Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Всесторонний и комплексный анализ мультипликаторов прибыли и балансовой стоимости в оценочной деятельности»

Мультипликатор отражает соотношение между одним показателем предприятия и каким-либо другим его показателем, характеризующим результаты производственной, финансовой и инвестиционной деятельности. В качестве таких показателей можно использовать не только прибыль, но и генерируемый денежный поток предприятием, дивидендные выплаты, выручку от реализации и другие. В зарубежной практике широко используется метод рыночных мультипликаторов как метод оценки эффективности финансово хозяйственной деятельности.

Курсовая работа с гарантией

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования мультипликаторов в оценочной деятельности
1.1. Сущность, понятие и особенности мультипликатора прибыли
1.2. Сущность, понятие и особенности мультипликатора балансовой стоимости
Глава 2. Практические основы применения мультипликаторов прибыли и балансовой стоимости в оценочной деятельности
2.1. Практические основы применения мультипликаторов прибыли
2.2. Практические основы применения балансовой стоимости в оценочной деятельности
Заключение
Список использованных источников

Введение

Мультипликатор отражает соотношение между одним показателем предприятия и каким-либо другим его показателем, характеризующим результаты производственной, финансовой и инвестиционной деятельности. В качестве таких показателей можно использовать не только прибыль, но и генерируемый денежный поток предприятием, дивидендные выплаты, выручку от реализации и другие. В зарубежной практике широко используется метод рыночных мультипликаторов как метод оценки эффективности финансово хозяйственной деятельности. В то же время практическое применение теории мультипликатора в России сдерживается в виду недостаточной теоретической изученности, недостаточного внимания к мультипликационным эффектам в целом. Именно это определяет актуальность и значимость данной работы.

Целью курсовой работы — является всесторонний и комплексный анализ мультипликаторов прибыли и балансовой стоимости в оценочной деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • определить сущность и роль мультипликатора прибыли в системе оценки бизнеса;
  • рассмотреть методику расчета мультипликатора прибыли;
  • выявить суть мультипликатора балансовой стоимости в рамках оценки бизнеса;
  • проанализировать методику и особенности расчета мультипликатора балансовой стоимости;
  • рассмотреть практику применения мультипликаторов прибыли и балансовой стоимости.

Объектом курсовой работы — является эффект мультипликаторов прибыли и балансовой стоимости в оценочной деятельности; предметом – особенности методики расчета мультипликаторов прибыли и балансовой стоимости.

Теоретической и информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, современные подходы отечественных и зарубежных ученых в области мультипликаторов, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях.

Структура курсовой работы соответствует целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы использования мультипликаторов в оценочной деятельности

1.1. Сущность, понятие и особенности мультипликатора прибыли

Впервые понятие «мультипликатор» было введено в экономическую науку в 1931 году английским экономистом Р. Каном в связи с обоснованием организации общественных работ для борьбы с кризисом и безработицей. Идеи Р. Кана были развиты английским экономистом Дж. М. Кейнсом. В его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) выдвинута новая категория – «мультипликатор инвестиций».

В послевоенный период теория Дж. М. Кейнса получила развитие в работах американских экономистов Р. Харрода, Э. Хансена, П. Самуэльсона и др. Анализ современной российской экономической литературы свидетельствует о том, что по тем или иным аспектам формирования теории мультипликаторов известны работы Е. В. Балацкого, М. К. Бункиной, В. И. Видяпина, М. К. Добрынина, Г. П. Журавлевой, И. Е. Крысиной, Н. Н. Михеевой, С. С. Носовой, И. М. Осадчей, Ю. М. Осипова, Л. А. Полякова, А. М. Семенова, Л. С. Тарасевича. При всех достоинствах работ вышеуказанных авторов следует отметить, что в них исследуются мультипликаторы либо на абстрактно-экономическом уровне, либо на уровне национальных экономических систем.

Стоимость предприятия все больше и больше становится тем целевым показателем, на который ориентируются российские предприятия при выработке стратегий своего развития. Особенно это касается инновационно-активных предприятий, имеющих по сравнению с традиционными предприятиями более высокий потенциал роста стоимости вследствие ожидаемого создания и освоения новых технологий и продуктов, формирующих новые рынки, разработки стратегий развития, ориентированных на рост рыночной стоимости предприятия опираются на существующие подходы к оценке стоимости предприятия (бизнеса). Так, в фундаментальной работе по оценке стоимости бизнеса под руководством М. А. Эскиндарова и М. А. Федотовой рассматриваются преимущества и недостатки использования доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке бизнеса в стратегическом управлении предприятием.

Достоинство доходного подхода к оценке стоимости бизнеса состоит в оценке действующего предприятия, приносящего доход. Однако точность такой оценки снижается, вследствие прогнозного характера используемых величин денежных потоков, генерируемых предприятием. В свою очередь, затратный подход опирается на достоверную информацию о предприятии, отраженную в его финансовой отчетности, но не учитывает возможные конъюнктурные изменения и риски на рынке выпускаемого предприятием продукта.

Преимущество сравнительного подхода заключается в использовании непосредственно информации фондового рынка, где происходит организованная торговля и оценка акций предприятий. Однако в российской практике большинство сделок осуществляется вне организованного рынка, что затрудняет использование сравнительного подхода на практике.

Несмотря на ограничения применительно к оценке стоимости предприятия, сравнительный подход имеет потенциал эффективного использования применительно к разработке стратегии формирования и роста рыночной стоимости предприятия. Так, в сравнительном подходе к оценке стоимости предприятия наряду с традиционными ценовыми мультипликаторами, такими как «стоимость/прибыль», «стоимость/выручка от реализации», «стоимость/балансовая стоимость»  и другие используются и относительные мультипликаторы, представляющими собой отношение мультипликатора предприятия к одноименному мультипликатору отраслевого рынка.

Таким образом, менеджмент предприятия, разрабатывая стратегию его развития, может ориентироваться на показатели, достигнутые другими предприятиями отрасли.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Основными показателями данной категории мультипликаторов выступают — ценность/EBITDA, Р/Е.

В ходе анализа этих мультипликаторов учитывают их динамическое соотношение: более низкое значение предпочтительнее, чем высокое. Однако на складывающееся соотношение сложное влияние оказывает потенциал экономического роста фирмы, а также сопутствующий высокой хозяйственной динамике финансовый риск.

Ценность фирмы/EBITDA =  (Рыночная стоимость собственного капитала + Рыночная стоимость долга — Денежные средства) / EBITDA.

Наиболее сложная проблема с использованием мультипликатора Р/Е — это изменение показателя прибыли на одну акцию, используемого при вычислениях. Данный показатель можно рассчитать в прошлом, текущем и будущим периодах.

Расчет мультипликатора Р/Е в текущем периде :

  • Po / EPSo = PE = [Коэффициент выплат х (1 + gn)] / (re — gn).

Расчет форвардного мультипликатора Р/Е :

  • Po/EPSi = форвардный PE = Коэффициент выплат / (re — gn), где

коэффициент выплат = 1 — ожидаемые темпы роста / доходность собственного капитала = 1 — gn /ROEn.

Используя последнюю формулу, получаем:

  • Po / EPS1 = форвардный PE = Po / EPS1 = форвардный PE = (1 — gn / ROEn) / (re — gn).

Мультипликатор Р/Е определяют следующие факторы:

  • данный показатель растет по мере увеличения доходности собственного капитала и снижается при ее уменьшении;
  • мультипликатор уменьшается по мере снижения риска хозяйственно-финансовой деятельности;
  • показатель всегда растет, если ROE больше.

Одновременно следует отметить, что рассматриваемый показатель Р/Е зависит также от следующих показателей:

  • размеров доходности по без рисковым активам;
  • премии за рыночный риск (дополнительный доход за выход на фондовый рынок);
  • премии за размер компании (получение дополнительной доходности за владение акциями небольших компаний);
  • премии за покупку акций стоимости.

Следует отметить, что мультипликаторы Р/Е оказываются разными для различных периодов времени, рынков, отраслей и компаний — эти различия обусловлены фундаментальными факторами: больший рост, меньший риск и большие выплаты способствуют повышению рассматриваемых мультипликаторов.

Вместе с тем, при прочих равных условиях в динамике показателя Р/Е можно выявить общие моменты:

  • повышение процентных ставок (повышение без рисковой ставки) будет способствовать увеличению доходности собственного капитала и снижению значений мультипликатора;
  • рост ожидаемых темпов роста прибыли среди фирм будет приводить к росту мультипликатора.

В ходе анализа данного мультипликатора необходимо учитывать, что динамика изменений прибыли и цены акций имеет ряд особенностей: с ростом прибыли компании наблюдается тенденция повышения цены акций, такая тенденции претерпевает серьезные изменение во времени.

Мультипликаторы «цена/прибыль» часто используются в ходе сопоставительных анализов по разным странам с целью выявления недооцененных или переоцененных рынков [3]. Рынки с более низкими значениями Р/Е рассматриваются как недооцененные, а с более высокими значениями — как переоцененные.

Использование данных мультипликаторов оказывается необходимым также:

  • при осуществлении слияний и поглощений закрытых компаний;
  • в ходе первичного размещения акций;
  • в ходе размещения акций в залоговое обеспечение при получении кредита;
  • при выкупе доли одного акционера другими акционерами.

В финансовом анализе наряду с мультипликатором РЕ используется и обратный показатель — «прибыль / цена». Последний мультипликатор более четко отражает зависимость мультипликаторов двух важнейших составляющих финансового рынка — денежного рынка и рынка капиталов.

Мультипликатор «цена/чистая прибыль» (P/E) широко распространен, однако является одним из самых проблемных.

Недостатки его применения могут рассматриваться как зеркальное отображение достоинств мультипликатора «цена/ выручка»:

1. Мультипликатор «цена/чистая прибыль» гораздо чаще (по сравнению с другими мультипликаторами) не может быть рассчитан, поскольку чистая прибыль бывает отрицательной чаще, чем  прибыль до выплаты процентов и налогов или прибыль до выплаты процентов, налогов и амортизации. Проблемой является и то, что по компаниям-аналогам, которые получили очень маленькую прибыль, P/Eсущественное возрастает, и его нельзя использовать в качестве ориентира для сравнительного анализа.

2. Чистая прибыль подвержена большим случайным колебаниям, что вносит погрешность в оценку по рассматриваемому мультипликатору. Этот недостаток имеет важное значение для предприятий цикличных отраслей.

3. При расчетах чистой прибыли учитываются, в частности, единовременные доходы и расходы (например, доходы от продажи части имущества, убытки от списаний и т.п.), которые носят разовый характер, не являются типичными для нормально функционирующего предприятия и не должны приниматься во внимание при оценке компании.

4. Величина мультипликатора «цена/ чистая прибыль» сильно зависит от доли долга в структуре капитала компании, поскольку проценты за пользование заемными средствами входят в состав расходов и влияют на размер чистой прибыли. В результате данный мультипликатор игнорирует различия между компаниями с высокой и низкой долей долга в совокупном капитале компании.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Таким образом, мультипликатор прибыли является ведущим в управлении и оценке стоимости компании в западных странах. Зарубежная капиталистическая система рыночных отношений пришла к данному выбору в ходе полувековой эволюции системы оценки бизнеса.

1.2. Сущность, понятие и особенности мультипликатора балансовой стоимости

Рыночная стоимость собственного капитала фирмы отражает рыночные ожидания, связанные с оценкой способности фирмы создавать прибыль и денежные потоки. Балансовая стоимость собственного капитала представляет собой разность между балансовой стоимостью активов и текущими обязательствами, число, определяемое в значительной мере традициями бухгалтерского учета. Балансовая стоимость активов – это первоначальная цена, уплаченная за эти активы, за вычетом любого допустимого износа, начисленного на них.

Следовательно, по мере увеличения возраста актива его балансовая стоимость сокращается. Аналогично этому балансовая стоимость пассивов отражает их стоимость в момент эмиссии. Поскольку балансовая стоимость актива отражает связанные с ним первоначальные издержки, она может значительно отклоняться от рыночной стоимости, если способность актива к созданию прибыли сильно увеличилась или уменьшилась с момента его приобретения.

Мультипликатор «цена/балансовая стоимость» считается достаточно хорошим для применения в инвестиционном анализе:

Во-первых, балансовая стоимость обеспечивает относительно стабильный, понятный показатель стоимости, который можно сопоставлять с рыночной стоимостью. Для инвесторов, не доверяющих оценкам стоимости на основе дисконтированных денежных потоков, балансовая стоимость выглядит гораздо более простой отправной точкой для проведения сравнительного анализа.

Во-вторых, при использовании фирмами в целом непротиворечивых стандартов бухгалтерского учета можно сопоставлять значения балансовой стоимости похожих фирм в целях обнаружения недооцененных или переоцененных акций. Наконец, даже фирмы с отрицательной прибылью, чью ценность нельзя определить посредством использования мультипликаторов «цена/прибыль», поддаются оценке на базе использования мультипликаторов «цена/балансовая стоимость».

Однако при измерении и применении мультипликаторов «цена/балансовая стоимость» существуют и определенные недостатки. Так, на балансовую стоимость, как и на прибыль, воздействуют бухгалтерские решения в области начисления износа и прочих переменных. Когда в разных фирмах стандарты бухгалтерского учета сильно различаются, мультипликаторы «цена/балансовая стоимость» могут оказаться несопоставимыми.

Похожее утверждение можно сделать и в отношении сопоставления мультипликаторов «цена/балансовая стоимость» в странах с разными стандартами бухгалтерского учета:

Во-первых, балансовая стоимость может не иметь большого значения для фирм, предоставляющих услуги или разрабатывающих технологии, ведь подобные фирмы не имеют значительных запасов нематериальных активов.

В-вторых, балансовая стоимость собственного капитала может стать отрицательной, особенно если фирма долго получает отрицательную прибыль, что приводит к отрицательному значению мультипликатора «цена/балансовая стоимость».

Мультипликатор «цена/балансовая стоимость» вычисляется как частное от деления рыночной цены (курса) акции на текущую балансовую стоимость собственного капитала, приходящуюся на одну акцию:

  • P/BV = цена акции / балансовая стоимость собственного капитала на одну акцию

Хотя данный мультипликатор фундаментально непротиворечив (согласован) – и числитель, и знаменатель выражены в единицах стоимости собственного капитала, – противоречивость (несогласованность) может возникнуть, если без надлежащей тщательности отнестись к расчету балансовой стоимости собственного капитала на акцию.

В частности:

1. Если существует множество классов акций, то цены этих акций могут быть разными, и при этом неясно, как балансовую стоимость следует распределять среди этих акций.

2. При вычислении балансовой стоимости собственного капитала не следует учитывать ту часть собственного капитала, которая образуется привилегированными акциями, поскольку рыночная ценность собственного капитала относится только к обыкновенным акциям.

Некоторые проблемы можно сгладить посредством вычисления мультипликатора «цена/балансовая стоимость», используя полные величины рыночной и балансовой стоимости, а не значения, приходящиеся на одну акцию:

  • P/BV = рыночная стоимость собственного капитала / балансовая стоимость собственного капитала

Самый надежный способ измерения этого мультипликатора при наличии разных классов акций заключается в использовании в числителе композиции рыночной стоимости всех классов обыкновенных акций, а в знаменателе – композиции балансовой стоимости собственного капитала. В этих расчетах по-прежнему игнорируются привилегированные акции.

Мультипликатор «цена/балансовая стоимость» стабильной фирмы определяется разностью между доходностью собственного капитала и его стоимостью. Если доходность собственного капитала превышает его стоимость, то цена будет больше балансовой стоимости собственного капитала. Если же доходность собственного капитала меньше его стоимости, то цена окажется ниже балансовой стоимости собственного капитала.

Преимущество этой формулировки состоит в том, что ее можно использовать при проведении оценки мультипликатора «цена/балансовая стоимость» для частных фирм, которые не платят дивидендов. Мультипликатор «цена/балансовая стоимость» подвергается сильному влиянию со стороны доходности собственного капитала. Снижение доходности собственного капитала воздействует на мультипликатор «цена/балансовая стоимость» непосредственно, как уже было рассмотрено, и косвенным образом – через снижение ожидаемого роста или выплат.

Мультипликатор «цена/балансовая стоимость» также подвергается влиянию со стороны стоимости собственного капитала, причем рост стоимости собственного капитала приводит к снижению данного мультипликатора. Влияние доходности на акции и стоимости собственного капитала можно объединить в одном показателе – избыточной доходности собственного капитала, который представляет собой разность между этими двумя факторами. Чем больше доходность собственного капитала относительно его стоимости, тем выше мультипликатор «цена/балансовая стоимость». Применение мультипликаторов «цена/балансовая стоимость». Низкое значение этого мультипликатора можно трактовать как признак недооцененности, а высокое – переоцененности фирмы.

Мультипликаторы «цена/балансовая стоимость» в разных фирмах могут различаться вследствие множества причин: разных ожидаемых темпов роста, разных коэффициентов выплат, разных уровней риска и, что самое важное, разных значений доходности собственного капитала. Сопоставления мультипликаторов «цена/балансовая стоимость», не учитывающих эти различия, скорее всего, окажутся ошибочными.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Самый распространенный подход к оценке мультипликаторов PBV для фирмы состоит в том, чтобы выбрать группу сопоставимых фирм, рассчитать среднее значение PBV для этой группы и обосновать на базе этого среднего значения оценку мультипликатора «цена/ балансовая стоимость» для данной фирмы. Корректировки, осуществляемые в целях отражения различий в фундаментальных переменных между оцениваемой фирмой и сопоставимой группой, обычно делаются на субъективной основе.

С этим подходом связано несколько проблем:

Во-первых, определение сопоставимой фирмы осуществляется чрезвычайно субъективно. Использование других фирм из отрасли в качестве контрольной группы часто не оказывается полным решением проблемы, поскольку фирмы в рамках одной и той же отрасли могут иметь очень разные «комбинации бизнеса», а также различные характеристики роста и риска. Кроме того, существует также много оснований для смещений.

Во-вторых, даже если можно сконструировать обоснованную группу сопоставимых фирм, то будут оставаться различия в фундаментальных переменных между оцениваемой фирмой и этой группой. Данную проблему нельзя удовлетворительно решить посредством субъективных корректировок указанных различий.

Неудивительно, что при такой связи между мультипликаторами «цена/балансовая стоимость» и доходностью собственного капитала можно обнаружить фирмы с высокой доходностью собственного капитала, торгующиеся значительно выше балансовой стоимости, и фирмы с низкой доходностью собственного капитала, торгующиеся на уровне балансовой стоимости или ниже ее. К фирмам, привлекающим внимание со стороны инвесторов, относятся те, у которых наблюдается несоответствие между мультипликаторами «цена/балансовая стоимость» и значениями доходности собственного капитала: низкие значения мультипликатора PBV и высокие значения ROE или высокие мультипликаторы PBV и низкая ROE. Устранить подобные несоответствия можно двумя путями – с помощью матричного подхода и секторной регрессии.

Вместо того чтобы сравнивать рыночную стоимость собственного капитала с его балансовой стоимостью, рассматриваемый здесь мультипликатор соотносит стоимость фирмы с балансовой стоимостью ее капитала. Поэтому его можно рассматривать в качестве аналога мультипликатора «цена/балансовая стоимость».

Мультипликатор «ценность фирмы/балансовая стоимость капитала» (Firm value/BV или value-to-book ratio) определяется как частное от деления рыночной стоимости собственного капитала и долга на балансовую стоимость капитала, инвестированного в фирму:

  • Firm value/BV = рыночная стоимость собственного капитала рыночная стоимость долга / (балансовая стоимость собственного капитала балансовая стоимость долга

Существуют два распространенных варианта рассматриваемого мультипликатора, которые не проходят тест на согласованность:

1. В первом из них в знаменателе используется балансовая стоимость активов, которая обычно превышает балансовую стоимость капитала на величину текущих пассивов. Это приводит к смещённым мультипликаторам.

2. В другом варианте в числителе используется стоимость предприятия, причем из рыночных стоимостей долга и собственного капитала вычитаются денежные средства. Поскольку балансовая стоимость собственного капитала включает запасы денежных средств фирмы, это также приводит к смещениям в мультипликаторе – к его занижению. Если вы решите использовать в числителе стоимость предприятия, то из знаменателя нужно вычесть денежные средства.

Мультипликаторы фирм «стоимость фирмы/балансовая стоимость капитала» можно сопоставлять точно так же, как сравнивались в предыдущем разделе мультипликаторы «цена/балансовая стоимость». При проведении сравнений ключевая переменная, которую надо контролировать, – это доходность капитала. Переоцененность акций – при высоких значениях мультипликатора «стоимость фирмы/балансовая стоимость капитала» и низком спреде доходности. Недооцененность акций – при низком значении мультипликатора и высоком спреде доходности.

Результаты от использования мультипликатора «стоимость фирмы/балансовая стоимость капитала» можно считать параллельными от результатов использования мультипликатора «цена/балансовая стоимость». Доводы в пользу применения мультипликатора «стоимость фирмы/балансовая стоимость капитала» сильнее для фирм, имеющих высокий и/или меняющийся рычаг.

Фирмы могут использовать его для увеличения доходности своего собственного капитала, но в ходе подобной деятельности они также увеличивают изменчивость этого показателя. В хорошие времена доходность собственного капитала оказывается очень высокой, а в плохие – очень низкой или отрицательной. Для таких фирм мультипликатор «стоимость фирмы/балансовая стоимость капитала» и «сопутствующая» доходность капитала будут создавать более стабильный и надежный показатель относительной стоимости. Кроме того, данный мультипликатор можно вычислить даже для фирм с отрицательной балансовой стоимостью собственного капитала.

Мультипликатор «стоимость фирмы/балансовая стоимость капитала» Firm value/BV – это аналог мультипликатора «цена/балансовая стоимость» применительно к фирме, которая представляет собой функцию от доходности капитала, стоимости ее капитала и коэффициента реинвестиций. Фирмы с низкими мультипликаторами «стоимость фирмы/балансовая стоимость капитала» и высокой ожидаемой доходностью капитала можно определять как недооцененные.

Глава 2. Практические основы применения мультипликаторов прибыли и балансовой стоимости в оценочной деятельности

2.1. Практические основы применения мультипликаторов прибыли

Была осуществлена простая случайная выборка из двадцати оцениваемых строительных предприятий аналогов, которая осуществлялась простым случайным отбором, при котором объектов случайно извлекаются из генеральной совокупности объектов (например, с помощью таблицы или датчика случайных чисел), причем каждая из возможных выборок имеют равную вероятность. Такие выборки называются собственно-случайными. Расчет мультипликаторов двадцати выбранных предприятий осуществляется на основе финансовой отчетности предприятий за 2015 год.

Таблица 1. Пример расчета показателей и мультипликаторов предприятия ОАО «Комистроймост», г. Ухта

Расчёты по всем оцениваемым предприятиям не представлены, вследствие значительного объёма массива данных, поэтому результаты последующих расчётов будут представлены в сводной таблице результатов.

Таблица 2. Сводные значения мультипликаторов предприятий строительной отрасли

Для определения конечных значений мультипликаторов использован метод анализа иерархий (МАИ), с выведением средневзвешенных значений мультипликаторов. МАИ является математической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих параметры объекта.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Метод анализа иерархий является математической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих параметры объекта. Первым этапом применения МАИ является структурирование проблемы расчета стоимости в виде иерархии или сети. В наиболее элементарном виде иерархия строиться с вершины (цели – выведение среднеотраслевых мультипликаторов), через промежуточные уровни-критерии (критерии сравнения) к самому нижнему уровню, который в общем случае является набором альтернатив (значений мультипликаторов различных предприятий).

После иерархического воспроизведения проблемы устанавливаются приоритеты критериев и оценивается каждая из альтернатив по критериям. В МАИ элементы задачи сравниваются попарно по отношению к их воздействию на общую для них характеристику. Система парных сведений приводит к результату, который может быть представлен в виде обратно симметричной матрицы.

Элементом матрицы a(i,j) является интенсивность проявления элемента иерархии i относительно элемента иерархии j, оцениваемая по шкале интенсивности от 1 до 9, где оценки имеют следующий смысл:

1 — равная важность;

3 — умеренное превосходство одного над другим;

5 — существенное превосходство одного над другим; 7 — значительное превосходство одного над другим;

9 — очень сильное превосходство одного над другим;

2, 4, 6, 8 — соответствующие промежуточные значения.

Если при сравнении одного фактора i с другим j получено a(i,j) = b, то при сравнении второго фактора с первым получаем a(j,i) = 1/b.

Сравнение элементов a и b в основном проводится по следующим критериям:

  • какой из них важнее или имеет большее воздействие;
  • какой из них более вероятен.

Относительная сила, величина или вероятность каждого отдельного объекта в иерархии определяется оценкой соответствующего ему элемента собственного вектора матрицы приоритетов, нормализованного к единице.

Процедура определения собственных векторов матриц поддается приближению с помощью вычисления геометрической средней. Пусть:

  • А1…Аn — множество из n элементов;
  • W1…Wn – соотношение элементов.

На основании данных предположений построим матрицу сравнения элементов в таблице 3.

Таблица 3. Матрица сравнения

После построения матрицы сравнения элементов, оценка компонент вектора приоритетов производится по таблице 4. :

Таблица 4. Оценка компонент вектора приоритетов

Приоритеты синтезируются начиная со второго уровня вниз. Локальные приоритеты перемножаются на приоритет соответствующего критерия на вышестоящем уровне и суммируются по каждому элементу в соответствии с критериями, на которые воздействует элемент.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В качестве критериев сравнения оцениваемого объекта и аналогов выделим следующие параметры:

A – возможность отразить действительные намерения инвестора (высокая степень неопределенности);

Б – тип, качество, обширность данных, на основе которых проводится анализ;

B – способность параметров используемого метода учитывать рыночные условия;

Г – специфические особенности объекта оценки (элемента), влияющие на его стоимость (местонахождение, масштаб деятельности, потенциальная доходность, юридическая форма).

На основании экспертных данных российского общества оценщиков для строительной отрасли рекомендуются параметры, представленные в таблице 5.

Таблица 5. Матрица сравнения параметров

Таким образом, наиболее весомый фактор будет тип, качество и обширность данных, вес данного параметра составляет 0,50. Далее рассчитываем вес каждого предприятия по каждому из четырех критериев, на основании рассчитанных весов каждого предприятия по критерию. Рассчитываем вес каждого предприятия, для критерия, указывающего возможность отразить действительные намерения инвестора — матрица сравнения методов по критерию А.

Рассчитываем значение для каждого предприятия:

1. ОАО «Северовостокэлектромонтаж»: (3 ´ 4 ´ 1 ´ 1/2 ´ 1/6 ´ 1/6 ´ 4 ´ 4 ´ 1/6 ´ 1/3 ´ 1/3 ´ 3 ´ 1/5 ´ 1/2 ´ 7 ´ 1/3 ´ 1/4 ´ 4 ´ 1/6 ´ 1/2)1/20= =1,192;

2. ОАО «Омэлектромонтаж»: (3 ´ 4 ´ 2 ´ 1 ´ 1/6 ´ 1/6 ´ 3 ´ 3 ´ 1/5 ´ 1/3 ´ 1/3 ´ 4 ´ 1/4 ´ 1/3 ´ 7 ´ 1/3 ´ 1/3 ´ 4 ´ 1/6 ´ 1/2)1/20= =1,193;

3. ОАО «КПД»: (7 ´ 7 ´ 6 ´ 6 ´ 1 ´ 1/4 ´ 5 ´ 6 ´ 3 ´ 4 ´ 3 ´ 5 ´ 2 ´ 3 ´ 6 ´ 3 ´ 4 ´ 4 ´ 3 ´ 4)1/20=1,247;

4. ОАО «СК 21 трест»: (7 ´ 7 ´ 6 ´ 5 ´ 1/3 ´ 1/3 ´ 5 ´ 6 ´ 1 ´ 4 ´ 4 ´ 5 ´ 2 ´ 4 ´ 6 ´ 3 ´ 4 ´ 4 ´ 2 ´ 4)1/20=1,245;

5. ОАО «Трест Гидромонтаж»: (5 ´ 5 ´ 3 ´ 3 ´ 1/4 ´ 1/5 ´ 4 ´ 3 ´ 1/4 ´ 1 ´ 2 ´ 5 ´ 1/3 ´ 2 ´ 5 ´ 2 ´ 2 ´ 3 ´ 1/2)1/20=1,214;

6. ОАО «ДСК Автобан»: (5 ´ 5 ´ 3 ´ 3 ´ 1/3 ´ 1/5 ´ 4 ´ 3 ´ 1/4 ´ 1/2 ´ 1 ´ 5 ´ 2 ´ 2 ´ 6 ´ 2 ´ 4 ´ 4 ´ 2 ´ 2)1/20=1,221;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

7. ОАО «Строитель»: (6 ´ 7 ´ 5 ´ 4 ´ 1/2 ´ 1/4 ´ 5 ´ 5 ´ 1/2 ´ 3 ´ 1/2 ´ 5 ´ 1 ´ 3 ´ 7 ´ 3 ´ 4 ´ 4 ´ 1/2 ´ 3)1/20=1,234;

8. ОАО «Вологдастрой»: (4 ´ 4 ´ 2 ´ 3 ´ 1/3 ´ 1/5 ´ 3 ´ 3 ´ 1/4 ´ 1/2 ´ 1/2 ´ 4 ´ 1/3 ´ 1 ´ 5 ´ 5 ´ 3 ´ 1/3 ´ 1/2)1/20=1,207;

9. ОАО «Комистроймост»: (5 ´ 5 ´ 3 ´ 3 ´ 1/3 ´ 1/4 ´ 4 ´ 3 ´ 1/3 ´ 1/2 ´ 1/2 ´ 1/3 ´ 1/5 ´ 5 ´ 1 ´ 4 ´ 4 ´ 1/4 ´ 1/2)1/20=1,209;

10. ОАО «МонтажСпецСтрой»: (6 ´ 6 ´ 6 ´ 6 ´ 1/3 ´ 1/5 ´ 6 ´ 5 ´ 1/2 ´ 3 ´ 1/2 ´ 5 ´ 2 ´ 3 ´ 7 ´ 4 ´ 5 ´ 5 ´ 1 ´ 3)1/20=1,241;

11. ОАО «СК ВЕК»: (4 ´ 2 ´ 2 ´ 2 ´ 1/4 ´ 1/5 ´ 3 ´ 3 ´ 1/4 ´ 2 ´ 1/2 ´ 4 ´ 1/3 ´ 2 ´ 5 ´ 2 ´ 3 ´ 3 ´ 1/3 ´ 1)1/20=1,202.

Критерий A показывает возможность отразить действительные намерения инвестора. По этому критерию для инвестора наименьшие веса имеют предприятия с высокой степенью неопределенности (дальнее расположения, юридическая форма ООО и прочее). Рассчитываем вес каждого предприятия для критерия, отражающего тип, качество и обширности — матрица сравнения методов по критерию Б. Из-за трудоемкости расчётов, дальнейшие исчисления были автоматически произведены на ЭВМ. Параметр Б, отражает тип, обширность и качество данных, которые применялись при расчёте значений мультипликаторов, в этом случае наибольшие веса имеют крупные предприятия с юридической формой ОАО, так как при расчетах их мультипликаторов были использованы максимальной достоверные данные.

2.2. Практические основы применения балансовой стоимости в оценочной деятельности

Рассчитываем вес каждого предприятия для критерия, указывающего способность параметров используемых методов учитывать рыночные условия — матрица сравнения методов по критерию В. Из-за трудоемкости расчётов, дальнейшие исчисления были автоматически произведены на ЭВМ. Наиболее чуткая к конъюнктурным колебаниям является способность параметров используемых методов учитывать рыночные условия. Рассчитываем вес каждого предприятия для критерия, учитывающего специфические особенности объекта оценки (элемента), влияющие на его стоимость — матрица сравнения методов по критерию Г. Из-за трудоемкости расчётов, дальнейшие исчисления были автоматически произведены на ЭВМ.

Параметр Г отражает специфические особенности объекта оценки (элемента), влияющие на его стоимость. Наибольшие удельные веса имеют предприятия в крупных городах, с большим масштабом деятельности, высокой потенциальной доходностью, юридическая форма ОАО.

Из-за большого объёма расчётов по оставшимся параметрам, приведены итоговые показатели.

Далее рассчитываем итоговое значение весов для каждого предприятия:

1. ОАО «Северовостокэлектромонтаж» г. Красноярск: (0,05 ´ 0,05+0,50 ´ 0,05+0,26 ´ 0,05+0,19 ´ 0,05)=0,05017

2. ОАО «Омэлектромонтаж» г. Омск: (0,05 ´ 0,05+0,50 ´ 0,05+0,26 ´ 0,05+0,19 ´ 0,051)=0,05041;

3. ОАО «КПД» г. Уфа: (0,05 ´ 0,052+0,50 ´ 0,051+0,26 ´ 0,052+0,19 ´ 0,051)=0,05137;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4. ОАО «СК 21 трест» г. Уфа: (0,05 ´ 0,052+0,50 ´ 0,051+0,26 ´ 0,052+0,19 ´ 0,052)= 0,05149;

5. ОАО «Трест Гидромонтаж» г. Москва: (0,05 ´ 0,051+0,50 ´ 0,05+0,26 ´ 0,051+0,19 ´ 0,052)=0,05042;

6. ОАО «ДСК Автобан» г. Екатеринбург: (0,05 ´ 0,051+0,50 ´ 0,051+0,26 ´ 0,051+0,19 ´ 0,053)=0,05149;

7. ОАО «Строитель» г. Уфа: (0,05 ´ 0,052+0,50 ´ 0,05+0,26 ´ 0,052+0,19 ´ 0,049)=0,05011;

8. ОАО «Вологдастрой» г. Волгоград: (0,05 ´ 0,051+0,50 ´ 0,051+0,26 ´ 0,051+0,19 ´ 0,05)=0,05089;

9. ОАО «Комистроймост» г. Ухта: (0,05 ´ 0,051+0,50 ´ 0,051+0,26 ´ 0,051+0,19 ´ 0,048)=0,05024;

10. ОАО «МонтажСпецСтрой» г. Мурманск: (0,05 ´ 0,052+0,50 ´ 0,051+0,26 ´ 0,052+0,19 ´ 0,048)=0,05087;

11. ОАО «СК ВЕК» г. Петрозаводск: (0,05 ´ 0,051+0,50 ´ 0,048+0,26 ´ 0,05+0,19 ´ 0,049)=0,04886.

Полученные значения приведены в таблице 6.

Таблица 6. Значение весов для каждого предприятия

Далее рассчитываем средневзвешенные значения мультипликаторов, которые принимаются за нормативные при оценке эффективности финансово хозяйственной деятельности предприятия путем сравнения.

Таблица 7. Расчет средневзвешенных значений мультипликаторов P/E, P/BV

Рассчитанные средневзвешенные значения мультипликаторов, принимаем за нормативные при оценке эффективности финансово хозяйственной деятельности предприятия путем сравнения. Итоговые величины средневзвешенных мультипликаторов представлены в таблице 8.

Таблица 8. Итоговые средневзвешенные значения мультипликаторов

Таким образом, имея среднеотраслевые значения мультипликаторов, возможны следующие направления аналитических процедур:

  1. Расчет отклонения по конкретному строительному предприятию среднеотраслевого значения мультипликаторов.
  2. Межхозяйственный анализ, при котором в динамике анализируется изменения мультипликаторов по каждому предприятию относительно друг друга.
  3. Оценка стоимости приобретения ценных бумаг в процессе формирования инвестиционного портфеля.
  4. Оценка качества управленческих решений различного характера, основным критерием эффективности которых является увеличение стоимости капитала компании.

Заключение

Мультипликатор «стоимость всех обыкновенных акций/ чистая прибыль» (P/E). Коэффициент P/E является одним из наиболее популярных показателей, применяющихся для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. Мультипликатор P/E, как и P/S необходимо сравнивать с компаниями-аналогами, у которых ROE и ROS практически одинаковы. Либо коэффициент P/E необходимо сравнить со средним значением по отрасли. Чем меньше этот коэффициент по отношению к среднеотраслевому значению, тем более недооцененной считается компания по сравнению с аналогами. Высокое значение коэффициента может говорить как о прекрасных перспективах компании (в плане капитализации), так и о нежелательном падении чистой прибыли компании.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Коэффициент P/E является одним из основных коэффициентов при оценке инвестиций, но не дает общей картины деятельности предприятия, поэтому его необходимо использовать вместе с другими коэффициентами.

Коэффициент цена/прибыль выражает рыночную стоимость единицы прибыли компании, что позволяет проводить сравнительную оценку инвестиционной привлекательности компаний. Меньшее значение мультипликатора по сравнению со среднеотраслевым сигнализирует о том, что прибыль данной компании оценивается на рынке дешевле, чем прибыль той компании, для которой коэффициент больше.

Мультипликатор «стоимость /балансовая стоимость» (P/BV), Данный мультипликатор определяет, насколько переоценены или недооценены акции компании относительно балансовой стоимости. Т. е. сколько инвестор готов заплатить за балансовую стоимость активов. Низкое значение мультипликатора относительно среднеотраслевого значения указывает на то, что акции компании торгуются ниже их балансовой стоимости и следовательно недооценены. С другой стороны низкая оценка стоимости компании может объясняется слабой эффективностью её деятельности. При оценке компаний с помощью данного мультипликатора необходимо также учитывать такие факторы как финансовая устойчивость, рентабельность, перспективы роста и другие.

Невысокий уровень P/B может служить успокаивающим сигналом для инвестора. Чем больше значение коэффициента P/B по сравнению со среднеотраслевым, тем более она переоценена рынком по отношению к своей балансовой стоимости.

Список использованных источников

1. Авдеев Н. Ф. Мультипликаторы для международного рынка и экономическая дипломатия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4. С. 5-9
2. Анохин Р. Н. Анализ возможностей применения финансовых мультипликаторов для прогнозирования доходности акций // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 10. № 1. С. 133-156.
3. Барткова Н. Н., Крупина Н. Н. Мультипликатор инвестиций в основной капитал предприятия // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 1. С. 67-72
4. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса, 3-е издание. – М.: ТК Велби, Проспект, 2012. — 576 с.
5. Васляев М. А. Оценка бизнеса и оценочная деятельность. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2014. — 224 с.
6. Ветрова Е. Н. Мультипликатор конкурентоспособности // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. 2014. № 7. С. 17-22
7. Грегори А. Стратегическая оценка компаний. М.: Квинто-Консалтинг, 2003.
8. Губер И. С. Мультипликаторы применяемые при оценке стоимости акций энергосбытовый компаний // Экономика, социология и право. 2013. № 12. С. 19-21.
9. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов // Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. 1342 с.
10. Дегтярев В. Б. Формирование портфеля ценных бумаг на основе множественной модели с применением мультипликаторов // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 137. С. 937-940.
11. Демченко С. К. Эффект мультипликатора в условиях становления рыночных институтов // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 2. С. 132.
12. Дроговоз П. А., Когновицкий В. Т. Анализ особенностей применения метода мультипликаторов для оценки рыночной стоимости интернет-ресурсов // Инженерный журнал: наука и инновации. 2016. № 3 (15). С. 44.
13. Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Мирзажанов С. К. Оценка бизнеса. Полное практическое руководство. – М.: Эксмо, 2013. — 352 с.
14. Жукова О. Н. Оценка стоимости компаний методом мультипликаторов на развивающихся рынках // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 6. С. 109-111.
15. Илюхин Е. В. Использование финансовых мультипликаторов при оценке стоимости биофармацевтических компаний // Финансы и кредит. 2014. № 27 (603). С. 33-48.
16. Корохова Е. В., Малышева О. И. Разработка инструментов поддержки формирования решений по оценке бизнеса на основе сравнительного подхода // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. № 2 (91). С. 94-100.
17. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. Сер. Мастерство. Москва, Олимп-Бизнес, 2013, 576 с.
18. Кошелев Е. В., Трифонов Ю. В., Яшин С. Н. Оценка стратегических перспектив развития кластеров с помощью мультипликаторов балансовой стоимости и выручки // Инновации. 2015. № 11 (205). С. 35-49
19. Метлицкий А. М., Демченко С. К. Эффект мультипликатора в экономике // Фундаментальные исследования. 2014. № 2. С. 74-75.
20. Оценка бизнеса: Учебник/ Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика. — 2002.
21. Оценка стоимости бизнеса: учебник / коллектив авторов ; под ред. М. А. Эскиндарова, М. А. Федотовой. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2016. 320 с.
22. Перевозчиков А. Г. К выбору мультипликаторов в рамках сравнительного подхода для оценки бизнеса // Финансы и кредит. 2015. № 2 (242). С. 36-44.
23. Рутгайзер В. М. Оценка стоимости бизнеса: учеб. пособие. М.: Маросейка, 2008.
24. Салманов О. Н. Мультипликаторы балансовой стоимости в оценке компаний ритейла // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 4 (31). С. 96-107
25. Салманов О. Н. Оценка стоимости отелей и ресторанов с помощью метода мультипликаторов // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 3 (30). С. 192-199.
26. Федорова Т. А. Система рыночных и внутренних индикаторов стратегии формирования стоимости предприятия /Т. А. Федорова // Финансы и кредит. 2013. № 18 (354). С. 16 25.
27. Федорова Т. А. Сравнительный подход к оценке и формированию рыночной стоимости инновационно-активного предприятия на основе относительных мультипликаторов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-1. С. 270-279.
28. Хайруллин В. А., Терехов И. Г., Шакирова Э. В. Использование мультипликаторов в оценке эффективности финансово — хозяйственной деятельности предприятий строительства // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (18). С. 57.
29. Хитчнер Дж. Р. Три подхода к оценке стоимости бизнеса. — М.: Дело, 2013.- 304 .
30. Шаронина Л. В. Использование мультипликаторов при решении задач регионального управления // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. № 10 (87). С. 71-74.
31. Шеннон П. Парт. Оценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний. — М., 2014.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1560

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке