Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Место жительства гражданина: понятие, правовое значение, регистрационный учет»

В соответствии с Конституцией и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации. Существующий механизм реализации права на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства, содержащийся в федеральном законодательстве (за некоторыми исключениями), однозначен в этих вопросах и направлен на отмену всех ограничений.

Оглавление

Введение

1. Место жительства граждан Российской Федерации

.1Понятие места жительства граждан Российской Федерации

.2Выбор места жительства

. Правовое значение места жительства гражданина Российской Федерации

3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации

.1 Понятие и сущность регистрационного учета граждан Российской Федерации

.2 Нормативно-правовое регулирование регистрационного учета граждан в Российской Федерации

.3 Ответственность за нарушение правил регистрационного учета

Заключение

Библиографический список

Введение

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

При реализации гражданами своих личных прав, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, особую важность имеют вопросы о праве на место жительства.

Однако при реализации данного конституционного права нередко граждане сталкиваются с проблемами. Часть из них связана в слабом уровне правовой культуры большинства населения нашего государства.

Так же в последнее время вопросы реализации правил паспортно-регистрационной системы являются первостепенными. Причиной этого послужило значительное увеличение количества правонарушений, совершаемых лицами, проживающими без документов или регистрации.

Данные вопросы имеют тесную взаимосвязь.

В соответствии с Конституцией и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации. Существующий механизм реализации права на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства, содержащийся в федеральном законодательстве (за некоторыми исключениями), однозначен в этих вопросах и направлен на отмену всех ограничений.

Целью данной курсовой работы является освещение вопроса, связанного с правовым значением места жительства граждан России и регистрационного учета.

Предметом курсовой работы являются правовые отношения гражданина как субъекта права, обладающего таким свойством и отличительным признаком, как место жительства.

Для достижения указанной цели в ходе исследования будет раскрыто понятие места жительства и его выбор, правовое значение места жительства, понятие и сущность регистрационного учета граждан Российской Федерации, охарактеризован установленный порядок регистрации граждан, нормативно-правовое регулирование регистрации граждан в Российской Федерации, ответственность за нарушение правил регистрационного учета граждан.

1. Место жительства граждан Российской Федерации

.1Понятие места жительства граждан Российской Федерации

правовой регистрационный учет жительство

Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ).

Это может быть квартира, жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и т.п.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживет в качестве собственника, а также по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Место жительства гражданина в обязательном порядке должно быть определено с достаточной точностью. Мало назвать только населенный пункт, необходимо указать улицу, номер дома, номер квартиры. В случае возникновения спора о том, является ли данное место местом жительства гражданина, вопрос решается на основании объективных признаков постоянного или преимущественного проживания в данном месте.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Постоянное проживание не означает длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся различных условий гражданин обосновался в данном месте. Например: местом жительства молодого специалиста, приехавшего по окончании учебного заведения на работу в определенный населенный пункт, будет являться этот населенный пункт, а не город, где он учился или живут его родители.

Понятие «преимущественное проживание», определенное в ст. 20 ГК РФ, имеет существенное значение, так как жизнь и деятельность гражданина зачастую не связаны постоянно с определенным местом пребывания. Так моряки, рыболовы, геологи, строители, археологи и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т.д. В данных ситуациях местом жительства признается место, где граждане проживают преимущественно, то есть дольше, чем в других местах.

Правило о том, что гражданин имеет определенное место жительства, ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободу передвижения и свободу выбора места жительства.

.2 Выбор места жительства

Каждый дееспособный гражданин Российской Федерации выбирает место своего жительства по личному усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. 27) и международными соглашениями. Право выбора места жительства как материального блага, принадлежащее гражданину, защищается законом (ст. 150 ГК РФ).

При этом, провозглашая принцип свободы выбора места жительства, закон устанавливает, что возможно и ограничение этого права.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» право граждан России на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Как видно из приведенного перечня, ограничение свободы выбора места жительства продиктовано соображениями безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения.

Согласно вышеуказанному закону граждане России обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет полностью заменяет прописку, привычную для граждан нашей страны. В настоящее время граждане, имеющие прописку по определенному месту жительства, считаются зарегистрированными именно по этому месту жительства.

Право свободного места жительства признается за дееспособными гражданами (ст. 18 ГК РФ). Лица в возрасте от 14 до 18 лет, лица, обладающие частичной дееспособностью, а также лица, дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ, могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителей.

Для отдельных категорий граждан предусматривается легальное, т.е. определенное самим же законом место жительства. Например, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (п.2 ст. 20 ГК РФ). В том случае, когда родители (усыновители) проживают в разных местах, местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительство того родителя (усыновителя), с которым проживают дети. Местом жительства недееспособного гражданина, находящегося под опекой, считается место жительства его опекуна.

Право свободного выбора места жительства на территории Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации. Нередки случаи, когда поселиться на территории нашего государства, избрав здесь место жительства, желают иностранные граждане и лица без гражданства. Отношения, которые возникают в связи с этим, регулируются государством, которое определяет иммиграционную политику, устанавливает специальные правила в целях предотвращения и предупреждения незаконной и неконтролируемой миграции на территории Российской Федерации.

2. Правовое значение места жительства граждан Российской Федерации

Точное определение места жительства граждан имеет существенное значение для их прав и интересов, обеспечения устойчивости гражданских правоотношений, а также государственных интересов.

Необходимость в знании точного места жительства гражданина возникает при решении ряда вопросов правового характера. Например, вопрос о том, где должно быть исполнено обязательство, решается во многих случаях в зависимости от места жительства участников обязательного правоотношения — должника и кредитора (ст. 316 ГК РФ).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Местом открытия наследства, согласно ст. 529 ГК РФ, признается последнее постоянное место жительства наследодателя.

Обычно по месту жительства гражданина решается вопрос о постановке его на учет для улучшения жилищных условий (возможно и обращение с этой целью и по месту работы).

С местом жительства связывается общее предположение (презумпция) о том, что гражданин всегда находится в месте жительства, хотя в определенный момент он и находился в другом месте. Так, в адрес постоянного места жительства всегда посылаются различные официальные вызовы и извещения, в том числе и судебные повестки и повестки правоохранительных органов.

3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации

.1 Понятие и сущность регистрационного учета граждан Российской Федерации

Необходимость введения регистрационного учета была обусловлена демократическими изменениями в нашем обществе, реформированием правовой системы с целью обесᴨечения реального соблюдения конституционных прав человека. Регистрационный учет граждан более отвечает этим требованиям, чем прописка, которая носила разрешительный характер. Однако, в таком виде, как он существует в настоящее время, институт регистрации граждан слабо отличается от прописки. Под регистрацией подразумевается не столько специальный учет граждан, осуществляемый уполномоченными на то органами, сколько предоставление данными органами своего рода разрешения на проживание (пребывание) по определенному адресу в конкретном населенном пункте.

Существование института регистрации обосновывалось необходимостью ведения такого учета целях контроля за передвижением граждан и получения статистических данных о миграции населения. Однако благодаря регистрации государство получало возможность контролировать миграционные процессы в интересах обеспечения плановой системы экономики. Единственным и довольно значимым отличием регистрационного учета от прописки является продекларированное Конституцией и законодательно закрепленное положение об уведомительном характере такого учета. «Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности», — говорится в постановлении Конституционного Суда Российской ФедерацииСЗ РФ. Государство путем законодательного регулирования общественных отношений, складывающихся в данной сфере, стремится обеспечить условия для реализации гражданами такой свободы. Но в тоже время, оно призвано обеспечивать выполнение таких функций, как экономическая, финансовая, социальная, охранительная и другие. Для их выполнения необходимо производить учет населения, определять его социальную структуру. В настоящее время, кроме уже существующего регистрационного учета, нет других способов для его осуществления.

Для лучшего понимания, что же такое регистрационный учет населения страны, необходимо выяснить, что же такое регистрация. «Регистрировать — значит записывать, отмечать с целью учета, придания законной силы, научного наблюдения и т.п.». Применительно к цели данного исследования под регистрацией можно понимать ведение особого рода учетов, содержащих в себе сведения о каком — либо юридическом факте, в данном случае — пребывания либо проживания по месту жительства граждан Российской Федерации. Как известно, юридический факт является основанием возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. При оформлении регистрации, то есть удостоверении факта волеизъявления гражданина на выбор места пребывания либо проживания в определенном жилом помещении путем предоставления в государственные органы регистрационного учета заявления по установленной законом форме, предъявив при этом документы, удостоверяющие личность, а также документы (либо их заверенные надлежащим способом копии), являющиеся основанием для вселения в жилое помещение. Государственные органы обязаны зарегистрировать гражданина по месту пребывания или жительства, тем самым, удостоверяя факт свободного волеизъявления гражданина. Об этом, в частности, говорится в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил Регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.

Постановка на регистрационный учет по месту пребывания либо месту жительства является обязанностью лица, а не его правом. Данное действие ни в коей мере не ограничивает право человека на свободу передвижения, поскольку выбор места пребывания (жительства) осуществляется непосредственно гражданином. Снятие граждан с учета происходит либо по заявлению о регистрации их по новому месту жительства, либо по иным, указанным в законе, причинам. В случае посягательства на граждан со стороны государственных или иных органов, предприятий, организаций, учреждений, иных юридических, должностных и физических лиц, защита их прав осуществляется вышестоящими должностными лицами либо судом в определенном законами Российской Федерации порядке. Нарушение должностными лицами и гражданами правил регистрационного учета влечет за собой ответственность, в зависимости от конкретного случая: уголовную, административную, дисциплинарную или материальную.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что под регистрацией можно понимать специальный учет, осуществляемый в порядке, определенном законом, уполномоченными на то государственными органами либо должностными лицами с целью установления факта выбора гражданином Российской Федерации нормативно определенных мест пребывания или проживания в целях обеспечения необходимых условий для реализации своих субъективных прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством.

Как и институт прописки, институт регистрации предусматривает ведение специальных учетов, включающих в себя сведения о проживающих, изменивших место жительства или выбывших по иной причине гражданах, сведений о лицах, освободившихся из мест лишения свободы и имеющих судимость, а также другие сведения.

Учет населения. В научной литературе встречаются следующие виды учета граждан. Текущий оперативный (статистический) учет, который представляет собой сбор и накопление информации о зарегистрированных и снятых с учета гражданах, передачу этих сведений в органы государственной статистики, где те проходят обработку и анализ с целью получения статистики, отражающей характер демографических изменений как на территории государства в целом, так и на территории отдельного субъекта Федерации. Персональный или адресный учет граждан, осуществляемый федеральной миграционной службой и ее адресно-справочной службой, играет большую роль для установления местонахождения отдельных граждан. Это имеет значение, как для профилактической работы органов внутренних дел, так и для розыска преступников и других правонарушителей. Возможности адресно-справочных бюро способствуют восстановлению семей, помогая разыскивать граждан, утративших связь с родственниками. «Данные статистического и персонального учета граждан необходимы также органам гражданской обороны для составления планов эвакуации населения и проведения иных мероприятий, а также военным комиссариатам и другим органам Министерства обороны России для работы с призывниками и военнообязанными лицами».

Современный период характеризуется изменениями в экономике, влияющими на многие факторы жизни человека, в том числе и на материальные. Это усиливает миграционные процессы, люди стремятся изменить место жительства в надежде получить заработок в больших городах с развитой промышленной инфраструктурой. Однако эти перемещения вызывают обострение социальных проблем в этих регионах — усиливается конкуренция на рынке рабочей силы, возрастает нагрузка на социально-культурную, инженерную, коммунальную системы населенных пунктов, обостряются проблемы межнациональных отношений. В связи с этим, как на законодательном уровне, так и в научной литературе можно встретить, обосновываемые вышеприведенными сложностями, попытки ограничить свободное перемещение граждан, лишить их установленных законом прав и свобод. В связи с этим до последнего времени система регистрации в той же мере, как ранее система прописки, была призвана осуществлять задачу контроля и регулирования миграционных процессов.

Действующее законодательство обосновывает необходимость введения регистрационного учета граждан созданием условий для реализации ими прав и свобод, исполнением обязанностей перед другими гражданами. Человек, являясь субъектом различных отношений, в том числе и правовых, одновременно является носителем биографических и демографических признаков (фамилия, имя, отчество, время и место рождения и др.), некоторые из которых признаны законом как нематериальные блага (право на имя) и подлежат правовой охране, одним из средств обеспечения которой служит документ, удостоверяющий личность. В Российской Федерации этими документами являются:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

паспорт;

свидетельство о рождении — для лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста;

заграничный паспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

удостоверение личности — для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

военный билет — для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту;

справка об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

вид на жительство — для иностранных граждан и лиц без гражданства;

иные документы, удостоверяющие личность гражданина (п.5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации).

При всем разнообразии перечисленных документов, удостоверяющих личность, основным из них для большинства людей был и остается паспорт гражданина Российской Федерации, поскольку он является носителем идентификационной информации об индивидууме, который обеспечивает реализацию его субъективных прав.

) текущий оперативный учет населения, который позволяет производить механический подсчет миграции населения как внутри административно — территориальных единиц, так и за их пределами. Талоны статистического учета, заполняемые при регистрации по месту пребывания и по месту жительства, при снятии с регистрационного учета, содержат сведения регистрируемого гражданина, его семейном положении, социальном статусе, а также о месте, откуда прибыл (куда направляется). Это позволяет органам учета и статистики иметь ясное, в какой то мере, представление о миграционных процессах, что в свою очередь, влияет на социально — экономическую политику, как в отдельных регионах, так и в масштабе всего государства. Подобного рода информация используется при разработке прогнозов, а также сводных, целевых, отраслевых и межотраслевых программ социально — экономического развития;

) контроль и регулирование передвижения населения производится «…путем установления специальных правил проживания в различных местностях и переезде на жительство в другие районы страны…».

Законом определен порядок ограничения передвижения на территориях, где введено чрезвычайное положение, в зонах стихийного бедствия и экологических катастроф, местах расположения военных городков, приграничных районах. Такие ограничения диктуются соображениями общественной и государственной безопасности и не противоречат действующим конституционным нормам и международным договорам. Однако до сих пор в некоторых регионах действуют правила, ограничивающие регистрацию граждан, прибывающих из-за пределов данных местностей (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ставропольский и Краснодарский края и некоторых других), что несомненно вступает в конфликт с требованиями Конституции и федерального законодательства о свободе передвижения и выбора места пребывания и жительства на территории России. Непростая экономическая и общественно — политическая ситуация диктует неоднозначный подход к решению данной проблемы, так как массовая миграция населения, в том числе и граждан иностранных государств, взывает откровенное недовольство среди жителей перечисленных населенных пунктов и территорий. В связи с этим как население, так и представители органов государственной власти тех субъектов Федерации, где наиболее велик приток мигрантов, выступают за введение разрешительного порядка регулирования передвижения, при котором будет возможен контроль за миграционными процессами.

) обеспечение реализации субъективных прав и обязанностей граждан.

Федеральная миграционная система не только обеспечивает право человека на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Ее действие, в некоторых случаях, способствует соблюдению иных субъективных прав и свобод, таких например, как право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основные права и свободы человека принадлежат каждому индивидууму с момента рождения (ст. 17 Конституции РФ).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

) охрана общественного порядка и обеспечение личной, общественной и государственной безопасности. Данная задача является одной из наиболее важных задач. Под обеспечением личной безопасности здесь понимается защита имущественных, в основном жилищных, интересов граждан, поскольку наличие или отсутствие регистрационного учета существенным образом влияют на некоторые отношения в области распределения муниципального жилья, рассмотрения в суде спорных вопросов в сфере владения, распоряжения пользования жилыми помещениями различных видов собственности.

В нашей стране исторически сложилось такая ситуация, при которой надзор и контроль за пребыванием и проживанием граждан осуществляется правоохранительными органами. Данная деятельность была и остается достаточно важной для решения правоохранительных задач, поскольку подобный тотальный учет населения, каким, в сущности, и является режим регистрации (прописки), способствует выявлению лиц, скрывшихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения обязанностей (воинской, обязанности уплаты алиментов и т.п.), осуществлению других функций. Важную помощь оказывает действие паспортно-регистрационного режима в деле обеспечения государственной безопасности (соблюдение которого ожесточается в приграничных, таможенных зонах, в тех местах, где могут пострадать интересы государства).

Все изложенное позволяет нам говорить о том, что паспортно-регистрационная система представляет собой совокупность урегулированных правовыми нормами отношений по поводу выдачи, обмена и изъятия паспортов и иных, выдаваемых уполномоченными на то органами документов, удостоверяющих личность гражданина, регистрации по месту пребывания и месту жительства в целях учета и регулирования передвижения населения, обеспечения условий для реализации субъективных прав, свобод и обязанностей, а также обеспечения охраны общественного порядка, личной, общественной, государственной безопасности.

.2 Нормативно-правовое регулирование регистрационного учета граждан в Российской Федерации

Правовую основу института регистрационного учета граждан составляют: Конституция Российской Федерации и международные акты: Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217А (111) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года, международный пакт » О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года, содержащие нормы, закрепляющие за личностью право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, которые не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других граждан и совместимы с другими личными правами и свободами.

Прописка в России была отменена 1 октября 1993 года с момента введения в действие Закона РФ № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Закон в ст. 1 декларировал: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона…».

Целью введения регистрационного учёта закон называет «обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами».

Законом так же было установлено, что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».

Важным отличием вновь введенной системы является привязка регистрации к конкретному жилому помещению, а не к населённому пункту, как это было в Положении о паспортной системе СССР 1974 года с пропиской.

В ст. 3 Закона было введено понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания, которые должны были заменить, соответственно. постоянную и временную прописку: «Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».

Но институт прописки не был разрушен в один день. Такое принципиальное изменение системы учета население, которое исключает управление его передвижением, не могло сразу быть принято органами внутренних дел и иными органами исполнительной власти. Только в 1995 году было издано Постановление Правительства РФ №713 «Об утверждении правил регистрации и снятия с учета граждан РФ».

Правила вводили много ограничительных норм: норма жилой площади на одного человека, норма на срок временной регистрации и пр. Кроме того, законодательные и исполнительные власти субъектов федерации, в первую очередь в Москве, Краснодарском и Ставропольском краях, Воронежской области, выпустили свои нормативные акты, которые ограничивали возможности регистрации (прописки) на их территории.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Конституционный Суд РФ, начиная с 1996 года, в многочисленных постановлениях признавал эти акты противоречащими Конституции РФ. Однако Правительство Москвы отказывалось исполнять этот закон и не отменило обязательную прописку, даже после того, как свобода выбора места жительства была подтверждена новой Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года.

Ситуация начала меняться только после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 №9-П, который признал, что положения перечисленных нормативных актов не соответствуют Конституции РФ и указал, что уведомительная регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства представляет собой допустимое ограничение права на выбор места жительства и, в соответствии со статьей 6 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», обязывает гражданина лишь обратиться к ответственному за регистрацию должностному лицу.

Правила регистрации были определены только для граждан РФ. Бывшие граждане СССР, которые оказались в России без регистрации (прописки), а поэтому и без гражданства РФ, должны были как-то регистрироваться.

Долгое время Правительство РФ не могло определить для них правил регистрации. Это привело к тому, что органы внутренних дел были вынуждены самостоятельно выходить из положения. По этой причине в августе 1996 года Указанием заместителя министра МВД РФ №1/13989 порядок регистрации граждан РФ был распространен на всех жителей бывшего СССР.

А в 1997 году вышло Постановление Правительства РФ №290, которое это положение узаконило, но только для тех жителей СНГ и Балтии, кто не приобрел гражданства этих государств.

Москва и ряд других регионов продолжали игнорировать и приказ МВД РФ №1/13989 и Постановление №290. Из-за отсутствия регистрации в этих регионах у многих бывших граждан СССР, как в советское время, продолжались проблемы с приобретением собственного жилья, устройством на работу, получением пенсий.

Все это создало нездоровую ситуацию когда, в противоречии с законом, регистрация (прописка) по-прежнему оставалась условием реализации прав жителей России. Не имея возможности получить регистрацию там, где они живут реально, люди стараются приобрести ее в любом ином месте, что лишает регистрацию смысла, заложенного в Законе РФ «О свободе передвижения».

В феврале 1998 года Конституционный Суд РФ Постановлением №4-П признал незаконными ограничения, заложенные в Постановлении Правительства №713, срока регистрации по месту пребывания (срок ограничивался 6 месяцами) и об основаниях для отказа регистрации по месту пребывания и жительства (в том числе была отменена норма о размере жилой площади на одного проживающего).

Конституционный Суд отметил, что его решение является основанием отмены положений других нормативных актов, основанных на тех же нормах или воспроизводящих их.

Дальнейший процесс обжалования региональных актов проходил через решения Верховного Суда РФ. Одновременно с изменением паспортной системы в России прошел процесс приватизации жилья, собственниками которого стали сами жители. Власти теперь уже не могут произвольно вселять и прописывать в квартиры и дома дополнительных жильцов. В регионах, где действуют противозаконные правила регистрации, владельцам часто бывает трудно добиться регистрации (прописки) в своем жилье супругов, родителей, детей, братьев и сестер, родственников и знакомых. В тоже время регистрация по месту жительства (прописка) не означает права проживания и пользования жильем. Владельцы в любой момент могут аннулировать регистрацию, т.е. выписать жильца, которого согласились зарегистрировать на своей жилой площади.

В ноябре 2002 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Закон не отличает живущих в России иностранных граждан от лиц без гражданства и не признает ни ними права постоянного проживания на территории РФ, даже при наличии у них регистрации по месту жительства. ФЗ определяет три последовательные формы нахождения иностранного гражданина в РФ: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание.

В 2002 году Правительство РФ исключило из списка необходимых для регистрации по месту жительства документов военный билет и отменило норму о том, что регистрация военнообязанных осуществляется после постановки на воинский учёт.

В конце 2004 года была ужесточена ответственность за проживание без регистрации по месту пребывания и месту жительства: за данное административное правонарушение был установлен штраф в размере от 1500 до 2500 рублей вместо предупреждения или штрафа в размере 100 рублей..

В начале 2005 года для граждан России была сделана серьезная либерализация режима регистрации по месту пребывания: Правительство РФ изменило срок представления документов для регистрации. «В течение 3 дней» изменило на «по истечении 90 дней» с момента прибытия.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Приказом Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 20 сентября 2007 года №208 был утвержден «Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услу

В соответствии с Конституцией и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации. Существующий механизм реализации права на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства, содержащийся в федеральном законодательстве (за некоторыми исключениями), однозначен в этих вопросах и направлен на отмену всех ограничений.

Оглавление

Введение

1. Место жительства граждан Российской Федерации

.1Понятие места жительства граждан Российской Федерации

.2Выбор места жительства

. Правовое значение места жительства гражданина Российской Федерации

3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации

.1 Понятие и сущность регистрационного учета граждан Российской Федерации

.2 Нормативно-правовое регулирование регистрационного учета граждан в Российской Федерации

.3 Ответственность за нарушение правил регистрационного учета

Заключение

Библиографический список

Введение

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

При реализации гражданами своих личных прав, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, особую важность имеют вопросы о праве на место жительства.

Однако при реализации данного конституционного права нередко граждане сталкиваются с проблемами. Часть из них связана в слабом уровне правовой культуры большинства населения нашего государства.

Так же в последнее время вопросы реализации правил паспортно-регистрационной системы являются первостепенными. Причиной этого послужило значительное увеличение количества правонарушений, совершаемых лицами, проживающими без документов или регистрации.

Данные вопросы имеют тесную взаимосвязь.

В соответствии с Конституцией и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации. Существующий механизм реализации права на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства, содержащийся в федеральном законодательстве (за некоторыми исключениями), однозначен в этих вопросах и направлен на отмену всех ограничений.

Целью данной курсовой работы является освещение вопроса, связанного с правовым значением места жительства граждан России и регистрационного учета.

Предметом курсовой работы являются правовые отношения гражданина как субъекта права, обладающего таким свойством и отличительным признаком, как место жительства.

Для достижения указанной цели в ходе исследования будет раскрыто понятие места жительства и его выбор, правовое значение места жительства, понятие и сущность регистрационного учета граждан Российской Федерации, охарактеризован установленный порядок регистрации граждан, нормативно-правовое регулирование регистрации граждан в Российской Федерации, ответственность за нарушение правил регистрационного учета граждан.

1. Место жительства граждан Российской Федерации

.1Понятие места жительства граждан Российской Федерации

правовой регистрационный учет жительство

Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ).

Это может быть квартира, жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и т.п.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживет в качестве собственника, а также по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Место жительства гражданина в обязательном порядке должно быть определено с достаточной точностью. Мало назвать только населенный пункт, необходимо указать улицу, номер дома, номер квартиры. В случае возникновения спора о том, является ли данное место местом жительства гражданина, вопрос решается на основании объективных признаков постоянного или преимущественного проживания в данном месте.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Постоянное проживание не означает длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся различных условий гражданин обосновался в данном месте. Например: местом жительства молодого специалиста, приехавшего по окончании учебного заведения на работу в определенный населенный пункт, будет являться этот населенный пункт, а не город, где он учился или живут его родители.

Понятие «преимущественное проживание», определенное в ст. 20 ГК РФ, имеет существенное значение, так как жизнь и деятельность гражданина зачастую не связаны постоянно с определенным местом пребывания. Так моряки, рыболовы, геологи, строители, археологи и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т.д. В данных ситуациях местом жительства признается место, где граждане проживают преимущественно, то есть дольше, чем в других местах.

Правило о том, что гражданин имеет определенное место жительства, ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободу передвижения и свободу выбора места жительства.

.2 Выбор места жительства

Каждый дееспособный гражданин Российской Федерации выбирает место своего жительства по личному усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. 27) и международными соглашениями. Право выбора места жительства как материального блага, принадлежащее гражданину, защищается законом (ст. 150 ГК РФ).

При этом, провозглашая принцип свободы выбора места жительства, закон устанавливает, что возможно и ограничение этого права.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» право граждан России на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Как видно из приведенного перечня, ограничение свободы выбора места жительства продиктовано соображениями безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения.

Согласно вышеуказанному закону граждане России обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет полностью заменяет прописку, привычную для граждан нашей страны. В настоящее время граждане, имеющие прописку по определенному месту жительства, считаются зарегистрированными именно по этому месту жительства.

Право свободного места жительства признается за дееспособными гражданами (ст. 18 ГК РФ). Лица в возрасте от 14 до 18 лет, лица, обладающие частичной дееспособностью, а также лица, дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ, могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителей.

Для отдельных категорий граждан предусматривается легальное, т.е. определенное самим же законом место жительства. Например, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (п.2 ст. 20 ГК РФ). В том случае, когда родители (усыновители) проживают в разных местах, местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительство того родителя (усыновителя), с которым проживают дети. Местом жительства недееспособного гражданина, находящегося под опекой, считается место жительства его опекуна.

Право свободного выбора места жительства на территории Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации. Нередки случаи, когда поселиться на территории нашего государства, избрав здесь место жительства, желают иностранные граждане и лица без гражданства. Отношения, которые возникают в связи с этим, регулируются государством, которое определяет иммиграционную политику, устанавливает специальные правила в целях предотвращения и предупреждения незаконной и неконтролируемой миграции на территории Российской Федерации.

2. Правовое значение места жительства граждан Российской Федерации

Точное определение места жительства граждан имеет существенное значение для их прав и интересов, обеспечения устойчивости гражданских правоотношений, а также государственных интересов.

Необходимость в знании точного места жительства гражданина возникает при решении ряда вопросов правового характера. Например, вопрос о том, где должно быть исполнено обязательство, решается во многих случаях в зависимости от места жительства участников обязательного правоотношения — должника и кредитора (ст. 316 ГК РФ).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Местом открытия наследства, согласно ст. 529 ГК РФ, признается последнее постоянное место жительства наследодателя.

Обычно по месту жительства гражданина решается вопрос о постановке его на учет для улучшения жилищных условий (возможно и обращение с этой целью и по месту работы).

С местом жительства связывается общее предположение (презумпция) о том, что гражданин всегда находится в месте жительства, хотя в определенный момент он и находился в другом месте. Так, в адрес постоянного места жительства всегда посылаются различные официальные вызовы и извещения, в том числе и судебные повестки и повестки правоохранительных органов.

3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации

.1 Понятие и сущность регистрационного учета граждан Российской Федерации

Необходимость введения регистрационного учета была обусловлена демократическими изменениями в нашем обществе, реформированием правовой системы с целью обесᴨечения реального соблюдения конституционных прав человека. Регистрационный учет граждан более отвечает этим требованиям, чем прописка, которая носила разрешительный характер. Однако, в таком виде, как он существует в настоящее время, институт регистрации граждан слабо отличается от прописки. Под регистрацией подразумевается не столько специальный учет граждан, осуществляемый уполномоченными на то органами, сколько предоставление данными органами своего рода разрешения на проживание (пребывание) по определенному адресу в конкретном населенном пункте.

Существование института регистрации обосновывалось необходимостью ведения такого учета целях контроля за передвижением граждан и получения статистических данных о миграции населения. Однако благодаря регистрации государство получало возможность контролировать миграционные процессы в интересах обеспечения плановой системы экономики. Единственным и довольно значимым отличием регистрационного учета от прописки является продекларированное Конституцией и законодательно закрепленное положение об уведомительном характере такого учета. «Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности», — говорится в постановлении Конституционного Суда Российской ФедерацииСЗ РФ. Государство путем законодательного регулирования общественных отношений, складывающихся в данной сфере, стремится обеспечить условия для реализации гражданами такой свободы. Но в тоже время, оно призвано обеспечивать выполнение таких функций, как экономическая, финансовая, социальная, охранительная и другие. Для их выполнения необходимо производить учет населения, определять его социальную структуру. В настоящее время, кроме уже существующего регистрационного учета, нет других способов для его осуществления.

Для лучшего понимания, что же такое регистрационный учет населения страны, необходимо выяснить, что же такое регистрация. «Регистрировать — значит записывать, отмечать с целью учета, придания законной силы, научного наблюдения и т.п.». Применительно к цели данного исследования под регистрацией можно понимать ведение особого рода учетов, содержащих в себе сведения о каком — либо юридическом факте, в данном случае — пребывания либо проживания по месту жительства граждан Российской Федерации. Как известно, юридический факт является основанием возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. При оформлении регистрации, то есть удостоверении факта волеизъявления гражданина на выбор места пребывания либо проживания в определенном жилом помещении путем предоставления в государственные органы регистрационного учета заявления по установленной законом форме, предъявив при этом документы, удостоверяющие личность, а также документы (либо их заверенные надлежащим способом копии), являющиеся основанием для вселения в жилое помещение. Государственные органы обязаны зарегистрировать гражданина по месту пребывания или жительства, тем самым, удостоверяя факт свободного волеизъявления гражданина. Об этом, в частности, говорится в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил Регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.

Постановка на регистрационный учет по месту пребывания либо месту жительства является обязанностью лица, а не его правом. Данное действие ни в коей мере не ограничивает право человека на свободу передвижения, поскольку выбор места пребывания (жительства) осуществляется непосредственно гражданином. Снятие граждан с учета происходит либо по заявлению о регистрации их по новому месту жительства, либо по иным, указанным в законе, причинам. В случае посягательства на граждан со стороны государственных или иных органов, предприятий, организаций, учреждений, иных юридических, должностных и физических лиц, защита их прав осуществляется вышестоящими должностными лицами либо судом в определенном законами Российской Федерации порядке. Нарушение должностными лицами и гражданами правил регистрационного учета влечет за собой ответственность, в зависимости от конкретного случая: уголовную, административную, дисциплинарную или материальную.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что под регистрацией можно понимать специальный учет, осуществляемый в порядке, определенном законом, уполномоченными на то государственными органами либо должностными лицами с целью установления факта выбора гражданином Российской Федерации нормативно определенных мест пребывания или проживания в целях обеспечения необходимых условий для реализации своих субъективных прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством.

Как и институт прописки, институт регистрации предусматривает ведение специальных учетов, включающих в себя сведения о проживающих, изменивших место жительства или выбывших по иной причине гражданах, сведений о лицах, освободившихся из мест лишения свободы и имеющих судимость, а также другие сведения.

Учет населения. В научной литературе встречаются следующие виды учета граждан. Текущий оперативный (статистический) учет, который представляет собой сбор и накопление информации о зарегистрированных и снятых с учета гражданах, передачу этих сведений в органы государственной статистики, где те проходят обработку и анализ с целью получения статистики, отражающей характер демографических изменений как на территории государства в целом, так и на территории отдельного субъекта Федерации. Персональный или адресный учет граждан, осуществляемый федеральной миграционной службой и ее адресно-справочной службой, играет большую роль для установления местонахождения отдельных граждан. Это имеет значение, как для профилактической работы органов внутренних дел, так и для розыска преступников и других правонарушителей. Возможности адресно-справочных бюро способствуют восстановлению семей, помогая разыскивать граждан, утративших связь с родственниками. «Данные статистического и персонального учета граждан необходимы также органам гражданской обороны для составления планов эвакуации населения и проведения иных мероприятий, а также военным комиссариатам и другим органам Министерства обороны России для работы с призывниками и военнообязанными лицами».

Современный период характеризуется изменениями в экономике, влияющими на многие факторы жизни человека, в том числе и на материальные. Это усиливает миграционные процессы, люди стремятся изменить место жительства в надежде получить заработок в больших городах с развитой промышленной инфраструктурой. Однако эти перемещения вызывают обострение социальных проблем в этих регионах — усиливается конкуренция на рынке рабочей силы, возрастает нагрузка на социально-культурную, инженерную, коммунальную системы населенных пунктов, обостряются проблемы межнациональных отношений. В связи с этим, как на законодательном уровне, так и в научной литературе можно встретить, обосновываемые вышеприведенными сложностями, попытки ограничить свободное перемещение граждан, лишить их установленных законом прав и свобод. В связи с этим до последнего времени система регистрации в той же мере, как ранее система прописки, была призвана осуществлять задачу контроля и регулирования миграционных процессов.

Действующее законодательство обосновывает необходимость введения регистрационного учета граждан созданием условий для реализации ими прав и свобод, исполнением обязанностей перед другими гражданами. Человек, являясь субъектом различных отношений, в том числе и правовых, одновременно является носителем биографических и демографических признаков (фамилия, имя, отчество, время и место рождения и др.), некоторые из которых признаны законом как нематериальные блага (право на имя) и подлежат правовой охране, одним из средств обеспечения которой служит документ, удостоверяющий личность. В Российской Федерации этими документами являются:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

паспорт;

свидетельство о рождении — для лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста;

заграничный паспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

удостоверение личности — для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

военный билет — для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту;

справка об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

вид на жительство — для иностранных граждан и лиц без гражданства;

иные документы, удостоверяющие личность гражданина (п.5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации).

При всем разнообразии перечисленных документов, удостоверяющих личность, основным из них для большинства людей был и остается паспорт гражданина Российской Федерации, поскольку он является носителем идентификационной информации об индивидууме, который обеспечивает реализацию его субъективных прав.

) текущий оперативный учет населения, который позволяет производить механический подсчет миграции населения как внутри административно — территориальных единиц, так и за их пределами. Талоны статистического учета, заполняемые при регистрации по месту пребывания и по месту жительства, при снятии с регистрационного учета, содержат сведения регистрируемого гражданина, его семейном положении, социальном статусе, а также о месте, откуда прибыл (куда направляется). Это позволяет органам учета и статистики иметь ясное, в какой то мере, представление о миграционных процессах, что в свою очередь, влияет на социально — экономическую политику, как в отдельных регионах, так и в масштабе всего государства. Подобного рода информация используется при разработке прогнозов, а также сводных, целевых, отраслевых и межотраслевых программ социально — экономического развития;

) контроль и регулирование передвижения населения производится «…путем установления специальных правил проживания в различных местностях и переезде на жительство в другие районы страны…».

Законом определен порядок ограничения передвижения на территориях, где введено чрезвычайное положение, в зонах стихийного бедствия и экологических катастроф, местах расположения военных городков, приграничных районах. Такие ограничения диктуются соображениями общественной и государственной безопасности и не противоречат действующим конституционным нормам и международным договорам. Однако до сих пор в некоторых регионах действуют правила, ограничивающие регистрацию граждан, прибывающих из-за пределов данных местностей (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ставропольский и Краснодарский края и некоторых других), что несомненно вступает в конфликт с требованиями Конституции и федерального законодательства о свободе передвижения и выбора места пребывания и жительства на территории России. Непростая экономическая и общественно — политическая ситуация диктует неоднозначный подход к решению данной проблемы, так как массовая миграция населения, в том числе и граждан иностранных государств, взывает откровенное недовольство среди жителей перечисленных населенных пунктов и территорий. В связи с этим как население, так и представители органов государственной власти тех субъектов Федерации, где наиболее велик приток мигрантов, выступают за введение разрешительного порядка регулирования передвижения, при котором будет возможен контроль за миграционными процессами.

) обеспечение реализации субъективных прав и обязанностей граждан.

Федеральная миграционная система не только обеспечивает право человека на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Ее действие, в некоторых случаях, способствует соблюдению иных субъективных прав и свобод, таких например, как право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основные права и свободы человека принадлежат каждому индивидууму с момента рождения (ст. 17 Конституции РФ).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

) охрана общественного порядка и обеспечение личной, общественной и государственной безопасности. Данная задача является одной из наиболее важных задач. Под обеспечением личной безопасности здесь понимается защита имущественных, в основном жилищных, интересов граждан, поскольку наличие или отсутствие регистрационного учета существенным образом влияют на некоторые отношения в области распределения муниципального жилья, рассмотрения в суде спорных вопросов в сфере владения, распоряжения пользования жилыми помещениями различных видов собственности.

В нашей стране исторически сложилось такая ситуация, при которой надзор и контроль за пребыванием и проживанием граждан осуществляется правоохранительными органами. Данная деятельность была и остается достаточно важной для решения правоохранительных задач, поскольку подобный тотальный учет населения, каким, в сущности, и является режим регистрации (прописки), способствует выявлению лиц, скрывшихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения обязанностей (воинской, обязанности уплаты алиментов и т.п.), осуществлению других функций. Важную помощь оказывает действие паспортно-регистрационного режима в деле обеспечения государственной безопасности (соблюдение которого ожесточается в приграничных, таможенных зонах, в тех местах, где могут пострадать интересы государства).

Все изложенное позволяет нам говорить о том, что паспортно-регистрационная система представляет собой совокупность урегулированных правовыми нормами отношений по поводу выдачи, обмена и изъятия паспортов и иных, выдаваемых уполномоченными на то органами документов, удостоверяющих личность гражданина, регистрации по месту пребывания и месту жительства в целях учета и регулирования передвижения населения, обеспечения условий для реализации субъективных прав, свобод и обязанностей, а также обеспечения охраны общественного порядка, личной, общественной, государственной безопасности.

.2 Нормативно-правовое регулирование регистрационного учета граждан в Российской Федерации

Правовую основу института регистрационного учета граждан составляют: Конституция Российской Федерации и международные акты: Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217А (111) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года, международный пакт » О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года, содержащие нормы, закрепляющие за личностью право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, которые не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других граждан и совместимы с другими личными правами и свободами.

Прописка в России была отменена 1 октября 1993 года с момента введения в действие Закона РФ № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Закон в ст. 1 декларировал: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона…».

Целью введения регистрационного учёта закон называет «обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами».

Законом так же было установлено, что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».

Важным отличием вновь введенной системы является привязка регистрации к конкретному жилому помещению, а не к населённому пункту, как это было в Положении о паспортной системе СССР 1974 года с пропиской.

В ст. 3 Закона было введено понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания, которые должны были заменить, соответственно. постоянную и временную прописку: «Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».

Но институт прописки не был разрушен в один день. Такое принципиальное изменение системы учета население, которое исключает управление его передвижением, не могло сразу быть принято органами внутренних дел и иными органами исполнительной власти. Только в 1995 году было издано Постановление Правительства РФ №713 «Об утверждении правил регистрации и снятия с учета граждан РФ».

Правила вводили много ограничительных норм: норма жилой площади на одного человека, норма на срок временной регистрации и пр. Кроме того, законодательные и исполнительные власти субъектов федерации, в первую очередь в Москве, Краснодарском и Ставропольском краях, Воронежской области, выпустили свои нормативные акты, которые ограничивали возможности регистрации (прописки) на их территории.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Конституционный Суд РФ, начиная с 1996 года, в многочисленных постановлениях признавал эти акты противоречащими Конституции РФ. Однако Правительство Москвы отказывалось исполнять этот закон и не отменило обязательную прописку, даже после того, как свобода выбора места жительства была подтверждена новой Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года.

Ситуация начала меняться только после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 №9-П, который признал, что положения перечисленных нормативных актов не соответствуют Конституции РФ и указал, что уведомительная регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства представляет собой допустимое ограничение права на выбор места жительства и, в соответствии со статьей 6 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», обязывает гражданина лишь обратиться к ответственному за регистрацию должностному лицу.

Правила регистрации были определены только для граждан РФ. Бывшие граждане СССР, которые оказались в России без регистрации (прописки), а поэтому и без гражданства РФ, должны были как-то регистрироваться.

Долгое время Правительство РФ не могло определить для них правил регистрации. Это привело к тому, что органы внутренних дел были вынуждены самостоятельно выходить из положения. По этой причине в августе 1996 года Указанием заместителя министра МВД РФ №1/13989 порядок регистрации граждан РФ был распространен на всех жителей бывшего СССР.

А в 1997 году вышло Постановление Правительства РФ №290, которое это положение узаконило, но только для тех жителей СНГ и Балтии, кто не приобрел гражданства этих государств.

Москва и ряд других регионов продолжали игнорировать и приказ МВД РФ №1/13989 и Постановление №290. Из-за отсутствия регистрации в этих регионах у многих бывших граждан СССР, как в советское время, продолжались проблемы с приобретением собственного жилья, устройством на работу, получением пенсий.

Все это создало нездоровую ситуацию когда, в противоречии с законом, регистрация (прописка) по-прежнему оставалась условием реализации прав жителей России. Не имея возможности получить регистрацию там, где они живут реально, люди стараются приобрести ее в любом ином месте, что лишает регистрацию смысла, заложенного в Законе РФ «О свободе передвижения».

В феврале 1998 года Конституционный Суд РФ Постановлением №4-П признал незаконными ограничения, заложенные в Постановлении Правительства №713, срока регистрации по месту пребывания (срок ограничивался 6 месяцами) и об основаниях для отказа регистрации по месту пребывания и жительства (в том числе была отменена норма о размере жилой площади на одного проживающего).

Конституционный Суд отметил, что его решение является основанием отмены положений других нормативных актов, основанных на тех же нормах или воспроизводящих их.

Дальнейший процесс обжалования региональных актов проходил через решения Верховного Суда РФ. Одновременно с изменением паспортной системы в России прошел процесс приватизации жилья, собственниками которого стали сами жители. Власти теперь уже не могут произвольно вселять и прописывать в квартиры и дома дополнительных жильцов. В регионах, где действуют противозаконные правила регистрации, владельцам часто бывает трудно добиться регистрации (прописки) в своем жилье супругов, родителей, детей, братьев и сестер, родственников и знакомых. В тоже время регистрация по месту жительства (прописка) не означает права проживания и пользования жильем. Владельцы в любой момент могут аннулировать регистрацию, т.е. выписать жильца, которого согласились зарегистрировать на своей жилой площади.

В ноябре 2002 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Закон не отличает живущих в России иностранных граждан от лиц без гражданства и не признает ни ними права постоянного проживания на территории РФ, даже при наличии у них регистрации по месту жительства. ФЗ определяет три последовательные формы нахождения иностранного гражданина в РФ: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание.

В 2002 году Правительство РФ исключило из списка необходимых для регистрации по месту жительства документов военный билет и отменило норму о том, что регистрация военнообязанных осуществляется после постановки на воинский учёт.

В конце 2004 года была ужесточена ответственность за проживание без регистрации по месту пребывания и месту жительства: за данное административное правонарушение был установлен штраф в размере от 1500 до 2500 рублей вместо предупреждения или штрафа в размере 100 рублей..

В начале 2005 года для граждан России была сделана серьезная либерализация режима регистрации по месту пребывания: Правительство РФ изменило срок представления документов для регистрации. «В течение 3 дней» изменило на «по истечении 90 дней» с момента прибытия.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Приказом Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 20 сентября 2007 года №208 был утвержден «Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услу

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1555

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке