Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Лишения права занимать определенные должности как вид наказания»

Актуальность данной работы заключается в том, что в последние десятилетия в мире предприняты значительные усилия в развитии различных видов наказания и иных мер уголовно-правового характера. Интеграция России в мировое сообщество, ее вступление в авторитетные международные организации, провозглашение и реализация гуманистических принципов и другие обстоятельства способствовали приведению уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в большее соответствие с общепризнанными международными нормами.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
1.1. Понятие и цели применения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
1.2. История становления наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
1.3. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в зарубежном уголовном законодательстве
Глава 2. Особенности назначения и исполнения наказания в виде лишения права занимать определённую должность или заниматься определенной деятельностью
2.1. Основания назначения наказания в виде лишения права занимать определённую должность или заниматься определенной деятельностью
2.2. Особенности исполнения наказания лишение права занимать определенную должность как основного наказания
2.3. Особенности исполнения наказания лишение права занимать определенную должность как дополнительного наказания
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что в последние десятилетия в мире предприняты значительные усилия в развитии различных видов наказания и иных мер уголовно-правового характера. Интеграция России в мировое сообщество, ее вступление в авторитетные международные организации, провозглашение и реализация гуманистических принципов и другие обстоятельства способствовали приведению уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в большее соответствие с общепризнанными международными нормами.

Изменение социально-политических условий современной России нашло отражение в принятии уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального кодексов РФ. Указанные законодательные изменения привели к тому, что количество осужденных в местах лишения свободы сократилось на 10 процентов, и по количеству заключенных на сто тысяч населения Россия уже не стоит на первом месте в мире.

К числу последних относится наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренное ст. 47 УК РФ. В этой статье регламентируется применение, по существу, двух самостоятельных видов наказания: лишения права занимать определенные должности (к несовершеннолетним оно не применяется) и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Первый состоит в запрещении занимать указанные в приговоре суда должности на государственной или муниципальной службе.

В приговоре требуется указать не перечень конкретных должностей, а их характер: должности, связанные с осуществлением функций представителей власти или с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных полномочий. Не следует определять круг запрещенных должностей путем указания на характер осуществляемой по должности деятельности (например, деятельностью по воспитанию детей, медицинской), поскольку это, во-первых, означало бы смешение запрета занимать должности с запретом заниматься деятельностью, и во-вторых, неосновательно расширяло бы очерченную законом сферу применения запрета занимать определенные должности.

Второй вид означает запрещение на установленный судом срок заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Такой запрет может касаться служебной деятельности осужденного (фармацевтической, педагогической, управления общественным транспортом), неслужебной профессиональной деятельности (например, охотничьего промысла, оказания юридических услуг и т. д.), а также любой иной непрофессиональной деятельности (например, управления личными транспортными средствами).

Целью курсовой работы является рассмотреть наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в контексте действенности юридических норм, регулирующих его применение.

В ходе достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— рассмотреть понятие и сущность наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

— изучить особенности назначения и исполнения наказания в виде лишения права занимать определённую должность или заниматься определенной деятельностью.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие и сущность наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.               

1.1. Понятие и цели применения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.      

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Оно заключается в том, что осужденному по приговору суда запрещается занимать конкретную должность или заниматься каким-то конкретным видом деятельности.                                                

В УКРФ не определяется круг должностей и видов деятельности, которые могут быть запрещены осужденному. В ч. 1 ст. 47УК РФ лишь указывается, что рассматриваемый вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. В виде основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться только тогда, когда оно предусмотрено санкцией (5% от всех санкций) или по правилам назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление.   

Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться и тогда, когда оно не предусмотрено санкцией. В ч. 3 ст. 47УК РФ установлено, что данное наказание может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Если в ст. 29УК РСФСР 1960 г. его назначение обусловливалось еще и фактом совершения преступления по должности или при занятии определенной деятельностью, то действующий УКРФ допускает применение рассматриваемого наказания в качестве дополнительного за любое преступление. [4] Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в принципе может быть назначено с любым видом основного наказания (кроме, естественно, смертной казни).            

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью крайне редко применяется на практике.  Содержание анализируемого вида наказания состоит в лишении права осужденного:

1) занимать должности:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

а) на государственной службе;

б) в органах местного самоуправления либо

2) заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Данное наказание имеет две разновидности. В первом случае речь идет о запрещении занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления. Этот запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях и учреждениях, хотя бы они и были сопряжены с выполнением управленческих функций. Лишение права занимать определенные должности означает:

а) освобождение осужденного от должности с внесением в трудовую книжку осужденного записи о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать;

б) запрещение занимать в течение срока назначенного наказания указанные в приговоре суда должности.                                                                                                                                

Вторая разновидность этого наказания состоит в лишении права заниматься

1) профессиональной или

2) иной деятельностью.

К профессиональной относится, например, врачебная, педагогическая деятельность. К иной деятельности, которая может быть объектом данного наказания, относятся, например, охота, управление личным транспортом, деятельность в сфере услуг и т.д.[3]

1.2. История становления наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Любое наказание является лишением прав, включая и право на жизнь. Например, лишение свободы сопрягается с некоторыми ограничениями служебных, профессиональных прав на время его отбывания. В этом случае лишение прав не имеет самостоятельного значения. У истоков уголовного права такое правовое последствие как лишение прав подразумевало полное бесправие лица, к которому это наказание применялось: не существовало покровительственных законов для преступников, его можно было даже безнаказанно убить. Также господствовало воззрение об отнятии у преступника всех не только общественных прав, но и прав естественных, человеческих.

Русская Правда 911 года отличалась относительной гуманностью наказаний: в ней, не считая кровной мести, было, по существу, одно наказание — штрафы (вира, продажа, головничество), в связи с чем в литературе Русскую Правду называли кодексом частного права. Но в дальнейшем развитие наказания шло по нарастающие — ужесточающей кривой.

В Соборном уложении 1649 года предусматривались новые виды уголовных наказаний: членовредительство («отсечь руку», «отрезать левое или правое ухо», «пороти ноздри и носы резати»), принудительные работы как прообраз каторги и ссылка — наказание, которое развиваясь, на несколько веков станет характерным для уголовной политики России. Наказание ссылкой предварительно сопровождалось телесными наказаниями (битьем кнутом, а в отдельных случаях, кроме того, вырыванием ноздрей и урезанием носа). Включение ссылки как меры наказания в нормативный акт свидетельствует о том, что она на практике применялась очень давно, хотя и нечасто.Артикул воинский 1715 года содержит ряд норм, которые нельзя не отнести к прогрессивным: речь идет об альтернативности наказаний, присутствующей в большинстве артикулов, в том числе касающихся наказания в виде лишения свободы. Тюремное заключение сопрягается с церковным покаянием, а также членовредительным наказанием, в некоторых статьях в качестве наказания встречается ссылка на каторгу.[5]

Во время правления Петра I в первой четверти XVIII в., происходит соединение ссылки и принудительных (каторжных) работ, и начинается очередной этап дальнейшего развития института ссылки. В этот период еще не предусматривается обязательное содержание каторжников в специальных каторжных тюрьмах, и они работают и живут так же, как вольные рабочие. Разграничиваются ссылка на каторгу и ссылка в поселение, а с 1721 года каторга делится на вечную и временную (урочные годы стали назначаться по указам), при этом тяжесть работ еще не имела карательного значения. В приказах Временного правительства по ГТУ № 1и2от8и17 марта 1917 года говорилось о том, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, имевшего несчастье совершить преступление, и для надлежащего осуществления этой задачи прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключенным, а также указывалось на неприемлемость для тюремного переустройства атмосферы бесправия и неуважения к человеческой личности.

Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 года утвержден Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, где нашли отражение изменения в государственной пенитенциарной политике этого периода. Ст. 1 Кодекса закрепляла, что «задачей уголовной политики пролетариата на переходный от капитализма к коммунизму период является защита диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств классово враждебных элементов и нарушений со стороны как деклассированных элементов, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся». В соответствии с этой задачей исправительно-трудовая политика преследовала такие цели:

а) ставить осужденных в такие условия, которые не давали бы им возможности совершать действия, наносящие ущерб социалистическому строительству;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

б) перевоспитывать и приспосабливать их к условиям трудового общежития, направляя их труд на социально полезные цели и организуя труду добровольному на основе исправления и ударничества».

Впервые наказание в виде лишение права занимать определенную должность было закреплено в УК РСФСР 1960 года.

В соответствии со ст. 29 данного Кодекса наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могло назначаться в качестве основного или дополнительного на срок от 1 года до 5 лет. До 1983 года порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права заниматься определенную должность или заниматься определенной деятельностью не были урегулированы. Данный вопрос был решен общесоюзным и республиканским положениями о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, принятые указами Президиумов Советов СССР и РСФСР соответственно 15 марта 1983 года и 16 июля 1984 года Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.[7]

Приказом МВД СССР от 10 июня 1983 года утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля органами внутренних дел за исполнением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При назначении данного вида наказания в качестве основного либо в качестве дополнительного наказания без лишения свободы, а также при условном осуждении и отсрочке, если исполнение дополнительного наказания также не было отсрочено, копии вступившего в законную силу приговора направлялись судом администрации по месту работы осужденного и органу внутренних дел и срок наказания в этом случае исчислялся с момента вступления приговора в законную силу.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью дополнительно к лишению свободы оно распространялось на все время нахождения осужденного в местах лишения свободы и затем на срок, который указан в приговоре. По отбытии лишения свободы или при досрочном освобождении по не реабилитирующим основаниям администрация ИТУ направляла копию приговора в инспекцию исправительных работ по месту жительства освобожденного и в справке об освобождении указывалось на наличие у лица дополнительного наказания. При освобождении срок данного наказания исчислялся с момента освобождения, это касалось не только условно-досрочного освобождения и замены лишения свободы более мягким наказанием, но и досрочного освобождения по болезни.

В случае, если осужденный лишался права управления транспортным средством, права охоты и т.д., то заверенная выписка из приговора либо его копия направлялась инспекцией в органы ГАИ или в общественные объединения, которые осуществляли контроль за некоторыми видами деятельности (например, общества охотников и рыболовов и т.д.). Данные органы изымали у осужденного соответствующие документы, если они не были изъяты ранее и заносили сведения о лишении права в учетные данные. Администрация по месту работы осужденного не позднее следующего дня после получения копии обязана была прекратить с ним трудовой договор в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 29 КЗоТ РСФСР. В трудовую книжку данного лица вносилась запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какой деятельностью не вправе заниматься. Подобная запись делалась и в том случае, если должность осужденного не подпадала под запрет. Об исполнении предписаний приговора немедленно должны были извещаться суд и инспекция исправительных работ.  При согласии осужденного администрация могла предоставить ему иную должность или работу, если это не противоречило приговору. Например, водитель, лишенный права управления транспортным средством, переводился в авто — слесари, грузчики и т.д. и в подобном случае оформлялось не увольнение, а перевод с указанием срока и оснований.[4]

В том случае, если на работу поступал осужденный, в трудовой книжке которого не было соответствующей записи, то независимо от предлагаемой ему должности администрация по представлению инспекции исправительных работ была обязана внести в трудовую книжку соответствующую запись.

Когда осужденный отбыл полностью данное наказание или был освобожден от него в установленном законом порядке, по его просьбе ему выдавался дубликат трудовой книжки без внесения в него записи о наказании.

Во время нахождения в ИТУ осужденных дополнительно к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, они не могли привлекаться к работам, выполнение которых им было запрещено приговором. Ст. 8 Положения о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных закрепляла, что контроль за исполнением приговоров к данной мере наказания возлагался на инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. На основании копии приговора инспекция ставила осужденного на учет и уведомляла об этом суд, который постановил приговор, а также проверялось наличие в трудовой книжке осужденного записи. Инспекция вправе была контролировать фактическое исполнение администрацией предписаний приговора, а выполнение осужденным возложенных на него ограничений контролировалось не реже 1 раза в 6 месяцев. Если лицо, которое осуждено к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поступало на запрещенную ему работу, администрация была обязана прекратить с ним трудовой договор по п. 7 ст. 29 КЗоТ РСФСР. Инспекция также могла внести администрации представление о прекращении осужденным такой деятельности в трехдневный срок с предупреждением о возможной уголовной ответственности.[11]

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 года в УК РСФСР включена ст. 1882 «Неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Данная статья предусматривала уголовную ответственность осужденного за невыполнение приговора суда, а также устанавливалась ответственность должностных лиц, пользующихся правом приема на работу и увольнения. Уголовная ответственность осужденных за неисполнение приговора суда затем была исключена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 декабря 1989 года ВВС РСФСР. 1989. № 50. Ст. 1477. По сравнению с уголовным законом царской России, закон советского времени устанавливал более общее наименование рассматриваемого наказания. По Уложению о наказаниях 1845 года дополнительные и исключительные наказания назначались до 10 лет либо навсегда, их продолжительность зависела от характера совершенного преступления и от основного наказания, которое назначал суд.[8]

В советском уголовном праве сроки наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не превышали, как правило, 5 лет и назначение данного наказания всегда связывалось с совершенным осужденным преступлением и необходимостью отстранения провинившегося от занимаемой должности либо деятельности. Осужденного признавали недостойным занимать определенную должность или деятельность в силу моральных соображений для предупреждения совершения им новых преступлений Крылова Е.С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран.

Важным нововведением в УК РФ 1996 года является определение сферы применения рассматриваемого наказания и ограничение круга лиц, к которым оно может быть применено. В диспозиции статьи закреплено, что запрещено занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

В отличие от УК РФ ст. 29 УК РСФСР 1960 года предусматривала наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но при этом не раскрывала какие должности и какой конкретно деятельностью запрещено заниматься. Можно сделать вывод, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью претерпело достаточно большое количество изменений, начиная с гражданской войны и заканчивая принятием УК РФ 1996 года, в котором и определен данный вид наказания. Лишение прав в отечественном уголовном праве не было постоянным и носило признак изменчивости, выражающийся в изменении совокупности лишенных прав, некоторые из которых ликвидировались, а новые добавлялись. Наиболее приближенным к российской действительности данный вид наказания был закреплен в УК РСФСР 1960 года, где произошло разделение наказания на основное и дополнительное.[6] 

1.3. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в зарубежном уголовном законодательстве.

Наличие в законодательстве мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осужденных от общества, заставляет корректировать уголовно-исполнительную политику России, которая направлена на повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. В отечественном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве имеется своя система уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, однако международным сообществом в нормативно-правовых актах предлагается более обширный перечень наказаний и мер, альтернативных лишению свободы.

Рассмотрим практику исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в некоторых зарубежных странах. Изучение зарубежной практики применения мер, альтернативных лишению свободы, позволит почерпнуть положительное, что можно предложить для внесения изменений в национальное законодательство.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Рассмотрим опыт применения мер, альтернативных лишению свободы Англии и Уэльса. В данных странах применяется разновидность условно-досрочного освобождения — «условное освобождение», которое определяет раннее освобождение заключенных из-под стражи и возвращение их обратно в общество на временной или постоянной основе. При этом освобождении заключенный состоит на контроле, он обязан отвечать ряду требований, установленным местными властями, для того, чтобы получить условное освобождение.[10]

Заключенные должны соответствовать предъявляемым требованиям, чтобы иметь возможность условного освобождения и когда заключенные получают освобождение, они обычно находятся под наблюдением согласно «лицензии». Лицензия представляет собой свод правил, запретов, которые заключенный не может нарушать, когда находится на свободе (не нарушать закон, сообщать своему куратору или властям о любых изменениях места жительства или трудоустройства). Нежелание следовать правилам лицензии может привести к повторному аресту или возвращению в тюрьму, а также освобожденные условно заключенные находятся под постоянным наблюдением того учреждения, которое выдало им лицензию.

Также в данных государствах применяется система электронного наблюдения при помощи электронных браслетов, которые применяются в двух случаях:

— как мера общественного наказания;

— как способ условного освобождения из тюрьмы.

Тюремная система Франции.

В данной стране действует Тюремная служба социальной адаптации и пробации, созданная декретом от 13 апреля 1999 года № 99-276 с целью в условиях лишения свободы или исполнения наказания вне исправительного учреждения и согласно общеправовым нормам способствовать доступу к правам и структурам социальной адаптации для заключенных и лиц, находящихся под ее контролем по решению судебного органа.

Возглавляют данную службу директора, в подчинении которых находятся социальные работники, на вооружении имеются все средства, необходимые для выполнения поставленных задач. Они участвуют в предупреждении последствий заключения, постепенно исключающего заключенных из общества, помогают им готовиться к социальной реабилитации и способствуют сохранению социально-полезных и семейных связей. Сотрудники Тюремной службы участвуют в процессе подготовки отчетов для судов о личности лица, совершившего преступления для принятия судьей решения о применении к нему наказания в виде лишения свободы или не связанного с изоляцией осужденного от общества, а также обеспечивают контроль за лицами, попавшими в руки правосудия.[9]

Доля лиц, которые находятся под контролем данной службы доходит до и от общего числа осужденных, и их количество растет в связи с реализацией пенитенциарного закона, принятого в 2009 году, имеющий своей целью расширить применение альтернативных видов наказания и приговоров исполняются вне стен тюрем: неизвестное лицо пенитенциарной службы.

В Польше в 1919 году создан институт Общественных опекунов, целью которого было поддержание деятельности судов для несовершеннолетних, задачей их являлось осуществление надзора. В рамках данного Института кураторы, выполняя свои обязанности должны оказывать помощь своим подопечным в процессе правильной общественной интеграции и способствовать тому, чтобы они вели себя в соответствии с принятыми нормами. По истечении времени кураторы стали осуществлять надзор и за совершеннолетними и в настоящее время они представляют институт судебной поддержки и приписаны к судам.

Работа куратора включает в себя:

— составление отчета о личности подростка и ситуации в семье по поручению судьи, для чего куратор посещает семью подростка и беседует с подростком и членами семьи. Обычно срок подготовки отчета составляет 14 дней, в экстренных случаях от 1 до 3 дней. Данный отчет содержит анализ ситуации и рекомендации относительно помощи или мер воспитательного характера. В 90 % случаев судья следует рекомендациям куратора.

— осуществление контроля за поведением ребенка по решению суда. Куратор посещает семью, школу, место работы подростка и регулярно представляет отчеты судье, а иногда судья поручает куратору осуществлять такой контроль до суда, на этапе следствия. Куратор вправе вызывать подростка для беседы в суд, вести переговоры с родственниками, чтобы совместно найти пути решения проблем.

Решение о возможности избрания режима пробации принимается в случае применения инструментов уголовного законодательства:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— условное прекращение, при котором суд может условно прекратить уголовное преследование, если вина и социальная важность действия не имеют значительного характера, обстоятельства его совершения не вызывают сомнений, а виновные своим отношением и предшествовавшей жизнью подтверждают предположение о том, что, несмотря на прекращение преследования, не совершат преступления вновь.

— условное приостановление исполнения наказания, при котором суд может условно приостановить исполнение назначенного наказания в виде лишения свободы, если срок наказания не превышает 2 лет наказания в виде ограничения свободы или штрафа, если это окажется достаточным наказанием по отношению к виновному и предотвратит дальнейшее развитие криминального поведения.[8]

— наказание в виде ограничения свободы, при котором осужденный не может без согласия суда изменять место постоянного проживания, обязан выполнять назначенные судом неоплачиваемые общественно полезные работы в благотворительных организациях в размере от 20 до 40 часов в месяц, а также обязан предоставлять объяснения в отношении того, как осуществляется отбывание наказания.

Условно-досрочное освобождение в Канаде представляет собой условное освобождение, которое дает возможность правонарушителям провести остаток срока назначенного наказания на свободе, вне тюремного учреждения, для чего необходимо, чтобы комиссия по условно-досрочному освобождению изучила материалы дела и решила, можно ли позволить правонарушителю вернуться в общество до окончания срока его заключения.

Исправительная служба Канады отвечает за осуществление надзора за правонарушителями, которые условно освобождены из тюрем и исправительных учреждений провинций или территорий, где нет собственных комиссий по условно-досрочному освобождению.

Общественный надзор включает в себя мониторинг и помощь правонарушителю при его реинтеграции в общество. Должностное лицо, которое осуществляет надзор, просматривает дело правонарушителя и составляет график встреч с правонарушителем, выдает инструкции, может обращаться в общину и в полицию, а также может посещать семью, друзей, работодателя правонарушителя и других лиц.

В Канаде имеются исправительные программы, оказывающие структурированное воздействие на факторы, непосредственно влияющие на криминальное поведение правонарушителей.[7]

Рассмотрение практики исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы в США представляет для России интерес из-за большого влияния наших государств на мировую политику. В России уголовно-исполнительное законодательство существует в кодифицированном виде, а в США в каждом штате имеется свое законодательство и основывается на прецедентном праве. В США существует деление на основные и дополнительные виды наказания. Первые представлены лишением свободы и штрафом. К основным наказаниям относится также смертная казнь, сохранившаяся в большинстве штатов, а к дополнительным наказаниям относятся:

— лишение избирательных прав;

— запрещение занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность;

— конфискация имущества;

— запрещение пользования имуществом в течение установленного срока;

— арест или принудительная распродажа имущества;

— возложение обязанности загладить причиненный вред и др.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

По федеральному законодательству за измену государству, покушение на свержение силой правительства США или использование с этой целью оружия в качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение американского гражданства. Некоторые штаты предусматривают назначение такого наказания, как кастрация для лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления против личности. Так, согласно УК штата Калифорния за совершение полового сношения с девочкой моложе 10 лет в качестве дополнительного наказания судом может быть предписана операция «с целью предупреждения производства этим лицом потомства».

УК Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Украины предусматривают применение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Данные наказания в соответствующих статьях УК располагаются на одном из первых мест в системе видов наказаний, то есть относятся к мягким наказаниям. Отмеченные Кодексы предусматривают возможность назначения рассматриваемых наказаний в качестве дополнительного наказания и в случаях, когда они не предусмотрены санкцией статьи Особенной части.[7]

Действующий УК ФРГ содержит в раздел, который включает в себя уголовно-правовые предписания о правовых последствиях деяния. В главе первой «Наказание» предусмотрено два вида наказания, которые по своей правовой природе являются основными — лишение свободы и денежный штраф. Согласно Конституции ФРГ 1949 года смертная казнь в ФРГ не применяется. К дополнительным наказаниям отнесено одно — запрещение управлять транспортным средством, назначаемое наряду с лишением свободы или денежным штрафом в том случае, когда преступное деяние было совершено при использовании или в связи с управлением транспортным средством, на срок от одного года до трех лет.

В швейцарском УК содержится разнообразный перечень дополнительных наказаний:

1.увольнение от должности, лишение родительской или опекунской власти,

2.запрет заниматься определенной профессией, ремеслом или осуществлять торговую деятельность,

3.изгнание (высылка) за пределы страны,

4.запрещение посещать конкретный ресторан лицам, склонным к алкоголизму.

Можно сделать вывод, что по УК большинства стран дальнего зарубежья максимальный срок наказания в виде лишения прав, применяемого в качестве дополнительного наказания, составляет — пять лет, а сроки лишения каких-либо прав, применяемых в качестве основного наказания, варьируют от шести месяцев до лишения прав навсегда. В уголовном праве зарубежных государств система наказаний строится также с учетом их значения для реализации целей наказания (основные, дополнительные, вспомогательные, альтернативные), сущности и содержания этих мер (имущественные, телесные и пр.), субъектов уголовной ответственности (для физических, для юридических лиц), а также с учетом других критериев. Система основных наказаний, как правило, не характеризуется большим разнообразием видов, а дополнительных наказаний, или наказаний вспомогательного характера, чрезвычайно много, и они связаны с ограничением самых разных прав и свобод осужденного, включая личные, политические и социально-экономические права.[9]

Глава 2. Особенности назначения и исполнения наказания в виде лишения правазаниматьопределённую должность или заниматься определенной деятельностью.

2.1. Основания назначения наказания в виде лишения права занимать определённую должность или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности в соответствии с ч. 1 ст. 47 УК РФ состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления. Данное наказание, как это следует из ч. 2 ст. 45 УК РФ, относится к группе наказаний смешанного типа, то есть оно может применяться и в качестве основного, и в качестве дополнительного.

Лишение права занимать определенные должности устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности.

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется. Лишение права занимать определенную должность может применяться только к лицам, находящимся на должности государственного либо муниципального служащего.[9]

На основании Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под государственной гражданской службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Государственная гражданская служба включает в себя:

— федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

— государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Государственная должность — это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнением этих обязанностей.

Функции государственной гражданской службы реализуются государственными служащими, которыми признаются граждане Российской Федерации, которые исполняют в порядке, установленном федеральным законом, обязанности государственной службы.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления — это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Вопросами местного значения признаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым его уставом. В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба представляет собой оплачиваемую профессиональную деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которую осуществляют муниципальные служащие. Данный вид наказания применяется только к лицу, которое обладало таким правом на момент совершения преступления.[10]

Лишение права занимать определенные должности назначается:

— лишь за те преступления, которые совершаются в связи с занимаемой лицом должностью на государственной службе либо в органах местного самоуправления;

— специальному субъекту преступления;

— основу карательного содержания составляют лишение осужденного конкретных субъективных прав и временное ограничение его правоспособности.

Лишение права занимать определенные должности — представляет собой вид уголовного наказания, который применяется к лицу (специальному субъекту), признанному виновным в совершении преступления в связи с занимаемой им должностью на государственной службе, в органах местного самоуправления вопреки интересам такой службы и заключается в лишении этого лица конкретных субъективных прав и в ограничении его правоспособности на установленный приговором суда срок.

При анализе действующего уголовного законодательстве и сравнении общих признаков наказания с признаками данного наказания, В.В. Агильдин отмечал: «Необходимо исключить наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью из перечня наказаний, поскольку по своей сути оно не является наказанием. Данное наказание хотя и формально обладает некоторыми элементами, свойственными наказанию, не является наказанием по своей сути, так как, не смотря на то, что сопряжено с различного рода лишениями и ограничениями, является следствием совершения лицом деяния, запрещенного законом, и выступает только в качестве правового последствия, носит «не карательный» характер и поэтому должно относиться к иным мерам уголовно-правового характера, а не к видам наказания»

Данное наказание, носит «не карательный» характер, но данный момент не совсем верен. Карательная сущность данного наказания проявляется в том, что лицо, осужденное к этому наказанию, не может по своему усмотрению выбирать себе любое место работы и должность. Налицо ограничение трудовых прав осужденного, что и образует содержание анализируемого наказания. Кроме того, это наказание, как и другие, влечет за собой судимость лица. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено не только уголовным законодательством, но и имеет неявную отсылку к другим отраслям права, которые как раз и устанавливают, уточняют и дают определения используемых понятий. Считаем необходимым добавить в ст. 47 УК РФ ссылку к нормам других отраслей права для лучшего правопонимания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов:

Лишение права занимать определенные должности представляет собой вид уголовного наказания, который применяется к лицу (специальному субъекту), признанному виновным в совершении преступления в связи с занимаемой им должностью на государственной службе, в органах местного самоуправления вопреки интересам такой службы и заключается в лишении этого лица конкретных субъективных прав и в ограничении его правоспособности на установленный приговором суда срок.

Лишение права занимать определенные должности устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.[11]

2.2. Особенности исполнения наказания лишение права занимать определенную должность как основного наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания состоит в запрещении приговором суда занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Этот вид наказания может быть применен в качестве основного наказания на срок от одного года до пяти лет и в качестве дополнительного наказания – от шести месяцев до трех лет. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания или в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью. Если на момент вступления приговора в законную силу лицо, осужденное к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, состояло в запрещенной ему судом должности или занималось запрещенной приговором деятельностью, то в срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный после вступления приговора в законную силу занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью. Исчисление срока исполнения этого вида наказания в таких случаях начинается со дня увольнения от запрещенной должности или дня фактического прекращения занятия запрещенной деятельностью, т.е. изъятия у осужденного документа, разрешающего ему заниматься определенной деятельностью.[8]

Данное наказание в случае назначения его в качестве дополнительного вида наказания к аресту, лишению свободы, а также содержанию в дисциплинарной воинской части исполняется администрацией исправительных центров, арестного дома, исправительного учреждения либо командованием дисциплинарной воинской части. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью выступает дополнительным наказанием при ограничении по военной службе (ст. 51 УК РФ), оно исполняется командованием части по месту прохождения осужденным службы, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства (работы) осужденного.

Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. За 20 дней до окончания срока отбытия наказания, а в случае условно-досрочного освобождения осужденного или замены наказания более мягким в день его освобождения исправительное учреждение направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства (работы) копию приговора суда или выписку из приговора суда, а также справку на осужденного с указанием установочных данных, даты освобождения, родственников и близких. Поступившая из суда или исправительного учреждения копия приговора регистрируется в уголовно-исполнительной инспекции, и осужденный ставится на учет, при этом суд, постановивший приговор, извещается о принятии приговора к исполнению.

Если осужденный является несовершеннолетним, уголовно-исполнительные инспекции докладывает об этом начальнику территориального органа внутренних дел для постановки несовершеннолетнего на учет в подразделении по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

При получении вышеуказанных документов уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного для постановки на учет и разъяснения условий отбывания наказания.

Виды и формы учета аналогичны тем, которые ведутся в отношении осужденных к обязательным и исправительным работам. Осужденный обязан: исполнять требования приговора, представлять в уголовно-исполнительные инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, информировать уголовно-исполнительные инспекции о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.

Уголовно-исполнительная инспекция в трехдневный срок устанавливает место работы осужденного и направляет туда копию приговора суда и извещение. Если приговор касается запрещения заниматься определенной деятельностью, копия приговора суда или заверенная выписка из него направляется в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности.

В зависимости от характера преступления и запрещенного вида деятельности уголовно-исполнительной инспекции направляет указанные документы в органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности, общественные объединения (общество охотников и рыболовов, охраны окружающей природной среды и др.), ГИБДД, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники и др. Эти органы изымают у осужденного соответствующие документы (если они не были изъяты ранее) и заносят сведения о лишении права осужденного в банк данных.[8]

Уголовно-исполнительная инспекция имеет право проверить выполнение предписания приговора таким органом (организацией). В течение месяца после постановки осужденного на учет уголовно-исполнительная инспекция проверяет, изменен ли (прекращен) трудовой договор с осужденным, занимающим должность или занимающимся деятельностью, права на которые он лишен (если осужденный не уволен из этой организации), по какой должности (деятельности) заключен новый трудовой договор, а также аннулировано ли соответствующим органом разрешение и изъят ли документ, предоставляющий осужденному право на занятие деятельностью, которой ему запрещено заниматься (в точном соответствии с приговором).

В случае увольнения осужденного с прежнего места работы уголовно-исполнительная инспекция в месячный срок с момента получения сообщения о его увольнении:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1) устанавливает новое место работы осужденного;

2) направляет извещение по новому месту работы;

3) проверяет по новому месту работы осужденного наличие соответствующей приговору суда записи в его трудовой книжке и устанавливает его должность (род деятельности).

Если запись в трудовой книжке осужденного отсутствует, уголовно-исполнительная инспекция принимает меры к ее занесению.

В случае если представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций не исполняют вступивший в законную силу приговор суда, его решение или иной судебный акт о лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция направляет в их адрес представление, обязательное для исполнения.[9]

В случае неисполнения указанного представления уголовно-исполнительная инспекция может ходатайствовать о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ. В целях дальнейшего контроля уголовно-исполнительная инспекция не реже одного раза в шесть месяцев проверяет исполнение приговора суда администрацией организации и осужденным. К формам контроля относятся истребование копий (выписок) из приказов администраций и иных документов, посещение осужденных по месту их работы, ознакомление с документами.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного наказания, так и дополнительного к штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

В срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.[9]

2.3. Особенности исполнения наказания лишение права занимать определенную должность как дополнительного наказания.

При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или исправительного учреждения. В этих случаях требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяются также на все время отбывания осужденным указанных основных видов наказаний.                              В случае призыва или поступления осужденного на военную или альтернативную гражданскую службу уголовно-исполнительная инспекция направляет в военный комиссариат или по месту службы осужденного копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы. В сопроводительном письме указывается отбытый осужденным срок наказания, а также то, что, если по окончании службы осужденного срок наказания не истек, командование воинской части обязано направить сообщение об окончании срока службы и копию приговора суда в уголовно-исполнительную инспекцию по месту убытия осужденного.

При осуждении к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в приговоре суда должны быть конкретно обозначены соответствующие должности или вид деятельности. Предписания приговора обязательны для администрации по месту работы или службы осужденного, при этом организационно-правовая форма организации или учреждения, а также то, является ли эта организация или учреждение основным местом работы осужденного или осужденный занят в ней по совместительству, значения не имеет.

Администрация учреждения или организации в случае поступления копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязана прекратить трудовой договор с осужденным, если к моменту поступления указанных документов должность, которую он занимает, подпадает под запрет, указанный в приговоре. При этом в приказе о прекращении трудового договора, а также в трудовой книжке осужденного делается отметка со ссылкой на п. 4 ст. 83 ТК (осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда). В случае увольнения работника по п. 4 ст. 83 ТК согласие профсоюзного комитета не требуется, а выходное пособие не выплачивается.[1]

Администрация учреждения или организации, с согласия осужденного, может предоставить ему другую должность или работу, не увольняя его, если это не противоречит приговору.

В таком случае оформляется соответствующий перевод с указанием оснований и срока его действия (не менее срока, указанного в приговоре). Во всех случаях администрация учреждения или организации, в которой работает осужденный, обязана проинформировать уголовно-исполнительную инспекцию об исполнении требований приговора. В случае увольнения из учреждения или организации осужденного, не отбывшего наказание, администрация обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься. О расторжении трудового договора с осужденным администрация обязана проинформировать уголовно-исполнительную инспекцию.

УИК РФ не требует обязательного внесения в трудовую книжку осужденного записи о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно статье 34 УИК РФ такая запись вносится только при увольнении осужденного, не отбывшего наказание, независимо от оснований увольнения.[4]

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

После отбытия наказания либо досрочного освобождения гражданину, в трудовую книжку которого была внесена запись о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, по его просьбе выдается дубликат трудовой книжки без внесения в него записи о наказании. Дубликат трудовой книжки выдает администрация учреждения или организации по основному месту работы гражданина.    

Заключение

В истории отечественного уголовного законодательства наказание в виде лишения права занимать определенные должности всегда занимало видное место. В его развитии наблюдаются такие тенденции:

— постепенное выделение данного наказания из других сходных правовых последствий преступления;

— сравнительно более четкое определение содержания наказания;

— усиление его социально-криминологической обоснованности и профилактической направленности;

— конкретизация оснований назначения этого наказания;

— ограничение назначения данного наказания в направлении все большего учета характера совершенного преступного деяния и особенностей личности преступника;

— выделение особого порядка исполнения указанного наказания и закрепление его в законе.

Уголовно-правовые меры в виде лишения прав в уголовном законодательстве современных зарубежных государств далеко не всегда выступают в качестве наказаний, будучи закрепленными в качестве так называемых «мер безопасности». В некоторых странах (Германия, Франция, Китайская Народная Республика) допускается помимо лишения специальных прав, лишение некоторых так называемых «естественных» прав, принадлежащих человеку от рождения.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью мера наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и состоящая в запрещении занимать соответствующие должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (выполнять обязанности врача, педагога и др.). Данный вид наказания применяется на срок:

а) от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания;

б) от шести месяцев до трех лет (в исключительных случаях до 20 лет, если это специально предусмотрено соответствующими статьями Особенной части УК РФ (ч. 3, 4 ст. 131, ч. 3, 4 ст. 132, ст. 134, 135, 156, ч. 3 ст. 228.1, ч. 3 ст. 230, ч. 2 ст. 242.1 УК РФ)) в качестве дополнительного вида наказания.

В последнем качестве лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по общему правилу может быть назначено (в отличие от штрафа) и в том случае, если оно не предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, но с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления (в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью) и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 23). Если данное наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ как одно из основных видов наказания, то оно не может быть применено в качестве дополнительного. законодательный право судебный

К несовершеннолетнему осужденному этот вид наказания может быть применен лишь в части лишения права заниматься определенной деятельностью (п. «б» ч. 1 ст. 88 УК РФ).

И это не удивительно, поскольку законным путем вряд ли можно занять должность на государственной службе или в органах местного самоуправления лицу, не достигшему 18летнего возраста.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Часть 4 статьи 47 УК РФ определяет правила исчисления данного вида наказания в случае его назначения в дополнение к основным. Если оно назначается в качестве основного либо в качестве дополнительного к штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении (и исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено), то его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, причем в срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

Установленный в законе запрет заниматься «иной деятельностью» методологически верно рассматривать ограничительно: как запрет заниматься деятельностью, которая осуществляется субъектом в особом порядке, на основании специального разрешения, лицензии, сертификата. «Естественные» же права личности могут быть ограничены лишь тогда, когда это прямо предусмотрено Уголовным кодексом.

Основания назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в Общей части УК РФ определены недостаточно четко и предполагают большую роль судебного усмотрения.

Вместе с тем суды не используют возможность назначения наказания по своему усмотрению на основании норм Общей части (при отсутствии наказания в санкции статьи Особенной части). Судами нередко осужденный лишается права лишь в самой общей форме (занимать «определенные должности или заниматься определенной деятельностью») без определения конкретных должностей и видов деятельности. Практикой пока не выработаны формулировки конкретных запретов.

Список использованных источников

1.Нормативно-правовые материалы:
1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. От 07.02.2017) 2.Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012 года) // Собрание законодательства РФ. — 2007. – 5 марта. — № 10. 3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант плюс».
2.Специальная литература:
4.Агильдин В.В. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания по УК РФ // Юридический мир. — 2011. — № 2. — С. 40. 5. Зубарев С.М Уголовно-исполнительное правое 5-е изд., пер. и доп. Изд. Юрайт,2015-345с.
6. Зильберштейн А. А. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Изд. Проспект: 2015 420с.
7. Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / А.В. Бриллиантов, С.И. Курганов; Под ред. А.В. Бриллиантов. — 2-e изд. Проспект: 2017-345с. 8. Романов А.К Уголовно-исполнительной право РФ. Изд. Форум.2016- 540с. 9. Рождествина А. А. Уголовно-исполнительное право. Учебник для бакалавров. Изд. Омега-Л: 2014-378с.
10.Эминов В.Е. Уголовно-исполнительное право России. Общая и особенная части. Учебник для бакалавров. Изд.Юрайт- 2014 – 360с.
11. Ярцев Г.М. Уголовно-исполнительное право. Самое важное. Справочное пособие. Изд. Рг-Пресс. 2014-560с.
3.Интернет-ресурсы:
12. http://pravovedus.ru/
13. http://lib.sale/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

5876

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке