Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Возникновение государства. Понятие особенности общества, его происхождение и развитие»

Тема курсовой работы очень интересна. Из работы можно многое узнать о происхождении государства и права, а так же проследить, как развивалось государство и вместе с ним право на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Курсовая работа с гарантией

Введение
Глава 1. Возникновение государства
1.1. Родоплеменная организация общества, ее особенности
1.2. Факторы расположения родоплеменной организации общества и образование государства
1.3. Теории происхождения государства
Глава 2. Типология государства: понятия, подходы
2.1. Формационный подход
2.2. Цивилизационный подход
2.3. Универсальный подход
Заключение
Список использованных источников
Приложение № 1. Практическое задание

Введение

Тема курсовой работы очень интересна. Из работы можно многое узнать о происхождении государства и права, а так же проследить, как развивалось государство и вместе с ним право на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Актуальность данной темы заключается в том, что государство и право являются стабильным образованием, которое образовывалось длительное время. Государство как особая организация власти, как самостоятельный институт жизни общества, находится в постоянном развитии. Несколько тысячелетий тому назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Рассмотрим основные вехи в историческом развитии государства для того, чтобы уяснить основные тенденции в совершенствовании данного института, разобраться в сущности современных государств.

Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями.

Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют, прежде всего, не биологические, а социальные законы.

Значимость проблемы происхождения и развития государства и права обусловлена, прежде всего, тем, что рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет:

Во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческие, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество).

Во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной).

В-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).

Традиционно в науке проблема происхождения государства и права оставалась без должного внимания и является недостаточно разработанной и в настоящее время.

По-видимому, ученые при этом должны принять во внимание и положение «Всеобщей декларации прав человека» (1948 год), другие международные правовые акты. Они юридически воплотили и закрепили идею о том, что люди не являются достоянием государственной власти (государства).

Они имеют естественные и не отчужденные нрава, которые государство обязано соблюдать и защищать.

Права человека рассматриваются как противопоставления всесилию государства. Они не создаются государством.

«Известны мнения ученых, которые, утверждают, что «государство живет человеком; человек основывает, формирует и руководит им, одновременно живет в нем, и, благодаря этому постигает его как свою судьбу».

Другие ученые рассматривают государство и право как «систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений».

Или «право — особый, а именно государственный регулятор, как создание, так и реализация права, его активная цель в регулировании общественных отношений находятся в прямой зависимости от государственной власти».

Такой широкий спектр мнения ученых о теперешних и будущих моделях государства и права не возможен без глубокого изучения и теоретического осмысления ранее известных и существующих теорий происхождения и развития государства и права.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Различные аспекты этой проблемы освещаются в работах таких авторов как Алексеев С. С., Васильев А., Хропанюк В. Н., Комаров С. А, и другие.

Объект исследования — понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма происхождения, формирования и развития государства и права; вопросы соотношения общества и государства, общества и права; а также проблемы определения их места и значение в жизни каждого человека.

Цель исследования в том, чтобы сформулировать понятие особенности общества, его происхождение и развитие, определить формы и соотношение общества и государства, что обуславливает следующие основные задачи исследования:

  1. Выработать подход к пониманию происхождения государства и права, проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его объективные и субъективные стороны.
  2. Дать общую характеристику организации общества и развития права, рассмотреть основные теории происхождения государства и права.
  3. Проанализировать соотношение общества и государства, выявить и рассмотреть существующие между ними взаимосвязи.
  4. Классифицировать общие закономерности возникновения государства и права, выявить сущность и признаки.
  5. Проанализировать проблемы происхождения государства и права в истории политико-правовой мысли.

Для реализации цели и задач в данной курсовой работе — использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования — сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.

Информационной базой курсовой работы — являются статьи, учебники и учебные пособия, официальные документы и дополнительные источники. В них отражены труды российских и зарубежных историков, философов и юристов. Они выражали различные точки по данной проблематике, которые стали основными в моей работе.

Изучение данной темы помогает юридической науке глубоко понять действительные процессы возникновения и развития государства и права, конкретных государственно-правовых институтов.

Глава 1. Возникновение государства

Государственность — приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. Появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что, в конце концов, привело к появлению частной собственности или власти-собственности, а на их основе — к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытнообщинного строя к государственно-организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни — укрепленных городов.

Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Можно указать следующие признаки государства:

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все.

В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества:

  • во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве;
  • во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т. п.), а нередко и самого себя.

2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собираются с населения в виде налогов и сборов.

3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других организаций, существующих в обществе:

1. Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т. п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.

2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т. е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т. п. и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе при необходимости и принудительными средствами.

4.Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановления и т. п.

Опираясь на указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, любой исторической эпохи.

Таким образом, государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.

Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структуры и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

1.1. Родоплеменная организация общества, ее особенности

Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Они были весьма устойчивые и жизнеспособные, обеспечивали выживание людей, которые во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе единства. Роды существовали и функционировали тысячелетия, объединялись в более крупные социальные институты — племена. Были также религиозные объединения, торгово-купеческие гильдии, иные социальные объединения (институты), были и протогосударства.

На этом этапе существования протогосударства социальный статус, место того или иного индивида в аппарате управления определяли его достаток. И дело не только в потребляемой ими пище, «Гораздо существенней — пишет А. Васильев — неравенство в социальном статусе и в тесно связанным с ним одежде, украшениях и регалиях, величине жилища, количестве жен, наконец, в традиционно ценимом престиже и проистекающих из него привилегиях. Словом, это неравенство, прежде всего социальное. Однако при этом важно отметить, что неравенство, как и вообще социальная иерархия, членение коллектива на слои и страты, возникновение аппарата управителей не были пока связанны с делением общества на противостоящие друг другу антагонистические группы, различающиеся отношениями собственности».

Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство.

Вместе с человеческим обществом, а оно появилось, когда люди выделились из мира животных, возникает социальная власть, как его неотъемлемый и необходимый элемент, она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Власть — явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются, экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может существовать помимо воли и сознания людей.

Необходимым существованием общества является порядок. Он не возникает сам по себе. Это следствие урегулированное, упорядоченности социальных отношений. С усложнением социальной жизни появляется целая система регулирующих их норм. Если касаться права то его возникновение закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углублении и обострении социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах отношений.

Проблема возникновения государства и права длительное время в науке остается дискуссионной.

Причина тому, что в основе ее лежат различные идейные философские воззрения и течения, даже есть мнение, что государство и право существовало вечно.

Кроме того, историческая и этнографическая науки нарабатывают новые знания о причинах происхождения государства и права.

Как указывает доктор юридических наук Корельский В. М. современная наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей (охота, рыболовство и т. п.) к производящей экономике (земледелие, ремесло и другие).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др.

Предпосылки возникновения государства

Возникновение государств — явилось закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, занятием охотой и рыболовством, т. е. от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему — скотоводству и плужному земледелию.

Процесс перехода к производящей экономике обусловлен тремя общественными разделениями труда.

Первое общественное разделение труда характеризуется возникновением обособленного рода занятий — кочевое и полукочевое скотоводство. Второе общественное разделение труда обуславливалось отделением ремесла от других занятий.

Третье общественное разделение труда ознаменовалось развитием товарно-денежных отношений.

Три крупных общественных разделения труда, а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться дополнительный продукт, т. е. сверх того, что было необходимо производителям для своего потребления. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций.

Политические предпосылки характеризуются:

Во-первых, осознанием полезности надродовой власти, стоящей выше частного и родового интереса.

Во-вторых, необходимостью регулирования отношений с соседскими сообществами людей.

В-третьих, вступлением в отношения с соплеменниками.

В-четвертых, необходимостью в существовании стабильного порядка для гарантированного и устойчивого осуществления производства.

Идеологические предпосылки

Религия консолидировала древнее общество, способствовала объединению разрозненных племен в единую социально-политическую общность — народ.

Психологические предпосылки

Изменившиеся экономические условия формируют новый духовный облик людей, возникает новый тип самосознания. На начальном этапе развития общества постепенно и пока лишь в очень небольшой мере людьми начинают осознаваться общие интересы. Чрезвычайно способствует осознанию таких интересов военное нашествие и необходимость защиты. Возникает понимание, что эти общие интересы больше некому реализовать, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон жизни общества. В развитом обществе общая цель осознается как правовая цель, т. е. развитие и обеспечение права, в том числе контроль и управление властью, осуществляющей принуждение.

Как видим, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов. По крайней мере, с уверенностью следует констатировать, что их перечень не исчерпывается исключительно предпосылками экономическими. Все это свидетельствует о сложности процесса перехода к государственности.

Эти крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия:

  • возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним;
  • матриархальный род уступил место патриархальному (родство велось, но отцовской линии, а не по материнской линии);
  • родовая община постепенно начинает дробиться на — патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников).

Их интересы не всегда совпадали с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности.

Прибавочный продукт как рост производительности труда обусловили:

  • появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда;
  • возникновение частной собственности;
  • социального расслоения первобытного общества;
  • образованию классов;
  • зарождение государства и права.

Причины их зарождения коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.

Запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению человеческого рода, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуры его внутренних и внешних отношений, культуры.

В наше время снижение рождаемости, массовый выезд людей из государства, также можно связать с процессом ослабления государства и нрава.

Изучение истории этой проблемы показывает, что родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из переходных предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры (военоначальник и его дружина). Это появились задатки принуждения и подавления. Традиционная родовая организация, самоуправление уже не состоянии была разрешать возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Можно согласиться с доминирующим ныне мнением, что одним из основных путей формирования государства, (а это длительный процесс) был «восточный» путь, азиатский способ производства. (Древний Восток, Африка, Америка, Океания).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Этот вариант отличался от других вариантов:

  • родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат);
  • общественная (коллективная) собственность в государственную. Частная собственность не имела существенного значения. На это ощутимое влияние оказали:
  • географические условия;
  • необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.). Они предопределили возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Как известно, восточные государства заметно отличались друг от друга. Там не наблюдалось отчетливо выраженная классовая дифференциация. Само государство выступало организатором производства.

Однако имели и много общего:

  • были абсолютными, деспотическими монархиями;
  • обладали мощным чиновничьим аппаратом;
  • их экономическую основу составляла государственная собственность.

Иной исторический путь возникновения государства на территории Европы.

Главный государственно-образующий фактор здесь — классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.

По мнению Ф. Энгельса в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства влияние оказала борьба двух групп свободных членов рабовладельческого общества — патрициев и плебеев. Затем (к концу II века до н. э) в Римской империи была создана мощная государственная машина.

Имеются две различные точки зрения возникновения государства в Западной к Восточной Европе:

Первая — в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (Германия, Россия).

Вторая — после разложения родового строя, наступили предшествующий феодализму — длительный период. Знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе приведении (владение землей), крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю.

Этот период — профеодализм, а государство профеодальное, таким образом, родовая; организация социальной жизни изживает себя. Ей на смену приходит новая организационная форма общества — государственность. Это произошло на этапе производящей экономики. Воздействие оказали: разделение труда, появление патриархальной семьи, военные захваты, запрет инцеста и другие факторы.

1.2. Факторы расположения родоплеменной организации общества и образование государства

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т. е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Без выяснения причин приведших к возникновению этих социальных институтов невозможно понять их сущность и предназначение в обществе.

Необходимо отметить, что государство и право существовали не всегда, им предшествовал длительный период догосударственного существования человеческого общества.

Исторически первой формой организации человеческого общества было первобытное стадо. С появлением человека общество перешло к родоплеменной организации.

Род (родовая община) — исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — «первобытнообщинный строй», а его социальная организация — родоплеменной.

Родоплеменная организации общества характеризуется следующими особенностями:

  1. «первобытная экономика» носит присваивающий характер т. е. человек брал от природы те предметы которые существовали в готовом виде (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства).
  2. Производство и потребление было коллективным.
  3. Технологический уровень общественного производства был низок и обеспечивал самые насущные потребности рода.
  4. Отсутствие избыточного продукта.
  5. Частной собственности в современном понимании не существует.

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

С точки зрения социальной власти и управления род характеризуется следующими признаками:

  1. Совпадением власти с населением, т. к. вопросы жизнедеятельности родовой организации решались на общем собрании всех взрослых членов.
  2. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода. Данная должность была сменяема и осуществлялась без отрыва от производственной деятельности.
  3. Отсутствует специальный профессиональный аппарат управления, т. к. не было потребностей и отсутствовала материальная основа.
  4. Власть опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких специальных органов для этого не было.

Ни одно общество не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные связи.

Таким образом, именно в период родоплеменной организации зарождаются предпосылки, которые привели к возникновению государства и права.

 1.3. Теории происхождения государства

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие:

Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.

Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов.

Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А. Э. Вормс и др.

Глава 2. Типология государства: понятия, подходы

Одни исследователи отождествляют типологию и классификацию и считают что это — распределение объектов по классам на основе их общих признаков. Другие ученые полагают, что типология — это особый вид классификации,  который занимается системными объектами и дает системное знание о них.

Предметом изучения формы государства — являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства — с классификацией его формы.

Классификация формы государства — это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства — суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма вообще соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.

Учение о типах государства разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства — государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности).С учетом этих критериев различаются формационные (исторические) и цивилизационные типы государства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В основу собственно теоретической типологии государства положены различные стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия.

Родовой сущностью государства — является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории.

Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства. Народ определяет, в конечном счете, и организацию собственного господства в пределах населенной им территории.

Характеризуя родовую сущность государства, Ф. Энгельс писал: «Англия, конечно, демократическая страна, но демократическая в том же смысле, как и Россия; ибо народ везде, не осознавая этого, господствует, и во всех государствах правительство является только другим выражением степени образованности народа».

Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь основным значениям данного понятия.

Термин государство употребляется в научной литературе в трех значениях:

Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения).

Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т. е. аппарат или механизм осуществления государственной власти.

В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе.

Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру.

Государство как политико-территориальная организация народа (общества) является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Взятые в единстве и во взаимодействии — политическая власть и собственность (общинная и частная) — выступают в качестве элементов политологического фактора, который может быть положен в основу политологической типологии государства.

Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства.

И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т. е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства.

2.1. Формационный подход

Марксистко — ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.

Формация — исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а, следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства: рабовладельческое, феодальное и последний – социалистическое, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

Перечислим основные характеристики различных типов государств, выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно — экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства — результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства — приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства — возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Социалистический тип права — это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство — представляет собой государственность, возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая основа этих государств.

Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Государства капиталистического пути развития — по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.

Первопричина смены исторических типов государств считается социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответствует новый тип государственности и права. Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

Преемственность между историческими типами государств заключается, главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств, которые роднит их общая эксплуататорская сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств, марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

  1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями  которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .
  2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.
  3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
  4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.

В отличие от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:

  1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
  2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов, и всего народа.
  3. Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется «совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы».

2.2. Цивилизационный подход

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.

Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, «в снятом виде», в виде «цивилизованного варварства».

Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры выражает определенный, исторически ограниченный этап развития человечества.

Возникновение и существование цивилизованного общества связано с эпохой становления и развития товарного производства и обмена и базирующихся на нем классово-антагонистических общественных отношений. Общественное развитие на этой ступени осуществляется в антагонистической форме. «Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней», — писал К. Маркс.

Характеризуя буржуазную цивилизацию, основоположники диалектического и исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе варварство как неизлечимый недуг, как проказу. Поэтому понятие цивилизации можно определить лишь в паре с понятием варварства. В категориях «цивилизация — варварство» выражаются, соответственно, лучшие и худшие образцы и продукты жизнедеятельности общества товаропроизводителей.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии.

В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся:

  • в отношениях между обществом (государством) и природой,
  • в межгосударственных отношениях,
  • в их взаимоотношениях с обществом.

В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства:

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т. е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко — от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы «доказать» культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами.

Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т. д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т. д. цивилизаций.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.

Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм.

В лице США и его «партнеров» мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим «приговоры» народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др. Представители: Арнольд Тойнби.

Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая  из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

Тип государства определяется по типу цивилизации.

По отношению государства и личности различают следующие виды государств:

  1. Традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия  государства не ограничены.
  2. Современные (конституционные) — народ является источником власти,  полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и  гарантирует права и свободы личности.

2.3. Универсальный подход

Эволюцию развития государств с точки зрения цивилизационного подхода, чем то схожую с формационным подходом, но, в большей степени противоположную ему, показал Р. Тйонби через теорию универсальных государств.

Уже с самого начала, идентифицируя представителей различных видов общества, можно обнаружить, что некоторые цивилизации были связаны между собой нитями более прочными, чем обычные связи, позволяющие относить общество к тому или иному виду. Общество в процессе своего распада вычленяет из своего тела такие социальные продукты, как доминирующее меньшинство, внутренний и внешний пролетариат. Доминирующее меньшинство способно дать философию, которая иногда вдохновляет строителей универсального государства, тогда как внутренний пролетариат порождает высшую религию, которая стремится оформиться во вселенскую церковь, а внешний пролетариат оставляет за собой героические века, сотканные из трагедий варварских военных отрядов.

Универсальные государства, вселенские церкви и героические века, таким образом, встречаются не только в современности, но и в разные периоды человеческой истории. Они навязывают цивилизациям отношения более тесные и более индивидуальные, чем отношения, позволяющие отнести ту или иную цивилизацию к тому или иному виду. Отсюда вытекает вопрос: оправданно ли в таком случае изучать эти исторические феномены просто как побочные продукты разложения одной цивилизации, предлагая при этом, что сама цивилизация — единственная цель исторического исследования, не требующая специального обоснования? Универсальные государства, церкви и героические века не могут быть поняты внутри исторического периода развития единственной цивилизации, мы не должны исследовать их, ограничиваясь собственными характеристиками, полагая, что они общезначимы или, по крайней мере, достаточны.

Проанализируем цели универсальных государств, поставив первый вопрос: является ли цель универсального государства целью для себя или же это средство выиграть состязание с другими?

Лучше всего подойти к вопросу, вспомнив некоторые черты универсальных государств:

Во-первых, универсальное государство возникает после, а не до надлома цивилизаций. Это не лето общества, а бабье лето его — последний всплеск тепла перед сыростью осени и холодом зимы.

Во-вторых, универсальное государство — продукт доминирующих меньшинств, то есть тех социальных групп, которые когда-то обладали творческой силой, но затем утратили ее.

Кроме того, универсальные государства обладают еще одной выдающейся чертой — они совпадают с моментом оживления в ритме распада. Именно последняя черта будит фантазию и вызывает благодарность поколений — свидетелей успешного установления универсального государства. Все это создает общую картину универсального государства, которая на первый взгляд может показаться двусмысленной. Универсальные государства — симптомы социального распада; однако это одновременно попытка взять его под контроль, предотвратить падение в пропасть.

Упорство, с которым универсальные государства, однажды возникнув, борются за свою жизнь, особенно впечатляет картиной финалов.

Анализ разнообразных финалов универсальных государств может быть сведен к следующей схеме:

1. Установлению универсального государства предшествует вторжение чужого общества; в таком случае импульс, зародившийся в социальном теле распадающегося общества и побуждающий его пройти через фазу универсального государства, прежде чем исчезнуть, бывает достаточно силен, чтобы устранить чужеземного агрессора и воспользоваться его институтами и учреждениями.

2. Местное универсальное государство опрокинуто вторжением чужой цивилизации до исчерпания силы породившего его импульса. Импульс в социальном теле завоеванного распадающегося государства оказывается достаточно сильным, чтобы завершить фазу универсального государства. Иногда удается даже остановить агрессора и использовать его институты вместо разрушенных своих, что позволяет захваченному обществу продлить сроки существования еще на несколько веков, пока оно не обнаружит в себе силы, чтобы изгнать захватчика и установить власть собственного универсального государства. Андское и вавилонское общества имели схожую судьбу. Андское общество использовало институты испанских представителей западного общества, а вавилонское — ахеменидских представителей сирийского общества и селевкидских представителей эллинистического. Сирийское и индское общества продлили сроки своего существования с помощью восстановления своего первоначального универсального государства.

3. Местное универсальное государство терпит неудачу, поскольку период оживления завершен. Иногда импульс бывает достаточно сильным, чтобы реставрировать парализованное местное универсальное государство. Например, эллинистическое, китайское и шумерское государства справились собственными силами, тогда как православно-христианское государство в России — с помощью насильственного внедрения элементов чужой цивилизации.

4. И наконец, история знает случаи, когда жизнь универсального государства подошла к концу и наступает междуцарствие, а внешний импульс все еще достаточно силен, чтобы реставрировать умершее универсальное государство. Примером здесь может служить древнеегипетская цивилизация, успешно совершившая свой «посмертный» рывок.

Действительно, и после того, как подошел естественный срок кончины, универсальное государство имеет шанс продолжить свое существование.

Различные финалы универсальных государств свидетельствуют о неистребимом стремлении сохранить жизнь своих институтов, Универсальное государство обнаруживает явную тенденцию выглядеть так, словно именно оно и есть конечная цель существования, тогда как в действительности оно представляет собой фазу в процессе социального распада.

Финалы универсальных государств свидетельствуют, что эти учреждения одержимы почти демоническим желанием жить, и если мы попробуем посмотреть на них не глазами сторонних наблюдателей, а как бы изнутри, глазами их собственных граждан, то обнаружим, что и сами граждане искрение желают, чтобы установленный миропорядок был вечным (это желание характерно для граждан универсальных государств, которые устанавливались местными строителями империи, в отличие от универсальных государств, созданных завоевателями). Кроме того, они верят, что бессмертие институтов государства гарантировано.

Парадоксальность этой веры подчеркивается тем, что наблюдатель, который может оценить ситуацию со стороны, ясно видит, что универсальное государство находится в состоянии агонии. Тому, кто удален от объекта наблюдения Временем или Пространством, чужое универсальное государство всегда представляется нетворческим и эфемерным. Но почему-то всегда получается так, что сами жители универсального государства неизбежно воспринимают свою страну не как пещеру в мрачной пустыне, а как землю обетованную, как цель исторического прогресса!

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Это непонимание столь удивительно, что могло бы быть поставлено под сомнение, если бы не огромное количество свидетельств в пользу того, что, несмотря на всю свою парадоксальность, оно действительно существует, и очень многие становятся жертвами этой странной галлюцинации.

В истории Римской империи бывшей универсальным государством эллинского общества, мы постоянно встречаемся со всеобщей верой в бессмертие Империи и Города.

Taк, в течение ста с лишним лет, прошедших между смертью Августа в 14 г. н. э., и восхождением Пия в 138 г„ понятие вечности Рима к Римской империи вынашивалось и насаждалось двумя императорами, бездарность которых привела их к роковому концу. Нерон ввел олимпийские игры, которые должны были свидетельствовать о вечности империи.

Во времена Севера и его мрачных наследников контраст между официально декларируемой вечностью императоров (в это время, время упадка империи, постепенно входит в употребление обращение к коронованной особе Ваша Вечность) и неустойчивостью их действительного положения производит гнетущее впечатление.

И даже после захвата и разграбления Рима Аларихом еще слышатся речения о вечности этого города.

Возможно, самое странное свидетельство — это слова святого Иеронима о шоке, который он испытал при получении вести о падении Рима, находясь тогда в отдаленном Иерусалиме. Церковь полагается на божественную благодать, и ее не должны интересовать дела земные, тем более она никак не может связывать с ними своих надежд. И все же известие так потрясло Иеронима, что некоторое время он был не в состоянии заниматься богословием. Слова Иеронима пронизаны восхищением Римом, горечью по отношению к его судьбе и возвышенной любовью к городу. По-видимому, все это отражает ту простую истину, что между реальным Иеронимом и будущим христианским святым лежала нравственная пропасть.

Потрясение, которое пережили жители Римской империи в 410 г., в определенной степени может быть сопоставлено с шоком, потрясшим жителей Арабского халифата в 1258 г., когда он был завоеван монголами. Римский мир содрогнулся от Палестины до Галлии, арабский — от Ферганы до Андалузии.

Теперь приведём пример из нашей российской цивилизации, которая по определению А. Тойнби звучит как «Москва – третий Рим».

Тогда как «великая идея» греков в виде Византийской империи представляет собой драматический и странный исторический факт, аналогичное зерно, посеянное на русскую почву, дало серьезные исторические последствия которые и сейчас еще не развернулись в полную силу.

Когда прозрачная тень возрожденной Римской империи — призрак призрака эллинского универсального государства — была наконец ликвидирована оттоманским завоеванием Константинополя в 1453 г., русская боковая ветвь православия в это время прилагала усилия, чтобы создать свое собственное универсальное государство. Установление русского универсального государства приходится на период с 1471 по 1479 г., когда Московский Великий князь Иван III (1462-1505) присоединил к Московскому княжеству Новгородскую республику.

Быстрая смена событий в основной области православия и его русской боковой ветви, драматический контраст между падением Константинополя и триумфом Москвы произвели глубокое впечатление на воображение русских. Современный исследователь Н. Зернов пишет: «Расширение нации, рост империи — это обычный внешний признак внутреннего убеждения народа, что ему дана особая миссия, которую он должен выполнить. Неожиданное превращение маленького Московского княжества в самое большое государство в мире невольно привело его народ к мысли, что он наделен миссией спасти восточное христианство». Следует сказать, что и другие православные князья до Ивана III жаждали получить знаки отличия Восточной Римской империи. Они не раз обращали свои жадные взоры в сторону Константинополя, но их постоянно постигали неудачи в их нетерпеливых и дерзких попытках.

Исторически сложилось так, что московиты получили некоторое преимущество. В 1472 г. Великий князь Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего константинопольского императора Константина, и принял герб — двуглавого восточноримского орла. В 1480 г. он сверг власть татарского хана и стал единолично править объединенными русскими землями. Его последователь Иван VI Грозный (1533—1584) короновал себя в 1547 году стал первым русским царём, В 1551 г Собор русской православной церкви утвердил преимущества русской версии православия над другими. Во время правления царя Федора (1584—1589) митрополит Московский получил в 1539 г. титул Патриарха Всея Руси.

Так серия последовательных политических акций обеспечила русским более благоприятную ситуацию, чем та, в которой оказались их болгарские и сербские предшественники, конец которых был ничтожен. Русские не были узурпаторами, бросающими вызов живым владельцам титула. Они остались единственными наследниками. Таким образом, они не были отягощены внутренним чувством греха. Чувство того, что греки предали свое православие и за это были наказаны Богом, сильно отразилось на далекой русской церкви, где антилатинские настроения были очень сильны. Русским казалось, что если греки были отвергнуты Богом за Флорентийскую унию, мыслившуюся как замена православию, то сами они получили политическую независимость за преданность церкви. Русский народ оказался последним оплотом православной веры. Таким образом, он унаследовал права и обязанности Римской империи.

Заключение

Подводя итоги исследования, необходимо отметить следующие основные положения:

1. Общая характеристика организации возникновения общества предполагает выделение нескольких наиболее значимых для юридической науки социальных сфер: социального устройства; производства и распределения материальных благ; социальной власти и управления.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

2. Процесс образования государства — это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и не ранее того, пока будут созданы для него предпосылки. Одной из таких предпосылок является создание для него материальных основ. Общество должно накопить определенный излишек продукта, позволяющего освободить от непосредственного участия в материальном производстве некоторую группу людей, дав им возможность заниматься только управлением. Разные народы приходят к государственности в различное время: одни раньше, другие позднее, поскольку не у всех одинаково создается материальная база для образования государства.

3. Возникновение специализированного и иерархически организованного аппарата управления делами общества можно по праву считать управленческой революцией.

Государство — это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).

Государство непосредственно связано с правом и приводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом.

Непосредственным источником права — является государство. Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Социальная власть — организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности — рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) — подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе, метод принуждения.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлено естественным развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права и государства в жизни людей.

Процесс их возникновения зачастую протекает параллельно, они неразрывно связаны между собой и имеют неоценимое значение для рассмотрения в теории проблемы соотношения государства и права. Она теория достаточно сложна и приобрела в последнее время дискуссионный характер.

Срез развития человечества характеризует стремление мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царил бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Это всегда увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права.

Бесспорно, изучение теории происхождения государства и права позволяет ученым увидеть, какими будут в близкой и далекой перспективе теории; о государстве и праве, и они сами.

Особенно это важно для России, которая, находясь на переходном этапе, должна определить свою модель государства и права.

Что касается теорий создания и развития моделей государства и права для сегодняшней России, то особенности российской ситуации заключатся в том, что параллельно становлению гражданского общества необходимо создавать основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в поддержке институтов гражданского общества, стремиться активно, помогать тем из них, кто способен непосредственно усилить могущество и демократизм государственной власти и права. Гармонизация закономерных взаимно поддерживающих связей между ними столбовая дорога мировой цивилизации. Приемлемы ли эти концепции и модели государства и права для новой России — покажет будущее.

В курсовой работе мы попытались изучить все стороны и проблемы происхождения государства и права. Всегда будут существовать ученые, которые проявляют интерес к процессу развития и становления государства и права.

Список использованных источников

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2.
2. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996
3. Абдуллаев М. И. Теория государства и права [Текст].-М., 2009.
4. Бабаев В. К. Теория государства и права [Текст]. — М., 2007.
5. Ильин И. А. О монархии и республике, собрание сочинений [Текст]. — М., 1994.
6. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права [Текст]. — СПб., 1894.
7. Мелехин А. В. Теория государства и права [Текст]. — М., 2007.
8. Пиголкин А. С., Головастикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х. Теория государства и права [Текст]. — М., 2005.
9. Сырых В. М. Теория государства и права [Текст]. — М.,2007.
10. Власенко Н. А. Теория государства и права. М., 2009.
11. Малько А. В., Нырков В. В., Шундиков К. В. Теория государства и права. М., 2009.
12. Малько Л. В., Саломатин Л. Ю. Теория государства и права: Учеб. пособие. 2-е изд., М., 2013.
13. Матузов Н. И., Малько Л. В. Теория государства и права. М., 2011.
14. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (Принята всенародным голосованием) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
15. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ //(ред. от 05.05.2014)//(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014)
16. Еллинек Георг. Общее учение о государстве. С. — Петербург, 1908. С. 211.
17. Ключевский В. О. Курс русской истории Сочинения в девяти томах. Т. 3. М., 1987.
18. Основы теории государства и права, М., 1982. С.23
19. Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С.194, 239, 244.
20. Каленский В. Г. Государство как объект социологического анализа. М., 1977. С. 75.
21. Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика [Текст]. — М., 1995. С. 286.
22. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 10.
23. Сумбатян Ю. Г. Политические режимы: происхождение, сущность и основные формы. – В жур.: «Обществознание в школе», 2008, № 2, стр. 17
24. Тарасов Е. Н. Государство как институт политической системы. – В жур.: « Социально-политический журнал», 2004, № 2, стр. 77
25. Каск Л. И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969. С. 47
26. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. Учебное пособие. -М, 1999. С. 33-38
27. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. Теория государства и права. — М., 1998. С. 27-28.
28. Всеобщая декларация прав человека и правозащитная функция прокуратуры. Материалы международной практической конференции — С.-Пб., 1998 г. С. 3
29. А. П. Бутенкол Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. // Государство и право. 1993. № 7. С.16-19.
30. Хропанюк В. Н. Теория государства и права.- М.,1993. С. 142

Приложение № 1. Практическое задание

Исследователи давно заметили, что норма как таковая в чистом виде в природе не существует. Она всегда является нормой чего-либо (прибыли, поведения, количественной или качественной оценки и т. д.). В юриспруденции широко используются понятия социальной, технической и правовой норм. В свою очередь, они выступают обязательным структурным компонентом таких надстроечных систем, как политика, мораль, религия, нравственность, эстетика и др.

Технические нормы основаны на познании природы, регулируют поведение в системах «человек-машина».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Социальные нормы основаны на познании закономерностей развития общества, регулируют взаимное поведение людей. Они включают в себя нормы морали, общественных организаций, обычаи.

С. С. Алексеев определяет социальные нормы как социально-волевые, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение людей в обществе.

Социальные нормы образуют единую систему. Они обеспечивают всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы. Эти нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в будущем, т. е. в заранее не зафиксированных случаях. Так как они действуют в системе, то могут подразделяться по различным основаниям. Главным является деление этих норм по сферам регулируемых отношений. Таким образом, выделяются нормы-обычаи, нормы-морали, нормы права и корпоративные нормы.

Оперативные нормы отменяют действующие нормативные положения или вводят новые, распространяют данные нормы на новый круг отношений и т. д.

Санкция — это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

Простой, или абсолютно определенной, санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан.

Например, ч. 1 ст. 161 УК РФ:

  • «Грабеж, т. е. открытое хищение чужого имущества, — наказание исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».

Альтернативная санкция — это санкция, где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Например, ст. 125 УК РФ:

  • «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».

По способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида:

  1. Правовосстановительные.
  2. Штрафные (карательные).

Правовосстановительные санкции — направлены на принудительное исполнение обязанностей или восстановление нарушенных прав.

Они применяются для восстановления справедливости в отношении лиц (физических и юридических), пострадавших от противоправных действий. Это может выражаться в виде отмены незаконного приказа; восстановления в прежней должности; изменения формулировки увольнения; принудительного исполнения договорных обязательств виновной стороной и т. д.

Штрафные, или карательные, санкции — предусматривают возможность ограничения каких-либо прав правонарушителя, а также возможность возложения на него в установленном законом порядке специальных обязанностей либо его официальное порицание.

Они применяются за совершение проступков (в отношении физических или юридических лиц) или преступлений (по российскому законодательству только в отношении физических лиц). Вид и размер таких санкций всегда относительно определен. Это условие необходимо для того, чтобы при назначении наказания правоприменитель имел возможность учесть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В российском законодательстве действует следующее правило: при применении штрафных или карательных санкций менее строгое наказание поглощается более строгим.

Понятие правовой системы

Понятием «правовая система» отечественное правоведение оперирует примерно с середины 80-х годов, но к настоящему времени эта категория, наряду с категориями экономической, политической, социальной систем, прочно вошла в научный и повседневный обиход. Она объединяет все элементы правовой материи, позволяет увидеть связи между ними, степень их разработки, нацеливает правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы на решение практических задач.

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Правовая система — комплексное образование. Она включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску. По верному замечанию американского юриста Лоуренса Фридмэна, «именно структура правовой системы — ее скелет или каркас — является длительно существующей частью, придает форму и определенность целому».

К ее основным элементам относятся:

  • явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);
  • право и выражающее его законодательство;
  • правовые отношения;
  • юридическая практика;
  • юридическая техника.

Правовая система — является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни.

В этой связи правовая система современной России в соответствии с потребностями развития общества требует существенной переработки и обновления.

Это и происходит в настоящее время по следующим направлениям: осмысление юридической наукой происходящих процессов и их прогнозирование; существенное обновление и переработка действующего законодательства, создание нормативно-правовой базы рынка; развитие и углубление демократических, гуманистических и нравственных начал в жизни общества; защита личности и собственности; максимальная увязка правовой системы с экономической, политической, социальной и другими системами, что позволит эффективнее использовать потенциальные возможности юридических средств.

Правовую систему не следует смешивать с юридической надстройкой.

Юридическая надстройка — составная часть правовой системы, включающая в себя правовые взгляды, правовые нормы, правовые отношения и правовые учреждения.

Юридическая надстройка призвана показать место правовых явлений по отношению к экономике, производственным отношениям, подчеркнуть вторичность правовых явлений и первичность, определяющую роль отношений базисных. Понятие же правовой системы шире по объему (количеству входящих в нее  элементов) и иное по своему функциональному назначению, так как служит выражению внутренних связей правовых явлений, их структуры и организации.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2205

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке