Различают два вида коммуникационных барьеров:
1) межличностные;
2) организационные
К межличностным барьерам относятся:
- барьеры восприятия;
- семантические барьеры;
- невербальные барьеры;
- барьеры, возникающие при плохом слушании;
- барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.
Барьеры восприятия возникает потому, что люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с избирательностью внимания, памяти и связанным с этим искажением воспринимаемой информации.
Семантические барьеры возникают при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Семантика – наука, изучающая способы использования слов и значения, передаваемые словами. Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих личность, например порядочность), так и словосочетаний («как можно скорее», «как только представится возможность»).
Невербальные барьеры возникают вследствие неоднозначности языка невербального общения (это общение с помощью жестов, интонации, мимики, поз, движений). Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о подлинных эмоциях участников. Согласно результатам исследований, вербальные коммуникации обеспечивают лишь 7% получаемой информации, звуки и интонация – 38%, жесты, пантомима – 55%.
Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Барьеры неумения слушать возникают, когда человек не способен точно воспринимать принимаемую информацию.
Правилами эффективного слушания являются:
1) отказ от реплик и комментариев (невозможно слушать разговаривая);
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
2) создание атмосферы, помогающей говорящему раскрепоститься;
3) готовность слушать должна быть очевидна собеседнику;
4) устранение раздражающих моментов (громкого шума, например);
5) сопереживание говорящему;
6) сдерживание собственных эмоций (например, раздражения, недовольства, поскольку рассерженный человек придает неверный смысл словам;
7) недопущение спора, критики в адрес собеседника;
8) умение и готовность слушать, не перебивая;
9) точная постановка вопросов.
Ограничителем эффективности межличностного общения может быть отсутствие обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить правильность восприятия сообщения.
Эффективность межличностных коммуникаций в значительной мере определяется коммуникационным стилем. Коммуникационный стиль – это способ взаимодействия индивида с другими людьми.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Характеристиками коммуникационного стиля являются открытость индивида по отношению к другим членам организации и адекватность обратной связи (насколько часто и открыто индивид высказывает свою оценку действий коллег).
Сочетание этих характеристик формирует следующие типы коммуникационного стиля:
- при низкой оценке обеих характеристик стиль может быть определен как “замыкание в себе”;
- стиль “открытие себя” характеризуется высокой открытостью и низкой степенью адекватности обратной связи;
- стилю “реализация себя” соответствуют высокие оценки обеих характеристик, поэтому он наиболее предпочтителен в общении, хотя также имеет ограничения;
- стиль “защита себя” предполагает, что индивид часто и охотно высказывает другим свое мнение о них и их действиях, поведении, однако сам остается достаточно закрытым;
- компромиссный стиль наблюдается, когда индивид проявляет открытость лишь в том случае и в той мере, в какой это делают другие члены организации.
Организационные барьеры коммуникаций связаны с неэффективной структурой управления, неправильным осуществлением функций менеджмента, ошибками в распределении должностных обязанностей и полномочий. К такого рода барьерам относятся:
- искажение сообщений при передаче нисходящей и восходящей информации;
- громоздкая многоуровневая организационная структура управления (эффект испорченного телефона: чем больше иерархических уровней, тем больше искажающих «фильтров», роль которых играют как менеджеры разных уровней, так и подчиненные;
- информационные перегрузки, которые не позволяют руководителям своевременно и адекватно реагировать на поступающую информацию;
- отсутствие связей между подразделениями, которые не либо не предусмотрены в организационной структуре, либо не работают;
- отсутствие точно сформулированных конкретных целей;
- неточно определенный круг обязанностей;
- длинная цепочка команд;
- неоправданно широкая сфера контроля;
- отсутствие необходимого документооборота.