Введение
Имя святой Преподобномученицы Елизаветы Феодоровны Романовой особенно дорого нам, жителям Прикамья, так как 100 лет назад она своими стопами прошла по нашей земле. И пока стоит Пермский край, пока живут здесь православные люди, память о ней будет неистребима.
Целью моей работы является составление карты пребывания Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой в Пермской губернии.
Глава 1. Рассказ о жизни Елизаветы Феодоровны
Жизненный путь Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой стал подтверждением библейской истины, что «пути праведных подобно свету светятся».
С юных лет детей королевской крови, каких в семье Елизаветы Федоровны было семеро, готовили не к наслаждению, а к реальной жизни, в которой встречается немало испытаний и трудностей. В детстве они вместе с матерью посещали больных в лазаретах, приносили им цветы, пытались утешить и приободрить словом. Все это воспитывало в детях сострадание к человеку, попавшему в трудные обстоятельства. Когда маленькая Элла – так звали Елизавету Федоровну в детстве – дарила больным цветы, то при этом убежденно говорила: «Теперь вы обязательно поправитесь!» Уже тогда она умела понимать чужую боль и радоваться каждой возможности подарить человеку радость.
Детство принцессы Эллы закончилось рано. Ей исполнилось четырнадцать лет, когда умерла герцогиня Алиса, мать их большого счастливого семейства. Старшие девочки Виктория и Елизавета взяли на себя заботу о младших детях, а также об осиротевшем отце.
В 19 лет принцесса Елизавета вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича Романова, который в 1905 году пал жертвой террориста Каляева. После смерти мужа Елизавета Федоровна от мира удалилась, основала женскую Марфо-Мариинскую обитель милосердия и занялась благотворительностью, помогая страждущим.
Глава 2. Паломничество в Пермскую губернию
Вместе с Сергеем Александровичем она часто совершала паломнические поездки. После его гибели Елизавета Феодоровна продолжала ездить по Святой Руси. Нам особенно памятен и дорог приезд августейшей гостьи в Пермский край.
Я расскажу, где она гостила в июле 1914 года.
Оказавшись в пределах Пермской губернии, её высочество сделала краткую остановку в селе Елово Осинского уезда, расположенном на правом берегу реки Камы. Здесь паломники посетили скромный сельский храм святых апостолов Петра и Павла.
11 июля 1914 года пароход «Межень», на котором путешествовала Елизавета Федоровна, под гул церковных колоколов пришвартовался на пристани губернского города Перми. В Перми великая княгиня находилась два дня -12–13 июля. За это время она посетила Спасо-Преображенский кафедральный собор, Пермский Успенский женский монастырь (13 июля она молилась за Божественной литургией в Успенском соборе), после чего отправилась в Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь.
По дороге на Белую гору августейшая паломница посетила храмы в сёлах Троельга, Ерши, Бымовского завода.
Вечером 13 июля коляска с августейшей путешественницей достигла Белой Горы. Вот какой она запомнилась начальнику скита, ее духовному наставнику игумену Серафиму:
«Благоверная княгиня в своей одежде, как будто прибывшая из другого мира, вышла из коляски. Своим ласковым, приветливым взором она отвечала народу на его восторженные приветствия. Она была дорога и любезна боголюбивому народу в своем простом сером одеянии. На голове у нее было головное покрывало — знак отречения от мира с его суетой, как символ смирения и послушания; на груди ее висел кипарисовый крест — как знак добровольного обета следовать за Христом и служить ближним во имя Его. На левой руке вместо золота были иноческие четки — как напоминание о непрестанной молитве…»
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
На Белой горе Елизавета Федоровна провела два дня. 14 июля она молилась во время Божественной литургии в Белогорском монастыре.
Рано утром 15 июля великая княгиня в открытом экипаже проследовала в Серафимо-Алексеевский скит монастыря, расположенный в пяти верстах от Белой Горы. Она с интересом осмотрела пещеры отшельников в Серафимо-Алексеевском ските, душевно пообщалась с отцом Серафимом и его матерью монахиней Анастасией, отслужила панихиду по своему покойному мужу, ознакомилась с работой многочисленных мастерских и историей Белогорской обители.
В тот же день, 15 июля, великая княгиня поездом возвратилась в Пермь, где посетила миссионерские курсы братства свт. Стефана Великопермского. Поздно вечером Елисавета Феодоровна отбыла из Перми, а 16 июля к обеду прибыла в г. Верхотурье, который в то время входил в состав Пермской губернии.
Она молилась у раки св. прав. Симеона Верхотурского в Крестовоздвиженском соборе Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, после посетила Покровский женский монастырь г. Верхотурья.
17 июля августейшее паломничество было омрачено скорбным известием – началась мобилизация войск Российской армии. В связи с этим событием поездку пришлось прервать, был отложен запланированный визит в г. Екатеринбург. 18 июля паломники возвратились в Пермь.
Таким образом, паломничество великой княгини состоялось в судьбоносные для России и всего мира дни.
Необходимо отметить, что поездка на Урал в 1914 году оказалась для великой княгини пророческой. Она предзнаменовала её будущее возвращение в 1918 году на Пермскую землю в узах и мученическую смерть.
Вот что произошло в 1918 году. После ареста великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с келейницей Варварой (Яковлевой) отправили поездом в Пермь. В Перми они были помещены в Успенском женском монастыре. Пермские монахини делали всё возможное, чтобы облегчить положение узниц.
Большим утешением для великой княгини было ежедневное посещение монастырских богослужений. Пребывание великой княгини Елисаветы Феодоровны в Перми не было длительным. Из Перми преподобномучениц увезли в Екатеринбург, оттуда – в Алапаевск. Туда же доставили и других царских родственников. Всех разместили на окраине города, в Напольной школе. Говорят, даже охрана преображалась, пообщавшись с Елизаветой Федоровной – так влияли на людей ее доброта и всепрощающая любовь. Из-за этого стражников приходилось часто менять, а во время казни двое из них сошли с ума, так как их души не смогли вынести столь страшного надругательства над добрейшей Великой княгиней и другими мучениками.
18 июля 1918 года Елизавета Федоровна приняла мученическую смерть. Палачи сбросили ее живой в одну из алапаевских шахт.
Когда большевики отступят от Екатеринбурга и Алапаевска, тела мучениц из шахты достанут, и по завещанию Елизаветы Федоровны ее духовный наставник игумен Серафим привезет с великими мытарствами гробы с их телами в Святую Землю Палестины. Там, в Русской Гефсимании, в храме святой Марии Магдалины, они и обретут последний свой покой.
Заключение
С тех пор минуло столетие, но мы уверены в их заботе и покровительстве.
Подвигом своей жизни Великая княгиня Елизавета Федоровна доказала, что мерилом ее отношения к людям и миру была совершенная евангельская любовь. Об этом свидетельствует и надпись, которая по ее просьбе была высечена на памятнике своему незабвенному супругу Сергею Александровичу: «Прости им, не ведят бо, что творят».
Сейчас Елисавету Федоровну Романову называют «Свечой России» и «Белым ангелом России». Какие это точные определения! Она действительно излучала свет. Этим светом теперь она освещает нам путь к Горнему Иерусалиму, ибо «пути праведных подобно свету светятся».
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.