Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одним из важнейших направлений политики Республики Беларусь. Содержание

Введение

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Глава 1. Общая характеристика и особенности источников экологического права. Система источников экологического прав

Глава 2. Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иные законы в качестве источников экологического права

2.1 Конституция Республики Беларусь

2.2 Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иные законы в качестве источников экологического права

Заключение

Список использованных источников

Введение

Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологического права как самостоятельной отрасли в правовой системе Республики Беларусь.

Как отрасль юридической науки экологическое право развивается на основе естественнонаучных и гуманитарных взглядов на взаимодействие общества и окружающей среды. Проблемы экологического права как науки, отрасли права и отрасли законодательства обусловлены большим объемом нормативных правовых актов, входящих в систему экологического законодательства, комплексным характером правового регулирования экологических отношений, влиянием международных экологических процессов на его становление и развитие.

Что касается источников экологического права, то можно сказать, что обладают всеми характеристиками, которые свойственны всем источникам права, но также они имеют свои отличительные качества: значительная часть экологических норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована; нормы экологических правоотношений содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые «экологизированные нормы»; в числе источников значительное место занимают международно-правовые акты.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

А посему, опираясь на объемность исследуемой темы, для данной курсовой работы следует определить цель — изучение системы источников экологического права Республики Беларусь.

Исходя из цели, можно ставить несколько задач:

1) определить общую характеристику и особенности источников экологического права;

2) рассмотреть систему источников экологического права;

3) изучить важнейшие аспекты Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и технических нормативных правовых актов в качестве источников экологического права;

Для исследования темы были использованы нормативные акты, учебники, учебные пособия, статьи, электронные ресурсы. Особое внимание было уделено учебно-методическому комплексу «Экологическое право» автора Цыпаркова Н.Г. и учебному пособию Балашенко С. А. и Демичева Д. М. «Экологическое право». Среди нормативных источников базисом послужил Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г.

Работа состоит из 19 страниц и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.

экологический право нормативный

Источниками экологического права называются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Источники экологического права обладают всеми характеристиками, которые свойственны источникам права. Экологическое право до начала 90 годов развивалось в рамках земельного права.

Можно выделить шесть этапов в развитии экологического права:

1. 1917-1922 гг. — возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов.

2. 1922-1957 гг. — активное развитие в СССР законодательства природоресурсового направления.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

3. 1957-1963 гг. — принятие во всех республиках бывшего СССР законов об охране природы — новой формы природоохранительного законодательства. Принятие Закона «Об охране природы в Белорусской ССР» от 21 декабря 1961г.

4. 1968-1980 гг. — проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, Земельный кодекс Белорусской ССР от 24 декабря 1970 г.; водах, Водный кодекс Белорусской ССР от 27 декабря 1972г.; недрах, Кодекс Белорусской ССР о недрах от 18 июня 1976 г.; лесах, Лесной кодекс Белорусской ССР от 21 июня 1979 г.

5. 1985-1990 гг. — попытка реорганизовать общественные отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, разработать Закон «Об охране природы» в СССР и республиках, создать специальные органы управления в СССР и республиках.

6. С 1990 г. до настоящего времени — суверенизация Республики Беларусь, Декларация Верховного Совета Республики Беларусь «О государственном суверенитете Республики Беларусь» 27 июня 1990 г. Распад СССР, пересмотр законодательства в Республике Беларусь, принятие Кдекса Республики Беларусь о земле, Закона «О собственности в Республике Беларусь», Закона «Об охране окружающей среды», Закона «О праве собственности на землю», Закона «О государственной экологической экспертизе». Новое экологическое законодательство в некоторой степени устраняет диктат подзаконных актов правительства, министерств и ведомств.

Источники экологического права обладают признаками, характеризующими особенности нормативного правового массива, регламентирующего экологические отношения:

во-первых, значительная часть экологических норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована;

во-вторых, нормы, на основании которых регулируются экологические отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые «экологизированные нормы»;

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

в третьих, в числе источников экологического права значительное место занимают международно-правовые акты.

Задачи построения национальной системы законодательства решаются в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В соответствии со ст. 5 названного закона нормативные правовые акты приводятся в единую систему, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений, путем определения иерархии нормативных правовых актов.

Основой иерархии во всей системе законодательства является юридическая сила нормативного правового акта, под которой согласно ст. 1 указанного закона понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам. В силу названных выше особенностей экологического права построение системы его источников только на основе критерия юридической силы не позволяет отразить специфику взаимодействия нормативных правовых актов между собой, а также применение их к экологическим правоотношениям. Необходимо учитывать факторы, влияющие на формирование системы экологического законодательства: наличие в его структуре блока природоресурсных подотраслей (земельное, водное, горное, лесное законодательство и т. д.); включение в число источников так называемых экологизированных норм; регулирование отношений в области окружающей среды нормами международного права.

В системе экологического законодательства выделяют несколько уровней и групп. Первый уровень источников, регулирующих отношения в области окружающей среды, составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания, т. е. принятые в целях:

1) регулирования отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природоресурсное законодательство);

2) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Природоресурсное законодательство сложилось в процессе использования природных ресурсов и основано на естественных особенностях отдельных компонентов природной среды (земли, недр, вод и т. д.). Таким образом, в эту группу входят самостоятельные подотрасли, объединенные в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде: земельное право, или правовой режим использования и охраны земель; горное право, или правовой режим использования и охраны недр; водное право, или правовой режим использования и охраны вод; лесное право, или правовой режим использования и охраны лесов; правовой режим использования и охраны растительного мира вне лесов; фаунистическое право, или правовой режим охраны и использования животного мира; правовая охрана атмосферного воздуха; правовая охрана озонового слоя.

Каждую из названных подотраслей экологического законодательства представляет соответствующий законодательный акт: КоЗ, КоН, ВК и ЛК, законы Республики Беларусь «О растительном мире», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя». Следует отметить, что правовое регулирование в области растительного мира обособилось от правового режима лесов в связи с принятием в 2003 г. соответствующего закона. Нормативные правовые акты, принятые в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, устанавливают специальные механизмы, которые в общем виде закреплены в Законе «Об охране окружающей среды».

Необходимость разработки и принятия целого ряда нормативных правовых актов, входящих в эту группу, обусловлена особенностями окружающей среды, выступающей в качестве объекта правоотношений. Экологическое законодательство рассматривает охрану окружающей среды в качестве неотъемлемого условия устойчивого экономического и социального развития государства и предусматривает целый ряд требований в этой области, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности как обязательные условия и ограничения.

Это позволяет выделить в системе экологического законодательства группу, объединяющую как законы, так и принятые в их развитие иные нормативные правовые акты, включая технические, которые содержат нормы, устанавливающие параметры качества окружающей среды и эколого-правовые механизмы, посредством которых оно обеспечивается. В этой группе представлены следующие законы Республики Беларусь: «Об особо охраняемых природных территориях», «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», «О государственной экологической экспертизе», «Об обращении с отходами». Нормы, содержащиеся в названных выше законах и принятых в их развитие нормативных правовых актах, образуют соответствующий институт или подинститут экологического права.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В юридической литературе в качестве самостоятельной группы источников экологического законодательства выделяют также нормативные правовые акты в сфере экологической безопасности. В эту группу входят следующие законы: «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности генно-инженерной деятельности». В их развитие принят ряд других актов законодательства.

Второй уровень составляют источники, содержащие так называемые экологизированные нормы. Этот уровень является внешним. Если группы источников, входящие в собственно экологическое законодательство представляют внутреннее деление экологического права, то этот уровень позволяет расширить границы правового регулирования сферы взаимодействия общества с окружающей средой. Пример сочетания собственно экологического законодательства с нормами иных правовых отраслей представляет институт ответственности за нарушение экологического законодательства: деяния, противоречащие экологическому законодательству, определены в источниках экологического права, например в Законе «Об охране окружающей среды» и др., а меры ответственности — в административном, уголовном, гражданском законодательстве. При этом основой для применения мер административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности все же являются положения собственно экологического законодательства, поскольку квалификация правонарушения возможна только с использованием специальных экологических норм, устанавливающих характер правонарушения, его квалифицирующие признаки (например, причинение вреда особо охраняемым природным территориям или животным и растениям, занесенным в Красную книгу), определяющих при помощи специальных такс размер причиненного окружающей среде вреда.

Потребность во включении в систему экологического законодателства норм иных отраслей обусловлена еще и тем, что, как мы уже говрили, окружающая среда — это сложная природно-социальная система. Таким образом, присутствие в рассматриваемом уровне норм хозяйсвенного права, а также так называемых социальных норм является нстоятельной необходимостью, поскольку, по отношению к юридическим лицам, деятельность которых загрязняет окружающую среду, нормы экологического права действуют через нормативные акты, регулирущие экономическую деятельность этих субъектов. Например, Закон Републики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте» устнавливает меры обеспечения экологической безопасности при создании магистральных трубопроводов, их эксплуатации и выводе из эксплуатции, консервации и ликвидации. К социальным нормам, в частности, относится законодательство, обеспчивающее санитарно-эпидемическое благополучие населения, градостротельное законодательство.

Важнейшей составляющей названных отраслей являются технические нормативные правовые акты, устанавливающие номативы (стандарты, правила, регламенты) хозяйственной деятельности в цлях обеспечения безопасности человека. Санитарно-эпидемическое закондательство регулирует качество окружающей среды в аспекте сохранения ее как среды обитания человека. Возглавляет систему санитарнэпидемических норм Закон Республики Беларусь «О санитарнэпидемическом благополучии населения». Правовую основу градостроительной деятельности составляет Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», статья 5 которого устанавливает требования в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности территорий и их защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предъявляемые к разработке градостроительной и проектной документации на строительство и застройку населенных пунктов.

Экологическую окраску в настоящее время имеют многие правовые институты: институт права собственности, обязательств вследствие причинения вреда, сервитут и иные — в гражданском праве, институты административной ответственности и управления в области охраны окружающей среды — в административном; институт прав человека — в конституционном; экологическое налогообложение — в налоговом и т. д. Таким образом, «экологизированные» нормы регулируют экологические по содержанию (иноотраслевые по форме) отношения в комплексе с собственно экологическими нормами.

Третий уровень источников составляют международно-правовые акты, регулирующие отношения по охране окружающей среды. В соответствии со ст. 8 Конституции признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Процедуры признания норм международного права закреплены в Законе Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь».

Большинство международных соглашений в области охраны окружающей среды является общими многосторонними договорами, рассматриваемыми в теории и практике международного права как соглашения, которые касаются вопроса, представляющего интерес для международного сообщества государств в целом; направлены на создание общепризнанных норм международного права; предназначены для участия всех государств.

Среди них особенно выделяются так называемые рамочные соглашения, поскольку они, как правило, имеют глобальный характер, фиксируют общие для всех государств-участников обязательства, 21 но при этом не ограничивают договаривающиеся стороны перечислением запрещенных действий. Например, рамочными являются Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.

Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, признаются частью действующего на территории республики законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Консолидирует систему экологического законодательства Закон «Об охране окружающей среды».

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Глава 2. Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иные законы в качестве источников экологического права

2.1 Конституция Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь является первым и важнейшим источником права. На основе конституционных норм формируется вся система действующего законодательства. Основные положения экологической доктрины Республики Беларусь также определены в ней. Меры по охране окружающей среды носят общегосударственный характер.

Конституция Республики Беларусь, в свою очередь, устанавливает права граждан в области охраны окружающей среды, закладывает экономическую основу экологических отношений, в частности право собственности на природные ресурсы, определяет конституционные гарантии в экологической сфере.

Конституционные основы эколого-правового статуса гражданина Республики Беларусь закреплены в главе 2 «Личность, общество, государство». Согласно ст. 21 Конституции, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Гражданам гарантируются права и свободы, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Экологическое содержание могут иметь следующие права, гарантируемые Конституцией: право на жизнь (ст. 24); право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34); право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан (ст. 35); право на свободу объединений (ст. 36); право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37); право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40); право на охрану здоровья, которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды (ст. 45).

Ядро эколого-правового статуса граждан — право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, закрепленное ст. 46 Конституции. Этой норме корреспондирует ст. 55, устанавливающая обязанность охранять природную среду. Конституция Республики Беларусь определяет экономические основы экологических правоотношений. В силу того, что для их реализации необходим определенный природоресурсный потенциал, весьма значима для экологических отношений норма ст. 9 Конституции, которая провозглашает, что территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния. В Конституции декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Гарантируются защита и равные условия развития всех форм собственности (ст. 13).

Конституция закрепляет основополагающие принципы в экологической сфере. Так, конституционную основу института ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды составляет ст. 46, которая предусматривает право каждого на возмещение вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду. Статья 60 декларирует право на возмещение в судебном порядке имущественного и морального вреда. Реализация права собственности в соответствии со ст. 44 не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

2.2 Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иные законы

Закон «Об охране окружающей среды» в Республике Беларусь был принят Верховным Советом Республики Беларусь 26 ноября 1992 г. Необходимость принятия такого закона в нынешний период вызвана двумя факторами. Первый — это социально-экономические причины, которые обрушились на Республику Беларусь после катастрофы на Чернобыльской АЭС: загрязнение значительной части территории радионуклидами, значительное ухудшение состояния здоровья населения республики, особенно в Гомельской и Могилевской областях, повлекшие изменения в хозяйственном комплексе.

Второй фактор — это юридические причины существования пробелов в экологическом законодательстве, отсутствие комплексных законодательных актов, регулирующих охрану природы. Закон «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. является комплексным головным правовым актом прямого действия, регулирующим природоохранительные отношения. Он преследует следующие цели: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Учитывая сложную экологическую обстановку в республике, охрана здоровья и обеспечение благополучия граждан — конечная цель охраны окружающей среды. В связи с этим законодательные акты, направленные на охрану здоровья граждан республики занимают ведущее место. В этом направлении источником экологического права является Закон «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 года. Закон регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятных воздействий среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, содержащиеся в статьях закона, одновременно являются источником экологического права.

Третьим источником экологического права в части норм, направленных на охрану здоровья граждан, является Закон «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» от 26 ноября 1993 г. Во втором разделе «Окружающая среда проживания» содержатся требования к качеству окружающей среды, к архитектурно-градостроительной деятельности в зонах особого государственного регулирования, также изложении требований к государственному кадастру территорий.

Эти два закона подсистемы экологического законодательства составляют основу охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности человека.

Также источником экологического права является Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной Кодекс и кодекс Республики Беларусь о Недрах.

Заключение

В итоге данной работы были выполнены поставленные задачи, а именно была определена общая характеристика и особенности источников экологического права; рассмотрена система источников экологического права; изучены важнейшие аспекты Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и технических нормативных правовых актов в качестве источников экологического права.

На основании изложенного в данной работе, можно сделать следующие выводы.

Источниками экологического права называются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Источники экологического права обладают всеми характеристиками, которые свойственны источникам права, а также признаками, характеризующими особенности нормативного правового массива, регламентирующего экологические отношения: во-первых, значительная часть экологических норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована; во-вторых, нормы, на основании которых регулируются экологические отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые «экологизированные нормы»; в третьих, в числе источников экологического права значительное место занимают международно-правовые акты.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Список использованных источников

Учебная литература

1. Цыпарков, Н.Г. Экологическое право: Учебно-методический комплекс / Н. Г. Цыпарков. — Мн.: Изд-во МИУ, 2004. — 206 с.

2. Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право: учеб. пособие. 2-е изд. — Мн.: Ураджай, 2000. -398 с.

3. Демичев, Д.М. Экологическое право: учебник / Д.М. Демичев. — Минск: Выш. шк., 2007. — 494 с.

4. Экологическое право: учеб.-метод. пособие для студентов БГУ, обучающихся по неюридическим специальностям / авт.- сост. С.А. Блашенко [и др.]. — Минск : БГУ, 2009. — 127 с.

Статьи

5. Международно-правовой статус Антарктики: статья [Электронный ресурс]

6. Система экологического права: статья [Электронный ресурс]

7. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26 ноября 1992 г., № 1982-XII [Электронный ресурс]