Пост главы государства существует во всех странах. При этом, статус и роль главы государства различаются в зависимости от формы правления — монархической или республиканской. В государствах с монархической формой правления главой государства является наследственный монарх, в республиках — выборный президент.

Оглавление

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Введение

. Президент Российской Федерации

.1 Конституционно-правовой статус и полномочия Президента РФ

.2 Порядок избрания Президента РФ и прекращение его полномочий

. Президент Соединенных штатов Америки

.1 Статус и полномочия Президента США

.2 Порядок выборов и прекращения полномочий Президента США

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Введение

Пост главы государства существует во всех странах. При этом, статус и роль главы государства различаются в зависимости от формы правления — монархической или республиканской. В государствах с монархической формой правления главой государства является наследственный монарх, в республиках — выборный президент.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире Президент занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью широкий круг вопросов государственного значения. Но положение главы государства неодинаково, статус и роль главы государства различаются в зависимости от формы правления — монархической или республиканской. Широкие полномочия в так называемых президентских республиках (США, Россия, страны СНГ, Латинской Америки и др.), но во многом формальны в парламентарных республиках (ФРГ, Италия, Португалия и др.).

Россия и США по форме правления — президентские республики, вследствие чего в положении и полномочиях президентов есть много общего, но в то же время можно заметить и немало особенного. Различны и способы избрания Президента. В России Президент избирается путем прямых выборов. В США используется система косвенных выборов.

В нашей стране институт президентства был введен Законом РСФСР от 24.04.1991 г. «О Президенте РСФСР». Принятию закона предшествовал общероссийский референдум, проведенный 17.03.1991 г. по вопросу о введении поста Президента РСФСР. [2] Особая для России ценность вводимого института президентства состояла в том, что при разделении властей президент стал выполнять важные функции координатора в государственном механизме. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР. Однако, на общесоюзном уровне президентский пост, который в период перестройки занимал М.С. Горбачев, оказался недолговечным (с 15 марта 1990 года по 25 декабря 1991 года). Формирование конституционно-правового статуса Президента в 1991-1993 гг., закрепленного в Конституции РФ 1993 г., стало органичным и закономерным процессом с точки зрения развития всей российской государственности.

В Российской Федерации пост Президента был учрежден общенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Б.Н. Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения пятилетнего срока, на который он был избран согласно действовавшей на тот момент Конституции РСФСР (т. е. до 12 июня 1996 г.). В тот период, т.е. до принятия Конституции 1993 г., по статусу Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР [22, с. 12]. Однако, с декабря 1993 г. статус, функции и полномочия Президента Б.Н. Ельцина определялись уже новой Конституцией. Второй президентский срок Б.Н. Ельцина закончился досрочно по его собственному желанию, и пост исполняющего обязанности Президента занял В.В. Путин, который сегодня является действующим Президентом.

В США впервые в истории пост выборного Президента учредила Американская Конституция. Первым президентом США стал в 1789 году Дж. Вашингтон. До его вступления в должность название «президент» использовалось в сочетании «президент Континентального конгресса» — председатель съезда представителей колоний, на котором была принята Декларация о независимости. В соответствии со ст. II Конституции Президент США является главой правительства, всей системы исполнительной власти и одновременно главой государства. Действующий президент США — Барак Обама, вступил в должность 20.01.2009 года.

В связи с тем, что в настоящее время заметен повышенный интерес к институту президентства, существует большое число учебников, учебных пособий по конституционному праву, как Российской федерации, так и зарубежных стран; фундаментальные комментарии к Конституции РФ, а также многочисленные публикации в СМИ, монографические и диссертационные исследования политологов, правоведов, социологов, историков, посвященные проблемам конституционного права, в том числе вопросы, связанные с Президентом.

Исследованию отдельные вопросов исследуемой темы посвящены труды как российских ученых (С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, Г.Б. Атаманчук, М.В. Баглай, А.Б. Венгеров, В.Я. Гельман, Дегтева, Ю.А. Дмитриева, Б.П. Елисеева, В.И. Кайнова, Л.А. Окунькова, В.И. Радченко, В.Н. Суворова, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркина и др.), так и зарубежных (Т. Колтон, Р. Саква, Д. Тризман, Э. Уокер, С. Холмс, С. Фиш и др.). В работах анализируются различные теоретические позиции по вопросу о функционировании президентской власти в различных странах.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Цель курсовой работы: изучить модели президентства в РФ и США: их статус и полномочия Президента, а также порядок назначения и прекращения их полномочий.

Объект курсовой работы: общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией полномочий Президента РФ и Президента США.

Предмет курсовой работы: действующее конституционное законодательство, регламентирующее полномочия Президента РФ и Президента США.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

. Дать понятие правового статуса Президента РФ и Президента США;

. Выделить полномочия Президента РФ и Президента США;

. Рассмотреть порядок назначения и прекращение полномочий Президента РФ и Президента США.

Теоретической основой написания работы явились труды преимущественно отечественных ученых в области конституционного права, теории и истории государства и права, указанные выше, действующее законодательство РФ и США, учебно-методическая литература; публикации в СМИ по теме исследования, а также ресурсы Интернет.

При написании курсовой работы использовался метод системного и сравнительного анализа, комплексного исследования.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

1. Президент Российской Федерации

Российская Федерация прошла длительный и сложный исторический путь конституционно-правового развития на пути формирования современного демократического и правового государства. После распада в декабре 1991 года Советского Союза, наше государство начало строительство новой государственной модели, кардинальным образом отличающейся от существовавшей в советский период ее развития. Одной из самых важных задач было создание новой системы органов государственной власти, которая бы обеспечивала стабильное и поступательное развитие государства. Центральное место в данной системе власти отводилось должности Президента Российской Федерации.   .1 Конституционно-правовой статус и полномочия Президента РФ

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Президент является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти. Президент России является также Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.

На сегодняшний день Президент РФ — это орган государственной власти, который имеет особый, уникальный, как юридический, так и фактический статус, несравнимый ни с одним из органов, составляющих систему государственной власти в РФ [24, с. 184].

Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации — глава государства, и в этом качестве он [1]:

является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

принимает меры по охране суверенитета, независимости, государственной целостности Российской Федерации;

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

определяет основные направления внутренней и внешней политики;

представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Характеризуя место Президента РФ в системе органов государственной власти России, следует иметь в виду, что правовой статус главы государства определяется не только Конституцией РФ, но и рядом федеральных и федеральных конституционных законов, а также постановлениями Конституционного Суда РФ. При этом, в юридической литературе нет единого мнения по вопросу правовой природы власти Президента. Ряд авторов считают, что глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти (О.Е. Кутафин, Е.И. Козлова). Большая группа ученых признает наличие в российской системе разделения властей четвертой самостоятельной ветви государственной власти — власти президентской (Г.Н. Чеботарев, Е.И. Колюшин, В.И. Радченко). И, наконец, третья группа исследователей утверждает, что Президент Российской Федерации выступает фактическим главой исполнительной власти (В.Н. Суворов, А.А. Безуглов, С.А. Солдатов). Для того чтобы выработать собственное мнение по данной проблеме, необходимо проанализировать аргументы сторонников каждой из указанных точек зрения [15, с. 170].

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства. Полномочия Президента обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них: право вето, право законодательной инициативы, обращение с запросом в Конституционный суд РФ, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства и др. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Президент уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение. Как Верховный главнокомандующий он несет ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета Российской Федерации, независимость и целостность государства.

Он несет ответственность за надлежащий уровень регулирования отношений между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, которые исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению сепаратистских устремлений.

Президент также определяет основные направления внутренней политики государства. Эту функцию Президент реализует в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. В посланиях подводится итог достигнутому, а также намечаются текущие и долгосрочные перспективы развития государства.

Внутренний аспект представительства государства в лице Президента реализуется при осуществлении им полномочий, непосредственно исходящих от государства:

принятие в гражданство и прекращение гражданства;

предоставлением политического убежища;

учреждением государственных наград и почетных званий;

осуществляет помилование (ст. 89).

Как глава государства Президент РФ представляет Россию в международных отношениях, что проявляется во всех сферах, где требуется уровень отношений в лице глав государств: подписание договоров, ведение переговоров, встречи глав государств и т.д.

Президент Российской Федерации обладает значительными полномочиями в области кадровой политики и формирования органов государственной власти:

назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;

по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

назначает судей федеральных судов районных, городских, областных, краевых и других судов (кроме судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ);

формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает полномочных представителей Президента.

Согласно ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент формирует свою Администрацию, которая является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента, создает условия для реализации Президентом его функций. В структуру Администрации входят главные управления, управления, отделы, иные самостоятельные подразделения.

Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

Полномочия Президента в области внешней политики:

осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;

ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

подписывает ратификационные грамоты;

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В области обороны Президент РФ:

утверждает военную доктрину Российской Федерации;

является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение.

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран Президент РФ не называется в Конституции «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, но он будто стоит «над тремя властями», если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. В таких ситуациях Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти на федеральном уровне, на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ. Таким образом, по ряду других полномочий Президент РФ:

вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции (ст. 90) и федеральным законам. Полномочия Президента сочетаются с его взаимоотношениями со всеми ветвями власти. Прежде всего, Президент активно взаимодействует с парламентом — Федеральным Собранием:

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

при введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения незамедлительно должен сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы;

представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка;

ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;

назначает выборы Государственной Думы;

вправе созвать первое заседание Государственной Думы ранее 30-го дня после ее избрания;

распускает Государственную Думу;

вносит законопроекты в Государственную Думу;

обладает правом отлагательного вето, т.е. вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В свою очередь, Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента для отрешения его от должности.

Президент активно взаимодействует с Советом Федерации:

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации;

вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора.

В то же время Совет Федерации:

может отрешить от должности Президента;

назначает выборы Президента Российской Федерации;

утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

Президент во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации:

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

принимает решение об отставке Правительства;

по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

имеет право отменять постановления Правительства.

Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Взаимодействуя с судебной властью, Президент вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции различным нормативно-правовым актам, а также о толковании Конституции.

В понятие статуса Президента включается также его личная неприкосновенность (ст. 91 Конституции). Это означает, что никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д. пока он состоит в должности Президента. Наконец, Президента нельзя ни свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Статус Президента символизируется символом государства — Государственным флагом Российской Федерации. Он поднимается над зданием официального пребывания Президента, над его резиденцией, находящейся в столице России — в г. Москве, в Кремле. Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента Российской Федерации, который находится в служебном кабинете в резиденции Президента в г. Москве. Другим символом президентской власти является Знак Президента. Он состоит из Знака и цепи Знака. Знак из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами. На лицевой стороне Креста в центре — накладное изображение Государственного герба Российской Федерации. На оборотной стороне круглый медальон, по окружности которого — девиз: «Польза, честь и слава», а на накладке золотыми буквами выгравированы фамилия, имя и отчество каждого Президента Российской Федерации, год его вступления в должность.

Таким образом, при определении места Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации необходимо учитывать то, что:

) Президент Российской Федерации является главой государства.

) Правовой статус Президента РФ устанавливается Конституции РФ.

) Президенту РФ принадлежат специфические функции, которые он реализует с помощью особого содержания государственно-властных полномочий.

) Президента РФ характерна специфическая форма ответственности.

.2 Порядок избрания Президента РФ и прекращение его полномочий

Нормативной основой данного вопроса является Федеральный закон от 10.01.2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» [3] и положения гл. 4 Конституции РФ.

Особенностью России является то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств в Конституции РФ нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы детально закреплены общие принципы избирательного права по выборам во все органы власти. Всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании конституционно закреплено применительно к выборам Президента РФ. Конституция, кроме того, указывает на основные требования для избрания на этот пост, чем, в общем, и ограничивается. Основной комплекс вопросов, составляющих порядок избрания Президента РФ определяется ФЗ «О выборах Президента РФ», в котором определяются основные принципы выборов и избирательные права граждан. Следует заметить, что в Соединенных Штатах Америки порядок избрания Президента, в самых общих вопросах устанавливаемый Конституцией США, детально в основном регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).

Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более 2 сроков подряд.

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент избирается на 6 лет [4] гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначение выборов Президента в соответствии со ст. 102 Конституции РФ проводится Советом Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ.

Выборы Президента проводятся по единому Федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Избиратели, проживающие за пределами, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты избирателями — инициативной группой не менее чем 500 человек, обладающих активным избирательным правом и политической партией (избирательным блоком, в состав которого входит политическая партия). Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру, обращается с ходатайством в письменной форме в Центральную избирательную комиссию РФ (ЦИК) о регистрации группы избирателей. Порядок регистрации определен в ФЗ «О выборах Президента РФ» [3]. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на пост Президента гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Здесь следует отметить, что Конституция РФ не запрещает Президенту возглавлять или представлять какую-либо политическую партию. Тем не менее ни один президент не принимал на себя обязанности лидера политической партии, даже самой крупной. В октябре 2007 г. В.В. Путин принял предложение делегатов съезда партии «Единая Россия» возглавить федеральный список кандидатов на выборах в Государственную Думу, но просил не рассматривать это как вступление в ряды партии. Иначе дело обстоит в США, где Президент обретает власть как лидер одной из двух ведущих политических партий и рассматривается в таком качестве вплоть до новых выборов Президента.

Как партии, так и кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в поддержку выдвижения должно быть собрано не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей данного субъекта. Регистрация собравших подписи кандидатов осуществляется ЦИК. От сбора подписей освобождаются кандидаты, выдвинутые политической партией, допущенной к распределению мандатов на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы.

Выборы Президента осуществляются на альтернативной основе. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента по решению ЦИК откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Мероприятия, осуществляемые по подготовке и проведению выборов ЦИК и другими избирательными комиссиями, финансируются из федерального бюджета. Вместе с тем кандидаты должны создать свои избирательные фонды.

Днем выборов считается первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент, срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 120 дней.

Выборы в РФ проводятся по мажоритарной избирательной системе, по общефедеральному избирательному округу в два тура. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство (50% + 1) голосов избирателей, во второй тур (повторное голосование, назначаемое ЦИК через 3 недели) выходят два кандидата, набравших наибольшее количество голосов избирателей, для победы во втором туре необходимо набрать относительное большинство голосов избирателей. Итоги голосования последовательно подводятся участковыми комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями субъектов РФ, результаты выборов Президента РФ определяются ЦИК. Закон предусматривает широкую огласку результатов выборов на всех уровнях. Официальное опубликование результатов выборов осуществляется в течение трех дней со дня подписания ЦИК РФ протокола о результатах выборов.

Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Выборы признаются не состоявшимися: если голосование проводилось по одной кандидатуре и за нее проголосовало менее 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании; если в избирательный бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

ЦИК признает выборы Президента недействительными:

. Если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

. Если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее, чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования.

. По решению суда. Если выборы Президента признаны несостоявшимися или недействительными, Совет Федерации назначает повторные выборы, которые проводятся через четыре месяца.

Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом, вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК общих результатов выборов Президента РФ.

В соответствии со ст. 92 Конституции Российской Федерации Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, которая произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда РФ. Присяга приносится народу. Текст присяги и порядок ее принесения регламентированы ст. 82 Конституции Российской Федерации.

Вступление в должность нового Президента влечет определенные правовые последствия в отношении органов, назначаемых Президентом: слагает свои полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов последние продолжают исполнение своих полномочий.

Естественный способ прекращения полномочий Президента РФ — истечение срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом. Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ. С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ.

В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента, которое возможно в строго указанных в Конституции РФ случаях. В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной этим вопросам, говорится: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. Выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий». Важное значение имеет и часть 3 ст. 92: «Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. При этом, исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ».

Как видим, в ст. 92 Конституции РФ существуют только три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка; стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; отрешение от должности.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Первый способ — это отставка, которая предполагает свободное волеизъявление Президента. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке. Так, 31.12.1999 г. первый Президент РФ Б.Н. Ельцин за полгода до истечения срока полномочий издал Указ № 1761 [5] о прекращении исполнения полномочий главы государства с 12 часов 00 минут текущего дня, и с этого времени согласно Конституции РФ президентские полномочия перешли к Председателю Правительства РФ. Указом № 1762 от 31.12.1999 г. [6]. Исполняющий обязанности Президента РФ В.В. Путин объявил о том, что в связи с отставкой Президента РФ Б.Н. Ельцина в соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции он приступил к временному исполнению полномочий Президента РФ.

Во-вторых, это стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Речь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. При этом, возможны:

ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же отставку — лишь с указанием конкретного основания. Акт самоотрешения от должности намеревающийся досрочно прекратить исполнение своих полномочий Президент объявляет своим указом.

ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д. Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов. Практика и это подтвердила.

Согласно Указу от 5.11.1996 г. «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации» [7] в соответствии с Указом от 9.09.1996 г. Премьер-министр приступил к временному исполнению обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5.11.1996 г. Придя в себя после операции, т.е. будучи в сознании, но оставаясь физически весьма ослабленным человеком, Президент тем не менее тут же принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. был издан Указ «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации» [8], которым постановлялось, что исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6.11.1996 г. Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и от 19 сентября 1996 г. Тем самым подчеркивалось, что речь идет о разовых документах, никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса н