Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Особенности маркетинговой деятельности транснациональных корпораций»

Пример курсовой работы студентки 3 курса кафедры таможенного дела Государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Российской таможенной академии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТКА ТНК
1.1. Международная маркетинговая политика: основные черты
1.2. Инновационная маркетинговая политика ТНК
1.3. Место маркетинга в системе управления ТНК
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК НА МИРОВОМ РЫНКЕ
2.1. Глобализация как движущий фактор международной маркетинговой политики ТНК
2.2. Конкурентные стратегии ТНК
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ТНК И МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
3.1.Транснационализация в международной деятельности российских компаний
3.2. Особенности инновационной маркетинговой политики российских компаний
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Теория международной маркетинговой политики основывается на широкой практике ТНК, которая нашла отражение в деятельности российских компаний. Рассматриваемые в работе теоретические аспекты международной маркетинговой политики дают целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях действительности. В то же время эта теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования дальнейшей практической деятельности. При этом актуальность теме придает то, что теория не ограничивается обобщением опыта практической деятельности и перенесением его на новые ситуации, а связана с творческой переработкой этого опыта, благодаря чему теория международной маркетинговой политики ТНК открывает пути и перспективы перед практикой российских компаний, расширяет ее горизонты. Актуальность темы определяется необходимостью комплексной разработки теоретических и методологических аспектов разработки инновационных стратегий маркетинговой политики ТНК, что может стать основой использования зарубежного опыта для функционирования маркетинговых комплексов при деятельности российских компаний на внешнем рынке. Значительное число российских компаний определяют своей целью освоение зарубежных рынков. Однако внешнеэкономическая деятельность большинства отечественных компаний носит тактический характер и сводится к осуществлению разовых или нерегулярных сделок. Недостаточное применение отечественными компаниями в своей внешнеэкономической деятельности методов международного маркетинга, в том числе стратегического, не позволяет им в полной мере использовать свой потенциал на зарубежных рынках, что заметно ослабляет позиции России в мировой экономике. Таким образом, актуальность темы обусловлена тем обстоятельством, что освоение российскими компаниями методов международного маркетинга, прежде всего стратегического, и их применение во внешнеэкономической деятельности становится критическим условием укрепления международной конкурентоспособности отечественных компаний. При этом, несмотря на постепенное распространение отдельных приемов и технологий международного маркетинга во внешнеэкономической деятельности российских компаний, к настоящему времени данная проблематика не нашла широкого применения в трудах отечественных ученых.

ГЛАВА 1.  МЕЖДУНАРОДНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1.1.  Международная маркетинговая политика в современных условиях: основные черты

Развивающееся мировое международное сотрудничество заметно усиливает тенденцию к глобализации экономических процессов, способствует международной специализации и кооперированию производства, торговле, обмену научно-исследовательскими идеями, информацией. Глобализация экономических процессов превратилась по существу в самостоятельную силу, усиливающуюся под воздействием активных факторов – политических,      экономических, социально-демографических, психологических, технологических.

Для многих международных компаний участие в процессе глобализации стало путем  к успеху, так как появилась возможность предлагать свои товары  и услуги потребителям из стран, которые ранее были закрыты для них.

Условия международной конкуренции в разных отраслях существенно различаются. Есть отрасли, где конкуренция ограничивается национальным рынком и не зависит от того, что производят за его пределами. В этом случае можно говорить о наборе самостоятельных национальных рынков. Достигаемые на одном национальном рынке конкурентные преимущества ограничиваются его пределами и не переносятся на другие страны.

Международный маркетинг выступает как ответная реакция коммерческого мира на такие процессы, как рост и расширение партнерских взаимоотношений на международном рынке, возрастание производственных возможностей, быстрое обновление товарного ассортимента, частые изменения характера и структуры рыночного спроса, его конъюктурные колебания, обострение конкуренции, увеличение объема и улучшение качества информационного обеспечения.

Политика международного маркетинга предусматривает планомерную, постоянную, активную работу на международном рынке на разных этапах продвижения товарной продукции, услуг к потребителкню.

Наиболее важной отличительной чертой международного маркетинга  является полная и четкая организация на зарубежного потребителя, стремление удовлетворить его нужды и потребности.

Политика международного маркетинга должна обеспечивать:

— обоснование необходимости производства той или иной продукции путем выявление существенного и потенциального зарубежного спроса.

— создание товара, услуги , наиболее полно удовлетворяющего требования международного рынка по сравнению с товарами, произведенными конкурентами.

— организацию научно — исследовательских и опытно-конструкторских  работ (НИОКР) по созданию моделей, образцов продукции, отвечающей запросам зарубежных потребителей.

— надежную, современную  и своевременную информацию о международном рынке, структуре и динамике конкретного потребительского спроса, спросах, вкусах, предпочтениях зарубежных потребителей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

1.2.  Инновационная  маркетинговая  политика ТНК

Понятие маркетинг включает в себя практически все сферы деятельности компании в той степени, в которой они влияют на реализацию: от исследований и разработок до закупки сырья, изготовления упаковки, транспортировки, продажи, обслуживания и т.п. Другим таким же важным видом деятельности являются инновации, разработка новых товаров и услуг более высокого качества на приемлемых для клиента условиях.

Инновации стали особенностью современного развития во всех сферах экономики. Инновации (позднелат. innovatio, англ. innovation — нововведение) представляют собой внедрение в производство или в сферу услуг новшества в форме объектов, технологий, продуктов, являющихся результатом научных исследований и др.  Необходимость нововведений появляется тогда, когда их требует рынок. Но руководство должно сампаннео и заранее определить их целесообразность, проведя специальный инновационный анализ. Он  особенно необходим для предприятий с быстро меняющейся производственной программой (бытовая и электронная техника, часы, автомобили).

Для современной теории инновационной деятельности чрезвычайноважны идеи великого экономиста двадцатого века – Ф. Хайека. Идея его концепции «рассеянного знания» состоит в представлении о конкурентном рынке как особом информационном устройстве, которое выявляет, использует и координирует разнообразные знания миллионов независимых друг от друга людей. Одним из первых он проанализировал специфические особенности экономического развития – неопределенность, ограниченность информации, несовершенство знания, то есть условия, составляющие основу инновационного процесса.

В условиях формирования рыночных отношений и новых запросов конкурентной экономики значительно возрос интерес науки и практики к проблемам инновации. В данном вопросе значительное внимание уделяется понятию «инновация» (нововведение). При этом многие исследователи (М.Баутин, А. Эйдис, И. Санду, И. Ушачев и др.) отмечают, что в настоящее время отсутствует стандартизированное понятие инноваций, которое могло бы быть использовано в качестве критерия при оценке эффективности проводимых научно- исследовательских и проектно-конструкторских работ.

Глобальный маркетинг предполагает такую степень интернационализации,  при которой большая область мирового пространства рассматривается как единый рынок и где применяется единая маркетинговая стратегия. Такого уровня удалось достичь многим транснациональным корпорациям индустриальных стран благодаря применению ими глобального подхода в продвижении на зарубежные рынки.

В соответствии с теорией сенсорного маркетинга, товары (бренды) должны пахнуть, звучать, иметь собственный уникальный вкус и давать тактильные ощущения. Сенсорный маркетинг связан с воздействием на пять видов чувств человека: зрение, слух, обоняние, вкусовое восприятие и осязание. Разновидностью чувственного маркетинга является аромамаркетинг, который использует обоняние для привлечения внимания. Аромамаркетинг — ароматизация воздуха для стимулирования продаж и благоприятного влияния на покупателя. Запах получил статус полновесного маркетингового инструмента благодаря Мартину Линдстрому, который проповедовал теорию чувственного маркетинга. В то же время, пионером исследования запахов в современной психологии стал американский психиатр А. Хирш. Он установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и влияют на поведение человека. Маркетинговые исследования показывают, что наличие приятных ароматов вынуждает покупателей проводить в магазинах на 15-20% дольше, чем обычно, что положительно сказывается на уровне продаж. Приятный аромат побуждает к импульсивным покупкам. Аромамаркетинг позволяет выделиться среди конкурентов, подчеркнуть стиль, имидж и статус компании. Например, в магазинах одежды «Hugo Boss», например, пахнет цветами, чаще всего – лилиями. В магазинах, торгующих изделиями из кожи и кожзаменителя, часто распыляют ароматизатор с запахом натуральной кожи. Считается, что это улучшает представление о качестве товара. Так, в российской обувной сети «Эконика» посчитали, что потребительский ажиотаж разжигается запахом распускающихся почек. Уникальность сенсорного маркетинга состоит в том, что можно воздействовать на аудиторию не только при непосредственном контакте на местах продаж, но и через рекламу, посылая покупателям не столько рациональные мотивы покупки, сколько эмоциональный призыв вспомнить, ощутить, потрогать.

В процессе реализации международной маркетинговой политики ТНК, в процессе анализа, планирования на международном рынке требуется инновационный подход ко всем составляющим маркетинга. Чтобы оперативно и эффективно управлять деятельностью компании на международном рынке, необходимо предопределить ее будущее, а для этого необходим инновационный подход.

Такие технологии наиболее доступны диверсифицированным (особенно вертикально) глобальным ТНК, активно использующим в своей деятельности компьютеры и электронные сети, контролирующие или владеющие электронными СМИ. Такие ТНК имеют возможность правильно выбрать актив, определяющий, как известно, характер денежного потока, эффективно использовать операционный и финансовый рычаги в реализации своих финансовых стратегий.

В совокупности с другими преимуществами электронной технологии для ТНК появляются дополнительные импульсы глобализации их деятельности. В стратегиях глобальных ТНК электронная коммерция занимает все более прочные позиции. Корпорации завоевывают не отдельные сегменты мирового рынка (например, товарные), а ключевые позиции в производстве и реализации продукции с подлинно мировым масштабом, даже не производя реализуемого товара.

1.3.  Место маркетинга в системе управления ТНК

Современные экономические условия в мире и в России, глобализация

экономики, ускорение процессов развития рынков, технологий, социально-политических факторов требуют от менеджмента и маркетинга предприятий новых подходов и методов управления. Современные компании должны быть динамичными, надежными, прибыльными и конкурентоспособными, обеспечивая высокое качество продукции и услуг для потребителей. В настоящее время в основе успешной деятельности компаний лежит рыночно- ориентированное управление на основе современных методов маркетинга с применением информационно-коммуникационных технологий и систем. Концепция маркетинга в глобальном информационном обществе развивается в тесной связи и взаимодействии с современными концепциями и подходами в системе корпоративного управления современными ТНК.Фундаментальные различия в культурных парадигмах корпоративного управления нашли свое отражение и в особенностях корпоративных культур (моделей): англосаксонская (англо-американская) и континентально-европейская (коммуникативная).

Первая, англосаксонская бизнес-культура, включает США, Канаду,

Великобританию, Северную Ирландию, Австралию и др., которые являются главными ее представителями, создателями и носителями.

Коммуникативная бизнес-культура

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Отдельные экономисты выделяют две модели корпоративного управления: «аутсайдерскую» и «инсайдерскую».  Понятия «аутсайдерский» и «инсайдерский» в данном случае соответствуют характеру методов корпоративного контроля, применяемых в этих моделях: внешнего – в аутсайдерской («outside» — снаружи) и внутреннего в инсайдерской («inside» — внутри). Несмотря на многообразие существующих в мире моделей корпоративного управления, все их можно разделить на два типа, тяготеющих к двум противоположным моделям: американской («аутсайдерской») и германской («инсайдерской»). Основное различие между этими двумя бизнес-культурами лежит в сфере принятия решения по управлению широким спектром хозяйственных и иных процессов. В настоящее время они находятся как в процессе взаимного проникновения, так и в процессе формирования новой бизнес-культуры – комбинированной (смешанной) (см. В этих процессах определеннуютроль выполняет выделившийся «emerging market» (нововозникающий, зарождающийся, всплывающий, развивающийся рынок).

Формирование новой комбинированной (смешанной) бизнес-культуры

становится важным акцентом в новой концепции о меняющемся мире. Например, для германских ТНК характерна континентально-европейская  (германская) модель корпоративного управления, основанная на стремлении к максимальному увеличению рыночной капитализации компаний. Поэтому многие германские ТНК, в целях увеличения капитала, стремятся вступить в союз с зарубежными компаниями. Анализируя особенности корпоративного управления в ведущих развитых странах, можно утверждать о том, что трансграничные сети строятся согласованно с исторически сложившимися в регионах национальными культурами.

  1. Традиционная корпорация, представляющая собой вертикальноинтегрированную организацию, появилась в ходе производственного и транспортного бума первой половины XIX века. Этот вид корпораций впервые потребовал профессиональных управленческих усилий, чтобы скоординировать их многофункциональные операции, нацеленные, как правило, на производство одного-единственного продукта.
  2. Индустриальная корпорация, представляющая собой дивизиональную корпоративную структуру, появляется в начале ХХ века. В этот период основные черты индустриального общества проявились достаточно полно, Альфред Слоан в «General Motors» и Пьер Дюпон в «DuPont» стали инициаторами структуры.

ГЛАВА 2.  МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК НА МИРОВОМ РЫНКЕ

2.1. Глобализация как движущий фактор международной маркетинговой политики ТНК

Ключевым понятием, характеризующим в XXI веке процессы мирового развития, выступает глобализация экономической деятельности.

Понятие глобализации ввел в экономическую лексику Т. Левитт (обозначив этим термином феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными компаниями. Глобализация, представляет собой новейшую тенденцию развития мировой экономики, является сложным и многоаспектным процессом, требующим универсальных подходов. Глобализация изменила значимость, роль и соотношение многих факторов, привела к созданию производственных систем качественно нового типа, основывающихся на наукоемких технологиях.

Термин «глобализация» расшифровывается как «растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных перемещений товаров, услуг и международных потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий».

Происходящее в процессе глобализации «размывание» национальных

границ влечет за собой усиление производственных взаимосвязей между компаниями. Движущей силой этого процесса становятся крупнейшие ТНК мира, которые определяют динамику, структуру и уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачу технологий.

В таких условиях мировое экономическое пространство перестало быть

ареной взаимодействия и противоборства лишь на уровне государств.

Неменее важную роль стали играть негосударственные транснациональные центры принятия стратегических экономических решений – ТНК. Процесс глобализации создает ситуацию, когда рынки уже не воспринимаются как отдельные единицы, но все более как единый рынок. Чтобы сохранить устойчивые конкурентные преимущества, при выходе на международные рынки, ТНК могут использовать два подхода:

  1. Подход, ориентированный на стандартизацию маркетинговой

активности на всех рынках и отдающий приоритет показателям эффективности собственного производства. Данный подход можно назвать стандартизированным маркетинговым подходом.

  1. Подход, ориентированный на индивидуализацию (адаптацию) маркетинговой активности, то есть так называемый маркетинг специфических (индивидуализированных) потребностей различных рынков.

Данный подход можно назвать индивидуализированным маркетинговым подходом.

Международная маркетинговая политика индивидуализации (адаптации) базируется на существенных различиях между рынками различных стран и различает их в духе ведущей концепции ТНК. Можно указать следующие группы факторов, которые помогают ТНК индивидуализировать рынки:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

1)  различия в поведении покупателей, основанные на особенностях

международной маркетинговой среды (аспекты экономического, политико

правового и социально-культурного порядка);

2)  различия в организационной структуре рынка (логистическая

система, каналы сбыта, сила и влияние государственного регулирования,

использование Интернета, законодательные нормы);

3)  различия в конкурентной среде (степень концентрации, ведущие конкуренты, возможность выхода на новые рынки).

Важной чертой современной международной маркетинговой политики ТНК является потребность к индивидуализации. На наш взгляд, нельзя говорить о противоположности стандартизации и индивидуализации, и проблема состоит в том, чтобы совместить стандартизацию и индивидуализацию, но так как различия на рынках разных стран будут сохраняться, тенденции к индивидуализации (адаптации), видимо, будут превалировать. ТНК большое внимание обращают на индивидуализированный комплекс международного маркетинга. В этом случае производитель подстраивает элементы международного маркетингового комплекса (международный маркетинг-микс) к конкретным рынкам, что приводит к росту издержек, но позволяет увеличить долю рынка и прибыли. Сторонники индивидуализированного (адапционного) подхода считают, что потребители в разных странах различаются по различным характеристикам (географическим, демографическим, экономическим и социально-культурным). Можно назвать следующие различия, предполагающие необходимость зарубежных компаний приспосабливать товар к международным рынкам:

1)  преимущества, изменение и использование товара (бренда);

2) потребительские нужды, восприятие, отношение;

3) модели совершенствования покупок;

4) уровень доходов и расходов;

5)  условия конкуренции;

6)  уровень образования потребителей;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

7) реклама и ее доступность;

8) доступность средств массовой информации (СМИ) и др.

Глобальное видение рынков имеет задачей поиск и использование сходства между потребностями в различных странах. Однако в настоящее время многие зарубежные компании стремятся не столько к созданию однотипных для всех рынков товаров, сколько к возможно максимальной стандартизации производственных процессов при адаптации продукции, системы ее сбыта и

продвижения к определенным местным условиям.

2.2. Конкурентные стратегии ТНК

Выработка эффективной маркетинговой политики, которая постоянно эволюционирует, может стать таким механизмомвыживания в ужесточающейся конкурентной борьбе . Основополагающую роль в формировании и реализации такой политики играет выработка инновационной стратегии развития компании. Для того чтобы дать определение понятия «стратегия», необходимо сначала проанализировать, какие типы стратегий должна реализовывать компания, стремящаяся устойчиво и прибыльно функционировать и развиваться. Различают несколько типов стратегий:

1) корпоративные стратегии;

2) бизнес-стратегии;

3) функциональные стратегии.

Корпоративная стратегия — это способ, которым компания создает

стоимость, формируя и координируя свои действия на различных рынках.

Это определение имеет три важных аспекта. Первый — делается акцент на создании стоимости в качестве окончательной цели корпоративной стратегии. Второй — концентрируется внимание на возможностях корпорации

на многочисленных рынках (конфигурация), включая ее продукцию, географическое и вертикальное разделение. Третий — акцентируется на том, как фирма управляет своими действиями и бизнесами, которые находятся в рамках корпоративной иерархии (координация). Здесь признается важность,

как исполнения, так и формулирования корпоративной стратегии.

Бизнес-стратегия, или конкурентная стратегия – это схема поведения

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

компании на конкретном рынке, призванная обеспечить ей желаемые объемы

продаж, прибыльность и темпы роста.

Функциональная стратегия – это схема решения компанией на определенном рынке задач конкретного типа, возникающих при реализации ее конкурентной стратегии. К основным типам функциональных стратегий относятся стратегии:

1) маркетинга;

2) организации производства;

3) управления персоналом и т.д.

Стратегия ТНК – это способ осуществления ее целей в меняющихся

рыночных условиях.

Для реализации своих стратегий ТНК используют различные модели инвестирования:

1)  инвестирование «с нуля»;

2)  трансплантации;

3)  стратегические альянсы;

4) международные слияния и поглощения;

5) международные переплетения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

ТНК, как наиболее крупные акционерные структуры, имеют

существенную специфику в реализации своей финансовой стратегии в силу особенностей их деятельности. Механизм реализации их стратегий основан на активном участии и развитии международных экономических отношений; использовании трудовых, сырьевых и финансовых собственных ресурсов и ресурсов других стран в своих интересах; относительной независимости движения их капиталов на мировом рынке от процессов, происходящих внутри страны базирования головной компании; создания внутри корпораций особого внутреннего рынка, регулируемого руководителями ТНК.

Конкретные рычаги этого механизма корректируются в зависимости от

изменения внешних условий хозяйствования ТНК. Современные финансовые стратегии ТНК и методы их реализации обусловлены интенсификацией процесса глобализации мировой экономики. Это определяет глобализацию всех направлений деятельности ТНК, и прежде всего финансового в части использования современных финансовых инструментов и операций. Ключевым направлением трансформации механизма реализации финансовых стратегий ТНК становится включение в их состав финансовых компаний, выполняющих для них роль уполномоченных коммерческих банков, а потому контролирующих большинство ТНК через владение контрольным пакетом акций.

Поведение ТНК, их стратегии зависят и от характера производимых ими товаров или услуг, которые, в свою очередь, диктуют стратегию размещения финансовых и производственных ресурсов. В зависимости от характера продукта такие специалисты, как К. Бартлет и С. Гошал выделяют следующие группы стратегий и, соответственно.

Таблица 1. Классификация стратегий по сущности и различиям

 Транснациональная стратегия связана с сочетанием всех выше

перечисленных стратегий в зависимости от цели. В настоящее время возникает необходимость четкого понимания финансовых механизмов развития ТНК, позволяющих им осуществлять  успешную деятельность на разных этапах экономического цикла. Механизмы поддержания финансовой устойчивости, имеющиеся у транснациональных корпораций, по мнению автора, представляют практический интерес и для российских финансово-промышленных групп, что особо актуально в условиях мирового финансового кризиса. В условиях глобализации мировой экономики ТНК становятся не только основными, но и наиболее эффективными экономическими операторами. Важным фактором их высокой экономической эффективности и устойчивости выступают финансовые стратегии, реализуемые на внутренних (национальных) и мировых рынках, направленные на максимизацию прибыли и/или рост капитализации, содействующие упрочению позиций компаний на рынке.

ГЛАВА 3.  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ТНК И МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

3.1 Транснационализация в международной деятельности российских компаний

Главной характеристикой современного рыночного государства является многообразие форм собственности и типов хозяйствования. В России интенсивный переход к разнообразным формам собственности начался с перестроечными преобразованиями. В результате рыночных реформ трансформация государственной собственности привела к формированию негосударственного сектора, где возобладала корпоративная (акционерная) собственность. Это соответствует классической форме рыночного хозяйства, где она играет ведущую роль. В современных условиях совершенствования корпоративных моделей управления, особое значение для России приобретает формирование национальной модели корпоративного управления и финансирования промышленных корпораций. В отечественной экономической литературе давно идет теоретическая дискуссия о принципиальном характере национальной модели корпоративного управления.

Развитие определенной модели корпоративного управления в рамках национальной экономики зависит от трех составляющих: механизма защиты

прав акционеров (способа распределения и реализации прав контроля); функций и задач совета директоров; уровня раскрытия информации. Среди специалистов нет единого подхода к определению модели корпоративного управления российскими предприятиями, одни придерживаются германского варианта («инсайдерского»), другие американского («аутсайдерского») корпоративного управления. На наш взгляд, для российских компаний скорее

подходит модель смешанной бизнес-культуры, так как России, имея евро-азиатское географическое положение тяготеет к обеим бизнес-моделям.

В России крупные корпоративные структуры еще не приобрели той роли, которую играют их аналоги в экономике развитых стран. Одна из основных причин недоиспользования ими своего потенциала – это нестабильность прав собственности, присущая всем странам с переходной экономикой, недооценка роли корпоративного управления, слабый менеджмент и маркетинг. В связи с этим особое значение приобретает формирование российскими транснациональными корпорациями национальной модели маркетинговой политики, основанной на инновациях.

Транснационализация отечественных компаний, по нашему мнению, формируется под действием следующих факторов:

1)  последствия приватизации, в результате которой в ходе

акционирования предприятий основными акционерами оказались трудовые

коллективы и менеджеры;

2)  отсутствие законодательного ограничения для банков относительно доли владения предприятиями;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3)  нестабильность макроэкономической ситуации и наличие больших рисков для потенциальных акционеров;

4)  слабые финансовые рынки, не позволяющие использовать косвенные методы контроля со стороны акционеров;

5) отсутствие системы представления достоверной и достаточной информации;

6)  слабость правовой инфраструктуры, не обеспечивающей соблюдение прав акционеров;

7)  большая степень износа основных фондов отечественных предприятий, вызывающая потребность в значительных объемах долгосрочных капиталовложений;

8)  слабое участие инвестиционных и прочих институциональных инвесторов в акционерном капитале предприятий;

9)  слабая система менеджмента и маркетинга и др.

Российские транснациональные компании представляются новым

явлением для национальной экономики, их характеристики отличаются от западных аналогов. Российская  транснациональная компания – это фирма, размещающая не менее 20% своего  бизнеса за рубежом, американские депозитарные расписки (АДР-ADR108) на мировых биржах; являющаяся   экспортно-импортноориентированной  и имеющая резидентов других стран в

управленческом составе. Несомненным лидером среди российских компаний и крупнейшим экспортером сырьевых товаров является компания ООО «Газпром». Компания контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа, обеспечивает почти пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. Значительные зарубежные инвестиции позволяют «Газпрому» владеть банками, биржами, совместными и оффшорными компаниями. Рассматривая вызовы и угрозы,  какие может нести с собой  транснационализация для внутренней российской экономики, необходимо оценить и то, безусловно, позитивное  влияние, какое она оказывает на развитие национальных производительных сил, на общую социально-экономическую ситуацию в стране. Здесь  есть как минимум  три аспекта:

1. ТНК в силу имиджевых  соображений вынуждены обеспечивать высокие стандарты для своих  работников, приближая условия труда и оплаты к мировому уровню. Обеспечение социальной стабильности, продуманная социальная политика становятся для ТНК необходимым.

Финансовые аспекты обеспечения стабильности развития транснациональных корпораций. условием укрепления имиджа.  Основные силы ТНК всегда остаются в «материнской» стране (стране базирования), поэтому они заинтересованы в ее стабильном развитии. Любые  потрясения национальной экономики могут негативно сказаться на авторитете ТНК в  мире.

2. ТНК активно вводят на российских предприятиях международные

стандарты корпоративного управления и менеджмента (маркетинга) качества, обучают персонал передовым технологиям, первыми переходят на

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

принятые в мире формы международной  отчетности – все это позитивно влияет на саму атмосферу  российского бизнеса. ТНК – это каналы, по которым на  внутрироссийский  рынок проникают современные методы ведения бизнеса и повышается качество корпоративной бизнес — среды вцелом.

3. Российские ТНК создаются по лучшим мировым образцам с использованием передовых технологий, формируя в стране производственную инфраструктуру нового типа, основанную на инновационных принципах.

4. Создание региональных ФПГ позволяет упростить инвестирование в региональную экономику, осуществить устойчивое эффективное развитие региона. ТНК могут мобилизовать и аккумулировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях, связанных с внедрением в производство инноваций (научно-технических достижений), при этом корпорации имеют

возможность осваивать производство и продвигаться на рынки новой продукции в значительных масштабах и в сжатые  сроки. Для регионов, на территории которых имеются крупные месторождения углеводородов, металлов или других полезных ископаемых, освоение которых требует крупных капиталовложений ТНК.

5. Структурная реорганизация, заключающаяся в образовании крупных (в том числе межотраслевых) корпораций, являющихся основой расширенного воспроизводства, является характерным явлением всех промышленно развитых стран. Этим конгломератам оказывается необходимая поддержка со стороны государства, использующих для этих целей весь арсенал методов прямого и косвенного регулирования. Объективные требования экономической глобализации ведут к тому, что практически любая по-настоящему национальная компания вынуждена включаться в мировое хозяйство, превращаясь тем самым в транснациональную. В условиях  финансового кризиса многим  российским

компаниям необходимо пересмотреть стратегию своего  развития. Основу такой стратегии должна составить  инновационная политика, в частности в области маркетинга.

3.2. Особенности инновационной маркетинговой политики российских компаний

Транснационализация крупных российских компаний – одна из саамы важных тем. Отличительными чертами ТНК являются финансовый потенциал, корпоративное управление, наличие дочерних фирм в других странах. По оценкам специалистов, в России внутристрановые ресурсы развития близки к исчерпанию, осталось достаточно ограниченное число привлекательных для поглощения активов. Это вынуждает российские ТНК к

зарубежной экономической экспансии В последние годы в России принимаются определенные меры, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности, в том числе в сфере инноваций и реализаций международных проектов, связанных с проведением НИОКР.

По оценкам экспертов, ситуация с инновациями в российской экономике в ближайшие годы может кардинально измениться и доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общей численности экономических агентов превысит 40%. Отмечается, что удельный вес инновационной продукции в объеме промышленной продукции следует увеличить до 20-25%. Для выполнения таких задач внутренние затраты на исследования и разработки должны возрасти с 1 до 3% ВВП, в основном благодаря увеличению расходов частного бизнеса. Доля затрат на науку к ВВП, например, в США около 2%, а Японии 3%119. Для инновационного развития российской экономике необходимы кадры, настроенные на инновационную деятельность, идеи, составляющие ее основу, а также инновационная инфраструктура, причем инновационные разработки должны быть востребованы экономикой. Для реализации программно-целевого подхода к развитию инновационной сферы в России необходимо разработать инновационную маркетинговую политику для российских компаний, которая может стать ключевой в решении данного вопроса. В настоящее время для российских компаний реализация комплексной инновационной маркетинговой политики связана с факторами инновационных рисков:

1)  чрезмерные затраты на внедрение инноваций;

2) степень удовлетворения спроса в результате инноваций;

3) неготовность рынка и потребителя принять новшества;

4) недоработанность технологий;

5) законодательные и экологические ограничения;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

6) ведомственные регламенты и нормативы;

7) запретительные позиции социально-культурных факторов;

8)  блокирующие действия внешних организаций, для для которых внедрение инноваций ведет к снижению спроса на их продукцию. В целом для сохранения конкурентоспособности российских компаний в условиях перехода на постиндустриальную стадию социально- экономического развития особую актуальность приобретает формирование эффективной инновационной маркетинговой политики, основанной на совершенствовании и реализации интеллектуального потенциала и последовательной государственной политики в области инноваций. Но несмотря на определенные усилия со стороны государства, связанные с установлением основных правил по стимулированию инвестиций и предпринимательства, развитием инфраструктуры для поддержки инноваций, еще не разработана системная инновационная политика, направленная на обеспечение связи между наукой, возникающей инновационной инфраструктурой и развитием внутреннего рынка.  Обширная научная база страны не обязательно гарантирует интенсивную инновационную деятельность на уровне компаний. Значение имеет не только создание знаний, но и их передача от производителей к потребителям. На основе внедрения новейших технологий, взаимодействующих между собой (микроэлектроника, телекоммуникации, компьютеры, робототехника, создание новейших материалов, биотехнологий, информатизация и т.п.), требуются новые формы организации инновационных процессов. Главным из которых должно стать использование компаниями в организации своей деятельности инновационных маркетинговых принципов. стратегических целей развития национальной инновационной системы, преобразование ее институциональной структуры, внедрение инновационных маркетинговых механизмов, изменение условий взаимодействия научных и инновационных организаций с потребителями их продукции, как в государственном, так и частном секторе экономики. Развитие рыночных отношений в России объективно предполагает повышение интереса к маркетингу – системе управления, при которой в основе принятия любого финансово-хозяйственного решения лежит информация о рынке, а правильность этих решений проверяется в результате реализации продукции на рынке. Маркетинговые мероприятия имеют целью

удовлетворить потребности покупателей, и в конечном счете источником прибыли является не предприятие, а именно потребитель. Российские ТНК должны стремиться обеспечивать инвестиции в инновационное развитие, ускоренное финансирование НИОКР, значительно расширять рынки сбыта отечественной продукции. Формирующиеся отечественные ТНК, имеющие зарубежные дочерние компании и филиалы, окажутся способными реализовать свои конкурентные преимущества лишь в случае использования эффективной инновационной маркетинговой политики, основанной на применении современных принципах инновационного маркетинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследовав тенденции развития ТНК, их маркетинговую деятельность, я пришла к выводу, что  сегодня ТНК являются мощной силой и локомотивом мировой экономики, играют огромную роль в международной торговле и распространении передовых технологий. Опыт показывает, что ТНК нередко являются существенным, а порой и единственным проводником национальных компаний на мировые рынки. Правительства многих стран осуществляют программы поддержки сотрудничества ТНК и местных фирм.

Специфическая особенность монополистических отношений в современных условиях состоит в том, что ТНК имеют возможность учитывать потребности рынка и в известной степени формировать спрос на продукты до начала их производства. Это свидетельствует о том, что господство ТНК на мировых рынках складывается как их господство в мировом производстве. Транснациональные корпорации, формируя межнациональные производственные комплексы, получают возможность шире использовать преимущества международного разделения труда, международной кооперации производства и оказывать глубокое влияние на весь характер международных экономических отношений, в том числе и на состояние мировой торговли. Международное производство позволяет ТНК преодолевать ограниченность внутренних рынков отдельных стран, добиваться повышения размеров предприятий и серийности выпускаемой продукции. Транснациональные корпорации, формируя межнациональные производственные комплексы, получают возможность шире использовать преимущества международного разделения труда и международной кооперации производства и оказывать глубокое влияние на весь характер международных экономических отношений, в том числе и на состояние мировой торговли.

В целом ТНК — это достаточно сложное и постоянно развивающееся явление в системе мирохозяйственных связей, требующее пристального внимания, изучения и международного контроля. Транснациональные корпорации во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. В 1974 г. по инициативе так называемой «Группы 77» развивающихся стран образована Комиссия ООН по ТНК со своим Секретариатом – Центром по ТНК
  2. Коммерческие корпоративные организации (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

4090

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке