Ключевые слова: Интернет-технологии, социально-инфраструктурный центр, информационные технологии, web-сайт, регион.
Мировой опыт внедрения информационных технологий (ИТ) в разные сферы хозяйственной деятельности дает возможность говорить о больших потенциальных возможностях для перспективного развития и функционирования субъектов хозяйствования разных организационно-правовых форм и инфраструктурных территориальных образований, к которым относятся социально-инфраструктурные центры.
Под социально-инфраструктурными центрами (СИЦ) следует понимать места сосредоточения на территории региона новых форм инфраструктурных объектов разных видов деятельности, функционирование которых направлено на удовлетворение социально-бытовых и социально-духовных нужд населения.
Такие образования есть целиком новыми структурными элементами экономического пространства региона, поэтому, по нашему мнению, их следует называть инновационными социально-инфраструктурными центрами.
СИЦ нужно различать за степенью сложности структуры и количеством видов деятельности как полифункциональные и монофункциональные. Объектами таких центров есть гипермаркеты, торгово-развлекательные центры, оптовые рынки сельскохозяйственной продукции, специализированные торговые центры, фестивальные центры, пауер-центры, торгово-общественные центры, стрип-центры, дисконт-центры, торговые центры моды, аутлет-центры.
Особое место здесь отводится торговой деятельности, вокруг которой в СИЦ концентрируются другие виды деятельности, необходимые для удовлетворения социальных нужд населения.
В общем понимании информационная технология (ИТ) − это целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, которые обеспечивают высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их расположения [3]. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология − это комплекс взаимозависимых, научных, технологических, инженерных дисциплин, которые изучают методы эффективной организации работы людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [5, с. 4]. Основными чертами современных ИТ есть компьютерная обработка информации, хранение больших объемов информации на машинных носителях и передача информации на любые расстояния в кратчайшие сроки.
С появлением и повсеместным внедрением ЭВМ и периферийной техники настала эра компьютерной информационной технологии, которая получила также название новой, современной, безбумажной. Основные принципы новой информационной технологии (НИТ) − это интегрированность, гибкость и информативность. Для нее характерные такие особенности [2, с. 7-9]:
— работа пользователя в режиме манипулирования данными (а не программирование);
— полнейшая информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, которая предусматривает одну унифицированную форму представления, хранение, поиска, отображение, восстановление и защиты данных;
— безбумажный процесс обработки документа, когда на бумаге фиксируется лишь его окончательный вариант, а промежуточные версии и необходимые данные, записанные на машинные носители, приходятся к пользователю через экран дисплея компьютера;
— интерактивный (диалоговый) режим решения задач, который дает возможность пользователям активно влиять на этот процесс;
— возможность коллективного (группового) сотрудничества для подготовки документов и выполнение задач на базе нескольких персональных компьютеров, объединенных средствами коммуникаций;
— возможность адаптивной перестройки форм и способов представления информации в процессе решения задачи.
Учитывая то, что понятие «информационная технология» распространяется на все области деятельности человека, поскольку информация, которая трансформируется в данные, знание, информационные и программные продукты, технологические изобретения − является неотъемлемой частью настоящего, то целесообразным есть рассмотрение информационных технологий как определяющего фактора развития объектов социально-инфраструктурных центров региона.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Можно выделить следующих пять сфер применения современных ИТ в деятельности объектов СИЦ:
1. Автоматизация управления, которое включает в себя учет персонала задействованного в работе СИЦ, электронный документооборот между объектами СИЦ, поддержку принятия решений перспективного развития, управление бизнесом.
2. Автоматизация учета, который предусматривает использование разнообразного программного обеспечения, в частности бухгалтерских программ, программ расчета цен на товары и услуги, программ для осуществления расчетов через Интернет.
3. Коммуникации, с помощью которых размещается информация об объектах СИЦ на вэб-страницах, осуществляется общение с помощью e-mail, Skype та ICQ.
4. Реклама объектов СИЦ и их услуг в сети Интернет, получение дохода от размещения рекламы на собственных web-страницах.
5. Система организации Интернет-продаж.
Объекты СИЦ как и любая иная компания, использующая ИТ, в частности Интернет, для своей работы, сталкиваются с целым рядом особенностей, не свойственных традиционной их деятельности, поскольку, как отмечает И.А. Стрелец [6, c. 55-61]:
— изменяются границы деятельности, так как взаимодействие и сотрудничество с другими партнерами становится более быстрым и менее дорогостоящим процессом, становится возможным составление соглашений и сделок с удаленными в географическом отношении контрагентами;
— повышается уровень прозрачности деятельности (прозрачным становится ценообразование, процесс выполнения заказов болеее контролирован);
— происходит сокращение времени внутрифирменных трансакций, что ведет к ускорению производственного процесса, причем скорость реакции фирмы является мерилом ее конку- рентоспособности, повышает степень адаптируемости к происходящим экономическим процессам;
— стандартизуются правила поведения в сети Интернет, что способствует уменьшению эксплуатационных расходов, помогает снизить издержки, связанные с оценкой потребительского поведения.
Особое место в развитии объектов социально-инфраструктурных центров отводится такому виду ИТ как Интернет-технологии, благодаря которым создаются и поддерживаются разные информационные ресурсы в компьютерной сети Интернет.
