Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Тема и идея журналистского произведения»

Основными характеристиками журналистского произведения как типа текста, которые мы принимаем за систему координат, являются его тема, идея, фактологические и культурологические элементы структуры (элементарные выразительные средства), композиция и монтаж (средства организации текстового пространства), лексико-стилистическое оформление коммуникативного замысла автора. Все они отмечены спецификой, которая и делает текст именно журналистским.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение

Глава 1.Тема журналистского произведения

1.1 Понятие и порядок выбора темы журналистского произведения

1.2 Признаки темы журналистского текста

Глава 2.Идея журналистского произведения

2.1 Содержание и формирование идеи журналистского текста

2.2 Взаимосвяь идейных и жанровых характеристик журналистского текста

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. В теории публицистики существует много работ, посвященных процессу создания журналистского текста. Одни авторы делают акцент на индивидуальных качествах журналиста, особенностях его психологии, общей эрудированности. Другие опираются на технологические приемы создания текста, так называемый «журналистский инструментарий».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Новые медиа становятся все более активными участниками политического процесса, однако, справедливости ради, стоит заметить, что их влияние на российскую аудиторию еще не столь значимо по сравнению с традиционными СМИ. Интернет по-прежнему не может конкурировать с традиционными инструментами агитации. Значение средств массовой информации, в частности значение новых медиа в обществе будет возрастать. И, безусловно, еще более остро встанет вопрос о взаимоотношениях государства и средств массовой информации.

В профессиональном исполнении журналистского текста его тема всегда включает в себя «живую жизнь» — конкретную реальную ситуацию (ситуации), значимую в контексте существующей в обществе проблемы.

Идея журналистского текста, если он профессионально выполнен, тоже двусоставна — несет в себе идею опорную (ценностный ориентир, исходя из которого автор так или иначе воспринимает происходящее) и идею рабочую (подсказка умственных или практических действий, нужных для решения проблемы).

Объектом исследования является в широком смысле — журналистский текст, в более узком и чаще употребляемом — журналистское произведение.

Предмет исследования — тема и идея как характеристики журналистского произведения.

Цель исследования — выявление идейно-тематических особенностей журналистского произведения.

В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:

  • Определение темы как характеристики журналистского произведения и порядка её выбора.
  • Определение признаков темы журналистского текста.
  • Анализ структуры идеи как характеристики журналистского текста.
  • Анализ взаимосвязи идейных и жанровых особенностей журналистского произведения.

Глава 1.Тема журналистского произведения

1.1 Понятие и порядок выбора темы журналистского произведения

Тема журналистского произведения — всегда конкретная реальная ситуация, восходящая к более широкой масштабной проблеме общества. Она может быть позитивной, проблемной и аномальной, что позволяет создавать как положительные, так и критические материалы.

Различают три типа ситуаций:

позитивные ситуации (и тогда рождаются материалы, которые принято называть положительными).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

проблемные ситуации (ложатся в основу проблемных аналитических публикаций).тема журналистский идейный жанровый конфликтные ситуации (вызывают остро критические выступления, в том числе в сатирической форме) .

Специфические черты журналистского произведения как особого информационного продукта заключаются главным образом в следующем: авторство персональное, но представление коллективное. Цель и ответственность — общие. Даже если в выходных данных издания содержится заявление редакции, что её «мнение может не совпадать с мнением авторов», это несовпадение никогда не будет конфликтным для партнерской пары «автор — редакция».

До тех пор, пока произведение не обнародовано, оно как бы не существует и за него не отвечает ни одна редакция. Если же редакционный коллектив принимает этот продукт и выпускает в свет, следовательно, форма и содержание произведения совместимы с концепцией этого СМИ.

Говоря о журналистском произведении, мы говорим о результате персональной творческой деятельности, распространяемом на законных основаниях через коллективные структуры и воссоздающем реальность с целью обеспечения права общества на знание правды или хотя бы получение исчерпывающей, пусть и противоречивой информации».

Начало любого творческого процесса связано с накоплением информации, с обращения к собственному жизненному опыту, к работам предшественников и старших коллег. Освоение действительности — обязательное условие любого творчества, но в разных видах творческой деятельности происходит по-разному. В журналистике тоже ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей — стадии получения, накопления информации и стадии образования текста. И хотя твердого водораздела между ними нет, внешне их относительная и временная самостоятельность очевидна. Ведь зачастую журналист едет в командировку, идет на какой-то объект именно для сбора фактов, знакомства с людьми — носителями нужной информации, еще не приступая даже к выстраиванию статьи, но опытный журналист, исходя из редакционного задания, из внутренней установки, уже представляет направленность материала, систему отбора фактов, даже невербальные выразительные средства, которые можно использовать.

Начальная стадия творческого акта в журналистике представляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Но совершается она, как правило, человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме, да к тому же в подавляющем большинстве случаев включена в процесс коллективного творчества, в межличностные общения, причем далеко не всегда дружественного, особенно в условиях нынешнего рынка и частного владения СМИ. Отсюда необходимость высокой ответственности, профессиональной хватки и выработки твердых навыков.

Сегодня, при обилии СМИ и всепронизывающей информации, познавательная деятельность в журналистике — усложняющийся процесс, который отнюдь не сводится к сбору отдельных фактов и примеров. Будучи отражением российской реальности, порой хаотичной и непредсказуемой, они остаются связаны с ней гораздо большим числом отношений, чем журналисту удается уловить и отразить. Поэтому журналист должен, во-первых, установить факт, то есть выявить, где, когда и при каких обстоятельствах он всплывает; во-вторых, определить существенные связи этого факта (прежде всего, причинно-следственные), то есть понять, чем вызвано его наличие и как он может сказаться на положении дел, на отражении заданной темы; в-третьих, разглядеть оттенки факта и характерные детали, которые помогут превратить его в структурный элемент будущего текста, в средство для донесения информации при условии его умелого использования и владения словом, образными средствами.

Поэтому многие теоретики склонны рассматривать начальную стадию журналистского творчества как специфическую разновидность познавательной деятельности, то есть особый предмет познания: реальная жизненная ситуация в контексте более широкой проблемы. Причем, и условия познания в нашей профессии весьма специфичны: процесс познания часто начинается с неожиданного задания, с чистого листа, при недостаточном уровне компетентности, к тому же он, как правило, непродолжителен по времени, а главное, непредсказуем и неотделим от общения с людьми, сопряжен с активным эмоциональным переживанием ситуации. При этом субъективное восприятие реальности должна сочетаться со стремлением к объективному её отражению или, напротив, с заданной тенденцией того или иного СМИ.

Психология выделяет следующие факторы, мешающие творческому мышлению:

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство);
  • внешняя и внутренняя цензура;
  • ригидность (в т. ч. передача шаблонов, алгоритмов в решении задач);
  • желание найти ответ немедленно.

Применительно к художественному творчеству — это трудно оспорить. В повседневной журналистике порой все принципиально не так. Принятие чужого мнения и соглашательство требуется от сотрудника и на стадии получения задания, и при сдаче материала в номер, в эфир, на стадии редактирования, а то и выхода в свет, когда можно увидеть сокращенный, а порой и изуродованный материал.

Без внешней и внутренней цензуры от требований главного редактора и спонсора или учредителя до диктата рекламодателя и самой аудитории СМИ немыслима редакционная работа. Шаблонность, привычных алгоритмов в решении задач диктуется и позицией СМИ на медиарынке, и версткой издания или эфирной сетки.

Наконец, последнее: желание найти ответ немедленно — мешает, конечно, творческой работе и «подстегивает» журналиста, даже в оперативном репортаже, тем более — в проблемной статье.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Еще одна специфика журналистского творчества — его включенность в коллективное творчество, в неотрывности от того или другого СМИ. Например, человек говорит: я читаю свежую газету, а не набор текстов авторов, я смотрю (слушаю) новый выпуск. Он чем-то похож на предыдущий, но все-таки совсем другой, и мы, как потребители информации, пытаемся уловить и сходство, и различие между ними. В телепрограмме общий текст состоит из картинки, музыки, шумов и словесного сопровождения. В радиопрограмме — из слов, музыки, шумов. В печатных СМИ и Интернет-изданиях — из слов, иллюстраций, оформления рубрик и сайтов. В газетах и журналах (не художественных, где есть огромные тексты) повторяющейся единицей общего текста является полоса. На ней расположены словесные материалы, иллюстрации, элементы оформления (линейки, колонтитулы и др.), которые в совокупности образуют новый продукт, порой довлеющий над собственными частями, отдельными журналистскими произведениями.

1.2 Признаки темы журналистского текста

Тема как характеристика журналистских произведений имеет устойчивый признак: она всегда есть конкретная реальная ситуация, восходящая к масштабной проблеме общества. Вся информация в журналистике делится на рубрики. И каждом СМИ они одинаковы — политика, социум, культура.

Выбор темы, прояснение замысла, нащупывание идеи и структурно-композиционного решения, то есть: о чем? зачем? и каким образом? — эти творческие проблемы стоят перед журналистом ежедневно, даже если является вольным обозревателем, ведет давно сложившуюся авторскую передачу, пишет авторскую колонку в газету или готовит проблемную статью. Жанрообразование — процесс неизбежный и повторяющийся каждый раз, когда журналист начинает работу над новым произведением, даже если он специализируется на чем-то уже определенном (на интервью или обзорах, очерках или заметках и т.д.).

Новость — это информация, которая вызывает у людей определенную реакцию. Они понимают, о чем идет речь, и могут оценить важность этой информации, сравнив её с данными вчерашнего или позавчерашнего дня, с тем, что происходило здесь год назад. Информация подразделяется на несколько типов:

  • Абстрактная информация (дает общее представление о проблеме и участниках);
  • Текущая информация (дает представление о каждом конкретном моменте изменяющейся ситуации);
  • Конкретная информация (отвечает на определенные вопросы);
  • Косвенная информация (подтверждает или опровергает некие предположения);
  • Оценочная информация (субъективная оценка ситуации).

От других творческих разновидностей журналистское творчество, как считают многие профессионалы, отличает еще полное игнорирование вдохновения. Журналистское произведение зачастую рождается по плану редакции, по графику выпуска очередного номера или подготовки передачи. Из этого первым делом следует, что вдохновения ждать некогда. Оно может посетить или обойти журналиста, а газета, журнал, программы должны выйти вовремя, к нужному часу, готовые материалы ждут технические службы, непосредственно выпускающие продукт, который ожидают потребители, заплатившие за новую порцию информации. Поэтому современный журналист нередко через все стадии создания произведения пролетает быстро, а бывает, и поверхностно. Как правило, у телерепортера нет временного пространства, чтобы спокойно обдумать комментарии, общие и крупные планы, если он делает эксклюзивный репортаж из горячей точки. Но порой то же телевидение злоупотребляет этой поверхностной репортажностью.

Интернет-издания чаще обновляют информацию. Если в газете оперативность измеряется по шкале «вчера, сегодня, завтра», то критерий для электронных СМИ — «час назад, в эту минуту, через полчаса». Информационный поток увеличивается ежедневно и ежесекундно.

Журналистские жанры реализуют определенную творческую функцию или набор функций. Здесь представляется важным указать, что функционал журналистского жанра отличается от функционала журналистского текста. Фундаментальная функция журналистского текста — исправляющее истолкование действительности. И она раскрывается через эвристическую (познавательную), онтологическую, семантическую, коммуникативную, аксиологическую и рекреативную функции.

Журналистский жанр осуществляет исправляющее истолкование через иерархическую систему следующих творческих функций:

  • создание информационной модели социального явления;
  • установление причинно-следственных отношений с другими явлениями;
  • выявление значимости явления (оценка);
  • определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);
  • формулирование программ действий по изменению / предупреждению повторяемости явления.

При этом первую функцию — информационное моделирование — мы считаем базовой для всех жанров, причем у событийной заметки она — единственная. Стало быть, в зависимости от степени сложности предмета журналист реализует в творчестве либо редуцированный, либо полный набор функций, тем самым выбирая адекватный своему исследованию жанр.

Глава 2. Идея журналистского произведения

2.1 Содержание и формирование идеи журналистского текста

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Под идеей понимают главную мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие» — достигнутое им понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность. её характерной чертой является то, что она всегда содержит две составляющие: опорную и рабочую идеи текста.

Рабочая идея всегда имеет побуждающий, направляющий характер, как бы подсказывая адресату информации, что нужно делать в свете полученного сообщения.

Опорная идея — это «информация о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее». То есть идея — это отношение автора к явлению, которое он рассматривает.

При конкретизации идеи автор отвечает себе на вопрос: в каком ракурсе и какими средствами будет изображено задуманное. Есть сюжеты, застандартизованные мировой практикой, и есть уникальные события. В обеих крайностях творчество присутствует, хотя и в разных пропорциях. Например, отчет о показе модной коллекции стандартно содержит в себе проходы моделей по подиуму плюс закадровый текст об авторе демонстрируемой коллекции.

Выйти за границы такого отчета почти невозможно, особенно в оперативно-новостной работе. Однако если задача поставлена в аналитическом ракурсе, а тем более в художественно-публицистическом, то в зависимости от целевой аудитории СМИ журналист смещает фокус. Анализ конкретного показа может соединиться с ретроспекцией, дается визуальный ряд, напоминающий зрителю о прежних находке этого модельера; возможны рассуждения о современных тенденциях в производстве, например, одежды или обуви. В публицистике может появиться авторское размышление о связи вкусов людей с климатом и местом проживания, уровнем доходов, историческими традициями и другими факторами, вдобавок — обязательно — оценка, мнение, личный взгляд журналиста на предъявленные и сгруппированные им факты и явления.

Реализация идеи — это собственно процесс создания произведения (написания, видеосъемки, радиозаписи, видеомонтажа), развивающийся по сложившемуся в уме автора или написанному и утвержденному сценарию. Выяснив для себя и предъявив другим общее, целое, то есть тему и идею, вы задумываетесь о структуре (строении) вашего произведения и его композиции (последовательности и гармоничном расположении частей текста, их взаимосвязи). Нет общеупотребительных правил, как создать полнокровный, интересный текст, как нет универсальной формулы творчества. Но есть общие принципы его построения, безусловные удачи в том или ином жанре, наконец, устоявшиеся приемы и правила, переходящие порою в штампы.

Первый требуемый эффект: текст должны заметить читатели. Часть этой задачи решается за вас: у любого печатного издания есть макет и рубрикация. Эти структурные компоненты уже «подготовили» внимание к вашему произведению. Они приучили читателя находить повторяющиеся элементы на одном и том же месте: самые острые и актуальные материалы — на первой полосе; шутки, анекдоты, спортивные новости, например, — на последней, а интервью и очерки — на внутренних полосах. Надо только удачно вписаться своим материалом и сделать его запоминающимся.

Высокий уровень журналистики и журналистской конкуренции (вещи взаимозависимые) обычно наблюдается в региональных центрах, где есть вузы с факультетами журналистики.

Как правило, наиболее типологически оформлен и развит в провинции отряд печатных средств массовой информации. Для их описания журналистская наука использует так называемые типологические признаки, из которых важнейшим являются: издатель, тираж, аудитория, тематика, регулярность выхода. Эти типологические признаки в совокупности определяют тип издания. Наиболее важны для предвыборной кампании следующие типы печатных изданий.

Самую непосредственную роль в формировании массового сознания играют массовые издания, ориентированные на обывателя, точнее, на обывательский интерес к действительности. Массовые издания характеризует достаточно большой по местным меркам тираж, они склонны к броской подаче информации.

Массовые издания могут быть ежедневными (более динамичными) или еженедельными (более подробными). Ежедневные издания, как правило, больше уделяют внимания событийным жанрам, чем еженедельные, но еженедельные имеют более долгую жизнь — читаются два-три дня из-за того, что публикуют информацию для семейного чтения, материалы для проведения досуга и т. п.

К массовым изданиям примыкают официальные издания. Соучредителями подобных изданий нередко являются трудовой коллектив редакции или какой-нибудь орган местной власти. Наличие таких учредителей предполагает бюджетные дотации, которых, конечно, на жизнь таким изданиям часто не хватает.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Иногда еще встречается распространенное раньше мнение, что официальное издание является так называемым качественным изданием, то есть газетой влияния. С точки зрения влиятельности официальный статус действительно придает этим изданиям определенный колорит. Но ослабленная дотациями и властным надзором низкая конкурентоспособность (важный профессиональный стимул в журналистике) этих изданий, конечно, сказывается и на их общем уровне.

Специалист по организации предвыборных кампаний, оценивая массовые издания, должен обращать внимание не только на их сиюминутный тираж, который может быть раздут, но и на профессиональную, предпринимательскую, рекламную и, если так можно выразиться, кредитную историю издания. Знания о финансовом состоянии издания, о рекламных успехах, о намерениях спонсоров помогут определить наилучшие способы освещения предвыборной гонки.

Особую группу изданий составляют так называемые качественные издания. В российской провинции эти издания еще не очень широко представлены, тем не менее, они уже появляются и занимают свою нишу на газетном рынке. Для этих изданий характерны деловой подход к информации, нацеленность на местную экономическую, бюрократическую, интеллектуальную элиты и, как следствие, — небольшой тираж.

Успешно работающие качественные издания становятся местными газетами влияния. Если эти газеты сами зарабатывают деньги (на рекламе, на каких-либо побочных проектах), то такие газеты становятся не только влиятельными, но и самостоятельными — насколько это возможно в провинции. Такие газеты способны не только отражать, но и формировать общественное мнение, прежде всего мнение элит, по тем или иным вопросам. Качественная журналистика (отсюда название «качественные издания») — является главным ресурсом влияния этих газет.

Проблема заголовка зачастую решается в зависимости от типа издания. Один из сегодняшних условных параметров типологизации СМИ — это разделение на качественную прессу и массовую. Тон, лексико-семантический состав заголовка в первую очередь зависят от типологической принадлежности издания. Массовая пресса всегда апеллирует прежде всего к эмоциям потребителя, а то и к низменным инстинктам, качественная — к сознанию, к морали, к способности самостоятельно принимать взвешенные решения.

2.2 Взаимосвяь идейных и жанровых характеристик журналистского текста

Журналистское отображение действительности включает в себя, с одной стороны, характер понимаемых журналистом социальных фактов, систему аргументации (содержательный уровень текста), а с другой — способ сопоставления и предъявления фактов и мнений адресату (уровень формы) Собственно в жанрообразовании, т.е. в процессах дифференциации жанров и распределении их на группы, определяющую роль играют не столько когнитивные методы (эмпирические и теоретические), сколько творческие. Разумеется, когда ключевые характеристики текста возникают как результат применения какого-либо метода познания, жанровая конфигурация «корректируется» степенью «развернутости» использования данного метода при моделировании предмета. Невозможно подготовить репортаж, не обратившись к методу наблюдения и методу анализа, а обозрение — без использования метода проработки документов и метода классификации. Однако репрезентировать таким образом полученные сведения об особом предмете позволяют также корреспонденция и, соответственно, комментарий. Значит, текстуализацию потенциального диалога с аудиторией в определенном жанре, что подразумевает выполнение конкретных функций, обеспечивают творческие методы. С помощью их особого набора журналист и выстраивает свое понимание освоенного социального действия, т.е. собранный и интерпретированный жизненный материал.

Выделяют основные используемые в журналистике творческие методы:

  • констатация (указание на социальное явление);
  • описание (воспроизведение социальных явлений в комплексе их предметно-чувственных характерных деталей);
  • повествование (воспроизведение социальных явлений через обозначение ключевых моментов их протекания);
  • характеристика (резюмирующая репрезентация социального явления со стороны его сущности);
  • объяснение (репрезентация скрытых сторон социального явления через установление причинно-следственных связей в его развитии);
  • рассуждение (восстановление хода анализа социальных явлений и итоговое умозаключение);
  • типизация (обобщенная репрезентация сведений о социальных явлениях в виде условных «картин» и художественных образов).

Базовым для журналистских жанров творческим методом выступает констатация. А во всех разновидностях заметки она (помимо повествования) — главный инструмент моделирования действительности и организации диалога с адресатом. Вообще, чем сложнее метод — тем сложнее жанр. Например, типизация определяет поэтику только художественно-исследовательских жанров — эссе, очерка, фельетона. При этом набор специфических для жанра методов может быть как редуцированным, так и полным. Если методическая основа обозрения как аналитического жанра — объяснение, повествование и характеристика, то фельетон фундирован всей системой творческих методов.

Вектором, опосредующим уровни познания предмета, способствующим реализации функций и утверждающим задействованные методы, служит способ (тип) отображения действительности.

Существуют три типа моделирования социальных явлений в тексте. Фактографический (эмпирический) способ заключается в репрезентации кратких сведений о предмете и фиксации его внешних свойств. Воспроизведение скрытых деталей и взаимосвязей предмета, экспликация его субстанциональных особенностей — таково содержание аналитического (теоретического) способа. А тип нагляднообразного (художественно-исследовательского) отображения ориентирован не столько на фиксацию очевидных признаков предмета или рациональное проникновение в его сущность, сколько на эмоционально-художественное обобщение и типизирование понятого социального факта.

В сущности, именно типу моделирования действительности сторонники традиционной жанровой классификации придают значение ключевой детерминанты в разделении жанров на группы — соответственно на информационную, аналитическую и художественно-публицистическую. С нашей позиции, тот или иной способ отображения оказывается не единственным, а доминирующим в жанре. К примеру, в заметке доминирует фактографический способ: он — единственный вектор в пространстве событийной заметки, а в пространстве заметке-истории (у нее выражено аналитическое начало) лишь является главным. Если в русле филогенетической концепции трактовать репортаж и зарисовку как информационно-художественные жанры, то можно обнаружить в них действие фактографического и наглядно-образного способов. Первый доминирует в репортаже, а второй — в зарисовке. Причем у такой разновидности репортажа, как проблемный, обнаруживается и действие аналитического типа моделирования действительности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Наконец, в жанрообразовании значимы языковые средства и стилевые приемы, материализующие в тексте характер отношения журналиста к моделируемым социальным явлениям. Идентичные с точки зрения содержательно-формальных признаков и способов отображения социальности, информационные продукты разных авторов приобретают инвариантность в используемых языковых формах. Отчеты с одной и той же пресс-конференции оказываются различными в языковом воплощении не только потому, что у журналистов различны видения события, тезаурусы и ресурсы времени на подготовку текста. Выбор стилистико-языковых средств диктуют и редакционные установки, и само идейное направление издания. Однако очевидной предстает и закрепленность за конкретными жанрами (даже шире — за жанровыми группами) специфических языковых и стилистических ресурсов. В ситуации жанротворчества, с позиции Б.Я.Мисонжникова, стиль утрачивает присущие ему субъективные начала, в нем актуализируются объективнотипические аспекты, довлеющие над текстом в процессе его жанровой соотнесенности. Как следствие, через участие и воздействие факторов объективации жанровый конструкт адаптируется «к общепринятой парадигме, решается проблема понимания и релевантности в широком плане».

Жанр независим от того, какой предмет он конституирует — событие или ситуацию, поскольку здесь важен язык (шире — стиль) — как метод идентификации. Язык несет ментальный образ социальных действий, выраженный в вербально-графической форме. И именно через язык идентифицируется реферируемое в образе социальное действие, а также отношение журналиста к последнему, т.е. особый дискурс. Сам по себе журналистский текст как жанр — это сюжет социального действия, история взаимодействующих «социальных авторов» (и журналиста). Например, статья — это жанровая модель проблемно-аналитической журналистики, а искусствоведческая статья (формально — модификация) является способом смыслопроизводства в культурно-просветительской журналистике. В статье журналист репрезентирует знание о какой-либо социальной проблеме, полученное через постижение её сущности путем анализа и обобщения имеющихся данных. А в искусствоведческой статье отображает ситуацию в сфере искусства в связи с актуальными социальными проблемами, опираясь на данные и методы искусствоведения. При этом проблемно-аналитическая журналистика направлена на исследование и моделирование социальных проблем, возникающих в процессе неочевидных изменений действительности, с целью оптимизации жизни общества. Обязанность же культурно-просветительской журналистики — «перевод» важнейших компонентов культурного слоя общественной жизни на язык массовой аудитории и выявление их смысла.

Жанровая система, характерная для журналистики и прессы в каком-либо обществе какого-либо исторического периода, проецирует само общество — его идеалы и приоритеты, заблуждения и стереотипы. Она развивается по определенным законам и трансформируется, исходя из изменений в матрице коммуникативных запросов людей и системе стратегических целей медиаинформирования. В жанровых конфигурациях, задействованных системой журналистики, уточняется не только видение социальной практики, но и необходимых её трансформаций.

Заключение

Обобщим основные выводы по итогам исследования:

Журналистский текст — это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление). Тема, идея и структурно-композиционное решение, т. е. о чём? зачем? каким образом? — эти творческие проблемы стоят перед журналистом ежедневно, даже если он ведет давно сложившуюся передачу или пишет авторскую колонку в газету. Жанрообразование — процесс неизбежный и повторяющийся каждый раз, когда журналист начинает работу над новым произведением, даже если он специализируется на чем-то уже определенном (на интервью или обзорах, очерках или заметках и т. д.). Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения. Тема журналистского произведения — узкий круг проблем, относящихся к определенной сфере бытия.

Идея — собственный взгляд автора на эту проблематику: что нового и каким образом собирается сообщить автор по известной теме. Теория текста называет текст коммуникативной единицей высшего порядка. Эта теория, сложилась во второй половине XX в. на пересечении ряда наук — информатики, психологии, лингвистики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики, книговедения, социологии. Говоря о журналистском тексте, мы одновременно имеем в виду и общий текст данного выпуска конкретного СМИ, и его цельные, композиционно законченные части. В каждом отдельном случае смысл понятия «текст» (весь выпуск, одна полоса или один журналистский материал и т. д.) выясняется по контексту высказывания.

Текст может считаться цельным, информационно единым, если присутствуют очевидные связи между его структурой и целеустановкой. Также следует подчеркнуть, что чрезвычайно важным фактором построения текста является правильная оценка фоновых знаний предполагаемой аудитории.

Идея журналистского произведения всегда содержит две составляющие: опорную и рабочую идеи текста. Рабочая идея всегда имеет побуждающий, направляющий характер, как бы подсказывая адресату информации, что нужно делать в свете полученного сообщения. Опорная идея — это «информация о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее». То есть идея — это отношение автора к явлению, которое он рассматривает.

При выборе темы и идеи наблюдение за предметно-вещественной средой, людьми, объектами действительности позволяет глубже проникнуть в суть происходящих событий. Воспроизведение результатов наблюдения в журналистском тексте увеличивает правдоподобие произведения, делает его более убедительным, передавая полифонию действительности. Журналист, вступая в непосредственный контакт с действительностью, получает целый набор сенсорных впечатлений (зрительных, слуховых, тактильных, а иногда даже вкусовых и обонятельных). Воспроизведение этих сенсорных впечатлений в печатном тексте осуществляется через слово, т.е. переводится в одну знаковую систему. В результате журналистское произведение само приобретает свойство полифоничности. Передача определенных сенсорных деталей в большинстве случаев имеет смысловое значение. Видимые и слышимые данные о материальном мире способны передать сущностное знание о конкретной реальной ситуации, которую исследует журналист.

Список использованной литературы

Григорян М.В. Пособие по журналистике. М.: Права человека, 2007. -192 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Клёсова О. А. Творчество как сдвиг «порогов распредмечиваемости» //Вопросы теории и практики журналистики. — 2012. — №2. — С.149-151.

Клёсова О. А. Эволюция способа авторского творчества журналиста //Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» — М., 2012.

Клёсова О. А. Модель способа авторского творчества журналиста //Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции — 2012 «Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия». — М.: ф-т журн. МГУ, 2013. — С.57-58.

Клёсова О. А. Понятие «порождающая модель творчества» какобщеметодологическая категория // Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» — М., 2013.

Кульчицкая Д.Ю. Выразительные средства в печатных и мультимедийных журналистских текстах: дис. … канд. филол. наук. — М., 2013. — 28 c.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004. — 240 с.

Лазутина Г.В. Профессиональная деятельность журналиста: подходы к пониманию журналистской этики //Вопросы теории и практики журналистики. — 2012. — № 2. — С. 27-29.

Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2008.- 272 с.

Мясникова М.А. Адаптивно-моделирующая функция телевидения //Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности: сб. статей и материалов / Под ред. В.Ф. Олешко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Издат. дом «Филантроп», 2008. С. 49-60.

Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М.: Академический проект, 2007. 528 с.

Суворова С.П. Реализация просветительской функции журналистики в современных общероссийских газетах: автореф. дис. … канд. филол. наук. — М., 2006. — 24 с.

Тертычный А.А. Методология журналистики и жанровые формы журналистских текстов // Журналистика и медиаобразование — 2008: Сб. трудов III междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Т. I / Под ред. А.П. Короченского. Белгород: БелГУ, 2008. С.79-85.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. — М., 2014. — 256 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

832

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке