Кроме информационного составляющего, в школе, безусловно, присутствует социальный фактор: дети учатся взаимодействовать друг с другом, а также с детьми и взрослыми других возрастов, находить выход из конфликтных ситуаций, избегать неприятных взаимодействий, помогать, сочувствовать, прощать.. играть разные социальные роли, переходить из одного социального статуса в другой, принимать людей разных по национальности, вероисповеданию, мировоззрению, характеру, достатку..
Кроме того, школа – это место, где родители с помощью учителей и психологов могут по-другому взглянуть на своих детей и, последовав советам квалифицированных педагогов, скорректировать взаимоотношения в семье, отношение к ребёнку, к его миру..
Ещё школа должна быть тем местом, где нет места равнодушию людей друг к другу, особенно внимательны должны быть педагоги к своим воспитанникам и их родителям, а также к своим коллегам (а вдруг кому-нибудь требуется товарищеский совет, моральная поддержка? – известно же, что профессия учителя не из лёгких). Но и родители должны сотрудничать с учителями, чтобы, объединившись, в наибольшей степени помочь ребёнку освоиться в мире и найти в нём своё место и предназначение.
Я описала практически идеальную школу в моём понимании, какая она есть сейчас, основные задачи, которые она должна выполнять в лице её главных представителей (разве что не стала описывать функции руководящего персонала, которые можно описать довольно кратко: администрация должна создать условия для успешного взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей, для повышения квалификации сотрудников и наиболее эффективной деятельности учителей и учеников внутри стен школы, а также за её пределами).
Что же можно сказать о будущем школы? Школа будущего – это, прежде всего, сохранение тех незыблемых основ человеколюбия, на которых держится самое главное в школе – атмосфера любви, взаимного уважения и желания помочь, поделиться. Конечно, в школе должны происходить перемены, в соответствии с развитием общества и изменениями (социально-политическими, мировоззренческими, экономическими и др.). Уже сейчас идёт тенденция к предоставлению ученикам больших свобод: возможности более самостоятельно мыслить, делать собственные выводы (учеников учат высказывать и доказывать своё мнение, чего не было многие годы в практике российских школ, да и в школах других стран мира тоже, в разные периоды). Итак, учителя становятся менее авторитарными, стараются прислушиваться к мнению и гипотезам учеников. Думаю, что в будущем ученики уже в школе будут защищать серьёзные проекты, возможно, делать открытия (и сейчас встречаются достойные ученические проекты, а также очень талантливые творческие работы). Уверена, что необходимо увеличивать объём практических работ в школьные годы, так, чтобы была возможность раньше определиться молодому человеку с теми профессиями, которые наиболее близки его способностям и душевным склонностям. В школах постепенно происходит модернизация, думаю, что в будущем компьютеризация и применение высоких технологий будут происходить более быстрыми темпами.
Школа обязательно будет меняться в соответствии с развитием общества и научно-технического прогресса, но, самое важное – это сохранить высокоморальную направленность обучения и воспитания в школе. Главное – не навредить душе юного человека, помочь ему найти своё место в жизни и в мире (т.е. стать личностью), научить толерантности, любви к человеку и миру, — и тогда Школа Будущего, насколько современной она ни была бы, выполнит свою задачу.