Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Контрольная работа на тему «Полномочия и функции Европейского союза в управлении миграционным кризисом»

По данным международной межправительственной организации по мигрантам (МОМ) в 2015 году 1/7 населения Земли является мигрантами. Российская ученая О. Д. Воробьёва определяет миграцию как «территориальное перемещение людей и пересечение ими как внешних, так и внутренних территориальных границ с целью смены места жительства или временного пребывания».

Содержание

1. Этапы развития миграционного кризиса: причины, особенности, угрозы

. Механизмы контроля внешних границ ЕС

. Анализ миграционной политики Европейского союза

Литература

. Этапы развития миграционного кризиса: причины, особенности, угрозы

По данным международной межправительственной организации по мигрантам (МОМ) в 2015 году 1/7 населения Земли является мигрантами. Российская ученая О. Д. Воробьёва определяет миграцию как «территориальное перемещение людей и пересечение ими как внешних, так и внутренних территориальных границ с целью смены места жительства или временного пребывания».

Движущими силами миграции являются следующие факторы: природные катастрофы, изменения климата, социально-экономические факторы (старение населения, рост безработицы среди молодежи и далее), а также политическая нестабильность, военные конфликты и войны.

В Европейском союзе действует режим «четырех свобод передвижения». Это значит, что внутри ЕС границ между странами условно не существует, любой гражданин может свободно перемещаться в рамках Шенгенской зоны, имеет право проживать и работать в любой стране ЕС. Данный фактор способствует росту числа экономических мигрантов, которые стремятся в наиболее стабильные страны, такие как Австрия, Германия, Великобритания, Швеция.

Отдельно выделяют такую категорию как «беженцы». Это люди, которым в родной стране угрожает опасность и они вынуждены искать убежище в другой стране. На данный момент источниками таких мигрантов являются ближневосточные и африканские страны. Беженцы не имеют право работать, пока их дела находятся на рассмотрении и проживают на пособия.

Текущий кризис не является новым явлением для Европейского союза. Подобные всплески миграции уже происходили, но в меньших масштабах: в 1949 году в Нидерландах был большой приток мигрантов из Индонезии (150 тыс. человек); в 1973-74 годах после деколонизации колоний Португалии в Африке в Европу приехало более 400 тыс. человек; в 2011-12 годах наблюдался рост числа мигрантов из африканских республик.

Отличие текущего кризиса в том, что наблюдается слияние нескольких миграционных потоков (легальная/нелегальная экономическая миграция и беженцы), отсюда и колоритный этнический состав (афганцы, египтяне, сирийцы, ливийцы, нигерийцы, пакистанцы и далее). Основная доля мигрантов нацелена на экономически развитые страны Западной Европы. Организованность транспортировки и обеспечение поддельными документами говорят о наличии развитых сетей контрабандистов.

Еврокомиссар по вопросам миграции Д. Аврамопулос отметил, что Европейский союз столкнулся с самым серьезным миграционным кризисом со времен Второй мировой войны. При этом он акцентировал, что проблема касается всей Европы, а не одной страны, например Греции. Кроме того было подчеркнуто, что ни одна страна ЕС не справится с этой проблемой самостоятельно, необходимо сотрудничество и выработка нового европейского подхода к данной проблеме.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Согласно официальным данным Евростата в 2015 году в Европейский союз прибыло более 1,25 млн. беженцев, то есть их приток увеличился в 2 раза к уровню 2014 года (562, 68 тыс. — наибольший показатель с 1992 года).

По данным агентства по делам беженцев ООН, только в январе 2016 года морским путем в Европу прибыло более 80 тыс. человек. При этом стоит учитывать, что эти цифры отражают лишь официальную статистику. Примерно 35% потока направлено в Германию, далее следуют Венгрия, Швеция и Австрия.

Основной состав беженцев: сирийцы 29%, жители Афганистана 14%, иракцы 10% . Странами с самым высоким процентом одобренных заявок на статус беженца являются: Болгария (91%), Мальта (91%), Нидерланды (86%), Дания (77%), Кипр (76%) и Германия (72%). На контрасте, показатели во Франции и Великобритании существенно ниже — 28% и 37%. В тоже время заявки от сирийцев в 98% случаев получают положительный ответ, а заявки от выходцев с Балкан в 97% случаях отклоняются.

Выделяют три основных миграционных маршрута в ЕС:

из Турции в Грецию (основная доля сирийских и афганских мигрантов). Данным путем в 2015 году воспользовалось 57% беженцев;

из Сирии и африканских республик в Испанию.

Основными перевалочными пунктами, которые превратились в многотысячные лагеря, являются Венгрия и Греция. Из них далее поток стремится в центральные экономически развитые европейские страны.

Увеличение миграционных потоков в 2015 году вызвано:

Затянувшимися военными конфликтами (гражданская война в Сирии, войны в Ираке и Афганистане);

Высокая нагрузка на Ближневосточные лагеря беженцев в Турции, Иордании и Ливане, как следствие проведение в них политики экономии (сокращение рациона питания, введение платы за воду и электричество);

Расширение территории, которую контролируют силы ИГИЛ;

Гражданская война в Ливии, которая раньше принимала мигрантов, вынудила беженцев направиться в страны ЕС;

Появление относительно безопасного маршрута Средиземное море — Греция — Македония.

Страны-члены ЕС оказались не готовы к резкому увеличению числа мигрантов. В сложившихся условиях среди основных причин возникновения кризиса можно выделить:

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Отсутствие солидарности между странами Европейского союза в вопросах расселения и распределения беженцев, это привело к нагрузке на миграционные службы отдельных стран (Греции и Венгрии);

Нет единой системы распределения беженцев между странами Европейского союза;

Недостаток финансовых ресурсов: бюджеты составлялись без учета расходов на беженцев;

Климатические условия: на Ближнем Востоке достаточно построить палаточный лагерь, а в Европе для проживания необходимо отапливаемое помещение;

Миграционный процесс приобрел стихийный характер;

Нехватка персонала для регистрации въезжающих людей и осуществления пограничного контроля.

Помимо прочего ситуацию осложняет Дублинское соглашение, согласно которому ответственность за беженцев возлагается на страну, куда въехал мигрант (то есть приграничные страны Венгрию, Грецию и Италию).

Можно выделит следующие угрозы, которые несет текущий миграционный кризис:

Риск раскола Европейского союза и возможность выхода из его состава Великобритании (43% жителей Королевства уже готовы проголосовать за выход из ЕС, во многом это продиктовано волной беженцев);

Рост террористической угрозы;

Дестабилизация общественного порядка (беспорядки в Германии, Австрии, Испании, Швеции, Финляндии);

Перспектива изменения европейской идентичности (предполагается, что беженцы покинут ЕС, когда появится возможность, поэтому для них не предусмотрено программ адаптации и интеграции).

Итак, мы наблюдаем проблемы системного характера, которые затрагивают интересы всех стран-членов ЕС, но Европейский союз продолжает вести достаточно мягкую политику по отношению к беженцам, что крайне негативно отражается на рейтинге политических лидеров, они теряют доверие населения на фоне роста экономической нагрузки, снижения уровня безопасности и растущего количества массовых беспорядков.

 

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

2. Механизмы контроля внешних границ ЕС

Охрана границ, иммиграционная политика и предоставление убежища являются частью пространства свободы, безопасности и правосудия. После подписания Лиссабонского договора пространство свободы, безопасности и правосудия стало сферой смешенной компетенции, где по принципу субсидиарности государства-члены определяют свою политику там, где нет полномочий у институтов ЕС. Исключительными компетенциями государств-членов остаются поддержка правопорядка и обеспечение внутренней безопасности. Вмешательство наднациональных институтов в данные сферы недопустимо, но поощряется межправительственное сотрудничество. Так в Лиссабонском договоре созданы все условия для межправительственного взаимодействия агентств национальной безопасности.

Оперативные функции охраны границ сосредоточены в руках государств-членов. Координирующая, консультационная и информационная функции лежат на агентствах (Frontex, Europol) и Шенгенском союзе. При решении вопросов в данной сфере применяется механизм совместного принятия решения (законодательная инициатива исходит от Комиссии, голосуют квалифицированным большинством в Совете, Европарламент также принимает полноправное участие). Благодаря этой процедуре эффективность принятия решения повышается, снижается риск возникновения тупиковых ситуаций и невыгодных компромиссов. Охрана границ непосредственно связана с вопросами безопасности. Со времен Вестфальского мира функция защиты границ являлась одной из основных для суверенных государств.

Европейский союз имеет внешнюю границу протяженностью 10 тысяч километров по суше и 5 тысяч по морю, каждая страна ЕС охраняет свой участок территории. Территория Европейского союза и суммарная территория всех стран-членов отличаются.

В 2001 году группа стран (Бельгия, Германия, Италия, Испания и Франция) выступили с идеей создания Европейской пограничной службы. Речь шла о разработке единых правил охраны внешних границ ЕС. Данный шаг аргументировали необходимостью распределить финансовое бремя по охране внешних границ; повысить квалификацию пограничных служб; кроме того — это шаг в сторону политической интеграции ЕС. В 2002 году Комиссия выступила с Сообщением «Совместное (интегрированное) управление внешними границами государств-членов Европейского Союза», где предлагалось создать Европейскую пограничную службу. Данная идея не была поддержана странами-членами, но отвергнув саму идею, они поддержали все остальные предложения Комиссии.

Основой «интегрированной системы охраны границ» Европейского союза стали специальное агентство Frontex и Шенгенский кодекс о границах.