Мы соглашаемся с мнением Н. В. Мацедонськой, что основными преимуществами Интернет-технологий для ведения бизнеса есть [4]:
1. Новая экономическая система: развитие Интернет создал новый вид экономики, темпы роста которой настолько колоссальные, что она уже успела изменить самое традиционное понятие ведения бизнеса.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
2. Интернет является идеальной средой для ведения бизнеса, поскольку все его пользователи могут выступать потенциальными клиентами.
3. Создание и поддержка имиджа через web-сайт.
4. Минимизация затрат.
5. Доступность информации. Благодаря Интернет, есть возможность донести информацию к потребителю за несколько часов, опубликовав ее на витрине собственного web-сайта.
6. Возможность работать 24 часа в сутки.
7. Расширение возможностей для клиента, в первую очередь это обеспечение его необходимой информацией.
8. Минимальные первоначальные вложения: для создания web-сайта нет необходимости в больших финансовых вложениях. Суммы затрат значительно низшие в сравнении с открытием обычного магазина.
9. Возможность глобализации: совмещение технологий и возможностей Интернета и рекламного дела открывает широкие возможности для рекламы в сети. Этот перечень можно дополнить еще такими преимуществами как:
1. Постоянный и оперативный доступ к получению и поиску деловой информации.
2. Возможность одновременной централизации и децентрализации управления объектом хозяйствования.
3. Обеспечение интерактивного контакта с потенциальными партнерами и потребителями.
4. Возможность дистанционного обучения для формирования профессиональной компетентности руководителей, управленческого персонала. Возможности сети Интернет в обеспеченные развития и функционирования объектов СИЦ могут быть использованы за следующими направлениями:
1. Мониторинг рынка, который предусматривает исследование потребностей потребителей и исследование деятельности конкурентов через такие средства Интернет как поисковые системы, форумы, тематические и специальные сайты и порталы, каталоги, собственный web-сайт, E-mail.
2. Маркетинговая деятельность, которая включает в себя размещение рекламы о товарах и услугах, рекламирование собственно организации, стимулирование сбыта, директ-маркетинг через собственный web-сайт, банерную рекламу, перекрестные ссылки, е-mail.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
3. Получение профессиональной информации персоналом объектов СИЦ через поисковые системы, форумы, чаты, сайты и порталы, каталоги, конференции, рассылки.
4. Поддержка деловых связей через собственные web-сайти, е-mail.
5. Обслуживание в системе «Интернет-банкинг», которая воплощает в себе последние достижения в сфере Интернет-технологий и открывает новые возможности в сфере услуг, которые предоставляются банком, в частности [6, c. 55-61]:
− мобильность − доступ в систему возможный из любого компьютера, который подключен к сети Интернет, без необходимости установления дополнительного программного обеспечения;
− оперативность − доступ клиента к его банковским финансовым ресурсам и получению актуальной информации возможный 24 часа и в любой день недели;
− удобство и простота использования системы.
6. Начинание нового бизнеса или создание бизнес-единиц внутри компании (интернет-магазины).
В свою очередь Бережнов Г. В. [1, с. 57-63] подчеркивает, что какие бы парадоксальные изменения не происходили бы в области ИТ, они пока не изменили соотношения управляемости и стихийности, устойчивости и спонтанности в экономических процессах, порядка и хаоса как характеристик, постоянно сопутствующих развитию. Хотя новые идеи, концепции и инструменты управления часто рассматриваются только в качестве позитивных, т.е. не создающих новых проблем.
Таким образом, социально-инфраструктурные центры являются важным элементом в механизме обеспечения социально-экономического развития региона. Они определяют предпосылки для экономического развития региона путем создания новых рабочих мест, активирования притока инвестиций в регион, увеличения налоговых поступлений в бюджет, развития инфраструктуры близлежащих к ним территорий, формирования новой системы территориальной организации производства. Применение современных ИТ, в частности Интернет-технологий, есть одной из условий их успешного функционирования и перспективного развития. Ведь, Интернет обеспечивает возможность передачи информации от объектов СИЦ к их потенциальным клиентам, распространению электронной презентации о них самых, а также о товарах и услугах, которые они реализуют, проведение денежных взаиморасчетов.
Список использованных источников
1. Бережнов Г.В. Интернет-системы в глобальной экономике / Бережнов Г.В. // Креативная экономика. − 2007. − № 1 (3). − С. 57-63.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/4092/
2. Денисова О. О. Информационные системы и технологии в юридической деятельности: научное пособие. − К.: КНЭУ, 2004. − С. 7-9.
3. Информационные технологии // Википедия: Свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
4. Мацедонська Н.В. Інтернет-технології у маркетинговій діяльності підприємств олійно-жирової галузі: [Электронный ресурс] ∕ Н.В. Мацедлонська. – Режим доступу: www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/prvse/2010_1/20.pdf
5. Мельников В.П. Информационные технологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.П.Мельников. − М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 4.
6. Стрелец И.А. Модификация поведения фирмы под влиянием информационных технологий / Стрелец И.А. // Креативная экономика. − 2007. − № 4 (4). − С. 55-61.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.creativeconomy.ru/articles/4109/
7. Ступка Н.М. Впровадження Інтернет-технологій як напрям підвищення конкурентоспроможності комерційних банків: [Электронный ресурс] ∕ Н.М. Ступка. – Режим доступу: dspace.uabs.edu.ua/bitstream/123456789/576/1/2004_10.pdf