Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации»

Актуальность темы. Институт президентства является относительно молодым институтом конституционного права Российской Федерации. Создание президентства в Российской Федерации возглавило совершенно новый этап в процессе развитии российской государственности, и было подтверждением о восприятии государственно-политических институтов всех демократических стран.

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика института Президента Российской Федерации

.1 Становление и развитие института президентства в России

.2 характерные черты института Президента РФ

.3 Основные функции Президента РФ

Глава 2. Порядок выборов и вступление в должность Президента Российской Федерации

.1 Проведение выборов

.2 Вступление в должность Президента

.3 Отрешение от должности Президента РФ

Глава 3. Полномочия Президента в системе разделения властей

.1 Осуществление Президентом Российской Федерации законодательной власти

.2 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.3 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере судебной власти

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. Институт президентства является относительно молодым институтом конституционного права Российской Федерации. Создание президентства в Российской Федерации возглавило совершенно новый этап в процессе развитии российской государственности, и было подтверждением о восприятии государственно-политических институтов всех демократических стран.

Согласно с Конституцией Российской Федерации (с. 80) Президент РФ — является главой государства. В свою очередь, как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Президент Российской Федерации наделен определенными полномочиями из конституционной нормы, в соответствии с которой на сегодняшний день он является гарантом Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 80), прав и свобод человека и гражданина, в определенном порядке принимает все возможные меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ является главой государства, возглавляет все ветви власти, способствуя их согласованному функционированию, но не является главой исполнительной власти.

Институт президентства вызывает к себе пристальный интерес со всех возможных сторон. В наш 21 век появилось огромное количество исследований посвященных изучению данной темы. Она на сегодняшний день претендует на одну из тех, которая способна стать «вечной» в Российской Федерации. Однако даже в связи с этим, она не превратилась в максимально раскрытую. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок.

В России этот институт был введен в 1991 году 24 апреля в соответствии с законом «О Президенте РСФСР». В июне этого же года были проведены прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет был избран Б.Н. Ельцин. Официальная резиденция Президента России — Москва, Кремль. Президент обладает определенными символами власти, ими являются — штандарт (флаг), который представляет из себя квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами осуществления власти на этом посту. Осознание статуса Президента России, и его роли как главы государства доступно лишь при постижении и использовании главы четвертой «Президент Российской Федерации» и других разделах Конституции, прежде всего глава о «Федеральном Собрании — парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации» в соответствии с частью I ст.80 Конституции Российской Федерации можно сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации является главой государства России, которое является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа России, незыблемость ее демократической основы и суверенную государственность России.

Президент Российской Федерации представляет собой гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Институт президентства совершенно новый для Российской Федерации государственный институт, создание которого привело за собой кардинальные изменения в предыдущую организацию государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 годах, был введен пост Президента еще существующего на то время Союза СССР, были введены посты президентов в республиках бывшего Союза. В России пост президента был утвержден в соответствии с решением народа, путем референдума России который состоялся 17 марта 1991года.

За долго до настоящей (действующей) Конституции Президент РСФСР — был признан высшим должностным лицом РСФСР и соответственно главой исполнительной власти. Необходимость закрепления нового положение, было вызвано необходимостью укрепить исполнительные дисциплины в момент углубленного политического и экономического кризиса, и обострение на тот момент межнациональных отношений. Целью утверждения президентской власти было связано с необходимостью наладить государственное управление, и исполнение законов. Самостоятельность власти президента в сравнении с представительными органами, укрепление ее при помощи исполнительной власти были направлены на обеспечение устойчивости и создание предпосылок стабилизации обстановки в стране. Можно выделить следующее, что, давая ориентир и обеспечивая деятельность всех государственных органов, глава государства вынужден действует в рамках, которые установлены Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента включает несколько сфер:

. Президент выступает в виде главы государства;

. Президент является Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами нашей страны;

. В компетенцию президента включены законодательные полномочия;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

. Президент обладает полномочиями не только в законодательной ветви власти, а также большими полномочиями в исполнительной власти. В процессе изучения, главы 4 настоящей Конституции можно сделать определенные выводы того, что Президент занимает возглавляющее, единоличное место в системе органов РФ, деятельность которых направляется на реализацию государственной власти, (к ним относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и он должен обеспечить согласованное взаимодействие всех ветвей государственной власти, жесткое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охрану государственного суверенитета.

Целью данной работы является изучение и анализ конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации.

Основной задачей, поставленной при написании данной работы, является: исследование организационно-правовой деятельности Президента РФ.

Объектом изучения является Президент Российской Федерации.

Предмет исследования — конституционное законодательство.

Эмпирической базой и фундаментом курсовой работы является Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации.

Глава 1. Общая характеристика института Президента Российской Федерации

.1 Становление и развитие института президентства в России

Возникновение в мире такого института как президентства, было основано на поиске в США кардинально новых способов установления высшей государственной власти, которая могла бы предусматривать существование достаточно сильной исполнительной власти и одновременно могла бы полностью исключать возможность ее превращения в тиранию. Как полагалось первоначально, он осуществлял функции главы исполнительной власти, Президент США должен был сменить в сознании людей монарха ранее исполняющего эти функции, и вместо него исполнять функции главы государства. В настоящее время мы можем отождествить его с главой государства. Институт президентства, являлся как бы отрицанием монархии, и должен был ратифицировать республиканскую форму правления. Отличительными чертами этой формы правления можно назвать — выборность и срочность полномочий главы государства. Благодаря результативности и эффективному функционирования данного института в США он был распространен во всем мире.

Термин «президент» можно определить, как выборный глава государства. В связи с этим, во многих юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие «институт президента». Что можно трактовать как комплекс государственно-правовых конституционных) норм, которые регулируют создание и функционирование власти президента.

Термин «глава государства» и «президент» имеют общие родовые корни для глав государств, как с республиканской, так и с монархической формой правления. Основными признаками понятия «президент» как указывалось выше можно назвать выборность и срочность полномочий. Вследствие различных моделей президентской власти в Конституцию были вписаны такие термины, как «глава государства» (термин используется в Беларуси, России), «глава исполнительной власти» (термин используется в США), «арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» (термин использовался в России с 1991 по 1993 годы). Но встречаются исключительные случаи, когда конституционный статус Президента не определен (данный случай можно наблюдать в ФРГ).

И.Д. Хутинаевым был проведен анализ понятий «институт президента» и «правовой статус президента», что представляет для нас особый интерес. Он выделил первичность института президента и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего институт президента определяет не только функционирование, но и избрание президента. На этой основе осуществляется вывод о том, что правовой статус — есть часть правового института, определяющая деятельность президента.

Очень значимым для понимания сущности института президентства является выявление основных черт, характеризующих этот институт. Б.П. Елисеев выделяет следующие:

Президент является выборным главой государства, который в праве возглавлять исполнительную власть, или быть арбитром в системе разделения властей;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

в организационном аспекте Президент никому не подчинен и, наделен высокой степенью самостоятельности от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнение законов;

пост Президента имеет ярко проявленный политический характер. На него возложена важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами.

Понятие «Президент» (от лат. Praesidens) дословно означает «сидящий впереди».

Исторические корни анализируемого института погружаются в старую римскую экстраординарную магистратуру, сформированную на случай появления чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.

В ХХ веке такие колоссальные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к организации множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается приблизительно 150 стран, в которых главой государства является Президент.

При подготовке проекта Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил создать пост президента. Была образована Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Но вскоре Хрущев ушел в отставку, и работа Конституционной комиссии была прервана.

Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С. Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, но была сформирована другая должность — Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Только на 3-ем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.

С учреждением поста Президента СССР большинство возлагали надежды на быстрое решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось со значительными трудностями. Возникли и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне положил конец своему существованию. Но создание президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были созданы посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в РФ.

В Российской Федерации институт президентства был создан по результатам всенародного голосования, которое было проведено 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затем были охвачены в текст Конституции РФ 1993 года.

Итак, процесс возникновения института президентства в России затянулся на долгое время. Объяснения этому причины как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, президентская власть полагает признание принципа разделения властей. У нас в стране он был зафиксирован в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя выработали в сознании людей отрицательное отношение ко всякого рода, единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.

.2 Характерные черты института Президента РФ

президент законодательный власть исполнительный

Вопрос о правовой природе института Президента РФ чрезвычайно сложен» многогранен и объемен. По этой ключевой проблеме существуют различные мнения.

Несомненно одно: Президент РФ — один из ведущих, главенствующих и доминирующих в политической системе страны, общества и в механизме власти орган государственной власти. Причем правовая природа Президента имеет сложный, консолидирующий и интегрирующий характер.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В некоторых случаях по существу отождествляются институты Президента и главы государства либо говорится только об особенностях главы государства, а институт Президента умалчивается, не получает политико-правовой характеристики, четкой трактовки. Отсутствует либо затушеваны роль и место Президента как одного из ведущих фундаментальных государственных институтов органов.

Например, институт Президента связывается главным образом с функционированием института главы государства. Самостоятельная, специфическая роль и место Президента остаются где-то в тени, отсутствует определение самого института Президента, его характерных черт и особенностей. Все сведено к термину, институту «главы государства», остается неясным, что же представляет собой такой специфический государственный феномен, как Президент. Нет определения понятия «президент», его черт и свойств, целостной характеристики во многих конституциях зарубежных стран.

В некоторых случаях дело сводится к тому, что президентская власть (а не институт Президента) в республиках президентского типа — это всегда единоличность власти. Однако такая трактовка далеко не полно и не всеобъемлюще раскрывает характерные признаки и особенности такой сложной государственной структуры, как Президент.

Е.М. Ковешников в сборнике лекций по конституционному праву вообще не касается места, роли, положения Президента в иерархической системе государственной власти современной России.

Е.И. Козлова также не дает функционально-структурной характеристики Президента РФ. Все сводится к описанию правового статуса Президента РФ.

Вопросам характеристики правовой природы государственных органов посвящены многочисленные издания. Бесспорными считаются такие признаки и черты, как:

) наличие у этих органов, в том числе и у органов государственной власти правомочия действовать, выступать от имени и по поручению государства;

) наличие у органа государственно-властного полномочия;

) наличие собственной, специфической компетенции;

) наличие характерных именно для государственного органа форм и методов деятельности;

) участие органа в осуществлении задач и функций государства и ряд других характерных признаков и черт.

Если перечисленные требования, условия, стандарты применить именно к институту Президента, то они в целом, несомненно, свойственны ему как одному из ведущих и специфических государственных органов. Но ограничиться сказанным — это значит не представить хотя бы частично целостную функционально-структурную характеристику такого сложного политико-государственного феномена, причем с этих позиций пока еще явно недостаточно исследованного, которым является институт Президента.

Поэтому к вышесказанному, учитывая специфику места, положения, роли и значения Президента, а также принимая во внимание конкретно российские специфические условия и своеобразие юридического, конституционно-правового закрепления этого важнейшего и нового для развития формирующейся российской демократической цивилизованной государственности и ее основы, необходимо добавить следующее: институт Президента РФ воплощает идеи и принципы ведущего интегрированного и консолидированного государственного органа — органа государственной власти России, что получило отражение и закрепление в Конституции РФ 1993 г. Причем эти идеи и принципы, фундаментальные стандарты и догмы характерны именно для института Президента РФ, функционирующего и заложенного в Конституции РФ в соответствии с принципом разделения властей (ст. 10 Конституций РФ) на законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти.

На этой фундаментальной основе построена вся Конституция современной России, ее первый раздел, главы об основах конституционного строя; правах и свободах человека и гражданина, другие главы. И, конечно, в первую очередь гл. 4 «Президент Российской Федерации».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Первое. Президент РФ является главой государства.

Хотя в самом наименовании «Российская Федерация — Россия» термин «республика» отсутствует, на самом деле речь идет, конечно, о республиканской форме правления в современной России.

Второе. Глава 4 Конституции РФ целиком посвящена институту Президента РФ, хотя и в других главах и статьях затрагивается этот важнейший государственный орган.

Третье. Конституция четко устанавливает (в этом, как и в последующих моментах, — существеннейшие элементы новизны, которые по-новому характеризуют функционально-структурную роль, место и значение института Президента в конституционном праве современной России):

) Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

) Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, и, что особенно важно для целостной функционально-структурной характеристики института Президента РФ;

) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это принципиально новый момент, элемент правового, функционально-структурного статуса Президента РФ в его деятельности по обеспечению единства системы государственной власти.

Четвертое. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Пятое. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Перечисленные выше нормы, элементы, помимо многих других, о которых подробнее речь будет идти несколько ниже, позволяют говорить о самостоятельной и специфической функционально-структурной характеристике по Конституции РФ 1993 г. института Президента РФ как нового и чрезвычайно важного государственного органа в иерархии государственных органов и институтов современной России.

Необходимо выделить такой важнейший и сложный аспект: участие Президента в осуществлении государственной власти.

.3 Основные функции Президента РФ

Функции Президента РФ связаны с важнейшими основами общества и деятельности государства. Основные функции Президента Российской Федерации:

. Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Конституция РФ 1993 г. утвердила положение, согласно с которым Президент представляет собой гаранта прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим можно сделать вывод, что он в обязательном порядке должен гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами.

«Президент РФ, являясь гарантом прав и свобод человека и гражданина, наделен широкими полномочиями в системе охраны и защиты прав личности. Необходимо отметить, что такие полномочия вполне оправданы, так как Президент Российской Федерации призван возглавлять верхними эшелонами власти. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации, он «…обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» по защите прав и свобод».

Содержание правозащитной функции Президента Российской Федерации выслеживается в присяге, произносимой им при вступлении в должность: «…Клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Иначе говоря, Президент России обязуется стабильно следить за положением дел в стране с правами и свободами и во время реагировать на всякого рода их нарушения. В связи с этой целью он наделен различными полномочиями, дозволяющими ему выполнять эту самую правозащитную функцию.

Глава Российской Федерации выдвигается с законодательной инициативой по наиболее значимым вопросам защиты прав и свобод личности. Сегодня в российском государстве есть необходимость того,чтобы Президент РФ, выполняя свою функцию по охране прав и свобод личности, также активно выступал с законодательной инициативой по наиболее значимым направлениям правозащитной деятельности России.

. Президент является гарантом суверенитета РФ.

Достаточно вспомнить слова из клятвы Президента РФ: «Клянусь… защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно, служить народу». Следовательно, только глава государства принимает меры к охране суверенитета Российской Федерации, ее государственной целостности и независимости. В связи с этой целью он обладает специальными полномочиями на оперативное решение вопросов (например, введение военного и чрезвычайного положения)

. Президент является гарантом взаимодействия органов государственной власти и скоординированного их функционирования.

Встав на защиту права и свобод человека и гражданина, Президент России основывается на целую систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента РФ стабильного попечительства о действенности законодательной, судебной, и исполнительной властей, конечно, без вмешательства в сферу их деятельности.

. Президент устанавливает основные направления внешней и внутренней политики государства.

Компетенция Президента России в системе внешней политики очень обширна и многопланова. Президент Российской Федерации вправе подписывать международные договоры как на территории России, так и во время пребывания в иностранном государстве и осуществлять переговоры. При всем этом Президент не нуждается в специальных полномочиях, т.к. глава государства наделен ими по должности.

В этом случае необходимо знать, что международные договоры России подлежат обязательной ратификации Федеральным собранием (то есть обе палаты должны принимать федеральный закон). Ратификация международного договора правомочным органом государства удостоверяется ратификационной грамотой. Ратификационные грамоты Российской Федерации подписывает Президент нашей страны и министр иностранных дел. Если в подписании договора выступают две стороны, то его участники обмениваются ратификационными грамотами. Как глава государства Президент Российской Федерации принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота — это документ, который утверждает назначение определенного лица дипломатическим представителем. Грамота выдается и подписывается Главой посылающего государства и адресуется Главе Российского государства. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей работы с момента вручения верительной грамоты.

Отзывная грамота направляется Президенту РФ главой государства, дипломатический представитель которого отзывается.

Эти направления политики организовываются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, и не должны ни каким образом им противоречить. Из предвыборной программы Президент Российской Федерации можно узнать, какую политику он будет проводить. Но с течением времени жизнь, корректирует действия главы государства, вот почему Конституция РФ обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых и освещаются основные направления внутренней и внешней политики страны.

. Президент представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и внутри страны.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Президент Российской Федерации можно сделать вывод того, что он осуществляет представительскую функцию внутри страны, которая в свою очередь очень тесно связана с его компетенцией во взаимоотношениях с субъектами России: краями, республиками, городами, областями, автономными округами, автономной областью. Это совокупность сложных и разносторонних отношений со своей спецификой. Относительно представительства Президента Российской Федерации в международных отношениях, то на сегодняшний день это очень актуальный и ответственный аспект. С этой стороной связан, в первую очередь, рост международного влияния и авторитета Российской Федерации.

При рассмотрении основных функций Президента Российской Федерации можно сделать определенные вывод, того что они характеризуют президента нашей страны как высшего представителя государства, соединяющего государство и общество. В совокупность существенных функций Президента Российской Федерации входят следующие направления его компетенции: определение основных направлений внутренней и внешней политики, государственное управление, участие в законодательном процессе, консолидация общества и государства, представительство государства.

Глава 2. Порядок выборов и вступление в должность Президента Российской Федерации

.1 Проведение выборов

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Такой порядок выборов главы государства используется во многих странах, хотя имеют место и иные способы избрания президента. Так, в США президент избирается путем косвенных выборов — выборщиками. В ряде стран президент избирается парламентом (ФРГ, Италия, Турция, Латвия, Чехия и др.).

Порядок выборов Президента РФ установлен Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

На конституционном уровне определяются те требования, которым должно отвечать лицо, могущее быть избранным Президентом РФ.

Для осуществления в высокой мере ответственных функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран это достаточно низкий возрастной уровень.

Конституция РФ исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что тоже имеет место в конституциях ряда стран.

Конституция 1993 г., в отличие от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, в весьма зрелом возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья, энергии, организаторских способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт.

Конституция устанавливает требование о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования не было в нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий, формирования и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составления списков избирателей, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и т.д.

Нормы Федерального закона в полной мере отражают основные принципы проведения выборов во все органы государственной власти, закрепленные в рамочном Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией РФ Президент избирается на четыре года (ч. 1 ст. 81), причем одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81). Это установление имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, лидеров нового поколения. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.

Ограничение сроков полномочий Президента двумя сроками предусматривается конституциями многих зарубежных государств, однако в некоторых из них не содержится оговорки о сроках, следующих подряд, т. е. запрет избираться в третий раз носит абсолютный характер.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Назначение выборов Президента РФ относится к ведению Совета федерации (п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции). Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в котором был избран Президент.

Закон определяет и условия назначения выборов в случае досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.

Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Выдвижение кандидатов на должность Президента осуществляется политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. В этом случае политическая партия должна иметь государственную регистрацию не менее чем за один год до выборов, а гражданин Российской Федерации, выдвигающий свою кандидатуру, должен иметь поддержку такого самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. При этом избиратель может входить только в одну группу.

Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру, обращается с ходатайством в письменной форме в Центральную избирательную комиссию РФ о регистрации группы избирателей. Условия регистрации подробно определены в Законе.

Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на пост Президента гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии. Как партии, так и кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, должны собрать для поддержки кандидата не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта.

Политические партии, представленные в Государственной Думе по результатам последних предшествующих выборах депутатов, при выдвижении ими кандидатов в Президенты не собирают подписи избирателей в поддержку своего кандидата.

При выборах Президента не предусматривается внесение избирательного залога вместо сбора подписей. Закон детально определяет порядок и условия представления в Центральную избирательную комиссию списков для проверки; документов, необходимых для регистрации кандидатов; их статус как кандидатов и зарегистрированных кандидатов; порядок финансирования выборов; порядок проведения предвыборной агитации.

Выборы Президента осуществляются на основе принципа альтернативности. Если за 35 дней до дня голосования зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента по решению Центральной избирательной комиссии откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. Только при повторном голосовании в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов остается только один кандидат, может проводиться голосование по одной кандидатуре, но при этом кандидат считается избранным на должность Президента, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Основные мероприятия, осуществляемые по подготовке и проведению выборов Центральной избирательной комиссией и другими избирательными комиссиями, финансируются из федерального бюджета. Вместе с тем кандидаты должны создать свои избирательные фонды, источники формирования которых четко определены федеральным законом. Предельная сумма расходов из фонда не может превышать 400 млн. руб. (при повторном голосовании 500 млн. руб.).

Установлены систематический контроль за расходованием средств избирательного фонда и необходимая отчетность кандидата.

На выборах Президента в голосовании должно принять участие большинство от общего числа избирателей, зарегистрированных на данный период. Это число составляет обычно около 108 млн. избирателей. В противном случае выборы признаются несостоявшимися. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получил такого большинства, то назначается повторное голосование. В бюллетень для повторного голосования вносятся два кандидата, получившие большее число голосов, чем другие. В таком случае избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если это условие не обеспечено, то выборы признаются несостоявшимися.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

При повторном голосовании не действует норма о необходимости участия в голосовании более половины числа зарегистрированных избирателей.

Выборы признаются недействительными: 1) если допущенные при голосовании и установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участках, охватывающих не менее чем одну четвертую часть общего числа избирателей; 3) по решению суда. В таких случаях проводятся повторные выборы.

Протокол о результатах выборов Президента составляется Центральной избирательной комиссией на основе протоколов избирательных комиссий субъектов Федерации, территориальных и участковых комиссий. Официальное опубликование результатов выборов, а также данных, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, и числе голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола, а в течение 10 дней ЦИК в своем официальном печатном органе опубликовывает полные данные протоколов всех избирательных комиссий субъектов Федерации.

При проведении выборов используется государственная автоматизированная информационная система («Выборы»).

.2 Вступление в должность Президента

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность.

Она заключается в принесении Президентом присяга в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Текст присяга установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Важной характеристикой присяги является то, что она приносится народу. Присяга Президента, как и всякая иная юридически закрепленная присяга, определяет те общие требования и ориентиры деятельности, которые неукоснительно должен соблюдать Президент, в чем он дал клятву.

Конституция не предусматривает принесения присяги лицами, исполняющими обязанности Президента в случае досрочного прекращения полномочий избранного Президента и временно исполняющими такие полномочия. Не предусмотрено также повторное принесение присяги в случае принятия в течение срока полномочий Президента новой Конституции.

Именно с момента принесения присяги Президент вступает в должность и одновременно прекращаются полномочия прежнего Президента. Необходимость принесения присяги распространяется и на Президента, избранного на второй срок.

Предусмотренная в ч. 2 ст. 82 Конституции торжественная обстановка принесения присяги призвана показать важность акта вступления в должность нового Президента, сделать этот акт публичным, свидетельствующим о высоком статусе главы государства. Имеется специальный Протокол, регламентирующий порядок вступления в должность Президента. Председатель Центральной избирательной комиссии оглашает постановление об избрании Президента. Присягу Президента принимает Председатель Конституционного Суда. После этого Председатель Совета Федерации возлагает на Президента цепь со знаком Президента. Этот знак является символом президентской власти и передается каждому очередному вновь избранному Президенту Вступление в должность Президента транслируется по каналам телевидения, радио, проходит в присутствии представителей государственных органов, политических партий, общественных объединений, представителей иностранных государств.

Конституция РФ связывает срок вступления в должность вновь избранного Президента и принесения им присяги со сроком окончания полномочий прежнего Президента.

В Федеральном законе о выборах Президента РФ конкретизированы эти сроки, а также предусмотрены сроки вступления в должность Президента в случаях досрочных или повторных выборов. Вновь избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах Президента, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность прежнего Президента назначены повторные выборы Президента, на 30-й день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией общих результатов выборов Президента РФ.

В Конституции РФ не оговаривается возможность продления срока полномочий Президента путем отсрочки новых выборов в случае военных действий и иных чрезвычайных ситуаций. Однако в федеральных конституционных законах «О военном положении» и «О чрезвычайном положении» устанавливается, что выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, а также референдумы не проводятся, что Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения. Отсюда следует вывод, что и выборы Президента не проводятся в случае истечения срока его полномочий и последний продлевается.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В конституциях отдельных зарубежных государств можно встретить установления, регулирующие сроки полномочий Президента в подобных ситуациях. Так, в Конституции Молдовы определено, что срок полномочий Президента может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы. Аналогичная норма без указания акта, которым это устанавливается, содержится и в Конституции Румынии. В Греции в случае войны срок полномочий Президента продлевается до ее окончания.

Во всех конституциях, в том числе и в Конституции РФ, принесение вновь избранным Президентом присяги является юридическим актом, с которым связывается момент вступления в должность Президента. В принципе отказ от принесения Президентом присяги должен иметь своим последствием невступление его в должность. Однако прямые указания на такие последствия в конституциях встречаются как исключение. Так, в Конституции Чехии установлено, что отказ Президента принести присягу или принесение присяги с оговоркой рассматривается как неизбрание данного лица Президентом. В Конституции Словакии такого рода действия влекут за собой недействительность выборов Президента.

Хотя такого рода нормы затрагивают чисто гипотетические ситуации, однако очевидно, что непринесение присяги избранным Президентом означает его невступление в должность. Это вытекает из смысла Конституции РФ.

Конституция РФ не предусматривает института вице-президента. В прошлом такая должность учреждалась во время президентства М.С. Горбачева и первоначально в Российской Федерации до 1993 г. вице-президенты избирались одновременно с Президентом (отдельно по вице-президентам голосования не проводилось). Однако этот институт в нашей стране себя не оправдал.

.3 Отрешение от должности Президента РФ

Часть 2 статьи 92 Конституции содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся основой для досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Если одно из указанных обстоятельств наступает, это означает, что Президент уже не может вернуться к исполнению полномочий в период текущей легислатуры, то есть до выборов нового Президента.

Такой вывод вытекает не только из анализа самих оснований досрочного прекращения полномочий, но и из упоминания в тексте ч. 2 ст. 92 о том, что выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Заметим, что это более короткий срок по сравнению с обычным сроком избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» гласит (ст. 5), что при выборах после досрочного прекращения полномочий Президента сроки избирательных действий сокращаются на четверть.

В российском законодательстве не содержится конкретного регулирования всех условий досрочного прекращения президентских полномочий (исключение составляет лишь регулирование процедуры отрешения от должности, да и то только в регламентах обеих палат Федерального Собрания). Поэтому на практике могут возникать вопросы.

Один из них — что следует считать отставкой? Конституция имеет в виду добровольное сложение Президентом Российской Федерации своих полномочий. Такой вывод вытекает из того, что нет конституционной нормы, которая бы предусматривала иные основания и формы отставки, помимо инициативы самого Президента. Не случайно, кстати, принудительная отставка называется по-другому — отрешение от должности.

В современной российской конституционной практике предпринимались попытки досрочно прекратить президентские полномочия Б.Н.Ельцина по всем предусмотренным данной статьей основаниям. Но только по одному из них эти полномочия были действительно прекращены. Речь идет о добровольной отставке Президента РФ Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 г. Основание, которое Президент РФ назвал в своем заявлении о сложении полномочий, вряд ли можно признать соответствующим общему духу Конституции РФ. Напомним, что Б.Н.Ельцин таким основанием назвал необходимость «освободить дорогу новому поколению политиков». Формально Конституции это не противоречило, но в то же время находилось не в русле укрепления цивилизованной политической системы. Ведь одно дело, когда отставка по такому основанию происходит в условиях отсутствия четкого и безусловного ограничения срока полномочий главы государства. Совсем другое дело, когда по такому основанию происходит отставка в условиях известного срока новых президентских выборов, причем выборов, до которых остается всего полгода. В данном случае отставка Президента РФ стала способом обеспечения выборных преимуществ вполне определенному претенденту на президентский пост — действующему Председателю Правительства РФ. Вот почему с точки зрения долгосрочных интересов развития демократии в России эта отставка не может считаться положительным фактором. Гораздо больше таким интересам отвечала бы передача полномочий новому Президенту страны в установленные конституционные сроки при обеспечении действующим главой государства равных стартовых условий всем кандидатам.

Добровольная отставка Б.Н.Ельцина породила ряд вопросов чисто конституционно-правового свойства. Например, имеет ли право Председатель Правительства, исполняющий обязанности Президента РФ, предпринять какие-то действия, не указанные для него в перечне конституционных ограничений (ч. 3 ст. 92): отправить Правительство в отставку, поставить перед Государственной Думой вопрос о вотуме доверия Правительству, освободить себя от должности Премьер-министра, внести представление о снятии с должности или назначении на должность Генерального прокурора РФ, обратиться с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию и т.д. Формально Конституция не препятствует всему этому. Однако кроме формальных запретов, во-первых, существует понятие «дух Конституции», которое в развитом демократическом обществе имеет вполне ощутимые практические проявления, а во-вторых, есть общие конституционные нормы, препятствующие осуществлению ряда президентских полномочий со стороны и.о. Президента РФ. Например, ст. 80 возлагает на Президента обязанность обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это означает, что лицо, временно исполняющее обязанности главы государства, не должно использовать свои полномочия, если такое использование порождает трудноразрешимые конституционные тупики. В частности, если и.о. Президента РФ слагает с себя полномочия Премьер-министра, Правительство должно уйти в отставку. Значит, необходимо представление в Государственную Думу кандидатуры нового Председателя Правительства. Если же Дума троекратно отклонит это кандидатуру, ее по Конституции РФ требуется распустить. Но этот роспуск невозможен, так как до выборов нового Президента страны остается меньше полугода. Тем самым образуется конституционный тупик. К тому же осуществлению такого полномочия препятствует как здравый смысл (Правительство слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, а значит, просуществует три с небольшим месяца), так и трактовка ч. 3 ст. 92, в соответствии с которой именно (и только) Премьер может исполнять обязанности Президента России.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П: 1. Статья 91 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. В части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации определено, что Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно, в частности, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Государственная Дума просит истолковать приведенные положения Конституции Российской Федерации во взаимосвязи, поскольку, по ее мнению, неясно, препятствует ли установленная статьей 91 неприкосновенность Президента Российской Федерации возможности запрашивать и получать информацию о состоянии его здоровья в целях решения вопроса о наличии стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия как одного из предусмотренных статьей 92 (часть 2) оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации; отменяет ли статья 91 действие в отношении Президента Российской Федерации положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, касающихся процедуры определения временной нетрудоспособности и выдачи листка нетрудоспособности (статья 49), порядка установления степени утраты трудоспособности (статья 50); какова процедура прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Вопрос о возможности досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья (в связи с операциями на сердце, болезнями и недомоганиями Б.Н. Ельцина) в последнее время обсуждается особенно активно. Желая хорошего здоровья Б.Н. Ельцину как человеку, приходится говорить о некоторых юридических аспектах проблемы, касающейся Президента государства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Рассмотрим две возможные ситуации.

. Президент в ясном уме, но он чувствует себя больным и поэтому сам объявляет о том, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этого случая подходит начальная формула ч. 2 ст. 92 — Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Данный вариант это, по сути, та же отставка, лишь с указанием конкретного основания.

. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение. Что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно испросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение, с учетом состояния Президента, не может иметь решающего значения, например, при такой физической немощи, когда состояние (старение, изношенность) организма не позволяет Президенту должным образом исполнять должностные обязанности, а также при психическом расстройстве здоровья. Надо продумать, что делать и в ряде других случаев. К примеру, если Президента поразит глухота, немота, слепота и т.д.).

Возможно, затронуть эти вопросы разработчикам не только российской, но и многих зарубежных конституций не позволила ложная щепетильность. Между тем, в жизни все бывает, и любые неожиданности целесообразнее предусмотреть заранее.

Итак, речь идет о ситуации, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором. В этом случае на основании письменного медицинского заключения Председатель Правительства объявляет о принятии на себя обязанностей Президента. Правда, здесь далеко не все просто, поэтому следует поговорить о возможных вариантах подробнее — хотя бы для того, чтобы никто не искал косвенных форм отстранения от власти, а то и свержения Президента.

Первый вариант. Медицинская комиссия констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам. Тогда Председатель Правительства, сделав специальное объявление, приступает к исполнению обязанностей Президента — думается, с того момента, когда ему стало известно содержание заключения медицинской комиссии. И со дня этого объявления начинается отсчет 3 месяцев, отведенных Конституцией для подготовки новых выборов. Напомним, что федеральный закон о такой государственной медицинской комиссии давно подготовлен и даже рассматривался Государственной Думой, однако он застрял в законодательных дебрях.

Второй вариант. Президент болен и не может исполнять свои обязанности. Но есть надежда на то, что это временное состояние. Когда лечение восстановит его силы, он опять будет в состоянии вести государственные дела. Для данного варианта слова ч. 3 ст. 92 Конституции «во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации» надо трактовать таким образом: в данное время Председатель Правительства замещает Президента. Надо ли в этом случае Президенту делать специальное заявление? Например, если Председатель Правительства РФ уходит в отпуск, он возлагает свои обязанности на одного из первых заместителей. Никаких публичных заявлений не делается, но издается соответствующее распоряжение. Конечно, если первый заместитель один, то можно обойтись и без распоряжения, поскольку такое правило предполагается либо находит отражение в законе о Правительстве.

У Президента иное положение. Его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь на отдыхе, Президент продолжает оставаться «при исполнении». Поэтому формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. При их наступлении все зависит от сложившихся обстоятельств.

Когда Президенту Б.Н. Ельцину предстояла несложная операция по исправлению перегородки носа, заявления о переложении обязанностей на Председателя Правительства не последовало. Однако когда предстояло делать операцию на сердце, Президент издал несколько указов относительно порядка временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства.

Прежде всего, Президент определил общие условия временного исполнения обязанностей. 19 сентября 1996 г. был принят Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации». В нем говорится: в связи с предстоящей в 1996 г. Президенту РФ хирургической операцией, в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ установить, что «временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции Президенту Российской Федерации, осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации Черномырдиным В.С. в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и таким ядерным оружием, для чего ему будут переданы соответствующие технические средства («ядерная кнопка»)». Далее устанавливается, что Председатель Правительства приступает к временному исполнению обязанностей Президента РФ «с момента, определяемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о возложении на Председателя Правительства Российской Федерации временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации». Обеспечение деятельности временно исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ. Наконец, обозначено, что данный Указ вступает в силу со дня его опубликования и действует «до момента подписания Президентом Российской Федерации указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации».

Как следует из содержания Указа от 19 сентября 1997 г., Президент исходит из того, что он сам решает, наступил ли момент временного исполнения обязанностей согласно ч. 3 ст. 92. Ведь Председатель Правительства осуществляет временное исполнение президентских обязанностей «в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента», который заканчивается с момента подписания Президентом «указа о прекращении временного исполнения обязанностей».

Все так и произошло. Указом от 5 ноября 1996 г. «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации» в соответствии с Указом от 19 сентября 1996 г. Председателю Правительства было поручено временное исполнение обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. Придя в себя после операции, т.е. будучи в сознании, хотя и оставаясь физически весьма ослабленным, Президент тем не менее тут же принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. им был издан Указ «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации».

В нем говорилось, что указанное исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г. Показательно, что в соответствии с последним Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и даже от 19 сентября 1996 г. Тем самым было подчеркнуто: речь шла о разовых документах, никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное повторится, потребуются новые указы Президента.

Итак, логика действий Президента в период проведения ему операции на сердце в ноябре 1996 г. подтверждает, что, по его мнению, лишь ему принадлежит право определять, в состоянии ли он заниматься государственными делами.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Безусловно, было бы трудно отрицать такое право Президента. Замещая его, Председатель Правительства опирается на Конституцию и на соответствующий указ Президента. Отсчета трехмесячного срока, предусмотренного ч. 2 ст. 92 Конституции, в данном случае не производится.

Однако следует предвидеть и третий вариант: ситуация со здоровьем изменится к худшему, и Президент будет не в состоянии подписать указ о прекращении временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства. Тогда потребуется заключение специальной медицинской комиссии, о котором говорилось ранее, т.е. будет рассматриваться вариант досрочного прекращения исполнения полномочий Президента в силу стойкой неспособности их осуществлять по состоянию здоровья (ч. 2 ст. 92 Конституции).

Таким образом, когда речь идет о состоянии здоровья, все зависит от фактических обстоятельств.

Система разделения властей, помимо текущего контроля за актами и действиями одной ветви власти со стороны других, предполагает и принцип принудительного досрочного прекращения полномочий. Однако у каждой властной структуры либо лица, входящего в ту или иную структуру, существуют свои специфические основания и процедура досрочного прекращения полномочий.

Для Президента Российской Федерации основания принудительного прекращения полномочий связаны исключительно с совершением опасного преступления. Тем самым действующая Конституция Российской Федерации значительно сузила в отличие от Конституции Российской Федерации 1978 г. перечень оснований для отрешения главы государства от должности. Накал политического противостояния в России начала 90-х гг. отразился и на ст. 121.10 тогдашней Конституции. Основаниями отрешения от должности по этой статье были: нарушение Конституции, законов и присяги. Вряд ли имеет смысл объяснять, что такая формулировка оснований позволяла достаточно вольно трактовать любые действие или акт Президента, что означало облегченную возможность сместить его с должности в любой момент. Для неустойчивой политической системы данная норма носила по сути провоцирующий опасную конфликтность характер. Не случайно в практике Съезда народных депутатов РСФСР (затем РФ) постоянно возникала идея объявления «импичмента» Президенту Б.Н.Ельцину, что не могло не отражаться на стабильности всей государственной системы.

Даже в политически устойчивых системах подобные формулы оснований для отрешения от должности не применяются. Тем более они опасны в государствах, где осуществляется переход от одной системы власти к другой.

Страной, которая впервые ввела в конституционную ткань институт импичмента, то есть досрочного (в качестве меры ответственности) отрешения от должности, являются Соединенные Штаты Америки. Интересно при этом заметить, что импичмент по американской Конституции возможен не только по отношению к Президенту США, но и к другим высшим должностным лицам — вице-президенту, сенаторам, министрам, судьям. В Российской Федерации только для Президента страны специально предусмотрен исключительный порядок отрешения от должности, при котором каждый свою функцию выполняют: Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания, Верховный и Конституционный Суды Российской Федерации.

Сложность процедуры отрешения от должности обусловлена только одним — стремлением исключить всякую возможность политического преследования Президента Российской Федерации. Практика показывает, что закрепленная действующей Конституцией процедура возбуждения вопроса об отрешении и самого отрешения Президента от должности политически оправдывает себя, не позволяя дестабилизировать ситуацию в стране.

Значение ч. 1 статьи 93 состоит в том, что в ней названы основания для выдвижения обвинения против Президента страны и все властные «инстанции», участвующие в процедуре решения вопроса об отрешении главы государства от должности.

Конституция Российской Федерации лишь на первый взгляд формулирует в общей форме основания для выдвижения обвинений против Президента. На самом деле она исчерпывающе называет преступления, за совершение хотя бы одного из которых может последовать возбуждение процедуры отрешения от должности. Дело в том, что как в предыдущем Уголовном кодексе РСФСР, так и в новом от 13 июня 1996 г., введенном в действие с 1 января 1997 г., виды преступлений делятся на категории. Таким образом, практическое применение ст. 93 Конституции Российской Федерации предполагается в тесной увязке с Уголовным кодексом, содержащем в Общей части исчерпывающий перечень соответствующих категорий преступлений.

Однако в связи с введением в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации возникает проблема. Конкретные составы преступлений и перечень их категорий в обоих кодексах не совпадают. В новом Кодексе появилась категория особо тяжких преступлений (ст. 15) наряду с тяжкими, тогда как прежний УК наиболее опасной категорией называл лишь тяжкие. При этом прежний Кодекс каждую категорию описывал через указание номеров отдельных статей и их частей. Новый Кодекс ввел иной критерий — степень наказания.

В соответствии с действующим УК РФ к тяжким относятся как умышленные, так и неосторожные деяния, наказание за которые составляет более 5 лет и не превышает 10 лет лишения свободы, а особо тяжкими преступлениями признаются только умышленные, причем те, за которые предусмотрено свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание (в том числе пожизненное заключение или смертная казнь). Поэтому, если подходить к ст. 93 буквально, ее содержание войдет в противоречие как с Уголовным кодексом, так и с самим смыслом данной конституционной статьи.

Исходя из сказанного, трактовать ч. 1 ст. 93 нужно следующим образом: Президенту Российской Федерации могут быть предъявлены обвинение в целях отрешения его от должности за совершение только особо тяжкого преступления. Основания для такого вывода таковы.

) Конституционная норма прямо называет одно конкретное преступление — государственную измену и при этом говорит о совершении иных тяжких преступлений. Это значит, что Конституция Российской Федерации имеет в виду преступления, относящиеся к той же категории, что и государственная измена. А по новому Уголовному кодексу это — особо тяжкие преступления.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

) Формалистическое прочтение статьи приведет к тому, что Президенту смогут быть предъявлены обвинения за совершение не самых опасных преступлений. И, наоборот, глава государства не сможет быть обвинен, за совершение наиболее опасных уголовных деяний, скажем, за получение взятки в крупных размерах, шпионаж и др.

) Косвенное подтверждение для такого вывода — употребляемая в данной конституционной норме терминология. «Государственная измена» — понятие, введенное новым УК. В прежнем Кодексе существовало понятие «Измена Родине». Авторы текста проекта Конституции учитывали существовавший к тому времени (осень 1993 г.) концептуальный проект нового Уголовного кодекса и потому включили в конституционную ткань понятие государственной измены, поскольку даже при существовании старого УК ясно было, о каком преступлении идет речь. В то же время они не могли сказать «иные особо тяжкие преступления», так как такой категории в уголовном законодательстве еще просто не существовало.

Нигде в законодательстве не говорится, что отрешение Президента страны от должности вследствие совершенного им преступления исключает привлечение его к ответственности за данное преступление в обычном порядке после отрешения от должности (в этом случае на Президента не распространяется действие Закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. Здесь, впрочем, есть определенное нарушение принципа уголовного и уголовно-процессуального права. Ведь по сути высшая судебная инстанция в неординарном порядке, то есть не предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом, выносит свое решение относительно виновности человека. Тем самым предрешается и решение обычного суда, который будет рассматривать данное дело уже в обычном порядке. Поэтому выход видится только во внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство, которое должно регламентировать все процедуры, связанные с рассмотрением дела о наличии признаков преступления в действиях Президента Российской Федерации.

Глава 3. Полномочия Президента в системе разделения властей

.1 Осуществление Президентом Российской Федерации законодательной власти

В значительной степени эта деятельность Президента РФ регламентирована в Конституции РФ, а немалая ее часть в федеральных конституционных законах, в федеральных законах, в иных нормативных правовых актах.

Конституция РФ закладывает правовые основы активной деятельности Президента РФ в сфере законодательной власти.

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, т.е. подготавливать и вносить в Государственную Думу законопроекты (ст. 104, ч. 2).

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его (право вето), то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституций РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ФКЗ о порядке деятельности Правительства РФ; о полномочиях и порядке образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов; о Конституционном Собрании; об Уполномоченном по правам человека; о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта; статусе субъекта РФ и др.).

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

К сфере законодательной, правотворческой деятельности Президента РФ относятся также: издание указов и распоряжений; решение вопросов гражданства РФ и предоставление политического убежища; награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

.2 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решения об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; утверждает военную доктрину Российской Федерации; формирует Администрацию Президента Российской Федерации; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации имеет право при определенных обстоятельствах вводить в целом в стране или в ее отдельных местностях особые правовые режимы.

Так, согласно ч. 2 и 3 ст. 87 Президент РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Согласно ст. 88 Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3.3 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере судебной власти

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ; Верховного Суда РФ; Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов.

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент РФ (п. 2 ст. 85) вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Можно сделать вывод, что п. 2 ст. 85 Конституции РФ относится в большей мере к той части деятельности Президента РФ, которая относится к сфере исполнительной власти, но одновременно тесно связана с деятельностью Президента, и к сфере судебной власти.

Президент РФ, помимо сказанного, согласно ст. 89 (п. «в») осуществляет помилование.

Участие Президента РФ в сфере судебной власти проявляется также в рассмотрении по запросам Президента РФ Конституционным Судом, в частности дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ (подл. «а» п. 2 ст. 125).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, а также других высших государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации (п. 5 ст. 125 Конституции РФ).

Первая часть касается представительских функций Президента РФ как главы государства внутри страны. По-видимому, в данном случае речь идет о представительских функциях, задачах и деятельности Президента РФ во взаимоотношениях с субъектами РФ — республиками (государствами), краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами. Это комплекс сложных и многоаспектных, многогранных отношений, имеющих свои специфику, определенный опыт, исторические традиции и особенности. Они призваны всемерно учитываться в практике реализации представительских функций Президента.

Что касается второй части статьи (Президент РФ представляет Российскую Федерацию в международных отношениях), то это чрезвычайно актуальный и ответственный аспект, в котором уже накоплен немалый опыт, имеющий тенденцию к расширению и обогащению.

Рост международного влияния и авторитета России во многом связан именно с этой стороной, гранью, аспектом международно-правовой деятельности Российской Федерации, которая требует детального рассмотрения.

Заключение

Сделав определенный анализ реального конституционного статуса института Президентства России, напрашиваются следующие выводы:

В Российской Федерации основаны республики смешанного типа «полупрезидентской» (президентско-парламентской), по правилам которых Президент нашей страны избирается путем всеобщего голосования (это и есть её основное отличие от парламентской формы); он имеет личными прерогативами, которые позволяют ему действовать независимо от Правительства Российской Федерации.

Совместно с Президентом Российской Федерации воздействует и Правительство Российской Федерации и его министры (составляющие Правительство Российской Федерации) которые несут ответственность перед парламентом, а также Председатель Правительства Российской Федерации в этом и есть ее отличие от президентской формы правления (согласно статье 114 Конституции Российской Федерации с учетом определенных изменений которые были внесены с течением определенного времени, внесенных в Основной Закон федеральными конституционными законами от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и №7-ФКЗ:

а) Правительство Российской Федерации имеет право(не только имеет право, а это входит в его обязанности) разрабатывает и презентует Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его строгое исполнение;

б) презентует Государственной думе отчет об исполнении федерального Бюджета;

в) презентует Государственной думе ежегодные отчеты с результатами своей деятельности, в состав которого входит и отчет по вопросам, поставленных Государственной думой).

Президент Российской Федерации — является влиятельной, активной политической силой, которая в состоянии оказывать в значительной мере воздействие на всю систему государственной власти, а также на внешнюю и внутреннюю политику страны.

В составе конституционно правового статуса Президента РФ, в современной системе согласованности его с Правительством Российской Федерации имеет место некая борьба и отчасти небольшой потенциал конфликта за доминирующую роль в определении правительственной политики.

С момента принятия Конституции Российской Федерации место законодательный процесс. Глава государства России стремится к укреплению своего правового статуса, а также можем наблюдать стремление своего влияния как важнейшего участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут быть достижения сбалансированной компетенции и реальных полномочий, налаживание динамического равновесия всех институтов власти.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Напрашивается вопрос о создании и обеспечении аналитической и прогностической работы в отношении роста эффективности института президентской власти в России. Необходим не разовый порыв, а размеренная поступь, цивилизованный подход к сложным проблемам государственного строительства. Смысл последнего подхода заключается в следующем, для положительных перемен необходимо эволюционное развитие (то есть постепенное), с соответствующей коррекцией и без потрясений (т.е. никак ни в качестве революции). Если пронаблюдать опыт многих стран, который утверждает о том, что при условии достаточно компетентной управляемости государством, профессионализме и системности перемен возможны более существенные и позитивные результаты преобразований. Интегрирующая роль большинства конституционных прерогатив и функций Президента Российской Федерации применительно по всем ветвям власти должна проявиться равномерно без каких-либо изъятий привилегированного отношения, предпочтения одной из них. Вот поэтому требуется согласованная работа всех ветвей государственной власти.

Для того чтобы Российскую Федерацию вывести на путь развития мировой цивилизации необходимы конкретизированные действия главы государства Российской Федерации, Федерального Собрания, законодательные решения, объединяющие усилия всех органов государственной власти, должностных лиц в субъектах Российской Федерации.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О выборах Президента Российской Федерации»

. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации»

. Анисимов Л. Н., Катвицкая М. Ю. Конституционное право Российской Федерации. — М.: ИКАР, 2010. 216 стр.

. Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России. — М.: Профобразование, 2011. 2384 стр.

. Габричидзе Б. Н., Ким-Кимэн А. Н. Конституционное право. — М.: ТК Велби, 2010. 472 стр.

. Глущенко П. П. Конституционное право России. — СПб.: Питер, 2012. 320 стр.

. Государственное право Российской Федерации. Под ред. Кутафина О.Е. — М.: ТК Велби, 2004 г. С.186

. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. — М.: Юристъ, 2012. 560 стр.

. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2013. 592 стр.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

. Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Кулушева М. А. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Юрайт-Издат, 2013. 368 стр.

. Комарова В. В. Конституционная законность в реализации принципа разделения властей на примере Российской Федерации. — М.: Проспект, 2013. 200 стр.

. Конституционное право зарубежных стран. Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича. М., Закон и право, 2004. 688 стр.

. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомров С. В. Государственное управление и исполнительная власть. — М.: Инфра-М, 2011. 320 стр.

. Разделение властей. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: МГУ, 2004. 428 стр.

. Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Юрайт-М, 2012. 224 стр.

. Смоленский М. Б., Алексеева М. В. Конституционное право. — М.: Феникс, 2013. 544 стр.

. Стрекозов В. Г. Конституционное право России. — М.: Юрайт, 2013. 320 стр.

. Уманская В. П. Правовые акты органов исполнительной власти. Теория и практика. — М.: Юнити-Дана, 2013. 336 стр.

. Червонюк В.И. Конституционное право России — М.: Инфра-М, 2006. С.117

. Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. — М.: ПолиграфОпт, 2004. 856 стр.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2439

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке