С расширением экономических связей на национальном и международном уровнях уточнение этого термина происходило параллельно с развитием самой стандартизации и отражало на различных этапах достигнутый уровень ее развития.
1. Основные понятия стандартизации
Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области деятельности посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований и норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации.
Объект стандартизации — продукция, процесс или услуга, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих.
Область стандартизации — совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.
2. Цели и задачи стандартизации в сфере информации
Основной задачей работ по стандартизации в сфере информатизации является создание нормативной базы, отражающей современный научно-технический уровень и тенденции развития средств и систем информатизации.
Стандартизация в области информационных технологий направлена на повышение степени соответствия своему функциональному назначению видов информационных технологий, составляющих их компонент и процессов. При этом устраняются технические барьеры в международном информационном обмене.
Стандарты обеспечивают возможность разработчикам информационных технологий использовать данные, программные, коммуникационные средства других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных, интеграцию разных компонент информационных технологий.
Значительный прогресс достигнут в области стандартизации пользовательского интерфейса, представленного классами и подклассами:
— символьный (подкласс — командный);
— графический (WIMP, подклассы — простой, двухмерный, трехмерный);
— речевой (SILK);
— биометрический (мимический);
— семантический (общественный).
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Выделяют два аспекта пользовательского интерфейса: функциональный и эргономический, каждый из которых регулируется своими стандартами.
Например, один из наиболее распространенных графических двумерных интерфейсов WIMP поддерживается следующими функциональными стандартами:
— стандарт ISO 9241-12-1998 регулирует визуальное представление информации, окна, списки, таблицы, метки, поля и др.;
— стандарт ISO 9241-14-1997 — меню;
— стандарт ISO 9241-16-1998 — прямые манипуляции;
— стандарт ISO/IES 10741-1995 — курсор;
— стандарт ISO/IES 12581-(1999-2000) — пиктограммы.
Стандарты, затрагивающие эргономические характеристики, являются унифицированными по отношению к классам и подклассам:
— стандарт ISO 9241-10-1996 — руководящие эргономические принципы, соответствие задаче, самоописательность, контролируемость, соответствие ожиданиям пользователя, толерантность к ошибкам, настраиваемость, изучаемость;
— стандарт ISO/IES 13407-1999 — обоснование, принципы, проектирование и реализация ориентированного на пользователя проекта;
— стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 — требования к практичности, понятность, обозримость, удобство использования;
— стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126—93 — практичность, понятность, обучаемость, простота использования.
Заключение
В реферате была рассмотрена тема стандартизации в сфере информации. Из полученной информации можно сделать вывод, что стандартизация в области информационных технологий направлена на повышение степени соответствия своему функциональному назначению видов информационных технологий, составляющих их компонент.