Ключевые слова: арт-менеджмент; стратегическое планирование; система управления.
В условиях современности самый обычный представитель общественности воспринимает сферу искусства и сферу бизнеса как антитезу. Однако, нельзя обвинить общество в подобной точке зрения, ведь большинство воспринимает искусство как объект художественной наполненности, а бизнес-явлением, которое не имеет ничего общего с прекрасной стороной творчества.
Однако, в случае интегрирования противоположных областей, таких как искусство и бизнес, появилась новая структура управления, которая называется арт-менеджментом. Данный инструмент существует для наиболее эффективной сбалансированной деятельности бизнеса, который направлен на деятельность сферы искусства. Также следует отметить, что арт-менеджмент является не просто управленческой структурой, а служит неотъемлемой частью всего процесса решения различных проблем, связанных с функционированием и развитием, а также налаживанием структуры учреждения социокультурного и художественного профиля. Помимо этого, в рамках арт-менеджмента предусмотрена система подготовки кадрового потенциала культурной отрасли, ведь данный ресурс является исключительно редким в данной области. Также данная система управления в рамках предприятия является ключевым элементом по формированию благоприятных условий для создания и продвижения художественных ценностей в социокультурном образовательном пространстве.
Таким образом можно определить, что цель данного исследования заключается в том, чтобы определить не только специфику функционирования арт-менеджмента в условиях современного рынка, но также определить ключевые элементы, в связи с которыми данная структура управления является необходимой для успешного существования искусства и бизнеса.
Согласно сайту, Look At Me и дискуссии на тему «Искусство и бизнес – пути взаимодействия в России» [3], модель культуры неоднократно изменялась. Так в XIX веке моделью культуры было образование, в XX веке — праздники и развлечения, в XXI веке – бизнес. Именно поэтому сейчас наблюдается усиление интереса к культурным произведениям, появляются новые институции, транслирующие искусство в массы. Обычно арт-сферу отождествляют с культурно-экономическим развитием. Однако, если
подробно рассмотреть участников арт-рынка именно с точки зрения экономической важности, необходимо отметить, что участниками являются различные предприятия творческой индустрии, которые представляют собой исключительно перспективные к производству культурного товара с добавочной стоимостью ячейки экономики. С точки зрения арт-сферы и действующих в ее рамках предприятий творческой индустрии, существует необходимость применения различных методов маркетинга, которые поспособствуют увеличению узнаваемости данного объекта и его популяризации.
Когда все факторы совпадают, возникает эффективность искусства, даже, несмотря на неумение некоторых художников, самостоятельно его продавать. В таких ситуация художники обращаются к специалистам- посредникам, которые за счет собственной репутации и имиджа помогают продать художественный объект. К таким посредникам принято относить галереи разного типа, музеи и различные фонды. Ключевым элементов во всех взаимосвязях становится тандем искусства и бизнеса, возможности их пересечения и то, что первая область может передать второй.
Необходимо заметить, что искусство основано на интуиции и через нее познает мир. Сегодня мир динамичен, поэтому интуиция станет хорошим инструментом ведения бизнеса, ведь она улавливает минимальные изменения в макросреде, что открывает перед компанией возможность перестроиться заранее. Также следует заметить, что отличительной чертой интуиции является то, что она является индивидуальной, а значит, не может быть подвергнута копированию и невозможен вариант стечения обстоятельств идентичных друг другу, если человек действовал с помощью интуиции. В то время как идея, по своему характеру, не может обладать исключительной индивидуальностью [4]. В связи со столь важными замечаниями в сторону идеи и интуиции, следует заметить, что грамотным бизнесменам необходимо развивать силу своей интуиции и накапливать опыт, который позволит наиболее комфортно вести бизнес дела в арт-сфере. Так появляются новые бизнес-идеи.
Однако в арт-менеджменте также наблюдается парадокс управления талантами, который заключается в том, что талантливый человек ощущает свою независимость. Но привлечение и удержание креативных людей является определяющим фактором процветания бизнеса. Известный факт, что арт-менеджмент официально появился в 90-х годах, тогда же появилось и понятие «таланта» в отношении к организации. И если до 1997 года этот термин рассматривался только к представителям творческих индустрий, то сейчас талантливые работники стали краеугольным камнем успешности каждой компании [2]. Для искусства талант – проявивший себя человек и доказавший, что он достоин этого названия. В бизнесе же талантами признаются еще и молодые выпускники, имеющие корочку качественного образования и отсутствие опыта. Таких выпускников называют high-potential и доверяют сложные проекты с большими бюджетами. Но шанс, что человек с высоким потенциалом окажется талантливым, невысокий, в большинстве случаев с работой справлялись, но без особых достижений и новаторских идей. Данная ситуация иллюстрирует неправильный отбор персонала в компанию, что становится проблемой для бизнеса.
Получается, что искусство и бизнес неплохо взаимодействуют между собой, добавляя каждому из них преимущества. В этом и основная сложность для менеджмента в сфере искусства – культура бизнеса сливается с бизнесом культуры. Маркетинг культуры дает понять, что раньше различия между искусством ради искусства и коммерческим искусством были видны невооруженным глазом [1]. Теперь происходит много кросскультурных процессов, и границы стираются. Более того, культура постепенно подменяется рынком, возникают СМИ, транслирующие новые ценности, вынуждая художника становиться, в первую очередь, маркетологом, продающим свое искусство, а уже во вторую очередь – создателем культурной ценности. Причиной такого плохо контролируемого сдвига искусства в сторону продаж является создавшийся арт-рынок, инструменты которого не успевают за развитием. Популярность искусства, открывшиеся возможности его продажи пока не научили творческих людей и бизнесменов подходить к произведениям так, чтобы сохранять или добавлять культурную ценность. Главным решением в сложившейся ситуации станут новые приемы, стратегии и модели взаимодействия культурного и материального, балансирующие между обеими сферами и увеличивающими их суммарный выигрыш.
Подводя итог, следует заключить, что арт-менеджмент в условиях современного рынка отождествляет определенную взаимосвязь целей, принципов, функций и технологий, которые осуществляются в рамках социально-культурной деятельности. Арт-менеджмент занимается реализацией различных комплексов действий, которые направлены на достижение целей стратегического и тактического вида. Помимо этого, арт- менеджмент также реализует миссию конкретной культурной организации, что позволяет выделиться среди существующих конкурентов. В связи со всеми обусловленными факторами специфики сферы искусства существует необходимость в постоянном мониторинге концепций рынка и грамотное формирование стратегической направленности компании, что в свою очередь приведет к более глобальной цели, которая будет иметь результат на уровне государственного значения – это популяризация культурных объектов, сохранение объектов художественного и культурного наследия, а также художественное образование общества.
Список использованных источников
1. Сибрук Д. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / Пер. с англ. – М.: «Ад Маргинем Пресс», 2015. – 240 с.
2. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент как социокультурный концепт. – Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2011. – №3. – С. 117-123
3. Филонович. С. Бизнес и искусство: возможности и проблемы взаимодействия. – Москва, Открытый лекторий НИУ ВШЭ. – 2014
4. Хокинс Д. Креативная экономика. – Классика-XXI. – 2011. – 256 с.