Ключевые слова: Беларусь, Европейский союз, трансграничное сотрудничество, ТАСИС, ЕИДП, ЕИС, Еврорегион.
Состоявшееся в 2004 г. одно из самых масштабных расширений Европейского союза привело к появлению непосредственной границы между ЕС и Беларусью, Молдовой, Украиной протяженностью несколько сотен километров и послужило импульсом к активизации политики ЕС в отношении восточных соседей. Расширение внешних границ Европейского союза не только открыло новые возможности государствам участникам, но и поставило перед ними новые задачи, потребовало выработки новых подходов к осуществлению взаимодействия между странами, вывело на первый план трансграничное сотрудничество с целью создания благоприятных политических условий для развития процессов регионализации.
В коммюнике Европейской комиссии (ЕК) от 11 марта 2003 г., известном под названием «Большая Европа – соседство: новый подход к взаимоотношениям с нашими восточными и южными соседями» впервые был заложен фундамент Европейской политики соседства (ЕПС) [1]. Введением понятия «страны-соседи» Европейский союз подчеркивал значимость граничащих с расширенным ЕС государств для обеспечения устойчивого европейского развития. Приоритетными областями сотрудничества ЕС и его ближайших соседей были названы сфера общей внешней политики и политики безопасности, а также вопросы торговли и экономического развития. Вместе с тем, к каждому из государств-участников концепции ЕПС Брюссель был намерен применять дифференцированный подход, который учитывал уже достигнутый уровень двусторонних отношений, а также степень стремления к углублению сотрудничества между Евросоюзом и каждой из стран. Тут необходимо отметить, что Украина, Беларусь и Молдова имели неодинаковый уровень взаимоотношений с Европейским союзом, придерживались различных подходов в формировании дальнейших стратегий сотрудничества с ведущей региональной организацией Европы.
Идея создания «пояса добрососедства» как определенной системы отношений Беларуси с соседними государствами возникла еще во второй половине 1990-х гг., когда в своей речи на вильнюсской конференции «Сосуществование государств и добрососедские отношения – основа безопасности и стабильности в Европе» в сентябре 1997 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил: «Межэтническое и межконфессиональное согласие, отсутствие территориальных и других серьезных споров с соседями мы рассматриваем как хорошее условие (предпосылку) создания вокруг Беларуси «пояса добрососедства» [2, с. 2]. В дальнейшем более подробно концепция «пояса добрососедства» была озвучена министром иностранных дел Беларуси М. Хвостовым в 2001 г. Согласно его высказываниям, формирование «пояса добрососедства» обусловлено необходимостью обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны, потребностью восстановления и развития экономической и научно-технической кооперации стран-соседей, интенсификации торговых отношений, важностью решения практической задачи по расширению рынков сбыта белорусской продукции и созданию совместных производств. В речи подчеркивалось, что идея создания «пояса добрососедства» отвечает стратегическим интересам Беларуси [16, с. 55].
Разработанный в 2003 г. неофициальный документ МИД Беларуси предлагал развитие отношений республики с ЕС в рамках концепции «ответственного соседства». Концепция предусматривала создание общегосударственной комплексной стратегии взаимодействия Республики Беларусь с Евросоюзом, стимулирование перехода Европейского союза от политики ограничений по отношению к Беларуси к политике вовлечения Беларуси в конструктивное взаимовыгодное сотрудничество и процессы, связанные с европейской интеграцией, развитие программы партнерства Республики Беларусь с Европейским союзом (речь идет о размораживании процесса ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Республикой Беларусь, подписанного 6 марта 1995 г. в Брюсселе). В течение 1995 г. и первой половины 1996 г. это Соглашение прошло процедуру ратификации в парламентах 6 европейских государств. Однако конституционный кризис 1996 г. и последовавший за ним ноябрьский референдум были оценены как существенный отход политических властей Беларуси от базовых принципов, изложенных в преамбуле Соглашения. В сентябре 1997 г. Совет по общим делам ЕС принял специальное заявление по Беларуси, в котором подчеркнул, что «отношения Евросоюза и Беларуси не будут прогрессировать до тех пор, пока в Беларуси не будут серьезно считаться с правами человека и фундаментальными принципами свободы слова» [14, с. 145]. Это привело к приостановлению процесса дальнейшей ратификации Соглашения и введению против Республики Беларусь ряда ограничительных мер. В результате такого решения с 1996 по 1999 гг. техническое содействие оказывалось Беларуси только в рамках многострановых программ, к которым относятся межгосударственная программа, программа по ядерной безопасности, а также программа по трансграничному сотрудничеству. В течение последующих лет велся активный диалог между Республикой Беларусь и Евросоюзом по поиску путей нормализации отношений. В результате ЕС частично приостановил введенные ограничения и в 2000 г. возобновил финансирование Национальной программы TACIS для Беларуси.
Эта программа трансграничного сотрудничества влялась главным инструментом сотрудничества между ЕС и Беларусью вплоть до 2007 г. Она ориентировалась на социально-экономическое развитие, повышение конкурентоспособности и привлекательности территорий, решение общих проблем. Оценочно суммарный объем международной технической помощи (МТП) TACIS, предоставленный Европейским союзом Беларуси с 1991 по 2006 гг., составил 216 млн. евро [6, с. 58].
В 2003 г., накануне крупномасштабного расширения ЕС, в рамках реализации провозглашенной Европейской политики добрососедства программа TACIS по трансграничному сотрудничеству трансформировалась в программы добрососедства TACIS 2004 — 2006 гг. Эти программы разрабатывались совместными рабочими группами стран-участниц, в которые входили представители национальных и региональных органов управления по обе стороны границы. В то же время ЕС напрямую увязал распространение их положений на Беларусь с политическими требованиями (в коммюнике о ЕПС Беларуси был посвящен целый блок). Белорусская сторона изначально поддержала принятую Европейским союзом концепцию европейской политики соседства как возможный инструмент постепенного преодоления изоляции на европейском направлении. Руководство республики было заинтересовано в таком сотрудничестве, но с учетом соблюдения национальных интересов и уважения суверенитета соответствующих стран [4].
Создание нового инструмента соседства разбили на два этапа. На первом переходном этапе (с 2004 по 2006 гг.) происходило так называемое знакомство с программами соседства. На втором этапе, начиная с 2006 г., предлагалась разработка и применение законодательного механизма «нового инструмента соседства», использование его направлялось на интенсификацию трансграничного и регионального сотрудничества, как для решения внешнеполитических задач, так и для усиления экономических и социальных взаимоотношений. В течение 2004 – 2006 гг. было выделено 23 млн.€ на реализацию проектов, направленных на укрепление трансграничного сотрудничества между расширенным ЕС и его «новым соседом» Беларусью в рамках трех программ: «Латвия–Литва–Беларусь»; «Польша– Беларусь–Украина» и «Регион Балтийского моря».
В программе добрососедства «Польша–Беларусь–Украина» участвовали Брестская и Гродненская области, а так-же Мядельский, Вилейский, Молодечненский, Воложинский, Столбцовский, Несвижский и Клецкий районы Минской области; в программе «Латвия–Литва–Беларусь» – Гродненская, Витебская и Минская области; в программе «Регион Балтийского моря» – Брестская, Витебская, Гродненская и Минская области Беларуси. Основными получателями в рамках проектов программ добрососедства с белорусской стороны являлись Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальная академия наук Беларуси, Белорусская торгово-промышленная палата, организации Брестской, Витебской, Гродненской и Минской областей [3, с. 56]. Среди успешно реализованных проектов можно выделить: «Укрепление регионального потенциала по предупреждению и реагированию на химические аварии с угрозой трансграничных последствий в регионе Латвия–Литва–Беларусь», «Оценка развития предпринимательства на балтийском пространстве», «Охрана и устойчивое управление биоразнообразием Дрисвяты – трансграничного водно-болотного комплекса международного значения».
В 2006 г. Европейская Комиссия провела реформу системы предоставления внешней помощи ЕС и ее управления. В результате действовавшие до этого более чем 30 программ были объединены в 9 универсальных инструментов внешней помощи Евросоюза. В конце 2006 г. ЕС представил для Республики Беларусь «Страновой стратегический документ на 2007 – 2013 гг.» и «Национальную индикативную программу на 2007 – 2010 гг.» [12], в которых подчеркивалось, что на данном этапе Евросоюзпреследует в сотрудничестве с Беларусью три стратегических цели: поддержка демократического развития и прав человека; переход к рыночной экономике и содействие устойчивому развитию; поддержка политики в сферах взаимного интереса.
С января 2007 г. на смену TACIS как регламенту программы сотрудничества Европейского союза и стран СНГ пришел Европейский инструмент добрососедства и партнерства (ЕИДП). Всего за период 2007 2013 гг. ЕК и странами-партнерами было запущено 15 программ трансграничного сотрудничества ЕИДП, три из которых: «Регион Балтийского моря», «Латвия–Литва–Беларусь» и «Польша–Беларусь–Украина» — с участием Беларуси. В рамках реализации ЕИДП в 2007 – 2013 гг. Евросоюз оказал Беларуси МТП на сумму 187,87 млн. евро, в том числе в рамках Программы трансграничного сотрудничества было одобрено 120 проектов общим бюджетом 55,33 млн. евро [13].
Несмотря на аналогичные названия, программы в рамках ЕИДП ТГС имели существенные отличия от программ добрососедства TACIS и предлагали четыре основные цели в области трансграничного сотрудничества: содействие экономическому и социальному развитию в приграничных регионах; решение общих проблем (экологических, социальных и пр.); содействие развитию контактов между людьми. Для каждой из программ был определен порядок ее реализации, включая совместный отбор проектов для финансирования, единый бюджет и единые правила участия. Важнейшее отличие программ в рамках ЕИДП ТГС заключалось в том, что для регионов, расположенных по разные стороны границы ЕС, создавались совместные структуры управления, действовали общие правовые нормы и правила, что обеспечивало сбалансированное и равноправное партнерство, а право на участие в программах имели не только организации, расположенные в определенных регионах, но и по всей территории Беларуси. Так, если программа добрососедства «Регион Балтийского моря» распространялась ранее только на Витебскую, Гродненскую и Минскую области, то одноименная программа ЕИДП ТГС охватывала регион всей Беларуси. Дополнительно к Витебской и Гродненской областям к участию в программе ЕИДП ТГС «Латвия–Литва–Беларусь» были подключены Минская и Могилевская области, а также г. Минск. Программа «Польша–Беларусь–Украина» также расширяла свою географию и включила оставшуюся территорию Минской области, г. Минск и Гомельскую область.
Основная цель программы «Регион Балтийского моря» заключалась в усилении конкурентоспособности региона Балтийского моря, его территориального единства и устойчивого развития. Наибольшее число проектов с участием Беларуси в этой программе выполнялось в сфере повышения конкуренто-способности городов и поселений. Ключевая цель программы «Латвия–Литва–Беларусь» состояла в улучшении территориальной сплоченности латвийских, литовских и белорусских приграничных регионов, гарантировании высокого уровня охраны окружающей среды, обеспечении экономического и социального благополучия. В отличие от других, в данной программе белорусские организации участвовали в каждом из проектов. Главная цель программы «Польша–Беларусь–Украина» была направлена на поддержку процесса развития трансграничных территорий. Здесь преобладали проекты, связанные с повышением конкурентоспособности приграничных территорий, сотрудничеством в области региональной экономики, предпринимательства и науки.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
С 2014 г. начался новый программный период предоставления МТП Европейского союза странам-партнерам, рассчитанный до 2020 г. ЕИДП был заменен на Европейский инструмент соседства (ЕИС), нацеленный на обеспечение большей дифференциации, гибкости, строгой обусловленности и стимулирования лучших исполнителей. Совокупный запланированный бюджет инструментов внешней помощи ЕС на 2014 – 2020 гг. превышал примерно на 50% общий бюджет предыдущего периода [7]. Формат уже существующих программ трансграничного сотрудничества: «Регион Балтийского моря», «Латвия–Литва Беларусь»; «Польша–Беларусь–Украина» не изменился.
Важнейшей формой сотрудничества с ЕС Беларусь считает наличие еврорегионов, формирование которых законодательно закреплено как одно из направлений трансграничного сотрудничества. Еврорегионы представляют собой территориальные единицы, состоящие из приграничных административных территорий государств-соседей, созданные для развития экономических, торговых, культурных и др. связей. Их деятельность осуществляется на принципах самоуправления, трансграничной кооперации, равных полномочий сторон. Основным юридическим документом, устанавливающим рамочные условия сотрудничества на региональном и местном уровнях, является Европейская конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (1980 г., г. Мадрид) [8]. С 1997 г. Республика Беларусь применяет положения Мадридской конвенции, регламентирующей приграничное сотрудничество. Следует упомянуть в этой связи также и Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-3 «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» [10], где определяются основные направления в сфере трансграничного сотрудничества, в том числе и развитие еврорегионов.
Белорусские специалисты отмечают, что создание еврорегионов имеет немаловажное значение в силу ряда причин. В первую очередь, они укрепляют практики делегирования ответственности и полномочий местным органам, способствуют экономическому развитию регионов. Во-вторых, считается, что еврорегион представляет собой инновационную структуру в области управления региональным развитием и является более эффективным по сравнению с обычным регионом. Одновременно еврорегион образует базу для создания и развития инновационных структур внутри себя, воздействуя таким образом на развитие через демонстрационные и обучающие эффекты. Кроме того, еврорегион выступает как площадка по привлечению инвестиций. На границах с ЕС с участием Беларуси действуют четыре еврорегиона: «Буг», «Неман», «Беловежская пуща», «Озерный край». Еврорегионы «Буг», «Неман» и «Озерный край», которые являются членами Ассоциации европейских приграничных регионов [5, с. 85, 87].
Еврорегион «Буг» был образован в сентябре 1995 г. В него вошли приграничные области Украины и Польши (Волынская область и Люблинское воеводство). В мае 1997 г. в Бресте прошло трехстороннее заседание Совета трансграничного объединения «Буг», на котором рассмотрели дополнения к Соглашению о создании трансграничного объединения еврорегион «Буг» и изменения в его устав в связи с вхождением в него Брестской области и Бяльскоподляского воеводства. Это позволило юридически оформить участие белорусской стороны в этом еврорегионе [15]. За время существования еврорегиона «Буг» был реализован ряд совместных проектов, в частности, по обустройству пунктов пропуска «Варшавский мост» и «Козловичи», налаживанию совместного контроля качества приграничных вод бассейна реки Западный Буг, созданию биосферного заповедника ЮНЕСКО «Прибужское Полесье», Брестского трансграничного информационного центра и др.
Подписание соглашения и принятие устава еврорегиона «Неман» состоялось 6 июня 1997 г. в Сувалках (Республика Польша). В его состав вошли с белорусской стороны – Гродненская область, с литовской – Марьямпольский и Алитусский районы, с польской – Подляское воеводство (с 1998 г.), с российской – Черняховский, Краснознаменский, Озерский, Гусевский и Нестеровский районы Калининградской области. Ежегодное проведение выставки-ярмарки «Еврорегион “Неман”» считается самым популярным реализованным проектом с участием белорусской стороны (в 2015 г. в этой выставке-ярмарке приняли участие более 150 предприятий [9].
Территория Витебской области вовлечена в еврорегион «Озерный край». В него входят с белорусской стороны — Браславский, Миорский, Верхнедвинский, Глубокский и Поставский районы Витебской области, с латвийской стороны — Даугавпилский, Краславский, Прейльский, Резекненский, с литовской — Зарасайский, Утенский и Швенченский районы [11]. В еврорегионе «Озерный край» успешно реализованы проекты: «Увлекательная велосеть в Балтийском озерном крае» на территории Ушачского района Витебской области; создание трансграничного туристического пространства вдоль рек Западная Двина Даугава между Даугавпилсом, Полоцком и Витебском; развития туристической инфраструктуры и туризма как инструмента повышения конкурентоспособности приграничного региона Августовского канала и реки Неман в Гродненской области; создания белорусско-латвийского сотрудничества в секторе детской паллиативной помощи и др. [11].
Соглашение о создании еврорегиона «Беловежская пуща» было подписано 25 мая 2002 г. в г. Гайновка (Республика Польша). С белорусской стороны членами еврорегиона стали Свислочский, Пружанский и Каменецкий районы, с польской – Гайновский повет. Основная цель деятельности данного еврорегиона состоит в создании условий для сохранения уникального природного комплекса «Беловежская пуща». Среди основных реализованных проектов еврорегиона «Беловежская пуща» можно выделить открытие туристского перехода «Переров – Беловежа», разработку трансграничных туристских маршрутов, маркетинг экотуризма и др.
Таким образом, опыт участия Беларуси в программах европейского инструмента добрососедства свидетельствует о большом потенциале трансграничного сотрудничества. Данное взаимодействие дает возможность получения определенных инвестиций и технологий, модернизации экономики, социальной и природоохранной сферы, государственного и территориального управления, более активного включения страны в процессы европейской интеграции. Приграничное сотрудничество позволяет регионам, получая от европейских партнеров на каждый отдельный проект определенные валютные средства, осваивать европейские технологии управления региональным развитием, более эффективно решать возникающие социальные, экологические и инфраструктурные проблемы. Однако, по мнению белорусских экономистов, участие Беларуси в развитии еврорегионов носит несколько ограниченный характер и в первую очередь зависит от объемов финансирования. Такова причина того, что многие цели, которые декларировались при создании этих трансграничных объединений, не были достигнуты.
Список использованных источников
1. Wider Europe – Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours. Commission of the European Communities, COM (2003) 104 final. [Электронный ресурс] Комиссия Европейских сообществ: https://eeas.europa.eu/enp/pdf/pdf/com03_104_ en.pdf (дата обращения 18.09.2016).
2. Адзiнства Еўропы можа быць даўгавечным, калi нашы адносiны будуць грунтавацца на прынцыпах справядлiвасцi / Выступленне Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь А. Р. Лукашэнкi на Мiжнароднай Евразийский научный форум 2016 года канферэнцыi «Суiснаванне народау i добрасуседскiя адносiны — гарантыя мiру i стабiльнасцi ў Еўропе» // Звязда. 1997. 6 верасня.
3. Белицкий В.Ф., Былина И.В., Одинец Е.В., Орлов Л.П. Первые итоги реализации Европейской политики добрососедства в Беларуси. / В.Ф.Белицкий, И.В.Былина, Е.В.Одинец, Л.П.Орлов // Беларусь и со- временная Европа: политика, экономика, культура: материалы научных семинаров 2008–2009 гг. Минск: Тесей, 2010. 219 с.
4. Белицкий, В.Ф. Европейский инструмент добрососедства и партнерства для Беларуси / В.Ф.Белицкий [Электронный ресурс]: 900igr.net›…dobrososedstva-i-partnerstva…belarusi (дата обращения 16.09.2016)
5. Данилюк. Е.С. Институциональная среда трансграничного сотрудничества регионов стран-членов ЕС / Е.С.Данилюк // Эконом. бюллет. НИЗИ М-ва эконом. Респ. Бел. 2010. № 1. С. 82–91.
6. Доноры международной технической помощи Республике Беларусь. Справочник. / Составитель В.Ф. Белицкий. Минск: Ковчег, 2009. 105 с.
7. Европейский инструмент соседства. (ЕИС) — 2014-2020. Стратегический документ и многолетняя индикативная программа поддержки Беларуси. [Электронный ресурс]: content. nlb.by/content/dav/nlb/portal/content/File/…/7.7.pdf (дата обращения 21.10.2016)
8. Европейская конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными административными единицами или местными органами власти [Текст]. Мадрид, 21 мая 1980 года. [Электрон- ный ресурс]: hrlibrary.umn.edu/euro/Rets106.html. (дата обращения 18.09.2016)
9. Еврорегион Неман 2016. [Электронный ресурс]: euroregiongrodno.by/pages/istoriya-evroregiona.html… (дата обращения 29.09.2016)
10. Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» [Электронный ресурс] Новости Беларуси: NewsBY.org. (дата обращения 29.09.2016)
11. Копко, Ю.А. Еврорегионы Беларуси. / Ю.А. Копко // [Электронный ресурс] ru.forsecurity.org/еврорегионы-беларуси … (дата обращения 29.09.2016)
12. Политика Беларуси в области международной технической помощи (МТП) [Электронный ресурс] Центр МТП ЕС в Республике Беларусь: cu4eu.by/politics (дата обращения 31.10.2016)
13. Стратегия Европейского инструмента добрососедства и партнерства трансграничного сотрудничества на 2007–2013 гг., Индикативная программа на 2007–2010 гг. [Электронный ресурс]: http://ec.europa.eu/europeaid/where/neighbourhood/regional-cooperation Евразийский научный форум 2016 года /enpi-cross-border/documents/enpi_cbc_sp_ip_2007-2013_final_en.pdf (дата обращения 18.09.2016)
14. Тихомиров, А.В. Внешняя политика Республики Беларусь в 1991–2011 гг. / А.В. Тихомиров. Минск: Право и экономика, 2014. 278 с.
15. Трансграничное объединение «Еврорегион Буг» (ЕРБ) [Электронный ресурс]: beleuroregion.by/index.php?option=com_content…id..(дата обращения 29.09.2016)
16. Халиманович, Н.Д. Общая характеристика двусторонних отношений Беларуси со странами Балтии (1990-2002 гг.) / Н.Д. Халиманович // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 2. С. 55-60.