Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Обучение индийскому классическому танцу в Башкортостане»

Танец как вид искусства обладает своим специфическим и во многом универсальным языком, объединяющим людей независимо от их этнического происхождения. Вместе с тем танцу каждого народа присущи свои уникальные черты, тот особый диалект, познание которого раскрывает перед нами новые возможности для постижения иной культуры.

В этом ключе обучение индийскому танцу занимает важное место для установления и укрепления культурных связей между Башкортостаном и Индией. При этом хочется отметить, что более глубокому пониманию культуры Индии способствует обучение именно индийскому классическому танцу, не смотря на то, что большее количество танцевальных студий специализируется на стиле болливуд (стиль танца индийских кинофильмов).

В настоящее время к классическим танцам индии относятся 8 стилей: бхаратанатьям, катхак, катхакали, кучипуди, манипури, мохиниаттам, одисси и сатрия. Остановимся чуть подробнее на бхаратанатьям и катхак, так как обучение этим стилям проходит у нас в городе.

Бхаратанатьям является одним из древнейших зафиксированных видов танцев. Это санскритское название переводится следующим образом: бха — «бхава», чувства, эмоциии + ра — «рага» — мелодия + та — «талам» — искусство ритма + натьям — танец = Бхаратанатьям [1].

Данный стиль танца зародился на юге Индии (Карнатака, Тамилнад, Андхра Прадеш). Первоначально являлся храмовым танцем и исполнялся девадаси (девушками, посвящёнными божеству, живущими в храме и служащими богу пожизненно). Конечно же, главная роль в сюжетных композициях отводилась легендам и преданиям о боге, покровителе танца, Шиве Натарадже и других его воплощениях. В дальнейшем, содержание значительно расширилось, и даже вышло за пределы религиозной тематики.

В XVIII-XIX вв. в процессе реконструкции данного стиля сложилась современная техника исполнения бхаратанатьям. Отличительными особенностями танца являются подчёркнутая геометрия поз и симметрия рисунка танца, ясные и точные движения, большая условность жестов и мимики. Данный танец могут исполнять как женщины, так и мужчины[2].

Катхак (санскр. – «катха» — история, рассказ) – классический стиль северной индии (Раджастан и Уттар Прадеш). Изначально катхак развивался как храмовый танец, однако в XVI в. под влиянием могольской культуры стиль претерпел серьёзные изменения и утратив духовное содержание, приобрёл развлекательное значение. В XIX в. отношение к данному стилю изменилось, и катхак перестал быть лёгким развлечением и стал восприниматься как ителлектуальное искусство, требующее от исполнителя знания поэзии, музыки, ритма, сложнейших навыков танца, изысканной грации и пластики. В современном виде катхак также сложился в XIX веке. Он является «сплавом» индусской и персидской культур. В нём более чем в остальных стилях индийского танца выражена эстетика исламской культуры. Катхак, в свою очередь, подразделяется на гхараны: «Традиционно катхак развивается в семьях потомственных танцоров (семья — гхарана). В наши дни различают несколько гхаран: Лакхнау, Джайпур, Бенарес, Райгарх, Лахор, ведущими из которых являются первые три. Традиционно катхак танцуют мужчины и женщины» [3]. Данному стилю присуща лёгкость и плавность. Для него характерны многочисленные повороты, пируэты, плавные мягкие линии, чёткий ритмический рисунок.

В Башкортостане существует единственная школа индийского классического танца специализирующаяся на обучении стилям бхаратанатьям и катхак (Лакхнау гхарана) – это театр индийского танца «Ганга». Становление индийского танца в Башкортостане началось с октября 1997 г. Тогда по идее Альфии Рашитовны Куряевой в Улу-Теляке был организован театр «Чандни» (с 2005 г. получил новое название — «Ганга»), специализирующийся на обучении индийским эстрадным танцам.

Подготовив программу из двух отделений, театр начал гастролировать, приобретая известность в республике.

В октябре 2002 г. Альфия Рашитовна прошла курсы по изучению классического танца стиля бхаратанатьям у Жанны Даниленко и катхак у Хариша Гангани в Казани. С этого времени обучение индийскому классическому танцу приходит в нашу республику. В 2008 году Альфиёй Рашитовной была пройдена стажировка по изучению стиля бхаратанатьям в Нью-Дели в индийском культурном институте – Шрирам Бхаратья Кала Кендра. Расширение теоретических и практических знаний танца бхаратанатьям продолжилось в Нритьям у гуру Падмы Сампатх Кумаран (г. Нью Дели). Далее год продолжалось освоение стиля катхак (лакхнау гхарана) у Натальи Косюк (г. Москва). Весь накопленный за данный период времени опыт Альфия Рашитовна передаёт своим ученикам в Уфе и республике. За 19 лет преподавания танца у Альфии Рашитовны Куряевой обучилось более 300 учеников эстрадному индийскому танцу и более 50 человек классическим стилям. Такой количественный разрыв обусловлен сложностью классического стиля как такового, т.к. эта древняя форма танца имеет сложную технику и большую смысловую нагрузку. За счёт этого индийский классический танец нельзя отнести к популярным направлениям. Обучение классическому индийскому танцу также требует значительного расширения и углубления познания индийской культуры. Успехов в освоении классических стилей достигают только самые упорные и трудолюбивые ученики.

В целях популяризации и распространения индийского классического танца в Башкортостане проводятся различные мероприятия. Так 27-28 апреля 2013 г. в Уфе прошёл Всероссийский фестиваль индийского классического и современного танца, приуроченный к празднованию сорокалетия Общества дружбы «Башкортостан – Индия», в котором приняло участие 10 коллективов (общее число участников свыше 100 человек) из восьми городов России. В рамках фестиваля были проведены мастер-классы по катхак (Р.

Бхатт) и бхаратанатьям (А.Р. Куряева). С 4 по 13 июля 2013 г. в Уфе проходил Всероссийский обучающий семинар с международным участием по катхак и бхаратанатьям танцу. 9 сентября 2013 г. Уфу посетила исполнительница индийского классического танца стиля одисси – Наталья Калужина и провела мастер класс по обучению данному стилю. К сожалению, по сравнению с 2013 г. наблюдается некоторый застой в развитии индийского классического танца в последние 2 года.

Важно помнить, что индийский классический танец – это фундаментальное искусство, основа танцевальной культуры индии, в которой заложены те древние традиции и черты, без которых индийский танец потеряет свою специфику. Это та основа эстрадного индийского танца, о которой нельзя забывать, этим обоснована необходимость его изучения и сохранения.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

776

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке