Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Аллегории, метафоры и аллюзии на свободу в рассказах „Карачакал” Георгия Райчева и „Яблан” Петра Кочича»

Аннотация. Настоящее изложение основано на тезисе о том, что продуктивное прочтение обоих, указанных в заглавии, рассказов является сопоставительным, так как и у Г. Райчева, и у П. Кочича анимализм это шифр и знак человеческого самосознания, а также скрытых двигателей и импульсов человеческого поведения. У обоих писателей животное может быть представлено как аллегория индивидуального опыта и как эмоция, пересекающиеся в точке личной свободы – которую отстаивают, взбунтовавшись, или ценой собственной жизни. Несмотря на то, что они созданы в двух разных южнославянских литературах и в разные десятилетия, оба произведения корреспондируют между собой на уровне системы образов, а также тем, целеполагающей идеи сопротивления сковывающим ограничениям реальности.

Ключевые слова: подсознание, коллективный опыт, инстинкты, атавизм, сопротивление, аллегоричность послания.

Комментируя генезис компаративистики, Зоран Константинович делает вывод,  что  она  возникает  как следствие необходимости «следить за литературными явлениями и за языковыми границами любой национальной литературы и, таким образом, найти те, более широкие взаимосвязи, на которых основываются эти явления» [1]. Действительно, и даже без существующих оснований для контактологической близости, существует ряд типологических сходств между текстами отдельных южнославянских писателей, что свидетельствует как о духовной близости между отдельными народами на Балканах, так и о сходном этапе исторического и культурного развития. В настоящем тексте мы попытаемся осуществить сопоставительное прочтение двух рассказов «Карачакал» болгарского писателя Георгия Райчева и «Яблан» боснийского писателя Петра Кочича. Основания для поиска типологических гомологий между двумя текстами находим на уровне темы – жестокая половая сила, атавизм и непокорство у двух животных – быков Карачакал и Яблан, за битвами и бунтами которых видно вечное стремление к свободе, к противопоставлению всем сковывающим правилам и цивилизационным ограничениям. Выстраивая свой тезис, мы придерживаемся мнения Пл. Антова, который, комментируя «Анимализм и феноменологию» в книге Мориса Фаделя, делает вывод, что литературный анимализм может быть мысленным «как специфическая мета-сфера метафора усилий человека определить онтологические границы своего собственного мира путем познания радикального «иного», не человеческого, животного как проявление чистой Природы, «оголенной жизни» (Агамбен), «аморального» [2]. Именно как знак, как метафора социальных, человеческих отношений могут интерпретироваться образы  Яблана и Карачакала в обоих рассказах – их сущность и поведение определяет стремление к тому, чтобы отбросить чужое рабство (Кочич), стремление к стихийной свободе, к полной независимости, к неподчиняющемуся правилам, индивидуализму (Райчев). Петер Кочич и Георги Райчев идут своими, самобытными дорогами творческого развития; принадлежат к разным, по взглядам, генерациям творцов, относятся к разным направлениям  и этапам историко-литературных процессов (лирический реализм у Кочича и межвоенный диаболизм у Райчева), но они оба интересуются стихией человеческой души, терапевтическим преодолением зла, мятежной половой силой и демонами, которые существуют в человеческом сознании. Они оба родились в XIX в., но их творческий дебют связан с ХХ веком. Милитаристические конфликты и время несвободы, страха и трудного выживания, которое провоцирует творческий импульс, также являются общими между ними. Один стоит в начале модернистских процессов в боснийской литературе, а другой попадает в межвоенную полифонию идей в болгарской. «Яблан» является одним из первых рассказов Кочича, но в нем он показывает себя как уже сложившегося беллетриста. «Карачакал» является поздним, постдиаболистическим рассказом, в котором, однако, все еще не оформился интерес к половой силе и нагону. У обоих доминирует желание обыскать и разгадать скрытые уголки человеческой души, прочесть через призму регионального (Кочич) или страшного (Райчев). Их анимализм является условным, так как в образе животного проглядывается граничная и перенапряженная сущность истерзанной человеческой души. И Райчев, и Кочич хорошо знакомы с жизнью в деревне, с заботами, тревогами сельского человека. У обоих в рассказанной истории виден прототип, налицо дискурс воспоминаний.

Георги Райчев (1882-1947) – автор повестей «Маленький мир», «Лина», «Грех» и диаболистического сборника «Рассказы» (1923), является писателем, связанным с провокациями нового, с модернистскими выразительными средствами и поисками в болгарской литературе межвоенного периода. После Первой мировой войны, Болгария находится в политическом и экономическом кризисе. В обществе доминируют предчувствия поражения, краха, национальной безнадежности. Это неминуемо отражается на всех сферах жизни, включая культурную и литературную. Именно национальный трагизм является одной из предпосылок появления новой чувственности, новой поэтики и нового художественного языка. Межвоенный период это время неомифологизма и возвращение к примитивизму. А как рефлексия на, переживший во время войны, ужас от ежедневной встречи со смертью появляются диаболистические рассказы Св. Минкова, Вл. Полянова, Ч. Мутафова и Г. Райчева. Когда разум не может найти никакого логического объяснения  апокалиптическому  хаосу,  то на  помощь  приходят  инфернальные  силы,  а страх превращается в терапию. Вызывающие страх гротески, необъяснимые переживания и фигуры зла живут в литературе в послевоенное десятилетие, создавая тревожную атмосферу отчужденного и угрожающего мира. Наряду со страшным в его разнообразных формах – неизвестные силы, двойники, реквизиты ужаса, тривиальный, ежедневный кошмар, мысли о самоубийстве и сумасбродстве, в рассказах болгарских диаболистов наблюдается стремление к возможности заглянуть в скрытые уголки истерзанной человеческой души, к анализу подсознательных механизмов, которые руководят человеческими поступками. С именем писателя Г. Райчева связывают процессы углубления психологизма в литературе, проникновение в глубины психики и исследование границ  эксцессных  ощущений и переживаний. Рассказ «Карачакал», опубликованный в 1930 г. в ном. 5/6 журнала «Златорог», является поздним, постдиаболистическим рассказом, сюжет которого направлен на могучую, потрясающую половую стихию. Образ быка Карачакала – это метафора собственной идентичности, которую трудно сохранить, в лабиринтах страха и фрустрирующих ощущений. Рожденный на хозяйственном дворе сельского богатея хаджи Зафира, Карачакал отмечен знаком «не такой как все»– во-первых, из-за цвета своих глаз («один его глаз черный, а вот другой пестрый»), и, во-вторых, – из-за не нашего, неизвестного имени, которое ему дали («Карачакал — никакое другое имя ему не подходило так хорошо, как это неизвестное турецкое слово.»). Карачакал  это  подарок  деревне  от  чорбаджии дорогой, любимый подарок. В тот момент, когда надо уйти из настоящего своего дома и знакомого хлева, и войти в мир стада остальных животных, бык  проявляет  свой индивидуализм он не такой как все и не может быть одним из них. («В ста шагах от других пасся Карачакал, как всегда — один и всегда отдельно. /…/ Он один, он единственный непокорный и непобедимый»). Бороться с человеком, который хочет ограничить его свободу, отстаивать свое я, показать и наложить свою силу – это для Карачакала является смыслом его жизни («В глазах Карачакала блеснуло ядовитое пламя. Он наклонил голову, фыркнул ноздрями и полетел вперед, готовый понести человека на своих рогах. Он не увидел, что произошло: его оглушил сильный удар по ноздрям; он описал круг и чуть было не упал на колени — таким неожиданным и страшным был удар. /…/ На пороге снова стояла в полном молчании зловещая тень пастуха. Карачакал поднялся и покорно воткнул голову в ясли. Такой была его первая тяжелая и одинокая ночь. Он быстро ее забыл, но страх перед пастухом Куно остался у него навсегда.»). В этом рассказе человек является носителем силы и коварства – физически слабее Карачакала, люди могут его подчинить, заковать и заставить подчиняться, только насилием и хитростью.* Постепенно в Карачакале пробуждаются новые, неизвестные ему ощущения – протоэнергия, атавистические и примитивные сильные желания;  просыпается темная, но непобедимая половая стихия, зов поколений, генов, рода («Он был как взбунтовавшееся небо — готовый греметь, трещать, превратиться в молнию… Растоптался, порыл землю ногой, выпустил два-три коротких, зловещих звука, понюхал теплую землю и снова поднял вздувшиеся ноздри. В этот раз он услышал и увидел. Он услышал, что где-то далеко по земле к нему неслись тяжелые, глухие удары копыт. Он устремил взгляд вперед. Действительно, где-то вдали, по полю, со стороны соседней деревни, низко над землей неслось что-то черное и круглое. Оно приближалось по прямой линии без дороги, через поля, через луг. Летело невероятно быстро и с каждой минутой увеличивалось. Очень скоро можно было разглядеть тело — тело буйволицы. Наклонив голову низко к земле, собрав две передние и две задние ноги, она мчалась, бешенным галопом и земля под ней гудела.»). Карачакал это не только часть природы, он и есть сама природа.  В нем живет сила натуры, дух бунта, зов крови. Чтобы полноценно жить, ему нужно и полноценно бороться, противостоять кому-нибудь, сильному, как и он сам; надо проверять себя в битвах, закалять свое тело и волю в соревновании. Для него, однако, нет достойного противника и он не знает, что делать со своей личной свободой, где сконцентрировать и куда вложить свою энергию. Мелкие пакости и ежедневное соперничество с человеком, заканчиваются наказанием – бык окован, но не сломлен. Его необузданная сила приводит к смерти – вступив в последнюю неравную битву, Карачакал умирает раздавленный поездом. Увлеченный обманной далью неизвестного, новыми вызовами, Карачакал должен умереть, потому что благодаря своей силе он заслужил свою свободу, но свобода означает и ответственность, означает способность творить добро. Карачакал является символом силы, оголенной первичности, примитивной энергии, которые, если не служат добру, приводят к смерти. Отправляясь туда, Карачакал становится аллегорией индивидуализма и свободы, которые выходят за рамки, определенные социумом, и делают невозможным пребывание в нем, в его табуированных реалиях. Неспособность обуздать, контролировать и направлять свою силу, приводит Карачакала к гибели, он стал сам себе врагом. Карачакал это символ молодости, здорового тела, страсти и непокорства. Он идет из глубины времени и несет в себе рождающуюся и в то же время гибельную половую силу. В нем есть нечто пугающее, диаболистическое, но и что-то инстинктивно притягивающее, наверное, расположенное в глубоких уголках нашего сознания – таинственная мечта о полной, анархистской свободе, о переходе тех границ, которые отделяют добро от зла.

Подобен Карачакалу, и образ Яблана, который олицетворяет силу стихи, и является знаком мужества, свободолюбия и непокорности. Но для правильной его интерпретации необходимо поставить его, не только в художественный (кон)текст, но и в eще один – общественно политический, связанный с постоянным интересом и творческими поисками Петра Кочича (1877-1916). О нем сербский литературный историк Й. Деретич говорит: «Вся его литературная деятельность связана с  политической  борьбой и охвачена ею./…/ В его рассказах сочетают-  ся картины тяжелой действительности порабощенного народа и бунтарская мечта, реализм и романтизм. /…/ Глубокая, почти мистическая связь с природой родного края существует во всем творчестве Кочича. В большинстве своих рассказов он изображает борьбу человека со стихией» [4]. Чтобы определить  место  Кочи-  ча в историко литературном процессе, Дере-  тич принимает, что южнославянский реализм продолжается полвека (1860-1910) и проходит через несколько периодов – романтический, классический и модернистский реализм, и Кочич относится к последнему типу,  так  как он не отходит от традиций, но обогащает их и модернизует. Все исследователи творчества Кочича констатируют сильную связь писателя с его родным краем – горная Боснийская Краина. Боснийский человек, переживший османское и австро-венгерское владычество, величественная боснийская природа, боснийская деревня – вот основные объекты художественного воспроизведения. Из-за своего неумения молчать и подчиняться, Кочич проводит два года в тюрьме. Насколько он известен как писатель,  настолько и как революционер, бунтовщик. Его слово сохраняет колорит аутентичного говора боснийских окраин. Комментируя его творческую манеру, Йован Скерлич категоричен: «Уже своими первыми рассказами Кочич заявляет о себе, как о писателе молодости, здоровья, жизненной энергии и национальной силы. /…/ Его национализм оформился на широкой национальной основе, он смелый и с бунтарским духом, а его любовь к сельскому человеку не является той сентиментальностью и сочувствием, которую проявляет старая генерация, а сильный и бунтарский дух нового времени» [5]. Кочич являет-  ся автором трех сборников рассказов, политико-социальной сатиры «Барсук в суде» и пр. Он  не боится показать темный нагон, человеческие страсти, гибельную, испепеляющую и непобедимую стихию любви. И хотя он связан с языком, природой, болью и мечтой определенного региона, писателю удается из местного колорита и архаики сделать обще действительные обобщения о бунтарском духе человека вопреки границам, территориям и эпохам. Рассказ «Јаблан»* впервые опубликован в «Босанска вила», год XVII/1902, ном. 6, как начало цикла  рассказов  под общим заглавием «С гор и из-под гор» который выходит в том же году как самостоятельная книга. Как и большинство его рассказов и  этот связан с темой о судьбе боснийцев, об их борьбе, противостоянии и свободолюбию. Сю-  жет и образная система рассказа аллюзируют борьбу боснийских крестьян против австро-венгерского гнета. Рассказ начинается с картины спокойной паши быка Яблана и его пастуха Луе («Каждый вечер, с тех пор как началась жара, где-то до полуночи, Луе выводит на пашу своего Яблана. Он бережет его как зеницу ока. /…/ Любит он своего Яблана, потому что он самый сильный бык во всей округе. Гордость Луе. А на остальных пастухов и их быков смотрит с презрением».)  В  переводе  имя  животного  означает «тополь» и связывается с устойчивостью, природой, непоколебимостью. В ходе сюжетного действия утверждается его сила и бесстрашие, непобедимость даже тогда, когда встает перед трудными обстоятельствами. В этом рассказе человек является не просто всевластным хозяином животного, а его заботливым хозяином так, как только тогда, когда они работают вместе, они могут противостоять социальным, а как выясняется, и историческим бедам. Центральным событием, вокруг которого построен рассказ, является бой между Ябланом и царским быком Рудоном («Завтра его Яблан будет драться с царским быком. Он давно горит подобным желанием – чтобы Яблан и Рудон встали друг против друга. Умолял князя выполнить его просьбу. И старики его убеждали. /…/ Просьба удовлетворена, ответ князя: разрешаю. Завтра Преображение, кроме того и царский праздник. Завтра перед домом князя померяются силами Яблан и Рудон.»).

Битва между Ябланом и Рудоном является аллегорией постоянной борьбы крестьян против их господ, порабощенных против оккупантов, страждущих против тех, кто причинил страдания… Яблан воплощает непобедимую силу народа, который можно повалить, но не победить, а Рудон является символом ненавистной австровенгерской власти. Битва между ними это битва за право быть свободным, за независимость и за то, чтобы отбросить рабский страх и подчинение. Преображение – христианский праздник Божьей славы, предвестник спасения и избавления, Таворского света, который побеждает неверие и страхи. Не случайно борьба между быками назначена именно на этот светлый праздник. Хотя и трудная, победа Яблана это предвестник будущего спасения от иноземного ярма, воскресение из пепелища истории выстрадавшего, но готового к борьбе, народа. Бой быков трудный и спорный. Кровопролитный. Но конечный результат оправдывает жертвы и обещает избавление униженным и угнетенным («Сердце Луе сжалось, когда он увидел Рудона. Он ему показался страшным и большим, крупнее чем Яблан. /…/ Яблан, старый лукавый красавец, уже упал на колено правой ноги и вдруг проткнул Рудона внизу под шеей. – Помогите, люди, он погубил моего вола! – испуганно крикнул князь. Из шеи Рудона хлынула сильная струя крови. /…/ Яблан стоял на сельской площади и его гордый и сильный рев сотрясал горы, а вершины отвечали ему эхом»). Оказывается, что каким бы страшным ни был враг, бесстрашием, и, если нужно хитростью, его можно победить. Борьба за правду заслуживает жертв, потому что указывает путь к свободе. Борьба между ними кажется неравной, потому что Рудон упитаннее и сильнее, но победа на стороне более упорного.  В отличие от Карачакала, у Яблана достойный соперник, который помогает ему обуздать силу своего нагона, канализировать атавистическую энергию, провоцируемую разрушающей и само разрушающей стихией пола.

В обоих рассказах о животном можно думать, как о проекции человеческих поисков, о порыве к свободе и сохранении идентичности. Карачакал является символом силы, которая не знает, что с собой делать а также яркого индивидуализма, который попадает в свой собственный капкан. Сильный и всегда в одиночестве, гордый и независимый, он находит свою смерть в неравной борьбе с машиной – продуктом цивилизации, антиприродным, принадлежащим технократному настоящему, в котором социум культивирует дикое, перемоделирует яркую индивидуальность, подчиняя ее набору коллективных правил, норм и табу. Яблан, со своей стороны, является аллегорическим образом, носителем и выразителем коллективного мышления. В нем отражается стремление народа к свободе и независимости, к преодолению чужого диктата, а также желание победить и преодолеть реальность. Благодаря Яблану «маленький человек» демонстрирует свою силу и заявляет о своем праве на, завоеванное в муках и борьбе, счастье. Типологические аналогии между двумя рассказами различаются и в своих посланиях – бунт имеет смысл тогда, когда соединяется с «доброй идеей»*, когда это утверждает значимые ценности, служит для избавления не только личности, но и общности. И Георги Райчев, и Петер Кочич интересуются чем-то подсознательным,  скрытыми  двигателями человеческих поступков, осуществляя интересный анализ человека, используя первичное, ощущения, тело, натуралистическое и анималистическое. У обоих о животном можно думать, как об аллегории человеческого, человеческого опыта и эмоций, человеческих фрустраций, страхов, потерь и побед. Вопреки разному национальному контексту, в котором реализованы оба текста, и вопреки различиям в творческом натюреле обоих авторов, «Карачакал» и «Яблан» перекликаются между собой и то, о чем они разговаривают, а именно что в «жестокой красоте» и в суровой вечности природы может быть спрятан ключ к человеческому самопознанию.

Список использованных источников

1. Константинович З. Возможности компаративистики // Язык и литература. 2002. № 2. С. 3.
2. Антов П. Анимализм и феноменология [Электронный ресурс] // Электронный журнал LiterNet. 02.11.2011. № 11.URL: http://liternet.bg/publish11/p_antov/animalizym.htm (дата обращения: 20.01.2015).
3. Попович Н.Д. Социально-философская критика нон-антропоцентризма // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 13-18.
4. Деретић Ј. Историје српске књижевности. Белград, 1996. 217-218 с.
5. Скерлић Ј. Историја нове српске књижевности. Просвещение: Белград. 1967. 461 с.
6. Кочић П.Одабрана дела. Рад: Белград. 1973. 19-25 с.
7. Зинченко В.В. Модель «нового гуманизма» в ценностной системе и принципах современной социальной философии образования антропоцентризма // Перспективы науки и образования. 2014. №1. С. 9-11.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1266

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке