Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Организация черноморского экономического сотрудничества»

ЧЭС (Organization of Black Sea Economic Cooperation – BSEC) – субрегиональное объединение  Черноморского региона (Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Турция и Украина.).

Написание доклада за 4 часа

С 1992 до 1998 называлась просто «Черноморское Экономическое Сотрудничество» – ЧЭС, причем эта аббревиатура так и закрепилась в средствах массовой информации и официальных документах.

Цель – более тесное экономическое сотрудничество стран-участниц, свободное передвижение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы и интеграция экономик этих стран в мировую экономическую систему.

Создана в 1992, штаб-квартира в Стамбуле.

История становления

Точкой отсчета считается 1990-й, когда президент Турции Тургут Озал выступил с инициативой создания «Черноморской зоны процветания и сотрудничества» с участием СССР, Турции, Румынии и Болгарии. К моменту подписания первого документа об образовании этой организации – Стамбульской декларации 1992 года «О Черноморском экономическом сотрудничестве» – исчез СССР и кардинально изменилась геополитическая карта региона. В качестве основного «локомотива» при реализации идей Тургута Озала в 1992 выступили Россия, Турция и Украина. К ним присоединились Армения, Грузия, Азербайджан, Молдова, Румыния, Греция, Болгария, Албания.

Однако в первые же годы существования ЧЭС возникли проблемы с реализацией поставленных задач. Не хватало финансовых ресурсов. Так, хотя в Стамбульской декларации заявлялось о необходимости учреждения Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), фактически работа по его созданию началась лишь в 1995, когда ЕС выделил 250 тыс. экю на разработку бизнес-плана банка. Соглашение о создании ЧБТР, подписанное и ратифицированное всеми участниками, вступило в силу 24 января 1997. Уставной капитал ЧБТР – 1,35 млрд. долл. (доля России в уставном фонде – 16,5%, она один из его главных акционеров).

Стратегия развития нового объединения разрабатывалась в ходе саммитов, проходивших в Бухаресте (июнь 1995), Москве (октябрь 1996) и Ялте (июнь 1998). В Ялте получило официальное закрепление термина «Организация» и был подписан Устав ОЧЭС, после чего она получила статус международной региональной организации.

Уставные цели и направления деятельности

Особенностью ОЧЭС в сравнении с другими субрегиональными организациями является то, что в отличие от них уже в Декларации о создании организации во главу угла предстоящей деятельности было поставлено не торговое, а производственное сотрудничество. Это нашло свое выражение в отраслевом подходе к решению общих экономических проблем региона.

В соответствии с Уставом страны-участницы ОЧЭС осуществляют сотрудничество между собой в следующих областях:

  • торговля и экономическое развитие;
  • банковское дело и финансы;
  • связь;
  • энергетика;
  • транспорт;
  • сельское хозяйство и агропромышленность;
  • здравоохранение и фармацевтика;
  • охрана окружающей среды;
  • туризм; наука и техника;
  • обмен статистическими данными и экономическая информация;
  • сотрудничество между таможенными и другими пограничными органами;
  • контакты между людьми;
  • борьба с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, оружия и радиоактивных материалов, всеми актами терроризма и незаконной миграцией.

Для осуществления сотрудничества в обозначенных сферах в рамках ОЧЭС сформированы и функционируют 16 рабочих групп.

Одна из задач ОЧЭС состоит в создании зоны свободной торговли на территории стран-участниц, что может быть осуществлено в русле общего направления формирования европейского экономического пространства. Принимая во внимание юридические обязательства некоторых стран-участниц ОЧЭС перед ЕС и желание большинства остальных стать полноправными членами Евросоюза, любое конструктивное действие по созданию зоны свободной торговли в Черноморском регионе становится возможным только в рамках диалога ОЧЭС-ЕС.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Страны-участницы ОЧЭС работают над совместными проектами по объединению национальных энергосистем в единое Черноморское кольцо, развитию и интеграции региональных транспортных коридоров в общемировую транспортную систему. В стадии разработки находится программа охраны окружающей среды региона Черного моря.

Следует отметить, что между странами-участницами ОЧЭС не сложилось устойчивого разделения труда, которое составляет необходимую основу развития регионального рынка. Доля России в товарообороте с регионом ЧЭС за последние годы остается практически стабильным и составляет около 15% от общего (2/3 падает на Украину); для Украины этот показатель равен 11-12% (88% за счет России); для Турции — 7%; Греции 3% в импорте и 9% в экспорте; Болгарии — 32%; в Молдове — 80%.

Организационная структура

Условно выделяются четыре компонента организационной структуры ОЧЭС:

– межправительственный (саммиты и сессии Совета министров иностранных дел);

– предпринимательский (Деловой совет ЧЭС – орган координации предпринимательских инициатив);

– финансовый (Черноморский банк торговли и развития);

– академический (формируется единая региональная академическая сеть государств Черноморского бассейна, которую предполагается интегрировать с аналогичными европейскими сетями).

ЧЭС – это организация, которая представляет исполнительную ветвь власти стран-участниц. В ЧЭС есть совет высших должностных лиц, периодически собираются президенты, премьер-министры и министры иностранных дел, есть исполнительный орган в Стамбуле. Первоочередная задача ЧЭС – развитие экономического сотрудничества в регионе Чёрного моря, продвижение различных совместных интеграционных проектов от глобальных, начиная с региональной «зоны свободной торговли» до более мелких – таких как транспортный коридор, так называемое кольцо вокруг Черного моря, а также различные энергетические проекты: «голубой поток», транспортировка нефти, электроэнергетика.

Принятие любого стратегического решения Советом высших должностных лиц, касается оно транспорта, торговли, энергетики, предполагает изменение законодательства. Создание зоны свободной торговли предполагает свободное перемещение не только товаров и услуг, но и капиталов и рабочей силы. А это означает необходимость гармонизации законов в каждой стране-участнице ОЧЭС. Для этого существует Парламентская Ассамблея ЧЭС (ПАЧЭС).

Развитие крупных проектов требует соответствующего финансового инструментария.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Для этих целей в 1999 начал работать Черноморский Банк торговли и развития (ЧБТР), уже заявивший о готовности финансировать программы развития предпринимательства в трех южных субъектах Российской Федерации (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область).

Значимость

Турция и Украина придают особое значение ОЧЭС как организации, повышающей их вес в переговорах о будущем возможном вступлении в ЕС. Россия пока не ставит перед собой такие цели, однако, как и другие участники, заинтересована в обеспечении своего участия в проектах, которые касаются развития совместного рынка энергоносителей, транспортной инфраструктуры, пограничного сотрудничества и т.д. Население входящих в ОЧЭС стран составляет более 330 млн. человек. Регион богат ресурсами, имеет мощную производственную базу, квалифицированную рабочую силу. О перспективах организации говорит тот факт, что статус наблюдателей в ней посчитали необходимым иметь Франция, Германия, Австрия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, Тунис, а также такие международные организации, как Конференция энергетической хартии, Черноморский клуб. ОЧЭС сотрудничает с Евросоюзом, организациями Балтийского региона.

Одно из принципиальных отличий от других региональных интеграционных группировок (СНГ, ГУУАМ, ЕврАзЭс) – ОЧЭС объединяет страны, которые вовлечены в другие институционально крепко развитые международные структуры. Так, например, Евросоюз, НАТО – это организации, членство в которых является стремлением многих стран, являющихся членами Организации Черноморского Экономического Сотрудничества. Греция с 1 мая 2004 уже стала членом ЕС. Поэтому ОЧЭС сконцентрирована целиком и полностью на экономическом аспекте интеграции, не распыляя свое внимание и ресурсы на сферы политики и обороны. В частности, это связано с тем, что ряд входящих в нее стран имеют взаимные территориальные претензии. Однако экономические интересы, черноморская идентичность оказывают положительное объединяющее воздействие на отношения этих государств. Другой особенностью ЧЭС в сравнении с другими субрегиональными группировками служит то, что в отличие от них уже в Декларации о создании организации во главу угла предстоящей деятельности было поставлено не торговое, а производственное сотрудничество. Это нашло свое выражение в отраслевом подходе к решению общих экономических проблем региона.

Участие Украины в Организации Черноморского экономического сотрудничества

В геополитическом отношении Черноморский регион является чрезвычайно важным для Украины как с точки зрения ее экономических интересов (решение проблемы энергоносителей, увеличение объемов внешней торговли, четкой работы транспортных коммуникаций), так и с позиций национальной безопасности государства. Для Украины большое значение имеют широкомасштабные коммуникационные проекты в рамках ОЧЕС по строительству кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря и системы магистральных трубопроводов для транзита нефти и газа из Центральной Азии, Закавказья, Ближнего и Среднего Востока к Европе. Достаточно сказать, что использование территории Украины дает возможность более чем вдвое сократить длину пути транспортирования нефти из региона Ближнего Востока к Европе. Таким образом, с точки зрения Украины, система ОЧЕС является важным элементом развития стратегии долгосрочного сотрудничества со странами Центральной Азии, Закавказья, а также Ближнего и Среднего Востока.

Участие Украины в таком региональном интеграционном объединении как ОЧЕС обусловлено транзитным характером ее экономики, которой кроме защиты от угроз и вызовов глобализационных процессов также необходима интеграция в мировое экономическое пространство на паритетных условиях. Итак, главными стратегическими интересами Украины в регионе Черного моря являются:

— диверсификация источников энергоресурсов за счет запасов Каспийского моря;

— использование территории Украины для их транспортирования по маршруту Восток-Запад и Запад-Восток; — выход на рынки Ближнего Востока за счет транспортных коридоров по оси Север-Юг и в обратном направлении и др.

Как наиболее крупное государство среди участников ОЧЕС с позиции потенциальных экономических возможностей, Украина должна решительно выступать с крупномасштабными инициативами, реализация которых имела бы не только общерегиональное значение, но и влияла бы на благоприятные для Украины изменения общеевропейского экономико-правового климата.

Таким образом, перед Украиной стоит несколько задач среднесрочного периода по имплементации стратегии участия в Организации Черноморского экономического сотрудничества:

— создать рабочую экспертную группу на базе исследовательского центра, института или ВУЗа (как, например, инициатива Украины от 2004 г. об открытии учебного центра стран-членов ОЧЕС на базе одного из Одесских ВУЗов), которая будет заниматься унификацией подходов по реформированию организации и повышением эффективности ее деятельности;

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— усилить диалог ОЧЕС с различными региональными и субрегиональними структурами, в первую очередь, Европейским Союзом, Европейскими банками с целью содействия экономическим и социальным преобразованиям в странах региона. Следует отметить, что небольшой бюджет ОЧЕС представляет одно из первостепенных препятствий на пути к полноценному региональному сотрудничеству. На сегодняшний день Черноморский банк торговли и развития имеет ряд соглашений с международными финансовыми институтами, тем не менее эти механизмы не работают из-за отсутствия проекта полноценного регионального сотрудничества и адекватной правовой базы;

— большее внимание уделить вопросам безопасности и демократического контроля. Например, создать экспертную рабочую группу по изучению оптимальных путей разрешения конфликтных ситуаций, сложившихся в регионе;

— создать экспертную рабочую группу, которая бы занималась поиском путей и механизмов реализации информационной политики ОЧЕС, в частности в рамках сотрудничества с международными организациями, привлечением грантов и спонсоров из разных стран, заинтересованных в таких проектах.

В заключении следует сказать, что успех или неуспех регионального сотрудничества причерноморских государств во многом будет  зависеть от решения проблем экономического и политического характера, от того, насколько страны-участницы будут готовы к широкомасштабному взаимодействию в интересах всех членов, и от того, кто станет лидером внутри ОЧЕС. Поэтому Украина должна максимально полно сконцентрироваться на ключевых пунктах укрепления своей роли в организации и значении ОЧЕС на международной арене, преодолевая бюрократические и финансовые препятствия путем применения европейского опыта и механизмов сотрудничества.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2361

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке