Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Государственный бюджет, как инструмент экономической политики»

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственный бюджет и его структура
1.1. Сущность и основные функции бюджета
1.2. Структура бюджета
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета
2.1. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
2.2. Балансирование бюджета и его особенности в России
Заключение
Список использованных источников

Введение

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.

Глава 1. Государственный бюджет и его структура

1.1. Сущность и основные функции бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.

Применительно к государственным  и муниципальным финансам под  бюджетом понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти, как государственной, так и  местной. Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Как экономическая категория, бюджет представляет собой часть экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств  для удовлетворения общественных потребностей.

Таким образом, аккумулируя с  помощью государственного бюджета  денежные средства, государство  через финансовые механизмы осуществляет  выполнение возложенных на него  обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализацию приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть балансом доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Важнейшими функциями бюджета являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет узнать, насколько  своевременно и полно поступают  финансовые ресурсы в распоряжение государства и эффективно ли они используются.

1.2. Структура бюджета

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

— первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— второй уровень — бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— третий уровень — местные бюджеты.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности и зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и др. В основе своей – это доходы и расходы бюджета.

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы формируются за счет:

— налогов на доходы юридических и физических лиц;

— поступлений от реального сектора (налог на прибыль);

— поступлений косвенных налогов и акцизов;

— пошлин и неналоговых сборов;

— региональных и местных налогов.

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления . Расходы направлены на:

— промышленность, сельское хозяйство;

— социальную политику, науку, здравоохранение;

— государственное управление;

— международную деятельность;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— оборону, правоохранительную деятельность.

Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества. Так, увеличивая расходы, государство может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных сфер экономики: прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, гранты, кредиты).

Глава 2. Основные показатели государственного бюджета

2.1. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) не всегда доходы бюджета покрывают расходы. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

Государственный бюджет может находиться в трех состояниях:

— доходы бюджета превышают расходы, что соответствует излишку государственного бюджета (профициту);

— доходы равны расходам, т.е. государственный бюджет сбалансирован;

— доходы бюджета меньше, чем расходы.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Если причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост, то можно сказать, что профицит спрогнозирован в результате активизации хозяйственной деятельности экономических субъектов и увеличения их доходов. В свою очередь увеличение доходов юридических и физических лиц приводит к росту сбора налогов и, соответственно, к росту доходов бюджета. Если же экономический рост не был спрогнозирован, то возникновение профицита характеризуется превышением запланированных доходов над утвержденными расходами бюджета. Составление бюджета с профицитом, как и с дефицитом, влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета может стать снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета следует:

— сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

— предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

— увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Также одной из мер является сокращение доходов бюджета за счет налоговых поступлений.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

На протяжении всех лет реформ в России наблюдался дефицит государственного бюджета, который в разное время составлял 3 % и более от величины ВВП. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, законом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Дефицит государственного бюджета — явление неоднозначное. Существует две точки зрения. С одной стороны, умеренный бюджетный дефицит – это благо, в результате которого имеется возможность увеличивать совокупный спрос путем финансирования государственных расходов. С другой стороны, дефицит бюджета – это неудовлетворение потребностей общества. По установившимся международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % от суммы ВВП.

Различаются следующие виды бюджетного дефицита:

— структурный бюджетный дефицит – это разница между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения

— фактический бюджетный дефицит – это величина превышения расходов государства над его доходами;

— циклический бюджетный дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут быть:

— рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;

— сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса;

— чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, катастрофы, стихийные бедствия).

Финансы всегда являются отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он может привести к инфляции. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Существует несколько методов покрытия дефицита государственного бюджета:

— сокращение расходов госбюджета;

— увеличение налогового бремени;

— государственные займы;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

— денежная эмиссия.

Первые три метода покрытия бюджетного дефицита относятся к неинфляционным методам, четвертый – инфляционный.

Сокращение расходов госбюджета – путь не всегда выполнимый и может усилить спад в экономике, т.к. снижение финансирования социальных программ приводит к социальному напряжению среди населения страны.

Увеличение налогового бремени приведет к уменьшению инвестиций и потребления, что снижает возможность роста ВНП.

Государственные займы бывают внутренними (за счет займа у населения своей страны и банков) и внешними (за счет займа у других стран или международных финансовых организаций). В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятии.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых обязательств, учитывая необходимость выплаты их с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долг государства образуется вследствие займа денег у населения своей страны путем выпуска в обращение государственных ценных бумаг. Внешний долг государства образуется вследствие займа денег у иностранных банков, государств и международных организаций.

Денежная эмиссия – это еще один из методов покрытия дефицита государственного бюджета во время экономических потрясений. Такое наблюдалось в экономике России на первых этапах экономических реформ, проводимых в начале 90-х годов в нашей стране. Выпуск не обеспеченной товарами денежной массы неизбежно приводит к взвинчиванию инфляции, которая подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, обесценивает сбережения населения. Поэтому в целях сохранения экономической и социальной стабильности правительства избегают неоправданной эмиссии денег.

Мультипликатор сбалансированного бюджета – это увеличение государственных расходов  и налогов с целью балансирования бюджета. Увеличение потребления вызывает рост расходов и доходов, поскольку производство реагирует на увеличение рынка расширением производства и предложением товаров, что вызывает рост доходов у производителей и порождает увеличение потребления, которое ведет к дальнейшему расширению производства товаров и услуг, а следовательно, росту доходов производителей. В результате мультипликативного эффекта происходит нарастание величины равновесного дохода, по сумме превышающее увеличение государственных расходов.

При неизменном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен единице. Финансируемое за счёт налогов увеличение государственных расходов имеет единичный мультипликативный эффект и мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.

2.2. Балансирование бюджета и его особенности в России

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде экономики доходы бюджета сокращаются, так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база, поэтому дефицит бюджета, если он существовал, растет, а профицит сокращается. При подъеме, напротив, дефицит бюджета уменьшается, увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета, а профицит увеличивается. Идеальный вариант – равновесие, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко. Сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет. Существует три подхода к проблеме балансирования бюджета.

1. Бюджет балансируется ежегодно, т.е. государство ежегодно должно сводить доходы и расходы. Стремление всеми способами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных займов может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Например, в условиях роста безработицы доходы населения падают, сокращаются налоговые поступления и Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать эти меры в комплексе. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике.

2. Бюджет балансируется в течение экономического цикла. Основная идея этого подхода заключается в том, что бюджет ежегодно балансировать не нужно. Главное, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла (за 5-7 лет). В годы рецессии будет бюджетный дефицит, а в годы подъема экономики – профицит бюджета. Но период подъема очень кратковременен, поэтому положительное сальдо бюджета сформироваться не успевает.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3. Функциональный подход к балансированию бюджета. С точки зрения сторонников данного подхода первостепенная экономическая задача государства — это стимулирование экономического роста в стране, а не сбалансированность бюджета. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

В основу бюджетной политики России на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах».

В Бюджетном послании Президентом поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

— интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны;

— долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы;

— улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

— повышение отдачи от использования государственных расходов.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач. Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7 % ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по которым, составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно. Снижение инфляции к 2014 году планируется до уровня, не превышающего 4-5%.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. В настоящее время в России сохраняется стратегическая цель вернуться к бездефицитному бюджету к 2015 году, поскольку долго жить в долг страна не может.

Заключение

Подытожив, можно сделать вывод, что Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы, т.е. возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе, удовлетворяя общественные потребности и осуществляя социальную защиту населения, которая  достигается соответствием и движением материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны.

Список использованных источников

1.Бюджетный Кодекс Российской Федерации. — http://www.consultant.ru/popular/budget/
2. Конституция Российской Федерации.
3. Экономическая теория: учебник / Л.М. Куликов — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 432 с.
4. Экономическая теория: учебник/ Под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008. – 515 с.
5. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. И.П. Николаевой — М.: Финстатинформ, 1997. – 399 с.
6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2008. – 510 с.
7. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах // Финансы – 2010 — № 7.
8. Дробышевский С. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы/ С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев, И. Соколов// Вопросы экономики. – 2011. — № 1.
9. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы / С.Д. Шаталов // Финансы. – 2011. — № 2.
10. Россия в цифрах — 2011г. — http://www.gks.ru/
11. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов// Финансы.– 2010. — № 8.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3671

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке