Введение
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования
1.1. Бюджетное финансирование, его принципы и формы
1.2. Расходы бюджета и их классификация
Глава 2. Анализ экономической эффективности
2.1. Расчет и анализ экономической эффективности проектов
2.2. Решение типовых задач проекта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Во всех государствах в результате производственной деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, которые в дальнейшем проходят стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Бюджет выражает часть распределенных отношений между государством, с одной стороны, а с другой — между предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Распределение денежных средств из бюджета страны, национального дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования. Посредством бюджета и бюджетного финансирования национальный доход распределяется по территории страны, между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития, а также из производственной — в непроизводственную сферу. Бюджетное финансирование позволяет координировать экономическую и социальную жизнь государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны и улучшению жизни людей.
Тема бюджетного финансирования всегда актуальна и значима для каждого государства. Любая страна сталкивается с проблемой правильного, рационального распределения своих денежных ресурсов в различные сферы народного хозяйства, и в первую очередь те отрасли народного хозяйства, которые требуют на данном этапе первоочередного развития. Сталкивается с проблемой рационального распределения денежных ресурсов по своей территории, соблюдая интересы экономического развития страны в целом и отдельных регионов. Куда, как, в каком количестве и когда направить денежные средства, чтобы обеспечить дальнейшее пропорциональное развитие всех сфер общественной деятельности — вот одни из главных вопросов, которые решаются посредством бюджетного финансирования.
В данной работе подробно исследуются и анализируются особенности бюджетного финансирования в соответствии со следующей методологией: цель, объект, задачи, содержание, информационная основа.
Объект исследования — бюджетное финансирование.
Цель данной работы — внести предложения по улучшению системы бюджетного финансирования. Задачи данной курсовой работы:
- Изучить особенности бюджетного финансировании в различных сферах деятельности.
- Выявить и проанализировать его проблемы и недостатки на современном этапе.
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования
1.1. Бюджетное финансирование, его принципы и формы
Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования — системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.
Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:
Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально — экономического развития страны, а с другой, — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять:
1. Действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений.
2. Бюджетных ассигнований:
- предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.
3. Бесплатность бюджетных ассигнований:
- выделение бюджетных средств без уплаты государству каких — либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.
Существуют два канала финансового обеспечения:
- ведомственно-корпоративный;
- территориальный.
Ведомственно-корпоративный принцип обеспечения финансовыми ресурсами используется для наделения средствами предприятий в рамках решаемых ими производственных задач и для обеспечения их работников необходимым объемом социально-бытовых услуг.
В соответствии с территориальным принципом средства на социально-бытовую инфраструктуру выделяются территориальным органам власти для развития административно-территориальных единиц, обеспечения их жителей услугами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры.
В широком смысле расходы бюджетных средств есть система распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства.
Такое предоставление бюджетных средств может осуществляться только строго юридически установленным способом:
- В виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений.
- В виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (в рамках поставок для государственных или муниципальных нужд).
- В виде различных по своим целям трансфертов, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами предоставленных органами местного самоуправления.
- В виде ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, предоставляемых на другие уровни власти.
- В виде ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов и уменьшению бюджетных доходов.
- В виде бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств.
- В виде субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
- В виде инвестиций в уставной капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц.
- В виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам.
- В виде кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
- Осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
- В виде кредитов иностранным государствам.
- Ценных бумаг.
Рассмотрим некоторые формы бюджетного финансирования подробнее.
Трансферты — бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению — пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетные ассигнования — это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Они могут предоставляться на:
- Содержание бюджетных учреждений.
- Оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам.
Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям, допускается:
1. Из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
2. Из бюджетов субъектов Федерации — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
3. Из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуления.
Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Бюджетные инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской.
Более подробно определим роль государства как кредитора, заемщика и гаранта.
Государственный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим и физическим лицам на возвратной и возмездной основах.
Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений, между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой.
Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет признаки как тех, так и других.
Государственное заимствования РФ определяют, как займы и кредит, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. В результате заемной деятельности образуется государственный долг. Для покрытия бюджетного дефицита РФ длительный период времени была вынуждена привлекать заемные средства.
В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БК РФ делит их на две группы — внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.
Государственные внутренние заимствования РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Государственные внешние заимствования — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом.
Государственные или муниципальные гарантии — это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу, которого соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор); сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влечет за собой рост расходов бюджетных средств.
1.2. Расходы бюджета и их классификация
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете расходов и доходов.
Капитальные расходы бюджета — эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций, в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства.
Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
- кода главного распорядителя бюджетных средств;
- кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
- кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:
- общегосударственные вопросы;
- национальная оборона;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- охрана окружающей среды;
- образование;
- культура, кинематография, средства массовой информации;
- здравоохранение, физическая культура и спорт;
- социальная политика;
- межбюджетные трансферты.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета либо в утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе, обособленной функции деятельности органов государственной власти, проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с настоящим Кодексом критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и видов расходов соответствующего бюджета.
Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов РФ.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.
Таким образом, через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей. Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования — системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам: экономическая, функциональная и ведомственная классификации.
Классификация расходов бюджета содержит 11 разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства.
Глава 2. Анализ экономической эффективности
2.1. Расчет и анализ экономической эффективности проэктов
Таблица 1. Исходные данные
Первый проект. Реконструкция здания с последующим размещением в нем делового центра:
- Ориентировочная стоимость реконструкции составляет 7 млн.руб. (капитальные вложения).
- Ежегодный предполагаемый доход от эксплуатации делового центра: 3,68 млн. руб.
- Ежегодные эксплуатационные издержки: 1,52 млн. руб. (предполагаемые расходы).
Второй проект. Реконструкция здания под гостиницу:
- Ориентировочная стоимость реконструкции составляет 7,5 млн. руб.
- Ежегодный предполагаемый доход от эксплуатации гостиницы: 6,25 млн. руб.
- Ежегодные эксплуатационные издержки: 2.24 млн. руб.
Третий проект. Реконструкция здания под жилой дом:
- Предполагается продажа жилого дома без дальнейшей его эксплуатации.
- Ориентировочная стоимость реконструкции составляет 6,5 млн. руб.
- Предполагаемый единовременный доход 13.65 млн. руб.
- Ставка дисконтирования составляет 15%.
Величина капитальных вложений для каждого проекта рассчитывается в зависимости от процента распределения по годам строительства (табл.2).
Таблица 2. Распределение капитальных вложений по годам строительства, млн. руб.
Для каждого проекта рассчитываются показатели эффективности: чистый дисконтированный доход (таблица 3), индекс доходности, внутренняя норма доходности (таблица 4) и срок окупаемости (таблица 5 и рисунок 1, 2, 3).
Таблица 3. Расчет чистого дисконтированного дохода для 1-го проэкта (при ставке 15 %)
NPV = 0,878
Таблица 4. Расчет чистого дисконтированного дохода для 2-го проэкта (при ставке 15 %)
NPV = 6,367
Таблица 5. Расчет чистого дисконтированного дохода для 3-го проэкта (при ставке 15 %)
NPV = 3,397
Таблица 6. Расчет чистого дисконтированного дохода для 1-го проэкта (приставке 25 %)
NPV = -1,22
Таблица 7. Расчет чистого дисконтированного дохода для 2-го проэкта (при ставке 25 %)
NPV = 2,476
Таблица 8. Расчет чистого дисконтированного дохода для 3-го проэкта (при ставке 25 %)
NPV = 1,867
Таблица 9. Расчет срока окупаемости
Таблица 10. Сравнительный анализ вариантов проектов
Анализ экономической эффективности вариантов проектов показал, что наиболее рентабельным является проект реконструкции здания под гостиницу. В этом проекте наибольшее значение NPV,PI а также относительно небольшой срок оккупаемости.
2.2. Решение типовых задач проекта
1. Бизнесмен вкладывает около 250 тыс. долл. в приобретение приносящей доход недвижимости. Среднегодовая отдача от вложений составляет около 20 %. Ежегодно полученный доход он перечисляет на срочный депозит со ставкой 12% годовых. Какая сумма накопится на его банковском счете к концу 4 года?
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Решение:
250000*0,2=50000 рублей (Среднегодовая отдача от вложений)
NPV=170100
К концу четвертого года под 12% годовых, сумма будет состовлять 170100 рублей
2. Известны денежные потоки двух альтернативных инвестиционных проектов, тыс. руб.
Таблица 11. Исходные данные
Определите, какой проект является предпочтительней при ставке доходности 10 %.
Решение:
Таблица 12. Расчет ЧДД по проектам А и В
NPV (А) = -250 +90,9+82,6+75,1 = -1,4 тыс. руб.,
NPV (В) = -240+181,8+41,3+30,04 = 13,14 тыс. руб.,
Следовательно при ставке 10% предпочтительнее проект В,
т. к. NPV (В) > NPV (А).
3. Необходимо оценить инвестиционный проект без учета и с учетом инфляции, имеющий стартовые инвестиции 14 000 рублей. Период реализации проекта 3 года. Денежный поток по годам: 7000, 6000, 5000.Требуемая ставка доходности без учета инфляции 10%. Среднегодовой индекс инфляции 6 %.
Решение:
Для оценки инвестиционного проекта без учета инфляции рассчитывается чистый дисконтированный доход при ставке 10 %.
- вариант 1: 0,1 + 0,06 = 0,16 (16 %)
- вариант 2: 0,1 + 0,06 +0,1*0,06 = 0,166 (16,6 %)
Таблица 13. Оценка инвестиционного проекта без учета и с учетом инфляции
NPV = 1074 — (-303) – (-423)
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Заключение
Тема бюджетного финансирования всегда актуальна и значима для каждого государства. Любая страна сталкивается с проблемой правильного, рационального распределения своих денежных ресурсов в различные сферы народного хозяйства, и в первую очередь те отрасли народного хозяйства, которые требуют на данном этапе первоочередного развития.
Сталкивается с проблемой рационального распределения денежных ресурсов по своей территории, соблюдая интересы экономического развития страны в целом и отдельных регионов. Куда, как, в каком количестве и когда направить денежные средства, чтобы обеспечить дальнейшее пропорциональное развитие всех сфер общественной деятельности — вот одни из главных вопросов, которые решаются посредством бюджетного финансирования.
В данной работе подробно исследуются и анализируются особенности бюджетного финансирования.
Объект исследования — бюджетное финансирование.
Список использованных источников
1. Александров И. М. Бюджетная система Российской федерации: учеб. – М. «Дашков и К», 2007. – 486 с.
2. Бежаев О. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы// Муниципальная власть, № 3 (май-июнь) 2006 г. – С. 52-57.
3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15.03.2004). – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004. – 187 с.
4. Баранчиков В. А. Муниципальное право: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 390 с.
5. Новосибирская область в цифрах: Статистический сборник 2003. –Новосибирск.: Брянский обл. комитет государственной статистики, 2003.–120 с.
6. Бюджетная система России: Учебник для вузов \ Под. ред. проф. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-540 с.
7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов \ Под. ред. М. В.Романовского. — М.: Юрайт-М, 2001.-615 с.
8. Годин А. М. Бюджет и бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2002. – 340 с.
9. Годин А. М. Бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2006. – 568 с.
10. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система Росссии: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001.-248 с.
11. Коваленко А. И. Муниципальное право — М.:Новый юрист, 2004–354 с.
12. Круглый стол «Местное самоуправление: финансовый тупик»// Российская Федерация сегодня № 26 2002. – С. 14-17.
13. Перешеин В. Малые и средние города России: стратегия социально-го развития//Муниципальная власть,№ 4(июль-август) 2006 г. – С. 54-56.
14. Россия в цифрах, 2004: Крат. Стат. сб./ Федеральная служба государственной статистики– М.: Финансы и статистика, 2004.–с. 450.
15. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Норма, . 2005. с. 672: ил.-(Классический университетский учебник).
16. Самойлов С. Время тревоги и надежд// Муниципальная власть, № 1 (январь — февраль) 2005 г. – С. 54-58.
17. Силуанов А. Реализация финансовых основ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (стенограмма выступления в Гос-думе России)// Муниципальная власть, № 5 (сентябрь-октябрь) 2006 г. – С. 8-9.
18. Система государственного и муниципального управления: Уч./ под ред. Г. В. Атаманчука. – М.: Издательство РАГС 2005 — 488 с.
19. Селезнев А. Государство и экономика// Экономист 2003 № 10, С. 20-25
20. Тощенко Ж., Цветкова Г. Между прошлым и будущим (местное самоуправление в социологических замерах)// Муниципальная власть, № 1 (ян-варь — февраль) 2006 г. – С. 22-33.
21. Федеральный закон от 06.10.03 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // — 4-е изд. — М.: Ось-89, 2005. – 96 с.
22. Яковлев В. О ходе реализации Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (стенограмма выступления в Госдуме России)// Муниципальная власть, № 5 (сентябрь-октябрь) 2006 г. – С. 6-7.
23. Гуревис А. В. Бюджетное планирование на уровне субъекта РФ.// Вестник Московского Университета. Сер.7 «Финансы и кредит», № 2, 2006, с. 4-11.
24. Гусев С. И., Швецов Ю. Г. Федеральное казначейство в системе бюджетного регулирования. — Новосибирск: Наука, 2004.
25. Колчина Г. А. Бюджетная система России. – М.: Бератор-Пресс, 2005.,с. 1-
26. Лавров А. М. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы // Финансы. — 2004. -№ 3. -С. 9-14.
27. Леонтьев, В. E. Финансы, деньги, кредит и банки: учеб. В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2011. – 384 с.
28. Перекрестова Л. В., Романенко Н. Финансы и кредит. 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – с. 318-368.
29. Разживина Д. О. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного процесса /Д. О. Разживина, А. А. Бовин// Сибирская финансовая школа. – 2011. – № 2. – С. 8-12
30. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.для вузов. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – M.: Юрайт-М, 2009. – 450 с .
31. Свиридов О. Ю. Финансы: учеб. пособие О. Ю. Свиридов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2009. – 480 с.
32. Финансы: учеб. Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – M.: Финансы и статистика, 2011. – 504 с.
33. Финансы денежное обращение и кредит: учеб. Пособие Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова.- М.: Проспект, 2009.-650 с.
34. Финансы: учеб. Под ред. В. В. Ковалева. – M.: TK Велби, Проспект, 2009. – 640 с.