Особое внимание уделяется работе с гостями ресторана. Уровень обслуживания, внимательный и приветливый персонал.
.2 Производство
Управление организацией, а именно кафе-пекарней основывается на общих принципах системы управления производством. Технологический процесс изготовления хлебобулочных изделий состоит из следующих операций:
Просеивание муки;
Замешивание теста;
Выдержка теста
Разделка теста на равные куски;
Формирование формы изделия;
Выдержка заготовки;
Выпечка;
Раскладывание на лотки
Описание технологии производства. Основным сырьем для производства хлебобулочных изделий является мука, вода, соль и дрожжи. Это те компоненты, без которых ничего не получится. Но можно добавлять еще также жир, сахар, сухое молоко, изюм, пряности и многое другое для получения разнообразия вкуса. После доставки мука хранится на складе. Перед использованием она просеивается на специальной машине. Затем мука попадает в тестомесильные машины, где смешивается с водой и дрожжами, а так же с разными добавками.
После тесто выдерживается в тестомесильной машины в течение 20 минут. Затем тесто поступает на тестоделительную машину, где разделяется на равные куски. Дальше тесто попадает в тестозакатывающую машину, где из него получаются заготовки батонов, булок хлеба и т.п. Там кусок теста сначала раскатывается валками машины в продолговатый блин, а затем свертывается в рулон. Этот рулон попадает между захватывающим барабаном и формирующим кожухом, барабан вращается и перемещает тесто по кожуху.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
После этого тесто некоторое время выдерживается в специальном расстойном шкафу, чтобы оно подошло и стало рыхлым, пористым и мягким. И потом попадает в печь. Выпеченные изделия раскладываются на лотки и поступают в торговый зал.
Производственный процесс представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 — производственный процесс кафе-пекарни «Cinnabon»
Посещение клиента кафе-пекарни. Клиент приходит в каф-пекарню, расположенную в ТЦ Санкт-Петербурга, со своими друзьями, коллегами по работе, семьей, чтобы обсудить какие-то мероприятия, просто отдохнуть и конечно насладиться вкусными булочками, которые украдут ваш голод и принесут хорошее настроение.
Официант принимает заказ. Вы присядете за комфортный столик и к вам подойдет официант, который примет ваш заказ, а если вы забежали в кафе-пекарню, чтобы сделать заказ с собой, в этом вопросе вам поможет наш продавец-кассир, который быстро и четко сформирует ваш заказ.
Заказ поступает к пекарям-кондитерам. Далее официант отправляет ваш заказ к нам на кухню, где полным ходом идет производство. Пекари-кондитеры с душой и любовью трудятся над заказом клиента.
Выполнение заказа и передача его официанту. Спустя, короткий промежуток времени заказ готов и о готовности сообщается официанту, который увидит это на своем экране.
Предоставление заказа клиенту. Вскоре официант уже приносит готовый заказ для клиента.
Оплата заказа клиентом. Заключительным этапом посещения кафе-пекарни является оплата заказа.
Технические данные обеспечения работы организации
Для предоставления услуг в виде продаваемых хлебобулочных изделий, в кафе-пекарне «Cinnabon» как и любому предприятию необходимо сырьё — продукты питания, электроэнергия, водоснабжение. Продукты питания будут приобретаться у зарекомендовавших себя временем, надёжных поставщиков, так же немаловажную роль играет близость фирм-дистрибьютеров, так как это сказывается на стоимости товаров.
Итак, поставщиком бакалейных продуктов была выбрана оптово-розничная база ОАО «Приморская»; алкогольные и безалкогольные напитки будут поставляться торговой сетью «Бристоль»
В сети кафе-пекарен «Cinnabon» существует стандартная комплектация оборудования. Она выглядит следующим образом:
Печи итальянской сборки (специально выпускаемые для «Cinnabon»);
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Горячая витрина;
Холодильные шкафы;
Морозильная камера;
Тестораскаточная машина;
Специальные контейнерные шкафы;
Устройство для вакуумной упаковки продукции;
Микроволновая печь;
Блендер, миксер;
Кассовое оборудование;
Весы;
Сокоохладитель;
Тв экраны для приема заказов;
Компьютеры;
Другое (посуда, кухонные предметы, столовые сервизы, чайники и т.д.)
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
1.3 Маркетинг
Для продукции кафе-пекарни можно и не проводить методы стимулирования продаж. В кафе-пекарне «Cinnabon» для привлечения большего числа клиентов, сделали акцию счастливые часы. По этой акции булочки продаются со скидкой 45%. Акция проходит ежедневно с 10 -11 часов и с 20 — 21 часов. Данная акция приносит немалый поток клиентов в часы открытия и закрытия кафе-пекарни.
Чтобы клиент пришел еще раз, нужна продукция высшего качества, дружеская атмосфера общения, открытость, быстрое обслуживание. Именно этими качествами и обладает кафе-пекарня «Cinnabon»
Часто кафе-пекарня устраивает экскурсии по пекарне школьникам. Администратор рассказывает об истории возникновения кафе-пекарни, о рецептах, которые появляются. Каждая экскурсия не обходится без угощения своей продукции. Мы очень рады видеть этих школьников со своими близкими в нашем «Cinnabon». Тем самым, мы становится ближе к своему клиенту.
Так же помимо, счастливых часов в нашей кафе-пекарни действует акция «Подарок имениннику от «Cinnabon», правила ее очень просты, клиенту всего лишь нужно показать свой паспорт для уточнения даты рождения и получить свой подарок кафе-пекарни, подарки совершенно разные, в этом и состоит сюрприз для именинника.
Ассортимент меню кафе-пекарни «Cinnabon» подробным образом представлен на нашем официальном сайте.
Еще одним методом стимулирования продаж является реклама. В этой сфере мы будем уделять внимание таким направлениям:
Реклама в метро;
Реклама в социальных сетях;
Различные электронные площадки (Купикупон, Биглион)
Распространение рекламных листовок;
.4 Финансы
Помещение кафе-пекарни находится в ТЦ Санкт-Петербурга не в собственности директора, поэтому ежемесячно «Cinnabon» платит арендную плату в размере 60000 рублей
Расходные материалы — 25000 рублей ежемесячно. Они включают в себя: средства для уборки помещения, мытья посуды и прочее.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Рекламная кампания будет рассчитана — 41000 (данная сумма учитывается в общем итоге только 1 раз).
Заработная плата (из расчета 15 сотрудников) — 375500 рублей.
Расходы на коммунальные услуги — 47000 рублей.
Прибыль от продажи изготовленной продукции-
Предполагаемый ежемесячный доход — 934000рублей.
Предполагаемый ежемесячный расход — 548500 рублей.
Чистая прибыль ежемесячная 385500 рублей.
Предполагаемый годовой доход — 11208000 рублей.
Предполагаемый годовой расход — 6582000 рублей.
Чистая прибыль за год — 4626000 рублей.
.5 Кадры
Подбор персонала в кафе-пекарне требует особого внимания. Вежливое и внимательное обслуживание клиентов кафе-пекарни сервис — это самая главная из составляющих в этом бизнесе. Она целиком зависит от обслуживающего персонала. Насколько в заведении правильно подобраны официанты, баристы, администраторы и пекари-кондитера, настолько же комфортно будет клиентам данной кафе-пекарни.
В кафе-пекарне «Cinnabon» работают высококвалифицированные сотрудники, стаж которых не менее 5 лет в занимаемой должности. Ежегодно сотрудники проходят курсы повышения квалификации, так обучающие курсы по работе с новым оборудованием.
Далее рассмотрим количество сотрудников кафе-пекарни «Сinnabon», которые представлены в таблице
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Таблица 1 — Численность сотрудников кафе-пекарни «Сinnabon»
Для достижения целей организации руководству необходимо обеспечить эффективные действия персонала, такие как премия и бонусы.
2. Инновационные идеи
Подовая печь нового поколения Sveba Dahlen
Данная подовая печь DC-2ED 400 производства Sveba Dahlen предназначена для выпечки различных изделий из теста. Благодаря использованию профессионального оборудования процесс выпечки существенно ускоряется, что позволяет оптимизировать работу профессиональной кухни. Особенность таких печей заключается в том, что изделия в них можно выпекать без использования противней, просто на поверхности керамического пода. Заявленные габариты подовой печи Sveba Dahlen DC-2ED 400, представленной в каталоге iPelican, составляют: длина — 1705 мм, глубина — 1965 мм, высота — 400 мм. Предусмотренные рабочие габариты — 1265 мм, рабочая глубина — 1660 мм, рабочая высота — 220 мм. А max температура составляет 400 °С. Стальные поды 2 мм толщины и сетки стандартны. По желанию печь может иметь каменный под из специального прочного высокотемпературного цемента, который очень хорошо накапливает и хранит высокую температуру.
Большое окно двери из закалённого стекла позволяет вести наблюдение за процессом выпекания. Пружинный демпферный механизм обеспечивает двери плавное движение, а удобная для захвата ручка позволяет регулировать угол наклона, что гарантирует комфортное и безопасное обращение.
Стоит отметить, что подовая печь Sveba Dahlen DC-2ED 400 позволяет выпекать хлебобулочные и кондитерские изделия высокого качества. Для того, чтобы сделать работу удобной, в рабочей камере подовой печи есть внутренняя подсветка. Галогеновый светильник CLASSIC обеспечивает белое и более сильное освещение рабочей зоны, чем стандартные лампы накаливания. Высокая теплостойкость и длительный срок службы подразумевают минимальное количество отключений, чтобы выполнить замену ламп.
В данной модели также есть наличие пароувлажнения. При этом стоит отметить, что при приготовлении качество блюд остается на высоком уровне. И, что немаловажно, подовая печь отличается простотой в обращении, система управления — электронная.
Для реализации инновации необходимо приобрести печь нового поколения Sveba Dahlen и необходимые комплектующие, а также пригласить специалиста для обслуживания данной машины.
. Кофемашина TopBrewer
Действуя в соответствии с инновационными идеями, в кафе-пекарне будет представлена революционная кофемашина — TopBrewer, машина в форме крана, которой можно дистанционно управлять с iPhone. Эта кофемашина состоит из, прежде всего, запатентованного крана из нержавеющей стали, продвинутой системы приготовления кофе, которая может быть обустроена в любом месте на кухне. TopBrewer обладает самоочищающейся функцией, которая активизируется после каждого использования.предлагает, параллельно, широкий ассортимент напитков, начиная от чистой воды и кофе с горячим или холодным молоком, любую серию напитков на основе кофе, все из которых могут быть запрошены у приложения или IOS в отсутствие панели сенсорного экрана встроенного в столешницу. Следует отметить, что это приложение доступно для загрузки в магазине ITunes, и обеспечивает полный контроль и надзор за машиной и настройками напитков (регулирующих, например, порции и количество молока и шоколада) отображает текстовые сообщения, чтобы предупредить о ходе подготовки и температуре напитка. В дополнение к этому крану, в системе находятся и две кофемолки ответственные за помол кофе. Кроме того, TopBrewer имеет, в соответствии с требованиями об экологической безопасности, способность экономить энергию, находясь в режиме ожидания.
Одной из наиболее значительных характеристик является тот факт, что большая часть оборудования или физической структуры, ответственной за подготовку напитков, скрыта под «столешницей», и в стиле минимализма, виден лишь сам кран и сенсорный экран. Следует отметить, что вышеупомянутые смесители включают в себя три разные линии: одна для кофе, другая для молока и третья для воды. Благодаря превосходному качеству продукта и отказавшись от традиционных машин, образ приготовления напитков моментально изменится.
Для реализации данного нововведения необходимо приобрести данную кофемашину, а также установить сенсорный планшет для управления кофемашиной и потребуется установка на него необходимого программного обеспечения.
Wellness food
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Кафе-пекарня «Cinnabon» выводит на рынок новую продукцию, предназначенную для людей, которые заботятся о своем здоровье, но при этом хотят побаловать себя вкусной выпечкой.
При выпекании продукции будет использоваться тыквопротеин, который добавляют из расчета от 15 до 30 г на 1 кг пшеничной или ржаной муки.
Тыквопротеин — это белково-витаминный комплекс растительного происхождения, содержит все незаменимые аминокислоты, удачно сочетающиеся с витаминами С и группы В, макро- и микроэлементами (кальций, калий, фосфор, железо, марганец, цинк) и пищевыми волокнами.
Тыквопротеин, благодаря своим биоактивным веществам, позволяет хлебобулочным изделиям не черстветь и не плесневеть до 7 суток. Улучшается качество изделия, увеличивается объем, улучшается структурно-механические свойства мякиша и формоустойчивость изделий, пористость равномерная, цвет и вкус меняется незначительно.
Такие продукты используются в питании спортсменов, людей, больных инфекционными заболеваниями, в том числе туберкулезом легких, во время религиозных постов и вегетарианской диеты, для коррекции питания в диетах с повышенным содержанием белка и уменьшенным — жиров и углеводов. Рекомендуется детям с отставанием в физическом развитии и пожилым людям для поддержания хорошей физической формы и сохранения активного образа жизни и в других случаях.
Соответствие высоким стандартам качества, натуральное сырье, разнообразие вкусов — вот рецепт успешных продаж даже самым взыскательным гурманам.
Для внедрения инновации необходимо приобрести только необходимое сырье и обновить ассортимент кафе-пекарни «Cinnabon»
3. Выбор инновации
Обоснование выбора инновации осуществляется по методике количественной оценки инноваций. Данная методика включает в себя этапы:
Формирование списка показателей конкурентоспособности и формирование индексов оценки.
Формирование «Матрицы нововведений».
Расчет условного и безусловного индекса нововведений.
.1 Формирование списка показателей конкурентоспособности и формирование индексов оценки
Таблица 2 — Формирование оценок показателей конкурентоспособности предприятия
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
х1=(5*1,2)/(5*1,2 +4*1,5+4*1,2+4*1,5+5*1,5+3*1,2)=0,177
х2=(4*1,5)/ (5*1,2 +4*1,5+4*1,2+4*1,5+5*1,5+3*1,2)= 0,177
х3=(4*1,2)/(5*1,2 +4*1,5+4*1,2+4*1,5+5*1,5+3*1,2)=0,142
.2 Формирование «Матрицы нововведений»
Пиццерия рассматривает следующие нововведения:
Подовая печь
Кофемашина TopBrewerFood
Расчет «Матрицы нововведений» представлен в таблице 2.
Таблица 3 — Формирование и заполнение «Матрицы нововведений»
.3 Расчет условного и безусловного индекса нововведений
Условный индекс рассчитывается по следующему выражению:
, (1)
где xi — относительная рейтинговая оценка показателя;- оценка силы влияния j-го нововведения на i-ый показатель конкурентоспособности;- количество показателей конкурентоспособности;- количество нововведений.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
№1 = ((0,177*9) + (0,177*3) + (0,142*3) + (0,177*9) + (0,221*9) + +(0,106*0) / 11,307)*100 = (6,132 / 11,307)* 100 = 54,2 %
№2 = ((0,177*3) + (0,177*3) + (0,142*0) + (0,177*3) + (0,221*0) + +(0,106*0) /11,307)*100 = (1,593/ 11,307)*100= 14,1 %
№3 = ((0,177*3) + (0,177*3 + (0,142*0) + (0,177*3) + (0,221*9) + +(0,106*0) / 11,307)*100 = (3,582 / 11,307) *100 = 31,7 %
Все выбранные нововведения положительно повлияют на конкурентоспособность заведения. Предпочтительнее всех получилось нововведение — подовая печь, так как у него наибольший условный индекс. Инновация может увеличить конкурентоспособность пиццерии на 54,2%.
Безусловный индекс определяется по формуле:
, (2)
где xi — относительная рейтинговая оценка показателя;max — оценка максимальной силы влияния нововведения на показатели конкурентоспособности;- количество показателей конкурентоспособности.
№1 = 6,132 / 9 = 0,68 — улучшающая.
№2 = 1,593 / 9 = 0,18 — рационализирующая (псевдоинновация).
№3 = 3,582 / 9 = 0, 4 — улучшающая.
На основании полученных расчетов, выбираю наиболее эффективное нововведение — подовая печь. Так как ценность вклада этого нововведения в конкурентоспособность кафе-пекарни из трех предложенных продуктов, наиболее высокая и относится к классу улучшающих инноваций.
4. Составление программы освоения новшества
.1 Обновление технологии производства и управления
При внедрении инновации, с помощью манипулирования отдельными подами пекарня имеет колоссальную экономию: одновременная загрузка подов различными изделиями означает максимальное использование площади выпечки. При максимальной экономии времени. Как опция — дополнительное оснащение, которое с помощью специального покрытия преобразует тепловое излучение в инфракрасное, которое легче и быстрее проникает в середину заготовки, ускоряет образование мякиша и корочки, в отличие от более старых моделей традиционных печей.
.2 Преобразование материально-технической базы
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Закупка нового оборудования, а именно замена стандартных печей на подовые печи нового поколения.
инновация маркетинговый оценка
4.3 Обновление номенклатуры и характеристик продукции — как результата инновационных преобразований
Следствия реализации инновационной программы: улучшение конкурентного статуса, за счет увеличения объема производства и снижения издержек; увеличение числа клиентов, что приводит к увеличению продаж и росту прибыли; повышение качества обслуживания (клиент тратит меньше времени на ожидание своего заказа).
5. Обоснование инвестиций в инновационную программу
Рассматриваются, варианты инвестирования инновационной программы, такие как банковский кредит и инвестор (в роли инвестора выступает собственный капитал кафе-пекарни). Наиболее распространенной формой финансирования считается кредит (кредит берется у банка, обслуживающего кафе, поэтому процесс получения денежных средств весьма оперативный).
Но для данного проекта, я выбираю инвестора (собственный капитал пекарни). Его преимущество в более высокой прибыльности в связи с отсутствием необходимости выплат по привлеченным и заемным источникам.
Таблица 4 — Смета общих затрат
Далее составим ленточный график (диаграмма Ганта) реализации проекта.
Таблица 5 — Ленточный график реализации инновационного проекта.
Затем необходимо рассчитать доход от инновационной деятельности.
Для этого составлены таблицы, в которых приводится ежедневная плата за пользованием номером, количество дней, в течение которых номер был занят и выручка.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Таблица 6 — Затраты на проект
Затем рассчитаю доход от инновационной деятельности.
Таблица 7 — Выручка до инновационной деятельности
Таблица 8 — Выручка от инновационной деятельности
Таблица 9 — Доход от инновационной деятельности
Итого по доходу от реализации инновационного проекта, будет 822000 рублей за полгода.
Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система показателей: Интегральный эффект; Среднегодовая рентабельность инвестиций; Период окупаемости.
Интегральный эффект.
Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.
Тр — расчетный месяц;
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Рt — результат в t-й месяц;
Зt — инновационные затраты в t-й месяц;
at — коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).
Основная формула для расчета коэффициента дисконтирования (d):
a = a + b + с,
а — принимаемая цена капитала (очищенная от инфляции) или чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств;
В банке ВТБ-24 действует процентная ставка равная 9,5 %- уровень премии за риск для проектов данного типа (в соответствии с классификацией инновации);
Таблица 10 — Соотношение среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса
К=(6+7+8+7+8+4+6+2+4+5+8+5+7+5+8+2+2) / 17 = 94 / 17 = 5,5
Средний класс инновации 5,5 6 тогда премия за риск составит 10,0 %
с — уровень инфляции.
Уровень инфляции в 2015 году на данный момент составляет 7,15 %.
a = 9,5+ 10 + 7,15 = 26,65%
a1=1/(1+0,2665)0=1
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
a2=1/(1+0,2665)1=0,79
a3=1/(1+0,2665)2=0,62
a4=1/(1+0,2665)3=0,49
a5=1/(1+0,2665)4=0,39
a6=1/(1+0,2665)5=0,31
Так как периоды дисконтирования составляют менее года, ставку дисконта следует перевести в соответствующие единицы: из процентов годовых в проценты в полугодие:
,
где: ak -пересчитанный дисконт;
a — исходный дисконт, % годовых;- количество периодов пересчета в году (k = 1 для периода, равного 1 полугодию).
=
Эинт = (-228000)*1+(114000)*0,79+(117000)* 0,62+(132500)* 0,49+(134000)* 0,39+(137500)* 0,31 = 94410 рублей
Положительный интегральный эффект означает, что затраты не превышают результаты и характеризует успешность данной инновации в расчетном периоде.
Индекс доходности
Индекс доходности (ИД) — это отношение суммарного дисконтированного дохода к суммарным дисконтированным затратам (в основном на капитальные вложения):
Индекс дох.=
= 429410 / 335000 = 1,28
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Инновационный проект считается экономически эффективным, так как индекс доходности = 1,28 (превышает 1).
Среднегодовая рентабельность
,
СР = ((1,28-1) / 0,5)*100% = 56 %
Среднегодовая рентабельность проекта положительна, это означает, что проект экономически выгодный.
Период окупаемости
Период окупаемости То является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций.
То= 415000 / 822000= 0,5 года
Проект был рассчитан на 6 месяцев и окупился за это время. Данный инновационный проект является эффективным.
Список использованной литературы
1 Громыко, А..А. Создание инновационных проектов — М.: Изд-во Габр, 2011. — 155с.
. Информация о кафе-пекарни «Cinnabon» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cinnabonrussia.com
. Свинцова, Д.А. Инновации в России- М.: Изд-во ИНФРА-М, 2009. — 225с.
. Чебутарь, Н.М. Комплекс инноваций М.:Буква,2009г.-384 с.
. Соколов, Б.Б. Бизнес кондитерских в России. СПб.2011г.-267с.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Приложение А
Классификация нововведения и инновационных процессов по группам риска