Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Формирование и развитие стратегий сотрудничества Республики Беларусь и Европейского союза»

Аннотация. Рассмотрено участие Беларуси в трансграничном сотрудничестве Европейского союза. Выделены основные этапы и направления данного взаимодействия. Приведены примеры наиболее удачной реализации проектов программ европейского инструмента добрососедства с участием белорусской стороны.

Ключевые слова: Беларусь, Европейский союз, трансграничное сотрудничество, ТАСИС, ЕИДП, ЕИС, Еврорегион.

Состоявшееся в 2004 г. одно из самых масштабных расширений Европейского союза привело к появлению непосредственной границы между ЕС и Беларусью, Молдовой, Украиной протяженностью несколько сотен километров и послужило импульсом к активизации политики ЕС в отношении восточных соседей. Расширение внешних границ Европейского союза не только открыло новые возможности государствам участникам, но и поставило перед ними новые задачи, потребовало выработки новых подходов к осуществлению взаимодействия между странами, вывело на первый план трансграничное сотрудничество с целью создания благоприятных политических условий для развития процессов регионализации.

В коммюнике Европейской комиссии (ЕК) от 11 марта 2003 г., известном под названием «Большая Европа – соседство: новый подход к взаимоотношениям с нашими восточными и южными соседями» впервые был заложен фундамент Европейской политики соседства (ЕПС) [1]. Введением понятия «страны-соседи» Европейский союз подчеркивал значимость граничащих с расширенным ЕС государств для обеспечения устойчивого европейского развития. Приоритетными областями сотрудничества ЕС и его ближайших соседей были названы сфера общей внешней политики и политики безопасности, а также вопросы торговли и экономического развития. Вместе с тем, к каждому из государств-участников концепции ЕПС Брюссель был намерен применять дифференцированный подход, который учитывал уже достигнутый уровень двусторонних отношений, а также степень стремления к углублению сотрудничества между Евросоюзом и каждой из стран. Тут необходимо отметить, что Украина, Беларусь и Молдова имели неодинаковый уровень взаимоотношений с Европейским союзом, придерживались различных подходов в формировании дальнейших стратегий сотрудничества с ведущей региональной организацией Европы.

Идея создания «пояса добрососедства» как определенной системы отношений Беларуси с соседними государствами возникла еще во второй половине 1990-х гг., когда в своей речи на вильнюсской конференции «Сосуществование государств и добрососедские отношения – основа безопасности и стабильности в Европе» в сентябре 1997 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил: «Межэтническое и межконфессиональное согласие, отсутствие территориальных и других серьезных споров с соседями мы рассматриваем как хорошее условие (предпосылку) создания вокруг Беларуси «пояса добрососедства» [2, с. 2]. В дальнейшем более подробно концепция «пояса добрососедства» была озвучена министром иностранных дел Беларуси М. Хвостовым в 2001 г. Согласно его высказываниям, формирование «пояса добрососедства» обусловлено необходимостью обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны, потребностью восстановления и развития экономической и научно-технической кооперации стран-соседей, интенсификации торговых отношений, важностью решения практической задачи по расширению рынков сбыта белорусской продукции и созданию совместных производств. В речи подчеркивалось, что идея создания «пояса добрососедства» отвечает стратегическим интересам Беларуси [16, с. 55].

Разработанный в 2003 г. неофициальный документ МИД Беларуси предлагал развитие отношений республики с ЕС в рамках концепции «ответственного соседства». Концепция предусматривала создание общегосударственной комплексной стратегии взаимодействия Республики Беларусь с Евросоюзом, стимулирование перехода Европейского союза от политики ограничений по отношению к Беларуси к политике вовлечения Беларуси в конструктивное взаимовыгодное сотрудничество и процессы, связанные с европейской интеграцией, развитие программы партнерства Республики Беларусь с Европейским союзом (речь идет о размораживании процесса ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Республикой Беларусь, подписанного 6 марта 1995 г. в Брюсселе). В течение 1995 г. и первой половины 1996 г. это Соглашение прошло процедуру ратификации в парламентах 6 европейских государств. Однако конституционный кризис 1996 г. и последовавший за ним ноябрьский референдум были оценены как существенный отход политических властей Беларуси от базовых принципов, изложенных в преамбуле Соглашения. В сентябре 1997 г. Совет по общим делам ЕС принял специальное заявление по Беларуси, в котором подчеркнул, что «отношения Евросоюза и Беларуси не будут прогрессировать до тех пор, пока в Беларуси не будут серьезно считаться с правами человека и фундаментальными принципами свободы слова» [14, с. 145]. Это привело к приостановлению процесса дальнейшей ратификации Соглашения и введению против Республики Беларусь ряда ограничительных мер. В результате такого решения с 1996 по 1999 гг. техническое содействие оказывалось Беларуси только в рамках многострановых программ, к которым относятся межгосударственная программа, программа по ядерной безопасности, а также программа по трансграничному сотрудничеству. В течение последующих лет велся активный диалог между Республикой Беларусь и Евросоюзом по поиску путей нормализации отношений. В результате ЕС частично приостановил введенные ограничения и в 2000 г. возобновил финансирование Национальной программы TACIS для Беларуси.

Эта программа трансграничного сотрудничества влялась главным инструментом сотрудничества между ЕС и Беларусью вплоть до 2007 г. Она ориентировалась на социально-экономическое развитие, повышение конкурентоспособности и привлекательности территорий, решение общих проблем. Оценочно суммарный объем международной технической помощи (МТП) TACIS, предоставленный Европейским союзом Беларуси с 1991 по 2006 гг., составил 216 млн. евро [6, с. 58].

В 2003 г., накануне крупномасштабного расширения ЕС, в рамках реализации провозглашенной Европейской политики добрососедства программа TACIS по трансграничному сотрудничеству трансформировалась в программы добрососедства TACIS 2004 — 2006 гг. Эти программы разрабатывались совместными рабочими группами стран-участниц, в которые входили представители национальных и региональных органов управления по обе стороны границы. В то же время ЕС напрямую увязал распространение их положений на Беларусь с политическими требованиями (в коммюнике о ЕПС Беларуси был посвящен целый блок). Белорусская сторона изначально поддержала принятую Европейским союзом концепцию европейской политики соседства как возможный инструмент постепенного преодоления изоляции на европейском направлении. Руководство республики было заинтересовано в таком сотрудничестве, но с учетом соблюдения национальных интересов и уважения суверенитета соответствующих стран [4].

Создание нового инструмента соседства разбили на два этапа. На первом переходном этапе (с 2004 по 2006 гг.) происходило так называемое знакомство с программами соседства. На втором этапе, начиная с 2006 г., предлагалась разработка и применение законодательного механизма «нового инструмента соседства», использование его направлялось на интенсификацию трансграничного и регионального сотрудничества, как для решения внешнеполитических задач, так и для усиления экономических и социальных взаимоотношений. В течение 2004 – 2006 гг. было выделено 23 млн.€ на реализацию проектов, направленных на укрепление трансграничного сотрудничества между расширенным ЕС и его «новым соседом» Беларусью в рамках трех программ: «Латвия–Литва–Беларусь»; «Польша– Беларусь–Украина» и «Регион Балтийского моря».

В программе добрососедства «Польша–Беларусь–Украина» участвовали Брестская и Гродненская области, а так-же Мядельский, Вилейский, Молодечненский, Воложинский, Столбцовский, Несвижский и Клецкий районы Минской области; в программе «Латвия–Литва–Беларусь» – Гродненская, Витебская и Минская области; в программе «Регион Балтийского моря» – Брестская, Витебская, Гродненская и Минская области Беларуси. Основными получателями в рамках проектов программ добрососедства с белорусской стороны являлись Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальная академия наук Беларуси, Белорусская торгово-промышленная палата, организации Брестской, Витебской, Гродненской и Минской областей [3, с. 56]. Среди успешно реализованных проектов можно выделить: «Укрепление регионального потенциала по предупреждению и реагированию на химические аварии с угрозой трансграничных последствий в регионе Латвия–Литва–Беларусь», «Оценка развития предпринимательства на балтийском пространстве», «Охрана и устойчивое управление биоразнообразием Дрисвяты – трансграничного водно-болотного комплекса международного значения».

В 2006 г. Европейская Комиссия провела реформу системы предоставления внешней помощи ЕС и ее управления. В результате действовавшие до этого более чем 30 программ были объединены в 9 универсальных инструментов внешней помощи Евросоюза. В конце 2006 г. ЕС представил для Республики Беларусь «Страновой стратегический документ на 2007 – 2013 гг.» и «Национальную индикативную программу на 2007 – 2010 гг.» [12], в которых подчеркивалось, что на данном этапе Евросоюзпреследует в сотрудничестве с Беларусью три стратегических цели: поддержка демократического развития и прав человека; переход к рыночной экономике и содействие устойчивому развитию; поддержка политики в сферах взаимного интереса.

С января 2007 г. на смену TACIS как регламенту программы сотрудничества Европейского союза и стран СНГ пришел Европейский инструмент добрососедства и партнерства (ЕИДП). Всего за период 2007 2013 гг. ЕК и странами-партнерами было запущено 15 программ трансграничного сотрудничества ЕИДП, три из которых: «Регион Балтийского моря», «Латвия–Литва–Беларусь» и «Польша–Беларусь–Украина» — с участием Беларуси. В рамках реализации ЕИДП в 2007 – 2013 гг. Евросоюз оказал Беларуси МТП на сумму 187,87 млн. евро, в том числе в рамках Программы трансграничного сотрудничества было одобрено 120 проектов общим бюджетом 55,33 млн. евро [13].

Несмотря на аналогичные названия, программы в рамках ЕИДП ТГС имели существенные отличия от программ добрососедства TACIS и предлагали четыре основные цели в области трансграничного сотрудничества: содействие экономическому и социальному развитию в приграничных регионах; решение общих проблем (экологических, социальных и пр.); содействие развитию контактов между людьми. Для каждой из программ был определен порядок ее реализации, включая совместный отбор проектов для финансирования, единый бюджет и единые правила участия. Важнейшее отличие программ в рамках ЕИДП ТГС заключалось в том, что для регионов, расположенных по разные стороны границы ЕС, создавались совместные структуры управления, действовали общие правовые нормы и правила, что обеспечивало сбалансированное и равноправное партнерство, а право на участие в программах имели не только организации, расположенные в определенных регионах, но и по всей территории Беларуси. Так, если программа добрососедства «Регион Балтийского моря» распространялась ранее только на Витебскую, Гродненскую и Минскую области, то одноименная программа ЕИДП ТГС охватывала регион всей Беларуси. Дополнительно к Витебской и Гродненской областям к участию в программе ЕИДП ТГС «Латвия–Литва–Беларусь» были подключены Минская и Могилевская области, а также г. Минск. Программа «Польша–Беларусь–Украина» также расширяла свою географию и включила оставшуюся территорию Минской области, г. Минск и Гомельскую область.

Основная цель программы «Регион Балтийского моря» заключалась в усилении конкурентоспособности региона Балтийского моря, его территориального единства и устойчивого развития. Наибольшее число проектов с участием Беларуси в этой программе выполнялось в сфере повышения конкуренто-способности городов и поселений. Ключевая цель программы «Латвия–Литва–Беларусь» состояла в улучшении территориальной сплоченности латвийских, литовских и белорусских приграничных регионов, гарантировании высокого уровня охраны окружающей среды, обеспечении экономического и социального благополучия. В отличие от других, в данной программе белорусские организации участвовали в каждом из проектов. Главная цель программы «Польша–Беларусь–Украина» была направлена на поддержку процесса развития трансграничных территорий. Здесь преобладали проекты, связанные с повышением конкурентоспособности приграничных территорий, сотрудничеством в области региональной экономики, предпринимательства и науки.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

С 2014 г. начался новый программный период предоставления МТП Европейского союза странам-партнерам, рассчитанный до 2020 г. ЕИДП был заменен на Европейский инструмент соседства (ЕИС), нацеленный на обеспечение большей дифференциации, гибкости, строгой обусловленности и стимулирования лучших исполнителей. Совокупный запланированный бюджет инструментов внешней помощи ЕС на 2014 – 2020 гг. превышал примерно на 50% общий бюджет предыдущего периода [7]. Формат уже существующих программ трансграничного сотрудничества: «Регион Балтийского моря», «Латвия–Литва Беларусь»; «Польша–Беларусь–Украина» не изменился.

Важнейшей формой сотрудничества с ЕС Беларусь считает наличие еврорегионов, формирование которых законодательно закреплено как одно из направлений трансграничного сотрудничества. Еврорегионы представляют собой территориальные единицы, состоящие из приграничных административных территорий государств-соседей, созданные для развития экономических, торговых, культурных и др. связей. Их деятельность осуществляется на принципах самоуправления, трансграничной кооперации, равных полномочий сторон. Основным юридическим документом, устанавливающим рамочные условия сотрудничества на региональном и местном уровнях, является Европейская конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (1980 г., г. Мадрид) [8]. С 1997 г. Республика Беларусь применяет положения Мадридской конвенции, регламентирующей приграничное сотрудничество. Следует упомянуть в этой связи также и Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-3 «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» [10], где определяются основные направления в сфере трансграничного сотрудничества, в том числе и развитие еврорегионов.

Белорусские специалисты отмечают, что создание еврорегионов имеет немаловажное значение в силу ряда причин. В первую очередь, они укрепляют практики делегирования ответственности и полномочий местным органам, способствуют экономическому развитию регионов. Во-вторых, считается, что еврорегион представляет собой инновационную структуру в области управления региональным развитием и является более эффективным по сравнению с обычным регионом. Одновременно еврорегион образует базу для создания и развития инновационных структур внутри себя, воздействуя таким образом на развитие через демонстрационные и обучающие эффекты. Кроме того, еврорегион выступает как площадка по привлечению инвестиций. На границах с ЕС с участием Беларуси действуют четыре еврорегиона: «Буг», «Неман», «Беловежская пуща», «Озерный край». Еврорегионы «Буг», «Неман» и «Озерный край», которые являются членами Ассоциации европейских приграничных регионов [5, с. 85, 87].

Еврорегион «Буг» был образован в сентябре 1995 г. В него вошли приграничные области Украины и Польши (Волынская область и Люблинское воеводство). В мае 1997 г. в Бресте прошло трехстороннее заседание Совета трансграничного объединения «Буг», на котором рассмотрели дополнения к Соглашению о создании трансграничного объединения еврорегион «Буг» и изменения в его устав в связи с вхождением в него Брестской области и Бяльскоподляского воеводства. Это позволило юридически оформить участие белорусской стороны в этом еврорегионе [15]. За время существования еврорегиона «Буг» был реализован ряд совместных проектов, в частности, по обустройству пунктов пропуска «Варшавский мост» и «Козловичи», налаживанию совместного контроля качества приграничных вод бассейна реки Западный Буг, созданию биосферного заповедника ЮНЕСКО «Прибужское Полесье», Брестского трансграничного информационного центра и др.

Подписание соглашения и принятие устава еврорегиона «Неман» состоялось 6 июня 1997 г. в Сувалках (Республика Польша). В его состав вошли с белорусской стороны – Гродненская область, с литовской – Марьямпольский и Алитусский районы, с польской – Подляское воеводство (с 1998 г.), с российской – Черняховский, Краснознаменский, Озерский, Гусевский и Нестеровский районы Калининградской области. Ежегодное проведение выставки-ярмарки «Еврорегион “Неман”» считается самым популярным реализованным проектом с участием белорусской стороны (в 2015 г. в этой выставке-ярмарке приняли участие более 150 предприятий [9].

Территория Витебской области вовлечена в еврорегион «Озерный край». В него входят с белорусской стороны — Браславский, Миорский, Верхнедвинский, Глубокский и Поставский районы Витебской области, с латвийской стороны — Даугавпилский, Краславский, Прейльский, Резекненский, с литовской — Зарасайский, Утенский и Швенченский районы [11]. В еврорегионе «Озерный край» успешно реализованы проекты: «Увлекательная велосеть в Балтийском озерном крае» на территории Ушачского района Витебской области; создание трансграничного туристического пространства вдоль рек Западная Двина Даугава между Даугавпилсом, Полоцком и Витебском; развития туристической инфраструктуры и туризма как инструмента повышения конкурентоспособности приграничного региона Августовского канала и реки Неман в Гродненской области; создания белорусско-латвийского сотрудничества в секторе детской паллиативной помощи и др. [11].

Соглашение о создании еврорегиона «Беловежская пуща» было подписано 25 мая 2002 г. в г. Гайновка (Республика Польша). С белорусской стороны членами еврорегиона стали Свислочский, Пружанский и Каменецкий районы, с польской – Гайновский повет. Основная цель деятельности данного еврорегиона состоит в создании условий для сохранения уникального природного комплекса «Беловежская пуща». Среди основных реализованных проектов еврорегиона «Беловежская пуща» можно выделить открытие туристского перехода «Переров – Беловежа», разработку трансграничных туристских маршрутов, маркетинг экотуризма и др.

Таким образом, опыт участия Беларуси в программах европейского инструмента добрососедства свидетельствует о большом потенциале трансграничного сотрудничества. Данное взаимодействие дает возможность получения определенных инвестиций и технологий, модернизации экономики, социальной и природоохранной сферы, государственного и территориального управления, более активного включения страны в процессы европейской интеграции. Приграничное сотрудничество позволяет регионам, получая от европейских партнеров на каждый отдельный проект определенные валютные средства, осваивать европейские технологии управления региональным развитием, более эффективно решать возникающие социальные, экологические и инфраструктурные проблемы. Однако, по мнению белорусских экономистов, участие Беларуси в развитии еврорегионов носит несколько ограниченный характер и в первую очередь зависит от объемов финансирования. Такова причина того, что многие цели, которые декларировались при создании этих трансграничных объединений, не были достигнуты.

Список использованных источников

1. Wider Europe – Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours. Commission of the European Communities, COM (2003) 104 final. [Электронный ресурс] Комиссия Европейских сообществ: https://eeas.europa.eu/enp/pdf/pdf/com03_104_ en.pdf (дата обращения 18.09.2016).
2. Адзiнства Еўропы можа быць даўгавечным, калi нашы адносiны будуць грунтавацца на прынцыпах справядлiвасцi / Выступленне Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь А. Р. Лукашэнкi на Мiжнароднай Евразийский научный форум 2016 года канферэнцыi «Суiснаванне народау i добрасуседскiя адносiны — гарантыя мiру i стабiльнасцi ў Еўропе» // Звязда. 1997. 6 верасня.
3. Белицкий В.Ф., Былина И.В., Одинец Е.В., Орлов Л.П. Первые итоги реализации Европейской политики добрососедства в Беларуси. / В.Ф.Белицкий, И.В.Былина, Е.В.Одинец, Л.П.Орлов // Беларусь и со- временная Европа: политика, экономика, культура: материалы научных семинаров 2008–2009 гг. Минск: Тесей, 2010. 219 с.
4. Белицкий, В.Ф. Европейский инструмент добрососедства и партнерства для Беларуси / В.Ф.Белицкий [Электронный ресурс]: 900igr.net›…dobrososedstva-i-partnerstva…belarusi (дата обращения 16.09.2016)
5. Данилюк. Е.С. Институциональная среда трансграничного сотрудничества регионов стран-членов ЕС / Е.С.Данилюк // Эконом. бюллет. НИЗИ М-ва эконом. Респ. Бел. 2010. № 1. С. 82–91.
6. Доноры международной технической помощи Республике Беларусь. Справочник. / Составитель В.Ф. Белицкий. Минск: Ковчег, 2009. 105 с.
7. Европейский инструмент соседства. (ЕИС) — 2014-2020. Стратегический документ и многолетняя индикативная программа поддержки Беларуси. [Электронный ресурс]: content. nlb.by/content/dav/nlb/portal/content/File/…/7.7.pdf (дата обращения 21.10.2016)
8. Европейская конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными административными единицами или местными органами власти [Текст]. Мадрид, 21 мая 1980 года. [Электрон- ный ресурс]: hrlibrary.umn.edu/euro/Rets106.html. (дата обращения 18.09.2016)
9. Еврорегион Неман 2016. [Электронный ресурс]: euroregiongrodno.by/pages/istoriya-evroregiona.html… (дата обращения 29.09.2016)
10. Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» [Электронный ресурс] Новости Беларуси: NewsBY.org. (дата обращения 29.09.2016)
11. Копко, Ю.А. Еврорегионы Беларуси. / Ю.А. Копко // [Электронный ресурс] ru.forsecurity.org/еврорегионы-беларуси … (дата обращения 29.09.2016)
12. Политика Беларуси в области международной технической помощи (МТП) [Электронный ресурс] Центр МТП ЕС в Республике Беларусь: cu4eu.by/politics (дата обращения 31.10.2016)
13. Стратегия Европейского инструмента добрососедства и партнерства трансграничного сотрудничества на 2007–2013 гг., Индикативная программа на 2007–2010 гг. [Электронный ресурс]: http://ec.europa.eu/europeaid/where/neighbourhood/regional-cooperation Евразийский научный форум 2016 года /enpi-cross-border/documents/enpi_cbc_sp_ip_2007-2013_final_en.pdf (дата обращения 18.09.2016)
14. Тихомиров, А.В. Внешняя политика Республики Беларусь в 1991–2011 гг. / А.В. Тихомиров. Минск: Право и экономика, 2014. 278 с.
15. Трансграничное объединение «Еврорегион Буг» (ЕРБ) [Электронный ресурс]: beleuroregion.by/index.php?option=com_content…id..(дата обращения 29.09.2016)
16. Халиманович, Н.Д. Общая характеристика двусторонних отношений Беларуси со странами Балтии (1990-2002 гг.) / Н.Д. Халиманович // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 2. С. 55-60.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1734

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке