Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Дальневосточная республика: исторический опыт формирования и развития буферного государства»

Аннотация. Исследование исторического опыта ДВР является важнейшей задачей современности в свете укрепления государственности на Дальнем Востоке в нынешнее время. Но чтобы досконально разобраться в тематике Дальневосточной республики, необходимо разобраться в основных свойствах, признаках и тенденциях существования и развития жизненной системы буферного государства.

Ключевые слова: ДВР, Дальневосточная республика, буферное государство, Гражданская война.

В контексте современной внешнеполитической ситуации как никогда актуальными становятся геополитические категории, хорошо забытые со времен Холодной войны. Вновь, спустя 25 лет после развала СССР, в мире постепенно начинают формироваться новые политические коалиции и экономические союзы, готовые сражаться на смерть за рынки сбыта и благоприятные экономические условия. И поэтому в нынешний политико-исторический этап развития человечества крайне важно научиться выявлять базовые свойства, признаки и направления развития многих геополитических явлений присущих острой мировой экономико-политической борьбе. Помимо этого, нужно не забывать и тот факт, что многие исторические явления имеют свое непосредственное отражение в будущем мироустройстве и общественном порядке, ибо они являются кирпичиками, из которых и строится реальность. Одним из таких кирпичиков в фундаменте российской государственности является короткий миг существования буферного искусственного государственного образования ДВР, анализ свойств и признаков которого крайне важны на данный момент, ибо именно это способно пролить свет на многие государственные механизмы управления Дальним Востоком, которые актуальны и по сей день. Но в основе изучения данного явления должен лежать устойчивый теоретический базис, направленный на определение теоретической категории буферного государства.

Любая геополитическая битва, подобно, как и открытое военное столкновение существует в трех «агрегатных состояниях», а именно это атака, оборона и стагнирующее сохранение прежних (или захваченных) позиций без особого устремления к захвату новых. Нет смысла углубляться в данные терминологические категории, ибо можно потерять связующую нить данной работы и уйти в дебри геополитической философии, но важно заметить то, что зачастую обороняющаяся сторона находится в более выгодных стратегических условиях, с позиции которых она способна совершить качественный рывок, достигнув победы, сломив наступательный дух противника. Поэтому изучение свойств средств геополитической обороны является одной из самых наиважнейших задач современной политологической, исторической и экономической науки. Но при этом, важнейшим инструментом обороны  с прицелом к последующей наступательной стратегии в пространстве международных отношений является категория буферного государства, рассмотрение качественных признаков которого способно пролить свет на другие, смежные, но при этом не менее важные геополитические проблемы современных государственных структур.

Все государства, ныне существующие, являются изначально неоднородными супер политическими базовыми структурами. Подобно тому, как не найти двух абсолютно одинаковых людей, так и не существует государств близнецов. Этот факт во многом обусловлен хаотичностью распределения экономического блага в мире и различиями климатических условий существования человека. Эти два базовых явления во много и обусловили неоднородность государственных структур и дифференцированный уровень экономического развития каждой страны. То есть политическое международное пространство изначально наполняли государства с разным, прежде всего экономическим, а как вытекающее из этого и политическим, уровнем развития. Таким образом, геополитическое пространство  изначально  является  неоднородным  и поэтому генетически предрасположено к столкновениям интересов, способным перерастать в тяжелейшие политико-экономические кризисы. И поэтому любое государство-нация склонно к осуществлению внешней экспансии в различных формах, а если это невозможно, то стремится отгородить себя от экспансии со стороны других государств, либо эти две задачи решает одновременно.1 На определенном этапе интересы государств в процессе экспансивного проникновения сталкиваются и возникает так называемый эффект конфронтации, который способен приобретать различные организационные формы. Противоборство зачастую возникает между двумя центрами силы, которыми являются отдельные государства или группы государств, оказывающих преобладающее влияние на региональном или глобальном уровнях.

С целью сохранения безопасности государства, являющиеся лидерами среди блоковых структур (центра силы), стремятся вокруг своих границ создать зону безопасности из так называемых буферных государств или буферных зон. Единого определения данных категорий до сих пор не было сформировано, хотя в реальной действительности со времен Римской империи мощные государства стремятся обезопасить себя «буфером».

«Каждой границе соответствует тяготеющий к ней пограничный район, который связан с ней определенной инфраструктурой. Иногда такой район может быть преобразован в буферное государство. Обычно это государства, разделяющие соперничающие стороны, как правило, небольшие по размерам. Смысл существования подобного государства состоит чаще всего в том, что более сильные державы взаимно удерживают друг друга от захвата того или иного пункта или территории»2. На данный момент между категориями буферное государство и сателлит существует размытый водораздел, определить который очень важно, чтобы научиться определять границу между военно-стратегическими блоками и разделять сферы влияний центров силы. Базовым признаком буферного государства является, как следует из вышеприведенного определение, геополитическое и географическое расположение страны в качестве барьера между двумя соперничающими или враждующими державами, либо военно-политическими блоками. При этом буферное государство может зависеть в разное время от одной из враждующих сторон, утрачивая частично свой суверенитет и самостоятельность в проведении собственной внешней и внутренней политики. Данные типы буферных государств принято называть лимитрофами, примерами которых являются страны Прибалтики, Польша и Румыния в период между двумя мировыми войнами. Помимо этого, буферное государство может и не входить в чью-либо сферу влияния и исполнять роль сугубо разграничительного барьера между двумя соперничающими державами. Примером данного типа государств является Уругвай в период 1828–1865 гг., разделявший Аргентину и Бразилию.

Помимо этого, Збигнев Бжезинский определяет буферное государств, как государство, разделяющее державы, стремящиеся  к сотрудничеству, и таким образом ослабляющего обоих своих соседей в пользу четвертой стороны. Но на данном этапе исследования данная формулировка является достаточно сомнительной и требует детального изучение.

В отличие от буферного государства, которое имеет определенные крупицы суверенитета и независимости, сателлит теряет полностью свою независимость и только формально существует. То есть управление сателлитом на сто процентов осуществляется из столицы центра силы, к которому он принадлежит, таким образом, превращаясь в неразрывную часть одной из противоборствующих сторон, выполняя функции плацдарма для будущего стратегического броска. Примером сателлита может служить Польша перед началом Великой Отечественно войны или герцогство Польское перед нападением Наполеона Бонапарта на Российскую империю.

Также необходимо сказать пару слов и о судьбе буферного государства при тех или иных исторических коллизиях. В данном случае

«буфер» имеет только две возможных альтернативы существования. Прежде всего, при усилении накала противоборства и конфронтации буферное государство может быть преобразованным в сателлит, с ликвидации любой независимой политической деятельности. Или наоборот приобрести абсолютную независимость, трансформировавшись в полноценного игрока международного политического пространства. Возвращение суверенитета буферному государству может произойти по двум причина, а именно в силу прекращение противостояния двух разделяемых им держав или при радикальном ослаблении двух противоборствующих сторон. На протяжении истории нашего Отечества буферными государствами нашей страны являлись: Половецкие степи, в годы противостояния с войском монголо-татар, Восточная Европа, в годы Холодной войны, МНР, в годы противостояния с маоистским Китаем, хотя в данном вопросе в научной среде до сих пор остаются разногласия и конечно ДВР. С исследовательской точки зрения опыт Дальневосточной республики является наиболее значимым и интересным. Ибо в силу того, что  ДВР  является  классическим  искусственно  созданным «буфеблики (ДВР), которая была создана как «буфер» между советской Россией и Японией». Изначально ДВР создается с целью ликвидации интервенции мирным путем и освобождения Дальнего Востока, чтобы избежать открытого военного столкновения между Японией и молодой Советской Россией, а также для укрепления международного положения РСФРС2. Фактически новое государство изначально создается как буржуазно-демократическое, при строгом подчинении коммунистической партии Советской России. Многие элементы капитализма в ДВР сохраняются с целью ликвидации экономической блокады РСФСР. Ибо с новой коммунистической Россией ни одна западная страна не желала сотрудничать в связи с открытым идеологическим противоречием. Россия бросает вызов всему миру, вступая с ним в конфронтацию, а ДВР сохраняет элементы консенсуса с Западом, который робкими шажочками через концессионную политику вступает  во  взаимоотношение с  ДВР.  А если при этом учитывать тот факт, что ДВР во много находится  в прямой зависимости от РСФСР, то через инструмент буфера пробивается экономическая блокада и новая Советская Россия начинает проникать в международное экономическое пространство.

ДВР с РСФСР связывает очень много. Во-первых, ЦК Дальбюро РКП(б) на прямую подчиняется ЦК РКП(б) в Москве. Вооруженные структуры Дальневосточной республики имеют очень много общего   с порядком и структурой Красной армии. Также значимым фактом является и то, что денежные знаки Советской России находятся в свободном обороте на территории ДВР, при этом денежные знаки Дальневосточной Республики в экономическое пространство РСФСР не допускаются.

Помимо этого, одним из самых важных связующих черт является  и то, что Государственная Политическая охрана (ГПО) при МВД Правительство ДВР во многом являлась одним из подразделений ВЧК.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, в любой государственной системе единый нерв спец. структур намертво связывает государства, образуя единый механизм существования. При этом, может возникнуть ошибочное ощущение того, что Дальневосточная республика являлась полностью зависимой от РСФСР. Очевидно, очень высокий уровень проникновения влияния во внутреннюю структуру ДВР существовал, но при этом абсолютной независимости не существовало.

Особо ярким проявлением собственной политики Дальневосточной республики является то, что «Летом 1921г. А.М.Краснощеков без согласования с Москвой заключил договор с японской фирмой Мици на 24 года о лесной концессии в Приморье». Москва, разумеется, была недовольна проявлением свободной воли «буфером». Во многом это решение А.М.Краснощекова и стало одной из причин его снятия с должного и последующего отзыва в Москву. Но, факт самостоятельного решения имел место быть, хотя за данное проявление свободы и были приняты санкции. Но при этом это отчетливо отражает наличие элементов самостоятельности в буферном государстве.

В 1922 году ДВР вошла в состав РСФСР. Буферное государство перестало существовать на просторах Дальневосточных рубежей нашей Родины, но при этом неизгладимый исторический след в генетике нашей страны остался. В нынешнее время, уже перед Российской Федерацией, всплывают многие проблемы связанные   с Дальним Востоком. И именно в этом ключе исторический опыт ДВР как никогда важен, разумеется, не с точки зрения создания нового государства на данной территории, что по своей структуре является сепаратизмом и крайне вредно для нашей страны, а с точки зрения буферного, государственного опыта как инструмента решения многих на сущих проблем. ДВР вел активную политическую и экономическую политику, опыт которой также немаловажен для будущего нашей Родины как единого организма русского мира.

Список использованных источников

1. Ашенкампф Н.Н., Погорельская С.В. Геополитика. – М.: Академический проект.2010.
2. Ваганова-Вилькинс Л.И. Некоторые особенности военного строи- тельства ДВР (1920–1922) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2008 г. №73–1.
3. Орнацкая Т.А., Ципкин Ю.Н. Концессионная политика Дальневосточной республики (1920–1922) / /Россия и АТР. 2007г. №1.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1151

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке