Право частной собственности занимает главенствующее место в системе предпринимательства , является одним из источников свободы личности и принадлежит каждому человеку.Введение

право экономический договор

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Категория ограничения конституционных прав в настоящее время представляет несомненный теоретический и практический интерес. В связи с этим в науке конституционного права не получили однозначного ответа следующие вопросы.

Во-первых, это вопрос о том, что следует понимать под ограничением прав и свобод личности.

Во-вторых, это проблема обоснованности ограничений экономических прав и их соразмерности правам и законным интересам иных лиц в целом.

В-третьих, это проблема законодательного закрепления хотя бы дефиниции ограничения конституционных прав, в том числе, и наряду с другими правами и свободами.

Актуальность темы, связанной с конституционными ограничениями экономических прав и свобод личности, сохраняется и на сегодняшний день, поскольку они выступают определенным индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. А это в свою очередь, влияет на характер экономических отношений хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а также выступает в качестве сигнала для иностранных инвесторов. Конституция закрепляет приоритет прав и свобод гражданина, называя их высшей ценностью и запрещая какое-либо их ущемление или ограничение. Однако, предусматривается и ограничение таких прав, причем в современном законодательстве нет четкого определения термину ограничение прав и свобод гражданина.

Целью представленной работы является комплексный и системный анализ материальных и аспектов ограничения экономических прав человека и гражданина, выявление соответствия российского законодательства и международных стандартов в области ограничения экономических прав человека и гражданина. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

·проанализировать действующее законодательство, регулирующее ограничение экономических прав и свобод;

·определить сущность правового института ограничения экономических прав и свобод;

·рассмотреть международно-правовое регулирование основных принципов установления ограничений прав и свобод

Категория ограничения конституционных прав в настоящее время представляет несомненный теоретический и практический интерес.

В дипломной работе рассматриваются некоторые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в ходе интерпретации конституционных норм по вопросу пределов ограничения конституционных прав и свобод личности.

Прежде всего, это относится к правовым позициям Конституционного Суда РФ, касающимся выявления глубинного смысла содержания конституционных норм и принципов, регулирующих экономические отношения. Данные экономические нормы и устанавливают конституционный экономический строй.

Кроме того, делается попытка систематизировать правовые позиции Конституционного Суда РФ, а также пределы ограничения экономических прав и свобод личности.

Глава 1. Характеристика конституционных ограничений экономических прав и свобод и их пределов

1.1 Понятие и классификация экономических прав и свобод

Экономические права и свободы человека и гражданина в Конституции России представлены широко и охватываются в ст. ст. 34-44. Среди таковых названы следующие: право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, право частной собственности, включая право собственности на землю; право на труд и свободу труда; свобода договора. Приведенный перечень экономических прав и свобод не претендует на полноту.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Вопрос о классификации и трактовок отдельных экономических прав, предлагаемых различными авторами (Н.С. Бондарь, Г.А. Гаджиев, Д.Л.Златопольский, Н.В. Колотова, Н.И. Косякова, Е.А. Лукашева, Р. А. Мюллерсон и др.), отнюдь не простой и заслуживает особого анализа.

Представляется, что в основу первичной классификации экономических прав и свобод должен быть положен критерий их юридического содержания. Всякое субъективное право есть мера возможного поведения субъекта, однако в одних случаях речь идет о возможностях, реализуемых посредством активного и инициативного поведения самого обладателя права (право как мера свободы), в других — предоставлении права требования определенного поведения от обязанного лица (право как притязание). Юридическое содержание права, таким образом, предопределяет правовой механизм реализации заложенных в нем возможностей. С этой точки зрения экономические права и свободы личности представляется возможным разделить на 2 группы.

Первая группа представляет собой « права-свободы», т.е. право человека и гражданина на занятие экономической деятельностью. Вторая группа — «право-притязание», включает в себя право на трудовую деятельность.

Право человека и гражданина на экономическую деятельность и частную собственность подразумевает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данная норма гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и рассматривается в качестве одной из основ конституционного строя.

Предпринимательской деятельностью считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Каждый имеет право свободно создавать предприятия, приобретать и распоряжаться собственностью, вступать в договорные отношения, производить новую продукцию, осуществлять трудоустройство граждан (осуществляя законный найм персонала и увольнение), свободно распоряжаться прибылью.

Право частной собственности занимает главенствующее место в системе предпринимательства , является одним из источников свободы личности и принадлежит каждому человеку.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично, а также совместно с другими лицами. Собственник волен совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону (ст. 34 Конституции РФ) — т.е. свободно осуществлять куплю-продажу, создавать, проводить объединение и ликвидацию предприятия, а также иные действия. Государство в свою очередь в целях обеспечения неприкосновенности и должной защиты частной собственности на конституционном уровне устанавливает правовые гарантии ее защиты. Ее лишение вопреки воле владельца, может быть произведено только по решению суда (ст. 35 Конституции РФ). Таким образом, прекращение права собственности происходит: добровольно; по договору купли-продажи; дарения, обмена и др.; принудительно для государственных нужд по суду. Гарантией права частной собственности здесь выступает право наследования.

Право частной собственности на землю занимает особое место в Конституции РФ (ст. 36 Конституции РФ) и предусматривает свободное осуществление собственниками владения, пользования, распоряжение землей и иными природными ресурсами при условии ненанесения ущерба окружающей среде, а также интересам других лиц.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В качестве еще одного вида конституционного права закреплено право каждого на жилище, включающее право на защиту жилища, государственную помощь по организации жилищного строительства, бесплатное и за доступную плату предоставление жилища малоимущим гражданам. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ). Граждане также вправе арендовать строить, приобретать квартиры в собственность без ограничения размеров. Собственники жилья владеют, пользуются, распоряжаются им по своему усмотрению. Анализ содержания права на жилище позволяет сделать вывод о том, что здесь мы имеем дело с правом «двойного назначения», которое обеспечивает своего рода синтез экономических и социальных составляющих. В тех случаях, когда это право реализуется посредством индивидуального или коллективного жилищного строительства либо в результате покупки домов (квартир) на рынке жилья, а также его приватизации и, разумеется, в случае заключения договора найма (аренды) жилого помещения с собственником жилья, оно (право на жилище) должно быть отнесено преимущественно к экономическим правам и свободам. Если же, как это предусмотрено ч. 3 ст. 40 Конституции России, жилище предоставляется малоимущим и иным указанным в законе нуждающимся гражданам на безвозмездной основе (бесплатно) или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по договору социального найма жилых помещений, то в таких случаях указанное право не может не квалифицироваться в качестве важнейшего социального права. Такого рода «бинарный» (парный) характер конституционного права на жилище позволяет отнести его к представителю социально-экономических прав, обеспечивающему своеобразное взаимопроникновение и взаимодействие прав экономических и прав социальных.

Право индивида на свободный труд. Большую систематизированную группу экономических прав и свобод составляют права человека и гражданина на свободный труд (ст. 37 Конституции РФ). Личность немыслима без свободного труда; его необходимой предпосылкой стал выход на рынок свободного человека — «владельца рабочей силы» как товара. Конституция РФ провозглашает: свободу труда; право распоряжаться своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии; право на вознаграждение за труд без дискриминации и защиту от безработицы; право на забастовку; права на отдых, оплачиваемый ежегодно отпуск (ст. 37 Конституции РФ).

Следует отметить, что приведенный выше перечень экономических прав и свобод не является исчерпывающим, но, вместе с тем, позволяет наглядно проиллюстрировать особенности каждой из выделенных в результате предложенной классификации групп экономических прав и свобод.

1.2 Понятие, принципы и пределы ограничений экономических прав человека и гражданина

Конституционные ограничения — это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Проблема установления конституционных ограничений — это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого человека простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных и государственных институтов.

Понятие «предел» в русском языке понимается как «пространственная или временная граница чего-нибудь; то, что ограничивает собою что-нибудь» либо как «последняя, крайняя грань, степень чего-нибудь». В соответствии с этим под пределами ограничения основных прав и свобод следует понимать допустимые границы уменьшения меры возможного поведения лица, определенной содержанием права или свободы, или пределы воздействия на благо, лежащее в основе права или свободы, и его носителей. На основе выработанной научной дефиниции категории ограничения прав и свобод человека и гражданина можно выделить следующие виды пределов ограничения основных прав:

1) Допустимые пределы сужения пространственных и временных границ реализации права или свободы, круга лиц, имеющих возможность пользоваться правом. В качестве примера одного из таких пределов можно привести норму ст. 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (в ред. от 20 апреля 2007 г.), регламентирующей приостановление действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которое является формой ограничения права на предпринимательскую деятельность (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Указанная норма закрепляет, что «действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений», при этом четко фиксируя предел такого ограничения: «указанный срок не может превышать шесть месяцев».

2)Допустимая степень усложнения порядка осуществления права, устанавливающая максимально возможный предел уменьшения количества субъектов, имеющих возможности пользования им. В качестве примера такого ограничения здесь можно привести норму, закрепленную в ч. 3 ст. 16 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»): «Прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования, в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня».

3) Пределы возможной величины (количества) изымаемого блага, лежащего в основе конституционного права либо возможный предел умаления такого блага. Такого рода предел содержится в норме Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 10 мая 2007 г.)3, согласно которой «размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда» (ч. 3 ст. 3.5).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Большинство из указанных видов пределов ограничения основных прав и свобод характеризуются установлением допустимых границ сужения меры возможного поведения через воздействие на количественные параметры. Однако фиксация данных пределов может быть осуществлена также посредством указания качественных характеристик, обусловливающих границы сужения меры и видов юридически дозволенного поведения. В этом случае закрепление пределов ограничения основных прав будут осуществляться посредством определения:

Форм осуществления основных прав или свобод, не подлежащих ограничению. В качестве примера такого предела можно привести норму Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 26 апреля 2007 г.), устанавливающую запрет на создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 9). При этом в части 2 указанной статьи закрепляется предел этого ограничения посредством указания на то, что «деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни». Качественных характеристик участков пространства или интервалов времени, а также круга лиц, применительно к которым устанавливается невозможность ограничения права или свободы. Весьма наглядный пример одного из таких пределов содержится в ч. 2 ст. 59 УК РФ , закрепляющей, что «смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста».

Юридических фактов, которые не могут выступать основанием ограничения права или свободы либо при наличии которых установленное ограничение не применяется. Пример такого рода предела содержится в ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. от 20 апреля 2007 г.), закрепляющей, что «пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления».

4)Условий, которыми запрещается обусловливать возможность использования основными правами, либо лиц, которые имеют право пользоваться основным правом или свободой без соблюдения этих условий. В качестве примера здесь можно привести норму Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. От 18 июля 2006 г.)2, закрепляющей, что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.».

5)Качественных характеристик самого блага и его носителей, в отношении которых устанавливается запрет их уничтожения, изъятия или умаления, а равно недопустимых способов негативного воздействия на благо. В качестве примера можно привести положение Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в ред. от 18 декабря 2006 г.), в соответствии с которым «запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции» (ст. 15).

Приведенные выше виды пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина не исчерпывают всего их многообразия, но формируют определенное представление о природе данного правового инструмента и способствуют более глубокому проникновению в сущность принципа соразмерности ограничения основных прав.

Необходимость обязательного соблюдения принципа соразмерности ограничения основных прав постоянно подчеркивается Конституционным Судом Российской Федерации в ходе осуществления им функций конституционного контроля. В своих решениях данный судебный орган выработал определенное правовое понимание сущности и содержания рассматриваемого принципа, в связи с чем представляется необходимым обратиться к исследованию сути его позиции по данному вопросу.

А.А. Подмарев в своем исследовании, посвященном пределам ограничения прав и свобод личности, приводит перечень случаев , когда ограничение прав и свобод личности будет являться соразмерным. Рассмотрим данный перечень подробнее.

Ограничение прав и свобод личности будет являться соразмерным если

1) федеральный закон не искажает содержание права;

2) возникает необходимость защиты социальных ценностей, которые перечислены в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, защитить указанные ценности иными средствами невозможно;

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

3) ограничение не нарушает реализацию права (свободы);

4) ограничение реализации права не зависит от решения правоприменителя, не допускается произвол должностных лиц;

5) в защиту от произвольного ограничения обеспечивается судебная защита;

6) применяемые меры вовсе не нанесут или нанесут минимальный ущерб правам и свободам по сравнению с возможным применением других средств;

7) вред, который причиняется ограничениями прав и свобод будет меньшим по качественным и количественным характеристикам, чем предотвращаемый.

1.3 Международно-правовое регулирование основных принципов установления ограничения прав и свобод

Необходимость соблюдения баланса между правами и свободами личности и интересами общества обусловила включение в международные правовые документы по правам человека института допустимых ограничений государством индивидуальных прав и свобод.

Критерии правомерных ограничений государством индивидуальных прав и свобод были впервые сформулированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. А именно, согласно статье 29 Всеобщей декларации «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Суть этих критериев заключается в следующей общей формулировке: осуществление определенных прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Важно отметить, что абстрактность этих формулировок критериев правомерных ограничений прав на свободу объединения в международных правовых документах способствовала их произвольному толкованию в практике многих государств, что привело к множеству жалоб в Комитет по правам человека ООН и в Европейский суд по правам человека.

В результате рассмотрения этих жалоб и с учетом того, что Европейский суд в своих решениях по жалобам отдельных лиц и даже государств практически дает толкование этих ограничений, была создана концепция допустимых ограничений государством основных прав и свобод. Это способствовало унификации национальной практики по применению таких ограничений, во всяком случае, в государствах-членах Совета Европы.

Так к числу основных требований к правомерным ограничениям относится то, что они должны быть предусмотрены законом или быть в соответствии с законом.

Использование терминов «предусмотрен» или «в соответствии» на национальном уровне может иметь различную трактовку. Синонимом термина «в соответствии с законом» может быть «правомерность», тогда как термин «предусмотрен законом» подразумевает властные указания, содержащиеся в законе.

Европейский суд по правам человека в ряде таких решений как Мелоун против Соединенного Королевства (1984г.) , Аман против Швейцарии (2000г.), Ротару против Румынии (2000г.) отметил идентичность указанных терминов, которые означают, что «… должна иметь место определенная степень юридической защиты во внутреннем праве против произвольного вмешательства публичных властей».

Определенные разногласия и различия в правоприменительной практике разных государств вызывал и термин «закон». Следует ли его понимать в узком смысле как нормативный акт, принимаемый парламентом, либо в широком смысле, охватывающим весь круг нормативных правовых актов, независимо от органа его принимающего.

Анализ решений Европейского суда, (например, Санди Таймс против Соединенного Королевства Великобритании (1979г.)) приводит к выводу, что Суд рассматривает закон в широком смысле, аналогично понятию права в русском языке, включающему любой нормативный акт государственного органа.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Однако при этом судом при разрешении таких дел как Санди Таймс против Соединенного Королевства Великобритании (1979г.), Силвер против Соединенного Королевства Великобритании (1983г.), Мелоун против Соединенного Королевства Великобритании (1984г.), Аманн против Швейцарии (2000г.), К. и Т. против Финляндии (2001г.)) были выработаны конкретные требования, которым должно отвечать понимание данного нормативного акта с точки зрения допустимости ограничений индивидуальных прав и свобод.

К обязательным элементам закона в этом смысле должны относиться следующие:

1) доступность (информированность гражданина, который должен свободно ориентироваться в том, какие правовые нормы применимы к его делу);

2) предсказуемость (четкость формулировок закона, позволяющих лицу определять свое поведение и предвидеть последствия своих действий);

3) гибкость (закон должен иметь возможность соответствовать меняющимся обстоятельствам); эффективность (закон должен точно и ясно определять объем и способы вмешательства компетентных органов государств, чтобы обеспечить лицу адекватную защиту против произвольного вмешательства).

Еще одним требованием является законность цели. Она означает, что государство может осуществлять ограничительные меры только в целях, указанных в международных правовых документах, а именно: в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровье и свобод других лиц.

Так, Европейский суд по правам человека при оценке правомерности вмешательства государства обращает внимание на существующую проблему: считать ли предпочтительным усмотрение государства или соблюдение баланса между правами отдельного лица и общественными интересами. Так в ряде своих решений (Хендисайд против Соединенного Королевства Великобритании (1976г.), Даджен против Соединенного Королевства Великобритании (1984г.), Мюллер и другие против Швейцарии (1988г.)) Суд подчеркнул, что невозможно найти единую для разных европейских государств систему нравственности.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Как отметил суд в разных государствах и в разное время были приняты различные подходы к требованиям морали, характеризующиеся «глубинной эволюцией мнений в данной сфере». Поэтому, выразил свое мнение Суд, «государственные власти, непосредственно соприкасаясь с жизненными реалиями своих стран, имеют больше возможностей высказаться о точном содержании этих требований, а также необходимости ограничений в этой сфере, чем международные судьи».

В отношении таких целей допустимых ограничений, вводимых государством, как защита национальной безопасности и общественного порядка, Суд решающее значение придает наличию соответствия интересов государства в области национальной безопасности и серьезности вмешательства в основные права и свободы граждан.

То есть, позиция Европейского суда по правам человека по вопросу ограничений права в связи с защитой национальной безопасности основывается на том, что такие ограничения должны быть соразмерны или адекватны существующей угрозе, и что должен соблюдаться баланс между вводимыми ограничениями и опасностью вторжения в сферу основных прав и свобод граждан. Подобный подход отражен в решениях по целому ряду дел, как рассмотренных Европейской комиссией по правам человека — по делу Коммунистическая партия ФРГ против ФРГ (1957г.), так и Европейским судом: Леандр против Германии (1978г.), Тинелли и сыновья Лимитед против Соединенного Королевства Великобритании (1998г.), Ротару против Румынии (2000г.), Фогт против Германии (1993г.), Коммунистическая партия Турции против Турции (1998г.) и др.

С целью конкретизации этого положения Суд указал, каким критериям должен отвечать термин «необходимость»: во-первых, любое государственное вмешательство в осуществление права должно обуславливаться настоятельной общественной необходимостью; во-вторых, рамки и метод ограничения должны быть пропорциональны преследуемой законной цели.

Кроме того, в статье 29 Всеобщей декларации прав человека, статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 11 Европейской конвенции по правам человека присутствует еще тезис, что все эти критерии ограничений применимы для демократического общества. А характерные признаки демократического общества Суд, в частности, указал в решении по делу Даджен против Соединенного Королевства Великобритании (1984г.). К ним, помимо прочего, относятся верховенство закона, толерантность и открытость.

При этом суд подчеркивал, что определение того, является ли вмешательство необходимым в демократическом обществе, находится в рамках свободы усмотрения государства (решение по делу К. и Т. против Финляндии (2001г.)). Однако сфера усмотрения государства, по мнению Суда должна быть тесно связана с контролем, широта которого зависит от обстоятельства дела. Осуществляя контрольные функции, Суд должен определить, является ли вмешательство в права соразмерным законно преследуемой цели, и были ли доводы, приведенные властями государства в его подтверждение достаточными и соответствующими критериям ограничений (решения по делам Лингенс против Австрии (1986г.), Санди Таймс №2 против Соединенного Королевства Великобритании (1991г.), Андрес Вабль против Австрии (2000г.).

В реализация контрольных функций Европейского суда по правам человека в отношении определения государственного вмешательства необходимым в демократическом обществе иллюстрируется рядом примеров, в том числе следующими.

В судебном решении по делу Сидиропулос против Греции (1998г.) указывалось, что отказ в регистрации ассоциации, основанный на подозрении в том, что деятельность, которой данная ассоциация может заняться, может быть незаконной, был непропорциональной реакцией на законное беспокойство государства по поводу сепаратизма.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Аналогичный подход просматривается и в решении Суда по делу Партия свободы и демократии против Турции (1999г.), где суд признал роспуск партии-заявителя непропорциональным законно преследуемой цели из-за отсутствия оснований для приписывания ей связи с терроризмом, так как у партии не было времени после регистрации предпринять какие-либо действия для исполнения таких целей.

В связи с рассматриваемым нами вопросом, какие ограничения прав и свобод законны, обоснованны и соразмерны преследуемой цели введения таких ограничений, важно ознакомиться с одним из таких документов — Сиракузскими принципами в отношении положений Международного пакта о гражданских и политических правах, касающихся ограничений и отступлений.

В этом документе как раз содержатся критерии определения необходимости, соразмерности и обоснованности вводимых ограничений прав человека, в том числе и с точки зрения защиты национальной безопасности и общественного порядка.

Так согласно пункту 10 Сиракузских принципов ограничение необходимо, если, кроме того, что оно

(а) основано на одном или более перечисленных допустимых оснований;

(b) отвечает насущной общественной или социальной необходимости;

(c) преследует законно обоснованные цели;

(d) является соразмерным этим целям.

В частности согласно Сиракузским принципам, «национальная безопасность может служить основанием для ограничения определенных прав только, когда такие ограничения вводятся для защиты суверенитета, территориальной целостности или политической независимости от угрозы силой или ее применения» (Принцип 29).

Более того, на интересы национальной безопасности «нельзя ссылаться в качестве причины, когда речь идет о предотвращении только местной или относительно изолированной угрозы закону или порядку» (Принцип 30), а также они не могут «служить предлогом для установления нечетких или произвольных ограничений, и их можно использовать в качестве причины только при условии существования достаточных гарантий и эффективных средств правовой защиты против злоупотреблений» (Принцип 31).

При определении необходимых ограничений прав человека с законной целью «поддержания общественного порядка» в Сиракузских принципах отмечено, что «его можно определить как совокупность правил, которые обеспечивают функционирование общества или как совокупность фундаментальных принципов, на которых основано общество» (Принцип 22)

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

При этом тот же принцип гласит, что «уважение прав человека является частью общественного порядка». Таким образом, исходя из анализа международных правовых документов и правоприменительной практики, можно сделать вывод: вводимые ограничения права на объединение должны быть установлены законом, соответствовать критерию необходимости в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. При этом эти ограничения должны соответствовать следующим критериям допустимости: отвечать насущной общественной или социальной необходимости, преследовать законно обоснованные цели, и являться соразмерным этим целям.

1.4 Охрана и защита права. Доктрина имманентных пределов

Как следует из предыдущего параграфа, ограничения должны быть допустимыми и не умалять права и свободы личности. Таким образом, правовые ограничения изначально должны быть частью механизма правового регулирования в обществе. И так как роль контроля над защитой прав и свобод личности ровно и как недопущение их умаления (прав и свобод граждан), безусловно, выполняет государство, оно (государство) и является гарантом публично-правовой защиты общества.

В конституционном праве известна немецкая доктрина так называемых имманентных пределов (изначально присущих правам пределов) основных прав и свобод личности, которая была выработаны в ходе деятельности Конституционного суда Федеральной Республики Германия. Суть доктрины в том, что имеют место быть лишь те «ограничения права, которые обоснованы самой Конституцией». В отличие от конструкции «общего ограничения», на основе которой сформулирована ч.3 ст.55 Конституции РФ, концепция имманентных пределов, по мнению М.А. Краснова, в практическом плане привлекательнее тем, что признает лишь те законодательные ограничения, которые установлены в формулировках конституционных положений о конкретных правах и свободах. Однако и концепция имманентных пределов в теоретическом плане небезупречна, поскольку, согласно ей, сама конституция фактически считается источником основных прав. А ведь, раз эти пределы действительно внутренне присущи (имманентны) правам, значит, конституция ни сама их не может ограничить, ни делегировать законодателю полномочие по их огра