Вундт не противопоставляет психологию народов индивидуальной психологии, как это делали его предшественники. К сфере психологии народов Вундт относил те психологические продукты, которые создаются в следствии жизнедеятельности общественного характера, что делает их необъяснимыми, исходя из индивидуального сознания.
Душа народа состоит из единичных душ, то есть, психология народа отражает совокупность психологических особенностей и душевных переживаний его представителей, взаимодействующих между собой. Однако, общий дух — нечто большее, чем просто сумма его частей. Поэтому к проблемам психологии народов, Вундт относил исследования языка, мифов, обычаев. Именно они выражают общий дух и психический склад представителей тех или иных народов. Фольклор — не просто отдельный элемент выражения творческого духа, он и есть этот дух.
Также общий дух проявляется в самосознании. Личности, выражая национальное самосознание, также воздействуют на него, как и оно на них. Данный социально-психологический процесс порождает общие переживания, восприятия, представления и способы взаимодействия людей, объединенных национальным самоопределением. Их социально-психологические отношения к тем или иным явлениям и закладывают основу социальным нормам.
Для оценки социальных фактов Вундт предлагает использовать понятие воли, которая, в свою очередь, определяется субъективными и объективными обстоятельствами. Под субъективными понимаются личные факторы, исходящими от внутренней жизни человека. Под объективными — внешние факторы, исходящие из общества и исторической памяти. Вундт характеризует нравственную волю как целостность, направленность сознания на достижение желаемого результата. Воля выступает как интегрирующее средство сознания и отражает его деятельную сущность. И она же является индивидуальной, но и может принадлежать общей воле, поскольку существуют национальные цели и стремления.
Также в сборнике статей Вундт уделяет внимание современным проблемам влияния национального самосознания на деятельность людей, на их поведение и коммуникации.
В целом, я согласна, что главные проблемы психологии народов — культурные ее проявления. Социально-психологические особенности народов продолжают влиять на жизнедеятельность людей даже в современных условиях активной глобализации. На примере нашего города, Санкт-Петербурга, который является поликультурным мегаполисом, можно проследить, какие проблемы возникают между людьми, принадлежащих разным национальностям в процессе коммуникации.
Если углубляться в этнографию, провести анализ фольклора, обычаев и верований, стиль жизни представителей традиционной культуры народов, можно ответить на многие вопросы о разности в отношении к труду, семье и самому себе у разных народов. Благодаря этому становятся прозрачнее социальные проблемы государств, таких как миграция, безработица, криминализация и так далее.
Под влиянием диалектического материализма Маркса и Энгельса современные социальные проблемы часто пытаются объяснить, опираясь в своих суждениях на базис, пренебрегая надстройкой. Классовый подход к понимаю человека несовершенен и 20 век показал нам, что в том виде, в котором его пытались воплотить, не годится для решения глобальных социальных проблем. Если учитывать не только экономическую деятельность человека как представителя класса, но и его духовно-морально-психологические проявления как представителя народа, можно получить гораздо более эффективные модели государственного, корпоративного и социального управления.
Что касается языка, то в последние годы в русский язык не просто проникают иностранные слова, которые заменяют русские слова-синонимы, но и вводятся в обиход новые слова не русского происхождения, дающие имя явлениям, кои раньше не существовали в природе. Отсюда можно сделать вывод, что разные народы в 21 веке становится ближе, чем их предки между собой, потому как одни и те же явления ежемоментно во всем мире получают унифицированное название, которое используют повсеместно. Что, действительно, не лишено смысла, поскольку, народ — прежде всего состоит не просто из индивидуумов, а индивидуумов, взаимодействующих друг с другом.
При многообразии каналов коммуникации и всемирной сети, охват взаимодействующих друг с другом людей постоянно расширяется. Среди пользователей интернет распространяются новые языковые нормы и мифы, стили жизни и формы творческого самовыражения.
Можно сделать выводы, что подходы к осмыслению проблем психологии народов актуальны и по сей день и, не исключено, что они послужат основой изучения массового поведения и коммуникаций совокупностей людей, объединенных другими признаками.
Нужна помощь в написании эссе?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.