократа.

С 1728 по 1731 годы Монтескье отправляется в большие европейские путешествия, которые впоследствии превратились в серьезные исследовательские поездки.Шарль Луи де Монтескье был поклонником географической школы вместе с Боклемом, Ратцелем, Мечниковым.

В его творчестве просматривается начала либерализма как основа идеологии государства, которая была до этого разработана английским философом Д. Локкой. Монтескье считают одним из основоположников современной формы представительной демократии.

12 мая 1730 года был принят в масонскую ложу «Горн». Через четыре дня об этом опубликовали статью в «Бритиш Джорнэл». На протяжении двух годов, с 1734 по 1735, часто публикуются сообщения о том, что Монтескье принимает участие в масонских собраниях.

Умер Шарль Луи де Монтескье 10 февраля 1755 года, так и не успев увидеть выход своего последнего произведения «Опыт во вкусе». Оно опубликовано посмертно в 1757 году в седьмом томе «Энциклопедии». Похоронили писателя в соборе Св. Сюльпиция.

Теория разделения властей

Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существующих форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими определениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как политический режим.

Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству (этот принцип по-разному проявляется в двух формах республиканского строя: демократия стремится к равенству, аристократия – к умеренности).

Монархия – это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь. Носителем монархического принципа Монтескье называл дворянство.

Деспотия, в отличие от монархии, – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Деспотия держится на страхе и является неправильной формой государства. «Нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении», – писал Монтескье. Если где-нибудь в Европе воцарится деспотизм, то тут уже никакие нравы и климаты не помогут. Предотвратить перерождение монархии в деспотию способна лишь правильная организация верховной власти. Эти и подобные им рассуждения просветителя воспринимались современниками как завуалированная критика абсолютизма во Франции и призыв к свержению тиранов.

Следуя традициям античной политико-правовой мысли, Монтескье считал, что республика характерна для небольших государств (типа полиса), монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных империй. Из этого общего правила он сделал одно существенное исключение. Монтескье показал, что республиканское правление может быть установлено и на обширной территории, если его соединить с федеральным устройством государства. В трактате «О духе законов» была теоретически предсказана возможность образования республики в крупных государствах.

Установление республиканского строя, полагал Монтескье, еще не означает достижение свободы членами общества. Для обеспечения законности и свободы необходимо как в республике, так и в монархии провести разделение властей. Развивая учение Локка, Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и т.п.

Ш.Л. Монтескье же видел в разделении властей нечто большее, чем абстрактное распределение функций между различными государственными органами. При соединении трех ветвей власти «в одном лице или учреждении», писал он, не будет свободы, в т.ч. свободы политической, понимаемой им как «душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимы такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина», такой «государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет». Ш.Л. Монтескье упоминал также о системе «сдержек и противовесов»: «порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга», лишает кого-либо «возможности злоупотреблять властью».

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Самым последовательным воплощением этих принципов мыслитель называл государственный строй Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – королю, а судебная – присяжным.

Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, утверждал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными». Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы. Иначе говоря, обоснование парламентаризма как системы управления, основанной на разграничении законодательных и исполнительных полномочий, было дополнено у Монтескье принципом независимости судей. Рассмотренная им триада властей (законодательной, исполнительной и судебной властей) со временем стала классической формулой теории конституционализма. В своем учении Монтескье объединил наиболее популярные идеи либеральной буржуазии того времени и выстроил их в достаточно последовательную и целостную доктрину.

Идеологически теория разделения властей Монтескье была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства.

В условиях предреволюционной Франции это учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Компромиссный характер теории Монтескье проявился в том, что он допускал сохранение привилегий дворянства и предусматривал образование в законодательном собрании верхней палаты, состоящей из наследственной аристократии. Стремясь заручиться поддержкой знати, Монтескье расписывал древние вольности дворянства, которые были попраны королевской властью при создании централизованного государства. Просветитель хотел доказать наследственной аристократии, что ограничение прав монархов ей будет столь же выгодно, как и буржуазии. Будущее Франции представлялось ему в виде конституционной монархии.

Учение Монтескье сыграло громадную роль в развитии политической мысли. Монтескье – родоначальник географической школы в социологии; к его идеям обращались представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений. В начале XX в. интерес к Монтескье заметно возрос. Например, предложенное им определение закона (законы суть «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей»), казавшееся современникам пережитком римского стоицизма, было взято на вооружение последователями социологической юриспруденции.

Ш.Л. Монтескье более известен как основоположник классической теории разделения властей, тогда как его основное произведение — плод двадцатилетнего труда — посвящено, главным образом, выявлению «духа законов».  При этом исследовательский интерес Монтескье нацелен не на установление исходных (выводимых разумом из природ) норм естественного права, а на изучение позитивных законов в их взаимосвязи с различными факторами общественной жизни. Все его сочинение «О духе законов» посвящено исследованию географических, экономических, социальных, духовных и политических оснований формирования и функционирования положительных законов и всей нормативной системы общества в целом. «Всякий, имеющий очи, чтобы видеть», — писал он позднее в своей «Defense de l’Esprit des lois», — «может сразу усмотреть, что предметом сочинения были различные законы, обычаи и нравы народов мира».

Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положены в основу Конституции США и конституций ряда других государств. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в частности, провозгласила: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Монтескье заслуженно считается классиком конституционализма.

Список использованных источников

1. Лейст О.Э. История политических и правовых воззрений. – Изд.: «Зерцало», 1999.
2. Нерсесянца В.С. История политических и правовых учений. – Изд.: НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА, М) Москва, 2000.
3. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.
4. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения – М.: Государственное издательство политической литературы. Академия наук СССР, Институт философии, 1955.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

4259

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке