Автор рассматривает указанную проблему с позиции того, что процесс познания не возможен без взаимодействия двух уровней — чувственного и рационального. Более того, получить результат познания, то есть знание, а также представление об окружающем мире могут дать лишь оба уровня.
Я не могу не согласиться с позицией Патриция. Действительно, мы на личном опыте можем убедиться, что познание невозможно без использования органов чувств, ровно как и невозможно без размышлений над объектом познания.
Приведу теоретическую аргументацию. Познание — это процесс получения нового знания. Знание, в свою очередь, — результат познания. Разделяют несколько видов познания: обыденное, научное, религиозное, мифологическое, социальное, художественное и самопознание. Однако вне зависимости от того, какой вид познания доминирует в той или иной ситуации, мы используем как наши чувства, так и наш разум. Существуют два уровня познания: чувственное (осуществляется органами чувств) и рациональное (осуществляется по средствам мышления). Каждый из уровней имеет свои формы. Чувственное познание — единство трёх форм: ощущение, восприятие, представление. Рациональное — единство понятия, суждения и умозаключения. И несмотря на то, что в науке существовали две теории абсолютизирующие какой-либо из уровней (эмпиризм и рационализм), можно придти к выводу о том, что процесс познания может увенчаться успехом только в случае единства названных уровней. Причиной тому является их несовершенство по отдельности. Например, особенность чувственного уровня познания заключается в воспроизведении внешних свойств объекта. Но достаточно ли этого? Очевидно, что нет. Рациональный уровень со свойством выстраивания закономерных связей об объекте поможет дополнить чувственный.
Приведу пример из социальной жизни общества. В древности был распространен миф о том, что наша планета Земля — плоская. Данное утверждение основывалось лишь на личных, чувственных наблюдениях людей. Из-за отсутствия научных методов изучения мира рациональный уровень познания попросту не мог быть использован. Таким образом, мы можем видеть, что отсутствие взаимодействия двух уровней познания может привести к непродуктивности этого процесса.
Другим примером того, что для полного познания какого-либо объекта нужны как чувства, так и разум, может служить философское течение именуемое агностицизмом. Его представители уверены, что мир невозможно познать до конца, поскольку по отношению ко многим явлениям в нашей жизни можно применить лишь чувственное познание, но не рациональное, и наоборот.
В результате, можно сказать, что Патриций был прав в своих суждениях. Процесс познания может называться таковым только при использовании двух уровней, при их взаимодействии.