Идея непрерывного образования и, в первую очередь, военного достаточно разработана.
Составляющими непрерывного военного образования, позволяющего помимо приобретения профессиональных качеств (обучение), формировать гражданские и общечеловеческие качества (воспитание) защитника Отечества, являются:
- начальная военная подготовка в образовательном учреждении (ОУ) среднего (полного) общего и профессионального образования;
- военно-профессиональная подготовка в период строевой службы;
- военная подготовка в Суворовских, Нахимовском училищах и кадетских корпусах;
- обучение в военных институтах, университетах и на военных кафедрах высших учебных заведений;
- система командирской подготовки;
- офицерские и академические курсы повышения квалификации;
- обучение в военных академиях.
При этом обучение в высших военно-учебных заведениях предусматривает различные уровни профессионального образования (образовательные цензы).
Принципиальными отличиями деятельности младших командиров курсантских подразделений от сержантов войсковых частей являются:
- требования длительного совместного проживания, обучения и становления, как будущего офицера, младших командиров вместе со своими подчиненными;
- существующие принципы выпуска и распределения по окончании курса обучения практически одинаковы как для командира отделения, так и для рядового курсанта;
- при этом младший командир курсантского подразделения должен выполнять предписанные ему уставом функциональные обязанности не только в части командования, но, особенно важно, в части воспитания и обучения своих сверстников;
- младший командир должен не только дисциплинировать подчиненных (иногда, к сожалению, это является самым основным и единственным видом деятельности сержантов), но и воспитывать их, сплачивать коллектив. А это большая психолого-педагогическая проблема и ответственность, возрастающая в современный период профессионализации Вооруженных Сил.
Младший командир курсантского подразделения ВВУЗа должен быть в меньшей степени формальным, но в большей степени неформальным лидером у своих подчиненных, а совпадение этих двух ипостасей в одном лице и есть необходимое и достаточное условие успеха командира в своей деятельности.
Организация и методическое обеспечение самоподготовки
Роль командиров курсантских подразделений должна носить организационное и функционально связанное управляющее воздействие, обеспечивающее в условиях самостоятельной работы создание предпосылок для развития и саморазвития личности курсанта.
Оптимизируя работу курсантов, для улучшения их готовности к самообразованию командиры групп должны:
— непосредственно проводить развод на самостоятельную подготовку и организовывать самостоятельную работу курсантов;
— строго контролировать наличие личного состава на самостоятельной подготовке;
— дисциплинировать курсантов, не допускать нарушение распорядка дня, контролировать режим их отдыха;
— оказывать содействие курсантам, участвующим в военно-научных обществах на кафедрах и проявляющим склонность к научно-исследовательской работе;
— контролировать ведение журнала самостоятельной подготовки и дневников самостоятельной работы курсантов;
— контролировать составление графика нарядов (не допускать заступления в наряд более двух раз в неделю);
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
— систематически проводить анализ успеваемости и подводить итоги учебной деятельности с привлечением профессорско-преподавательского состава военного института.
В настоящее время система самостоятельной работы требует принципиально нового подхода к организации учебной деятельности и должна осуществляться при непосредственном руководстве преподавателей, ведущих учебные дисциплины, и офицеров и преподавателей — кураторов курсантских подразделений; соответствовать метапредметным знаниям, получаемым по курсу; включать в себя, в том числе и традиционную самоподготовку. Главным ресурсом в организации самостоятельной работы являются информационные технологии, позволяющие добиться системности самостоятельной работы, а также создающие условия для ее продолжения во время, выходящее за рамки часов самоподготовки, определенных распорядком дня.
В ВВУЗАх создаются благоприятные условия для организации учебной деятельности курсантов как единого процесса познания лекциях и во время самостоятельной работы. Успешность учебной работы зависит во многом от того, насколько органично сливаются лекционная и самостоятельная подготовка. Готовясь к занятиям, преподаватель намечает его цель, обдумывает содержание и методические приемы, которые позволяют успешно донести знания до каждого курсанта. Осуществление этого плана продолжается на самоподготовке.
Самостоятельная подготовка (далее – самоподготовка) курсантов и слушателей является составной частью образовательного процесса, направленного на формирование квалифицированных специалистов, и организуется в соответствии с нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства Обороны России, регламентирующими организацию образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Общая структура занятий на самоподготовке существенно зависит от организации выполнения заданий, от интенсивности учебной. Поэтому в любом ВУЗе, а особенно в военном, пристальное внимание уделяется качеству. В условиях обучения командир группы имеет больше возможностей для систематического формирования навыков учебного труда курсантов и воспитания у них положительного отношения к учению.
Самоподготовка способствует систематическому закреплению и усвоению знаний. Единство учебного процесса и самоподготовка, а так же разъяснительная работа командира группы формирует у каждого курсанта умение и желание интеллектуально трудиться, причем трудиться как индивидуально, так и в коллективе, трудиться регулярно и систематически.
Остановимся на методике проведения самоподготовки:
самоподготовка проводится в целях углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других формах занятий, для выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
Самоподготовка должна носить целенаправленный характер.
Не все курсанты имеют одинаковую подготовку: одни выполняют задания медленно и им необходима помощь командира группы или его предварительное объяснение или какая-либо объясняющая карточка (рисунок, наводящий вопрос, схема), другие – быстрее и могут за это время справиться с довольно многими, а то и со всеми заданиями или предметами.
Контроль организации самоподготовки
Общий контроль организации и проведения самоподготовки курсантов и слушателей возлагается в учебном взводе — на заместителя командира взвода -командира группы; на курсе – на начальника курса и его заместителей, командиров взводов; на факультете – на начальника факультета и его заместителей, группу обеспечения учебного процесса. Общий контроль организации и проведения самоподготовки в Университете (филиале) осуществляет управление учебно-методической работы (для филиала — учебный отдел/отделение).
Текущий контроль проведения самоподготовки в учебном взводе и ведение учёта посещаемости осуществляется заместителем командира взвода или, по его поручению, командирами групп, которые отвечают за состояние дисциплины, поддержание чистоты и порядка в закрепленных аудиториях.
ВЫВОД: Личный вклад командира группы состоит в определении особенностей и трудностей организации самостоятельной работы курсантов военного вуза; факторов, влияющих на нее; разработке и реализации педагогической модели организации самостоятельной работы курсантов военного вуза в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла; организации самостоятельной работы курсантов военного вуза в аудиторной и внеаудиторной деятельности; использовании форм контроля самостоятельной работы курсантов военного вуза и анализе их результатов; разработке учебно-методических пособий для выполнения самостоятельной работы курсантами; информировании преподавателей о результатах выполнения самостоятельной работы курсантами.
Я считаю, что командиры групп должны владеть комплексом средств, позволяющих им осуществлять обучающее воздействие на курсантов с целью формирования у них готовности к самообразованию.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.