Модель, разработанная Комиссией, состоит из следующих элементов:

Пограничный контроль в соответствии с Шенгенским кодексом;

Расследование трансграничных преступлений через координирование компетентных правоохранительных органов;

Создание многоуровневой модели контроля (сотрудничество с соседними странами и контроль над передвижением);

Сотрудничество между ведомствами (пограничные, таможенные и полицейские службы).

Одновременно была создана информационная система Европейского союза. Она включает в себя Шенгенскую информационную систему (ШИС) — для раскрытия трансграничных преступлений; Визовую информационную систему — для реализации возовой политики ЕС; и систему ЕВРОДАК — для идентификации лиц, ищущих убежище.

Далее мы рассмотрим элементы модели «интегрированной охраны границ» — Frontex и Шенгенский союз. Они представляют интерес, так как в рамках данных структур разрабатываются варианты выхода из текущего миграционного кризиса.

FRONTEX- это специальное агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского союза. Оно начало свою работу в 2004 году. Штаб составляет около 400 человек и находится в Варшаве. Согласно учредительному регламенту ЕС №2007/2004 его основными задачами являются:

Координация действий государств по охране внешних границ;

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Развитие единой модели оценки рисков и их анализ;

Помощь в обучении персонала национальных пограничных служб (организации занятий на наднациональном уровне);

Поддержка государств-членов в организации совместных операций по депортации нелегальных иммигрантов;

В учредительном регламенте агентства отмечено, что контроль над внешними границами — ответственность государств-членов. Цель Frontex — облегчить применение имеющихся и разрабатывающихся наднациональных мер по охране границ. Финансируется агентство из бюджета Комиссии и государств ЕС. В 2007 года Frontex был усилен в результате создания Группы быстрого пограничного реагирования (RABIT). Ее задача — поддержать страны ЕС в условиях, требующих технической и оперативной помощи на внешних границах.

Основная проблема заключается в том, что данное агентство не обладает полномочиями для проведения оперативных действий. Оно выполняет только координирующие, консультативные и исследовательские функции. Агентство задумывалось как инструмент для пограничного и миграционными контроля. Сейчас видно, что для решения этих задач не хватает полномочий, а также ресурсов: человеческих, технических и финансовых. Недостатком является и то, что нужно запрашивать разрешение у национальных правительств на патрулирование границ и проведение поисково-спасательных операций.

Задачей Европейского союза является поиск баланса между свободой перемещения и обеспечением безопасности на границах. Такие сферы как охрана границ и свободное перемещение в рамках ЕС невозможно трактовать отдельно друг от друга. Текущий кризис просветил слабые места в системе охраны границ. Европейский союз разрабатывает проект трансформации Frontex для устранения недостатков. Возможно, именно данная обновленная структура сыграет ключевую роль в решении миграционного кризиса.

Шенгенский союз

Шенгенский союз включает в себя 26 европейских стран, которые присоединились к одноименному соглашению 1985 года. Нормативно-правовая база изначально представляла собой свод нормативных актов, принятых на основе межправительственного сотрудничества. В 1999 году Амстердамским договором она была включена в единое законодательство сообщества. Страны Европейского союза обязались войти в Шенгенскую зону, исключение составляют Великобритания и Ирландия (Болгария, Кипр, Румыния и Хорватия только готовятся к вступлению). Зона охватывает площадь 4 312 099 км², где проживает свыше 400 млн. человек.

Основными правилами Шенгенской зоны являются: устранение пограничного контроля на внутренних границах; укрепление пограничного контроля с третьими странами; проведение единой политики в отношении временно въезжающих лиц.

Шенгенская нормативно-правовая база включает: Шенгенское соглашение (1985); Шенгенскую конвенцию (1990); протоколы о присоединении к шенгенской зоне; решения исполнительного комитета и документы, опубликованные после вступления в силу Амстердамского договора.

Шенгенская конвенция вступила в силу 26 марта 1995 г. Именно она установила правила пересечения внутренних границ на основе принципа прозрачности (отмена контроля над их пересечением — ст.2 Конвенции) и определила ответственность государств-членов ЕС за предоставление убежища. Укрепление внешних границ стало логичным следствием отмены контроля на внутренних границах. Была создана специальная Шенгенская информационная система (ШИС -SIS) для оперативного обмена информацией между ведомствами стран-участниц.

Дела Шенгенской зоны ведет Совет ЕС (без Великобритании и Ирландии). Новые страны-члены обязываются принять шенгенские правила, при этом они не становятся членами шенгенской зоны автоматически, необходимо показать «надежную охрану границ». Так существует две ступени: формальное присоединение к шенгенским правилам и их реальное выполнение.

Правила пересечения внешних границ ЕС систематизированы в «Общем руководстве». В 2006 году был принят Регламент, который установил кодекс о границах. Цель Регламента — усовершенствовать совместное управление охраной границы ЕС с помощью установленых стандартов и процедур.

По Кодексу обязанностями государств являются: укомплектование пограничных служб личным составом и материальными ресурсами. Пограничные службы должны помогать друг другу, поддерживать одинаково высокий уровень безопасности на всех участках границы Европейского союза (ст.16). Их взаимодействие координирует агентство Frontex.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Шенгенская конвенция дает право государствам-членам возобновить контроль на внутренних границах (ст.2(2) Конвенции). В Кодексе подчеркивается исключительность данной меры, ограниченность по времени (короткий период) и необходимость предварительных консультаций. Контроль можно восстановить по соображениям безопасности или в непредвиденных случаях, например, в случае террористического акта. Третья причина — для препятствия распространения нелегальных иммигрантов по территории ЕС.

Таким образом, перед государствами встает дилемма: с одной стороны, Шенгенская зона — это достижение и возможность беспрепятственного передвижения; с другой стороны, она делает национальные государства более уязвимыми перед потоком мигрантов и снижает эффективность мер по обеспечению национальной безопасности. Механизмы контроля границ можно разделить на национальные и наднациональные механизмы. Государства-члены сами реализуют оперативные функции и пограничный контроль на своем участке территории. За Европейским союзом остаются немаловажные функции по координации, консультированию, разведыванию и прогнозированию. Свои функции ЕС выполняет через специальное агентство Frontex и Шенгенские соглашения, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

. Анализ миграционной политики Европейского союза

миграционный кризис европейский союз

Миграционный кризис, начавшийся в 2015 году, показывает рекордные цифры для Европейского союза и неэффективность имеющихся механизмов. ЕС был не готов к наплыву беженцев. Под нарастанием миграционной волны постепенно меняются и национальные интересы государств-членов, все больше они склоняются к сотрудничеству и компромиссам, чем к конфронтации. Иммиграционная политика является совместной компетенцией институтов и государств-членов. Особую роль играет Комиссия, которая разработала целый ряд экономических и политических инициатив.

Долгое время иммиграционная политика представлялась как система институциональных и политических рамок, где ключевая роль отводится совместной охране общей внешней границы ЕС», которая обслуживает нужды Единого рынка. В рамках данной политики были установлены единые правила: въезда, депортации, передвижения иммигрантов, а также условия временного и постоянного пребывания на территории Европейского союза. На данной почве возникло противоречие между Комиссией и членами ЕС, последние отстаивали право самостоятельно контролировать миграционные потоки, и не хотели нести расходы при непредвиденном наплыве нелегальных мигрантов и беженцев. Поэтому особенностью иммиграционной политики Европейского союза является взаимодействие наднационального и межправительственного уровней.

С 2005 года Комиссия получила право исключительной законодательной инициативы в иммиграционной политике, а Совет — возможность использовать процедуру совместного принятия решения (с 2005 года вопросы иммиграционной политики, пограничного контроля и убежища решаются квалифицированным большинством в Совете).

В Лиссабонский договор включено положение о перспективе учреждения «интегрированной системы охраны границ». Также Лиссабонский договор ввел понятие «общая политика предоставления убежища», что говорит о новом качестве взаимодействия и переносит данный вопрос на наднациональный уровень.

В сообщение Комиссии «Общая иммиграционная политика Европейского союза: принципы, направления, инструменты» обозначены основные принципы, на которых строится иммиграционная политика: единая визовая политика, совместная охрана общей границы для поддержания безопасности Шенгенского пространства, политика возвращения нелегальных мигрантов.

Текущий миграционный кризис является крупнейшим за историю Европейского союза. Ситуацию усложняет смешение нелегальных мигрантов и беженцев в один мощный поток.

Охрана границ, иммиграционная политика и предоставление убежища являются сферой смешенной компетенции ЕС и стран-членов. Миграционный кризис проявил недостатки существующих механизмов контроля внешних границ. В первую очередь они связаны с тем, что наднациональным органам не хватает компетенций для централизованных действий, а государства под действием внешнего фактора (угроза национальной безопасности) и внутреннего давления со стороны радикальных партий, не могут прийти к оптимальному решению. Члены ЕС пользуются правом на временное восстановление контроля на внутренних границах, прописанным в Шенгенском Кодексе.

На данный момент существует несколько вариантов, как выйти из текущего кризиса. Основными из них являются: подписание соглашения с Турцией; остановка действия Шенгенский соглашений сроком на два года; создание Единой пограничной службы. Решения будут приниматься на межправительственных переговорах, где важную роль играет национальный интерес. Насколько интересы государств-членов совпадут между собой, определит будущее Европейского союза.

Литература

Австрия не хочет открывать границу! // Информационное агентство Euronews — <#»907671.files/image001.gif»>

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

542

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке