Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Интуиция в научном творчестве»

Большой интерес проблема интуиции приобрела в философии нового времени. Френсис Бэкон один из немногих отдавших свое время и внимание проблеме познания интуиции. Цель своей теории познания замечал в том, что «с помощью науки сделать разум адекватным материальным вещам, найти особое искусство указания и наведения».

Содержание

Введение

1. Проблема интуиции в истории человечества

2. Основные черты и формы научной интуиции

3. Интуиция и наука: особенности механизма функционирования чувственного познания

Заключение

Список литературы

Введение

Мы всегда стремимся узнать что-то новое, определить свое место в этом мире, постигнуть смысл начала жизни во вселенной, однако насколько точно нам удается это сделать? Стремимся ли мы знать что-то большее, чем на данный момент? Или нам достаточно тех, неполных и неистинных знаний, которыми мы обладаем сейчас?

Знание о чем-либо чаще всего к нам приходит на основе чувственного или рационального познания. Но до сих пор не существует единого мнения о том, чему же стоит отдавать более предпочтительную роль, разуму или чувствам? Отсюда напрашивается вывод о том, а не существует ли чего-то третьего, которое отличается как от чувственности, так и от рассудка, и представляет собой нечто иное? Тут мы начинаем знакомиться с понятием «интуиция» и со всеми ее проявлениями.

На сегодняшний момент все то, что несколько связанно с этим понятием настолько неопределенно и безызвестно, что вызывает острые перепалки и становится предметом борьбы сторонников материализма и идеализма. Так, говоря про все это, становится ясно, что проблема интуиции, проблема ее отнесения к чувственному или же рациональному познанию актуальна и имеет место быть. Стоит всего лишь разобраться с тем что представляет из себя интуиция, что это, сверхъестественный дар или же просто разновидность рассудка?

Актуальность данной научной работы главным образом представляет из себя возможность дальнейшего использования результатов исследования как в теории так и на практике.

Целью данного исследования является понимание роли интуиции в процессе познания, осознания и разделения интуиции на чувственную или интеллектуальную.

Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

  • обобщить практику проблемы интуиции в истории человечества;
  • исследовать основные черты и формы научной интуиции;
  • проанализировать особенности механизма функционирования чувственного познания.

Объектом научной работы является интуиция.

Теоретической основой работы послужили труды как и отечественных, так и зарубежных писателей таких как: В.Ф. Асмус, Майерс Дэвид, Н.О. Лосский, Буние Марио, А.А. Бэйли, В.Р. Ирина, А.А. Новиков, Лайза Шульц, Раджниш Бхагаван Шри, Д.Б. Богоявленская и другие.

Структура научной работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

1. Проблема интуиции в истории человечества

Если начинать говорить про саму проблему интуиции, то она является одной из тех немногих проблем, которым отдавалось значительное предпочтение постольку, поскольку ее осмысление, ее природа и получение представления о ней волновало многих ученых, историков и философов еще с древнейших времен.

Так первые черты философской проблематики в вопросе философии принадлежало далеко небезызвестным древнегреческим философам Платону и Аристотелю. Они считали, что сама интуиция не относится к чувственному познанию, по их мнению, она больше является формой абстрактного мышления. Проблема интуиции была отнесена к гносеологическим проблемам.

Бэкон утверждал, что «чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным». Его точка зрения, его осмысление той или иной проблемы твердо основывалась на трех составляющих: памяти, воображении и рассудке. Все это в какой- то степени носило представление о чувственной интуиции, но Бэкон все же всячески отрицал и скептически относился как и к чувственной, так и к интеллектуальной интуиции в целом.

Эпоха рационализма тоже принесла некие плоды касающиеся этого вопроса. Декарт, Гоббс, Спиноза и многие другие видели свое понимание отражения мыслей обо всем этом. Декарт, в свое время являясь великим математиком выдвинул свою некую теорию познания. По его мнению следует отталкиваться от некоторых фундаментальных истин, интуитивно ясных, иначе говоря, на основе интеллектуальной интуиции. Декарт представлял такую интуицию как отчетливое, полное, достоверное знание не вызывающее никакого сомнения. Эта точка зрения Декарта в свою очередь подкреплялась тем, что интуитивное восприятие действительности должно подкрепляться также и дедуктивными методами. Это было необходимо потому, что вывод получаемый на основе интуитивного познания не всегда представлялся ясным и толковым. Этого можно было добиться, но только при точном осознании каждого шага, то есть не без помощи дедукции. После попыток делать неизвестное известным Декарт поставил перед собой цель понимание процесса логического вывода философских понятий основываясь прежде всего на интеллектуальной интуиции. Для начала французский философ попытался подвергнуть сомнению почти все знания, которыми располагало человечество, и вместе с тем найти и увидеть отчетливое, истинное представление, которое бы в свою очередь являлось не ложным. Он писал: «что нет ни Бога, не неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы всё-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех вещей.

Столь же нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время как оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем верить, что заключение истинно и, что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений». Все это отражало реальность самого познающего субъекта, и что первичным для него является ничто другое, нежели как интеллектуальная интуиция выражающаяся в понимании содержания познаваемого объекта. В том же 7 веке другой философ, известный своими значительными идеями о пантеизме, детерминизме, религиозном свободомыслии выражал некий другой взгляд на видение проблемы интуиции и в принципе ее существования. Барух Спиноза называл три рода познания: чувство, разум и интуиция. Он один из немногих, который выделял третий род познания, который и впоследствии назвал знанием интуитивным. Спиноза говорил, что многое мы понимаем из отдельных вещей, пускай искаженно и не в полной мере достоверно руководствуясь наши чувствами, эти знания мы подкрепляем другим, более адекватным восприятием вещей и действительности, руководствуясь рассудком. Но все это не могло существовать без третьего составляющего — интуиции. Про нее он писал, что «этот род познания ведет от адекватной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей».

Бунге Марио проводя некоторые расследования при рассмотрении роли интуиции в жизни человека приходит к такому выводу, что интуиция в познании исходит в первую очередь от научного исследования, его понимания, как сложного динамического процесса. Он пишет: «В любой научной работе от выбора и формулирования проблем до проверки решения и от придумывания ведущих гипотез до дедуктивной их обработки мы обнаруживаем чувственное восприятие вещей, явлений или знаков, образное или наглядное представление их, формирование в различной степени абстрактных понятий, сравнение ведущее к апалогии, и индуктивное обобщение бок о бок с непридуманной догадкой, дедукцию как формальную, так и пеформальную, приближенный и детальный анализ и, вероятно, много других способов образования, сочетания и отклонения идей». Таким способом Бунге удается в полной мере раскрыть роль интуиции в самой науке, заставить задуматься о новых проблемах этой области как и на уровне философии, так и на уровне психологии в часности.

Основные идеи и мысли Марио Бунге о роли интуиции в жизни человека, о подчиненности интуиции логике несколько не походят на толкование этих проблем другими авторами. Его понимание интуиции направлено против идеалистических истолкований роли интуиции. По мнению Бунге интуитивно сформулированная гипотеза обязательно должна подвергаться проверке и разборке. Интуиция только лишь может подсказать человеку часть того целого по поводу которого и возникает мыслительный процесс. Она способна дать человеку уверенность в пользу одной теории или решения и напрочь откинуть варианты другого, и наоборот. Но также не нужно забывать, что подозрение еще не является доказательством.

Что касается роли интуиции в частности процесса творческого воображения, то Бунге отмечает, что «одна логика — никого не способна привести к новым идеям, как одна грамматика сама никого не способна вдохновить на создание поэмы, а теория гармонии — на создание симфонии».

2. Основные черты и формы научной интуиции

По сей день интуиция во множестве случаев использовалась как средство для различия некоторых философских систем идеалистического толка, к тому же, в каждом отдельном случаесодержание самой интуиции имело различный смысл. Множественность понятий этого термина связана не только с нелегким изучением самого предмета, но и в некотором роде с тем, что «сам-то предмет долгое время был кормушкой шарлатанов. Забраться в этот заповедник осмелятся только те из ученых, чья любознательность перевешивает беспокойство о поддержании своей репутации».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Перечень определений интуиции огромен. Одной из причин, возникающей по этому поводу путанице, является характеристика гносеологических корней идеализма. Идеализм, то и есть абсолют, а им долгое время как раз и являлась интуиция. Но постепенно после нелегкой борьбы с идеализмом утвердился и закрепил себя диалектический материализм, дав нам иной взгляд на интуицию — уже как на форму познавательного процесса. Такая форма представляет собой внезапность и непосредственность, неосознанность и специфичность. Все эти понятия, характеризующие данную форму интуиции не передают нам полное понимание природы интуиции, но несомненно, они так же важны.

Говоря об особенностях присущих только интуиции нельзя не сказать о взгляде на интуицию как на способность и возможность формирования наглядных представлений объектов, не воспринимаемых только лишь наблюдением.Этой точки зрения придерживаются такие ученые мыслители как В.П. Бранский, Луи де Бройль. Здесь интуиция рассматривается через определенные этапы логического рассуждения, впоследствии которого, появляется иллюзия искомого вывода. Как пишет один из советских философов П. В. Копнин, что «интуиция — это форма человеческого познания, выражающаяся в специфическом сочетании чувственного и рационального момента».

Существует и ряд трудностей связанных с исследованием интуиции. Как правило они связаны в первую очередь с тем, что неосознанно протекают и другие формы человеческого познания. К чувственному познанию мы отнесем такие формы как ощущение, восприятие, представление. К рациональному же сравнение, синтез, абстракция и некоторые другие.

Интуиция сама по себе не является автономным способом познания. Она осуществляется неосознанно и воспроизводится во взаимосвязи с другими формами познания указанными выше. Интуиция основывается на неосознанном отражении реальности, но и не является бессознательным процессом. Проще говоря, главным и даже единственным отличием от других форм познания является то, что интуиция это всегда не осознаваемый процесс в мышлении человека, хотя и в тенденции стремящийся к осознанию. Проблема интуиции двояка. Как говорил в свое время Нильс Бор: «Существуют банальные истины и истины великие. Противоположность банальной истине — ложь. Противоположность великой истине — тоже истина». Эти слова относимы и к человеческой интуиции. Интуиция и удивительна и опасна одновременно. Она играет огромную роль в принятии человеком решений. В познании она может представать перед нами и как процесс и как результат. Анализ интуиции как процесса определяется как анализ действия ее различных форм в познавательной человеческой деятельности. Результатом же интуиция приводится в форме «интуитивного знания». Для того чтобы продолжить анализировать сказанное выше, обратим наше внимание на классификацию форм интуиции.

Я считаю нужным сослаться на классификацию форм интуиции по Марио Бунге. Этот ученый-философ приводит достаточно противоречивое разделение форм интуиции, но довольно несложное для нашего восприятия и понимания. В свое время Бунге писал: «Когда мы не знаем точно, какой из перечисленных механизмов сыграл свою роль, когда не помним посылок или не отдаем себе ясного отчета в последовательности процессов логического вывода умозаключений, или если мы не были достаточно систематичны и строги, мы склонны говорить, что все это было делом интуиции. Интуиция — коллекция хлама, куда мы сваливаем все интеллектуальные механизмы, о которых не знаем, как их проанализировать или даже как их точно назвать, либо такие, анализ и наименование которых нас не интересует». Он считает, что термин интуиция определяется как быстрое восприятие и воображение и также разделяет интуицию на интеллектуальную и чувственную.

По мнению Бунге интеллектуальная интуиция имеет следующие формы:

.Интуиция как разум. Самое важное здесь — здравый смысл, т.е. все мысли и выводы человека основываются на обыденном знании и не обращается к каким-либо специальным методам. Помимо этого интуиция как разум включает в себя некое «ускоренное умозаключение», тем самым осуществляя быстрый переход от одних утверждений к другим. Также здесь имеет место быть обобщенное восприятие и способность к синтезу. Интуиция как оценка. Способность быстро и качественно оценивать как и саму проблему, так и ее важность. Иными словами наличие у человека даровитости к проницательности. Чувственная интуиция классифицируется следующим образом:

.Интуиция как воображение. Представляет собой способность к нахождению тождества признаков или функций различных объектов. Умение представлять, воображать или же иными словами строить некоторые модели поведения у себя в голове. Интуиция как восприятие. Выражается в способности к интерпретации. Умение быстро отождествлять предмет, явление или знак. Такова систематизация форм интуиции по Марио Бунге. Его работа по данной классификации имеет известную ценность.Он продолжает опираться на знания и доводы интуиционистов, в частности во взглядах на логику. Хотя Бунге и не согласен полностью относить интуитивные утверждения к достоверным, нежели выведенным логически. Так возникает противопоставление интуитивного логическому.

Проблема классификации интуиции объясняется тем, что сам предмет, требующий разделения и определения не поддается действию правил, и в общем не предполагает наличия их.

3. Интуиция и наука: особенности механизма функционирования чувственного познания

В первую очередь мы должны понимать, что познавательная деятельность непосредственно включена в процесс практического использования и преобразования социальных институтов или материальных предметов, то есть конкретных событий происходящий в окружающем нас мире. Начальным этапом познания является сама познавательная деятельность. Можно вспомнить разделение физического и умственного труда и впоследствии выделение последнего в особый тип деятельности — как поздний этап истории, в конечном итоге который заканчивается развитием познавательного опыта людей в совокупности с практической деятельностью. Так же, что немало важно, познавательная деятельность является начальной именно потому, что с помощью и на ее начале происходит контакт человека с материальными объектами. Она основание возникновения других форм познавательной деятельности, без которой они не могут существовать.

Итак, чтобы человек познавал явления природы, процессы, вещи, созданные человеческим трудом, нужна другая форма деятельности, которая и называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она тесно связана с функционированием всего тела человека -органов чувств, мозга, нервной системы, и именно поэтому и возникает ощущение, восприятие, представление. Функционирование органов чувств играет важную роль в процессе познания, без этого оно невозможно. Пока работа мозга и орагнов чувств ведется качественно, мы можем не замечать их роли. Но все со временем приходит в негодность, или того хуже, неисправно с самого рождения (здесь речь ведется о врожденных повреждениях органов чувств). Но именно все это и является доказательством огромной силы человека, его способность восполнять физическое несовершенство своего организма. Люди, которые с самого рождения лишены какого-либо или даже нескольких способностей, например таких как видеть и (или) слышать, могут вполне себе позволить развитие рационального мышления, способности образного выражения или воспроизведения мыслей.

Итак, как говорилось выше, познавательные способности человека в первую очередь связаны с некоторыми органами чувств. Пускай некоторые из них несовершенны, но не без их помощи у нас появляется возможность понимать мир таким, какой он есть. Существует три формы чувственного познания. Это всем нам известные: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение выступает неким идеальным образом предмета отражая воздействия самого предмета через «призму» человеческого сознания. Так, чувствуя какую-либо боль, пусть это будет получение ожога, в нашем сознании обязательно порождается предмет, этот самый раздражитель, но на самом деле все не так просто. Мы ощущаем боль от ожога потому, что произошло воздействие на кожу, пусть это будет огонь или какой-нибудь раскаленный предмет. Но в самом пламени, раскаленном предмете, естественно, нет никакой боли. Боль и есть тот особый ответ нашего организма. Боль — есть физическое или эмоциональное страдание, неприятное ощущение, за которым следует особое состояние человеческой психики. Здесь довольно важно то, что в самом ощущении отражается объективная связь субъекта с теми процессами, с которыми и взаимодействует данный субъект. Ощущение является предпосылкой всей объективной системой отношений, в которой и находится человек. Всем нам известно, что форма, качество, интенсивность зрительного или слухового ощущения зависит от расположения самого предмета, как и каким образом он обращен к субъекту и т.п.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что ощущение дает нам начальную, самую первую форму образного отражения предмета. Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что некоторые конкретные ощущения, входящие в составляющие чувственного отражения не существуют отдельно друг от друга: они не существуют вне целостного образного отражения того или иного предмета или явления. Тетрадь лежит на столе, мы ее видим как целое, хотя другое конкретное ощущение показывает нам лишь часть обложки, если она закрыта, если открыта, то две страницы.Чувственная деятельность человека уже на начальном этапе развития человеческого общества приводит к возникновению формы цельного восприятия предмета, к закреплению и сохранению особой «способности» образа — «представлять», «давать» объективный предмет как нечто целое. Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах, в то же время действует чувственная способность синтезировать ощущения, преобразовывать их в восприятие, обладающее особым свойством: именно благодаря ему предмет представляется сознанию именно в своей целостно-предметной форме, то есть в виде объективной, независимой от сознания целостности.

Восприятие является цельным образом реального предмета, воспринимаемого нами с помощью наблюдения. Довольно обычного размышления, чтобы понять для себя, что восприятие вовсе не есть механическое «суммирование» ощущений. Восприятие происходит и существует как форма такого энергичного синтеза разных проявлений предмета, которая очень тесно связана с другими процессами познавательной и практической деятельности, являющимися началом данному нашему наблюдению. В связи со всем этим процесс восприятия является живым и в каком-то роде творческим.

В обыденном лексиконе у слова «чувство» имеется еще одно некоторое определение: им представляется такие весьма существенные для человека эмоции, как тоска, счастье, тревога, изумление, спокойствие, ужас, возбуждение, зависть. Эмоции, то и есть чувства — это довольно очень запутанная и глубокая форма человеческой чувственности. Они многолики и по своему существу, и по форме своего выражения и представления. Поэтому мы имеем право утверждать, что эмоции всегда двувалентны и каждый, без исключения человек, отличен от другого своей индивидуальностью эмоций. Все это является следствием того, что чувства очень тесно связаны с эмоциональностью отдельного человека, исключительной редкостью его душевной организации, от качественных признаковнрава и каждой человеческой натуры.

Так, подводя итог всему вышесказанному, мы можем утверждать, что гносеология выделяет объективную детерминированность эмоций и чувств человека, и что не мало важно, в конкретных обстоятельствах играют важную роль, такие как,действительные,вошедшие в историю, социально-групповые факторы, и некоторые другие обстоятельства, принадлежащие к определенному контексту человеческого общения. Также, гносеология занимается субъективными моментами, находящимися в эмоциях. Эмоции имеют возможность представляться в образе непосредственных, живых и полубессознательных гелиотаксисов индивида. У них есть возможность обращаться в некоторые сложные эмоциональные образования, довольно перспективные, образованные с помощью всегонаследия человеческой культуры, то есть в виде только истинных человеческих чувств. Эмоции и есть живое, конкретное выражение отношения человека к тому или иному процессу. Это всегда представляет собой видную или скрытую формуоцениваниясвязанную с применением определений, таких как, «доброе», «злое», «правдивое» или «неправдивое», «красивое», «ужасное» и т.д. Все эти определения в нынешней литературе понимаются как ценности и как ценностные понятия. Довольно ясно, что понимание зла и несправедливости не находит себя чисто индивидуальным, но здесь имеется связь с исторической эпохой, с человеческой принадлежностью к той или иной группе. Следовательно, рассматривая особенности субъективного аспекта эмоций, мы видим, что они зависят от человеческого общества, от истории и культуры. А это, определенно, говорит нам о наличии в эмоциях объективного содержания и объективной информации.

Представление являет собой третью форму чувственного познания и проявляется в том, что воспроизводит образ предмета на основе опыта взаимодействия с ним. Важно, что это происходит в отсутствии самого предмета. Представление — это целостный образ действительности, который человек всегда может воспроизвести с помощью памяти. То есть зная, как выглядит яблоко, человек без труда вспомнит его цвет, вес, вкус, запах, тактильное ощущение, которое оно дарит, если держать его в руке.

Стоит учитывать, что память человека весьма избирательна, поэтому из нее исчезают те грани и свойства, на которых человек не заострил свое внимание <#»justify»>Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь.

Теперь мы можем обратиться к важнейшим познавательным процедурам объяснения и понимания.

Обычно они рассматриваются как совпадающие или пересекающиеся процессы. Однако анализ человеческого познания, интенсивно проводившийся во второй половине XIX и на всем протяжении XX века, выявил между ними существенные различия. Неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт и другие утверждали, что познание природы в корне отличается от познания общества и человека. Явления природы, считали они, подчиняются объективным законам, явления же социальной жизни и культуры зависят от совершенно индивидуальных особенностей людей и неповторимых исторических ситуаций. Поэтому познание природы является генерализирующим, или обобщающим, а познание социальных явлений индивидуализирующим. Соответственно для естествознания основная задача — подведение единичных фактов под общие законы, а для социального познания главным является постижение внутренних установок, мотивов деятельности и скрытых смыслов, определяющих поступки людей. На основании этого В. Дильтей утверждал, что основным методом познания в естественных науках является объяснение, а в науках о культуре и человеке — понимание. Верно ли это? В действительности в таком подходе есть как правильные, так и ошибочные моменты.

Верно, что современное естествознание стремится установить прежде всего законы явлений и подвести под них единичные эмпирические знания. Неверно же, что науки об обществе не отражают объективных законов и не пользуются ими для объяснения социально-исторических явлений и деятельности индивидов. Верно, что понимание взглядов, мнений, убеждений, верований и целей других людей — чрезвычайно сложная задача, тем более что многие люди неправильно или не до конца понимают самих себя, а иногда намеренно стремятся ввести в заблуждение. Неверно, что понимание неприменимо к явлениям природы. Каждый, кто изучал естественные или технические науки, не раз убеждался, как трудно и как важно понять то или иное явление, закон или результат эксперимента. Поэтому объяснение и понимание — два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественно-научном, и в социальном, и в техническом познании.

Теория познания различает структурные объяснения, отвечающие на вопрос, как устроен объект, например каков состав и взаимосвязь элементарных частиц в атоме; функциональные объяснения, отвечающие на вопрос, как действует и функционирует объект, например животное, индивидуальный человек или определенный производственный коллектив; причинные объяснения, отвечающие на вопрос, почему возникло данное явление, почему именно данный набор факторов привел к такому-то или другому следствию, и т.д. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Причем одно и то же явление может объясняться иногда по-разному, в зависимости от того, какие законы, концепции и теоретические взгляды положены в основу объяснения. Так, вращение планет вокруг Солнца можно объяснить — исходя из классической небесной механики — действием сил притяжения.

Исходя же из общей теории относительности — искривлением околосолнечного пространства в поле его тяготения. Какое из этих объяснений более правильное, решает физика. Философская же задача состоит в исследовании структуры объяснения и условий, при которых оно дает правильные знания объясняемых явлений. Это подводит нас вплотную к вопросу об истинности знаний. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются «объясняющими». Знания, которые ими обосновываются, называются «объясняемыми». В качестве объясняющего могут выступать не только законы, но и отдельные факты. Например, факт катастрофы атомного реактора может дать объяснение факту повышения радиоактивности атмосферы над близлежащей территорией. В качестве объясняемого могут выступать не только факты, но и законы меньшей общности. Так, известный из курса элементарной физики закон Ома может быть объяснен либо на основе так называемой модели электронного газа Лоренца — Друде, либо на основе еще более фундаментальных законов квантовой физики.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о законах и отдельных явлениях природы. Во-вторых, он позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов, поскольку логическая структура объяснения и предвидения в общем сходна. Отличие же заключается в том, что объяснение относится к фактам, событиям, процессам или закономерностям, существующим или имевшим место в прошлом, тогда как предсказание относится к тому, что должно произойти в будущем. Предсказание и предвидение — необходимая основа для осуществления планирования и проектирования социальной и производственно-практической деятельности. Чем правильнее, глубже и обоснованнее наше предвидение возможных событий, тем эффективнее могут оказаться наши действия.

«…как целое понимается из отдельного, но и отдельное может быть понято только из целого, имеет такую важность для данного искусства и столь неоспоримо, что уже первые же операции невозможно проделать без применения его, да и огромное число герменевтических правил в большей или в меньшей степени основывается на нем…»

Шлейермахер считал, что процесс понимания принципиально не может быть завершён, и мысль бесконечно движется по расширяющемуся кругу. Повторное возвращение от целого к части и от частей к целому меняет и углубляет понимание смысла части, подчиняя целое постоянному развитию.

Остановимся также на попытке разобраться в научной интуиции при помощи новой междисциплинарной области знания. Синергетика — быть может она прольет свет на механизмы человеческого творчества и на место интуиции в нем? Эта тема развивается в статье Князевой Е.Н. и Курдюмова С.П. . Синергетика, или теория самоорганизации, может быть названа, пожалуй наукой о сложном. Она ориентирована на поиск неких универсальных образцов эволюции и самоорганизации сложноорганизованных систем. Теория самоорганизации — философия становления сложного, философия ритмов и пульсаций в ходе спонтанного нарастания сложности в (открытых и нелинейных) средах.

Притязания синергетики на обобщение и толкование огромного эмпирического материала, всей суммы фактов о мире человеческого познания и творчества были бы, безусловно, неправомерны и безосновательны. Речь здесь может идти лишь о том, что это сопоставление представляет интерес, ибо таит в себе новый нетрадиционный взгляд на ряд сложных феноменов человеческой психики, например на чувственную и интеллектуальную интуицию. В данном случае намечаются лишь аналогии и корреляция, развертывается общий подход к пониманию того, как могли бы протекать когнитивные и креативные процессы, если бы они протекали в некоей открытой нелинейной среде, среде мозга и сознания.

С точки зрения синергетики механизм интуиции можно представить как механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле мозга и сознания. Самодостраивание целостной структуры, по-видимому, происходит как в процессе научного, так и в процессе художественного творчества. Отсюда вытекают и поиски способов управления творческой интуицией, насколько это вообще возможно. Управлять интуицией значит инициировать самопроизвольное достраивание, переструктуюрование сенсуального и интеллектуального материала.

Блуждания в эволюционных лабиринтах мышления и знания. Синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем. А именно, он необходим, для того чтобы система вышла на собственную тенденцию развития, чтобы инициировать процесс самодостраивания.

Просмотр различных, альтернативных ходов развития мыслей, продумывание и варьирование ассоциаций на заданную тему играют позитивную роль в творческом мышлении. В результате нарабатывается некий продуктивный ментальный мицелий (пересеченная, сложноорганизованнная сеть ходов), который служит полигоном для свободного движения мысли, для ее выхода в иные измерения, на новые уровни. Фридрих Ницше выразил эту мысль в поэтической, иносказательной форме: «Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».

В качестве аналога хаоса в когнитивных процессах можно истолковать разнообразие элементов знания, составляющих креативное поле поиска, разнообразие испытываемых ходов развертывания мыслей, наличие различных сценариев движения в проблемном поле мысли.

Конечно, разнообразие элементов знания, строго говоря, нетождественно хаосу. Разнообразные элементы усвоенного человеком знания, как правило, организованы в систему. Но, во-первых, есть и значительная часть неструктурированного, аналитически еще не обработанного знания. А во-вторых, в процессе напряженного поиска, подключающего интуицию, в сферу просматриваемого, втягиваются элементы внесистемного и иносистемного знания, ушедшие глубоко в подсознание элементы, образующие обычно в сознании лишь слабые следы. Рождение нового связано как раз с нарушением привычной системы упорядоченности: с переструктурированием знания или с достраиванием, выходом за пределы исходной системы. На первоначальном этапе работы интуиции, вероятно, имеет место максимальное расширение креативного поля, охват максимально возможного разнообразия элементов знания. При этом уравновешивание главного и неглавного, существенного и несущественного, т.е. радикальная переоценка познавательных ценностей перед лицом смутного Единого — творческой цели, является основой для продуктивного выбора идеи.

Переоценка ценностей знания возможна в том случае, когда сняты привычные заслоны и запреты . Причем акцент может быть сделан на другом. действий и идей есть механизм выхода за пределы стереотипов мышления. Нельзя отстранятся и от абсурда. Ибо абсурд — это тайная кладовая рационального, его стимул и его потенциальная форма. Умная мысль рождается из глупости, рациональное — из абсурда, порядок из беспорядка. — парадоксальные загадки, имеющие более или менее уникальные решения, призванные осознать пределы логических рассуждений и пробудить способности к интуитивному поиску. По всей вероятности, для когнитивных систем сохраняет силу известный из теории систем принцип необходимого разнообразия элементов. Природные системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие. Ибо в наличном разнообразии элементов потенциально содержаться формы приспособления к различным вариантам будущего. Разнообразие системы делает ее устойчивой к многовариантному будущему.

Известно, что на всех исторических этапах развития природы ее исходное разнообразие было больше, чем это было необходимо для дальнейшего динамического развития. Этот излишек называют . , он держит в уме весь его план, замысел, фабулу, интригу. Этот план, главная идея или образ — это та путеводная нить, на которую нанизываются все элементы знания и опыта. , выливается рано или поздно в выражение мыслей в вербализованной форме. Кроме того, в свете синергетики можно было бы добавить, что план играет роль некоторого стимула, своего рода резонансного воздействия на сложный комплекс сознания — подсознания. План инициирует работу подсознания, способствует выведению потенциально зреющего наружу, его вербализации и логическому оформлению. . Творческое мышление происходит не путем случайного перебора вариантов, а посредством выбора главного, чтобы организовать целое. Самоорганизация происходит вокруг этого ключевого звена. Именно искусство критической оценки первоначального разнообразия версий решения проблемы, искусство выбора главного, а вовсе не умение генерировать это разнообразие, часто рассматривают в качестве признака талантливости человека Ясно, что отбор различных вариантов, сценариев решения не подчинен слепой случайности. Строго говоря, никогда не происходит чистого и тупого перебора, но возникают предпочтения к одному или немногим лучшим вариантам. То есть отбор направляется подсознательными установками. Но в то же время и на стадии отбора, очевидно, играют роль интуиция, спонтанность и свободное движение ума, а стало быть непредсказуемые и случайные элементы.

Словесное и интеллектуальное творчество связано с безжалостным отбрасываием, беспощадным уничтожением многого из того, что незадолго до этого было допущено, как когнитивный аналог хаоса.

В процессе творчества имеют место два противоположных, контрастных процесса — ассоциация и концентрация. Ассоциация — это разброс, установление все большего количества связей, разрастание сенсуального и интеллектуального мицелия. А концентрация, напротив, — сосредоточение на едином, направленность на какую-либо одну проблему, фабулу, идею. Загадка созидания — это как раз загадка соединения, синтеза.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Самодостраивание. Самоорганизация в области творческого мышления есть восполнение недостающих звеньев, , самодостраивание целостного образа. Что касается творческого мышления, интеллектуальной интуиции, то здесь может иметь место не просто самодостраивание как возникновение на среде целостной структуры. Может иметь место более высокий тип самодостриавания — переход от простой структуры к сложной, саморазвитие, усложнение первоначальной структуры.

Образ самодостраивания подобен в таком случае вырастанию на специально подготовленном поле сознания. Что касается процессов мышления, протекающих у квалифицированных ученых при решении ими научных задач, то здесь к самодостраиванию и высокой избирательности восприятия и переработки информации присоединяется еще один очень важный тип процессов. Это — процессы создания крупных блоков информации, ключевых схем или образцов, и оперирования ими.

Только новичок в науке сознательно обращается к правилам в поисках решения научных проблем и обдумывает каждое следующее свое действие. Он способен, как правило, лишь на пошаговое экстраполирование и ближайший прогноз. В отличие от него компетентный ученый уже не занят тщательным обдумыванием правил и схем действий. Он знает правила, но применяет их автоматически. Самые высококвалифицированные специалисты, эксперты по проблемам вообще живут в мире своих идей. Они лишь воскрешают в памяти высокоабстрактные паттерны и схемы исследований.

Для этого уровня мастерства характерно оперирование целыми комплексами знаний, опыта, переживаний, чувств, т.е. громадными блоками информации. Это в подсознание. В результате освобождается поле для свободного конструирования, для игры ума, для интуитивного видения и удержания целого. У высококвалифицированных специалистов самодостраивание протекает быстро и эффективно, так как спонтанно структурируются громадные блоки информации. Как инициировать интуицию? Управлять интуицией, насколько это вообще возможно, значить овладеть способами инициирования процессов самодостраивания и направленного морфогенеза на поле мозга и сознания. Но для этого необходимо прежде всего уяснить себе смысл процесса инициирования.

Дело в том, что эффективны слабые, но топологически и темпорально правильные — резонансные — воздействия на психику и мозг. Важна симметрия, правильная конфигурация или воздействий. Словом необходим резонансный хронотоп. Практика резонансных воздействий человека на самого себя, на свое тело и мозг, получила наибольшее развитие на Востоке. Ведь если рассуждать по крупному счету, то техника йоги и буддийских погружений в себя (в особенности в чань- и дзэн-буддизме) представляет собой, по сути дела, описания совокупности приемов для раскрытия своих психосоматических возможностей, т.е. для самосовершенствования, для овладения своим телом и сознанием, для инициирования интуиции.

Одна из первоначальных и необходимых ступеней для начала путешествий сознания, для освобождения интуиции — это достижение состояния , успокоения в себе физической, витальной и ментальной сфер. Впадение в это состояние достигается посредством особого рода ритуальных упражнений. , транса или самадхи дает возможность пробиться к случаю, хаосу, ничтожным флуктуациям или малым влияниям (по разным интерпретациям, влияниям подсознания, сверхсознания или самой действительности). Эти мельчайшие флуктуации были несоизмеримы с океаном чувств и бурным потоком мыслей, в которые погружен человек в своем обычном состоянии. А в состоянии самадхи эти флуктуации становятся более выпуклыми и осязаемыми. Cознание начинает двигаться свободно. Оно избавляется от своей собственной цензуры и табу, от этого супер-эго, стоящего над ним с дубинкой в руках. И тогда случай-ничтожество может предстать в лике случая-творца нового. обусловлена тем, что нужно стереть старые следы. Ведь медитация есть по сути, выход на простое, на некоторую симметричную, правильную и красивую структуру. Не случайно, открытие истины всегда сопряжено с эстетическими переживаниями, с достижением идеалов красоты. Для объединения элементов знания и опыта в идеальную правильную структуру, для построения этой структуру по законам истинно сущего, для идеального соответствия собственным функциям среды (собственным тенденциям развертывания сознания), не нужны эти лишние следы.

Стирание старых следов, структур предыстории и памяти, разумеется, не означает, что они уничтожаются полностью и навсегда. Речь идет о том, чтобы затормозить, замедлить, вытеснить эти структуры памяти о несовершенных попытках в еще более глубокое подсознание. Нужно стереть старое, чтобы создать гармоничную сверхсложную структуру, отражающую сложность мира. То есть на самом деле, это — некий способ отбора, некая глубоко конструктивная, созидательная процедура. Стирать — это уметь соединять.

В науку, в культуру, в будущее в момент озарения включается сама истина, а не ее , превращенные формы. Последние отбрасываются, обрезаются ученым-творцом посредством абстрагирования. Вот почему в йогической практике перестройки сознания такое большое внимание уделяется успокоению страстей и мыслей, достижению состояния внутренней тишины. Только на чистом поле сознания можно быстро построить новую правильную структуру знания и опыта. Только на гладкой, неволнующейся среде малые, но топоплогически правильные воздействия на психику и тело человека будут эффективны. Йоги в процессе сосредоточения уделяют особое внимание топологически правильным воздействиям на тело, а тем самым и на свой мозг, ибо психика и сома человека находятся во взаимной связке. Существует строго определенный набор поз — асан — в йоге и методики их практикования. Телесный импульс переводится всякий раз в особого рода психический импульс.

Большое значение в йоге имеет также техника дыхания, очищения тела, воздействие на особые нервные центры — чакры. Все это в комплексе приводит тело в состояние успокоения, являющееся базисным для занятий высшими сосредоточениями, медитацией.

Возможны также и более непосредственные стимуляции психической активности: через слово, особого рода заклинания или же через визуальные образы, симметричные картинки, специальные лабиринты для предварительных успокаивающих путешествий ума. Если все эти прямые или косвенные средства топологически правильно поле мозга и сознания человека, то могут реализоваться высшие состояния медитирующего сознания. Медитация означает кратчайший выход из ментальных лабиринтов. Это — кратчайший путь к озарению. Посредством достижения высших состояний медитирующего сознания, как утверждается в восточных учениях, совершается переход от состояния человека-футляра, человека-раба своих мыслей и чувств в специфическое состояние человека-прибора, резонатора всей Вселенной. В йоге это — буквальное физическое слияние, мы же говорим о гносеологическом резонансе, о совпадении результатов человеческого творчества с объективным ходом процессов.

В состоянии озарения человеку-творцу остается только успевать записывать изливающийся поток мыслей, идей, образов. Рука сама торопиться зафиксировать то, что непрерывно, как цепная реакция ассоциаций рождается внутри. Мысли сами строятся, сами организуют себя. Дело выглядит таким образом, будто человек служит лишь носителем этих мыслей и слов.

Переживание озарения человеком-творцом или состояние йогической медитации имеет еще одну особенность. Открытие предстает как узнавание мира. А если прав Платон в своем мифе о пещере, то оно есть даже воспоминание человеком мира. Если же признать, что человек-творец черпает свои идеи, образы и мысли из сознания-сокровищницы, как это утверждается в буддизме, то возникновение симптома dejavu вообще не удивительно.

Это можно рационально истолковать следующим образом. То, что долгое время потенциально и вынашивалось в душе человека-творца, вдруг узнается и признается как именно это. Когда приходит понимание мира как своего мира, то здесь, несомненно, имеет место и резонанс, и узнавание. Интуиция предстает как пульсации сверхсознания над сознанием, которые развертывают, раскрывают перед человеком подлинное разнообразие мира.

Если говорить о месте интуиции в научном творчестве, то здесь важно как не переоценить, так и недооценить ее важность.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Согласно новейшим исследованиям в области нейрофизиологических основ функционирования мозга человека, практически любая его мыслительная деятельность сопряжена с работой как сознательных (левополушарных), так и подсознательных (правополушарных) психических процессов. Таким образом, инсайт, как результат интуиции рассматривается, как следствие некоторого скачка, разрыва в мышлении. На самом деле скачки присущи практически любой творческой деятельности. Об интуиции же речь заходит лишь тогда, когда происходит достаточно внушительный скачок.

Мы видим, что интуитивные компоненты в большей или меньшей степени присутствуют практически во всех видах научного творчества. Поэтому, совершенно очевидно, что если интуиция помогает нам в получении нового знания, то, каким бы таинственным и непостижимым не казался этот механизм, им нужно пытаться управлять. Для этого применимы, например, достижения современной психологии — работа над преодолением подсознательных барьеров и стереотипов. Причем лучше не человека, а обращать внимание на эти вопросы на самых ранних этапах воспитания творческой личности. Интересны также методы управления процессом познания, культивируемые на Востоке (медитация, йога и т.п.). Однако, представляется несколько сомнительным применения этих методов именно в научном познании. Необходимо также отметить опасности, которые таят в себе чрезмерное увлечение интуицией в творчестве и попытки инициировать ее. Нужно ясно себе представлять, что эффективны и безопасны только косвенные и слабые методы воздействия на психику и мозг. Попытки более решительного вмешательства в эту область, например, с помощью наркотиков, или малоэффективны, или , что самое главное, небезопасны.

В этом смысле ученые находятся в более выгодном положении нежели люди других творческих профессий. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем было получено новое знание, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, и, во-вторых, подтверждения их в реальном объективном мире. Человек же, занимающийся художественным творчеством, и слишком уповающий на различного рода интуитивные способы получения нового, рискует потерять связь с действительностью и даже интуиция познание самоорганизация мышление . Именно для научного творчества следует лишний раз подчеркнуть важность предварительного накопления опыта и знаний до интуитивного озарения и необходимость логического оформления результатов после него.

Список литературы

.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика: Уч. Пособие для вузов. — М.: Высш. шк., 1991. — 383 с.

.Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике: учебник. М.: Издательство, 2007. — 195 с.

.Бергсон А. Философская интуиция. – В кн.: Новые идеи в философии, сб. 1. СПб., 1912. — 330 с.

.Бодалев А.А. Психология о личности: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 398 с.

.Бондаренко А.В. Интуиция и творчество / А.В. Бондаренко // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2014. — № 6-2. — С. 50-54.

.Бондаренко А.В. Становление и развитие понятия интуиции / А.В. Бондаренко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2010. — № 20 (91). — С. 32-36.

.Бунге Марио. Интуиция и наука. М., 1991. — 379 с.

.Василев Ст. «Место интеллектуальной интуиции в научном познании» // «Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики» София, 1981. — 405 с.

.Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект: учебник. М.: Издательство, 2001. — 249.

.Гуссерль Э. Метод прояснения // Современная философия науки. — М., 1999. — 345 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.Декарт Р. Избранные произведения: учебник. М. : Государственное издательство политической литературы (Политиздат), 1996. — 274 с.

.Ирина В., Новиков А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум: учебник. М. : Норма, 2005. — 394 с.

.Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке: учебник. М. : Издательство, 2010. — 239 с.

.Кеннон У.Б. «Интуиция и научное творчество» — М., 1998. — 355 с.

.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. — 1994. — №2. — 110 с.

.Конович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник высших учебных заведений. — Ростов — на — Дону.: «Феникс», 2002. — 576 с.

.Коршунов А.М. Отражение, деятельность, познание. — М.: Политиздат., 1979. — 216 с.

.Коршунов А.М. Познание и деятельность. — М.: Политиздат., 1984. — 142 с.

.Лебедев С.А. «Интуиция как метод научного познания» Москва, 1980. — 185 с.

.Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.

.Лерер Дж. Как мы принимаем решения, М.: Corpus, Астрель, 2011. — 354 с.

.Миронов В.В. Философия, Учебник — М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. — 240 с.

.Налгаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания: учебник. М.: Издательство, 2006. — 356 с.

.Невлева И.М. Философия: учебное пособие. М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 367 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.Пономарев Я. А. «Психология творчества» Москва, 1976. — 270 с.

.Светлов В. Философия, Учебное пособие. — СПб. Питер, 2011. — 304 с.

.Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. — 1992. — №11. — 94 с.

.Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей: учебник. М. : Академический проект, 2008.- 328 с.

.Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. В журн. Вопросы философии., 1989, № 10, — 195 с.

.Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и в науке. М., 1992. — 365 с.

.Фейнберг Е.Л. Интуитивное суждение и вера // Вопросы философии. — 1991. — №8. — 205 с.

.Яковлев А.И. Интуиция / А.И. Яковлев // Социально-гуманитарные знания. — 2010. — № 2. — С. 123-141.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1053

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке