Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «История развития фрески. Часть 4. Расцвет технологии фрески»

Аннотация. Цель статьи – изучение письменных источников и анализ результатов петрографических и химических исследований материалов фресковой живописи различных временных периодов. Результаты исследований позволяют проследить пути развития фресковой живописи. В статье рассматриваются технологические особенности фресковой живописи с точки зрения взаимодействия компонентов штукатурных растворов и органических связующих веществ.

Ключевые слова:  фреска, технико-технологические исследования живописи, техника фрески, технология фрески.

Щавинский В.А. один из первых проявляет практический интерес к чисто белым известковым штукатурным основаниям фресковой живописи, которые изготавливалась без добавления грубых песчаных, керамических или карбонатных  наполнителей. В своих очерках по истории древнерусской живописи он достаточно подробно пишет об этом типе штукатурных растворов [1], пытаясь объяснить причины очень длительной и сложной подготовки извести. А такой крупный исследователь цементов как В.Н. Юнг также считает, что известковые растворы без наполнителей представляют особенный интерес [2]. Но первое описание такого способа подготовки  штукатурного основания живописи, включающего десятилетнюю выдержку извести с последующей полугодовой промывкой и, главное, с добав-  кой клеящих отваров зерен злаков, приводит в своем «Типике» епископ Нектарий в 1599 году, ссылаясь на древность этого рецепта, который позволяет создавать «состав…, чтоб вечно будет письмо…» [3].

Происхождение этого типа растворов уходит глубоко в крито-минойскую культуру и связано, вероятно, с искусственной карбонизацией извести. Кристаллическая фракция такой искусственно карбонизованной извести позволяла получать полированные поверхности, цвет которых был чисто белым. Использование мраморного мелкого песка в древнеримских растворах по существу повторяет эту технологию, но дает растворы с более грубой фактурой поверхности. Византийские растворы также имеют в своем составе молотый белый камень или известковые туфы, но они придают окраску растворам, не позволяя работать художникам на белом основании. Роль карбонатов кальция, полученных искусственно, или на основе фракций мрамора и известняков, скорее всего, сводится  к своеобразным центрам кристаллизации при превращении гидроокиси кальция в карбонат, связанного с твердением раствора по следующей химической реакции:

Са(ОН)2 + СО2 + Н2O = СаСО3 + 2Н2O (1)

Твердение таких составов обусловлено одновременным протеканием двух процессов: кристаллизации гидроксида кальция из насыщенного водного раствора и образования карбоната кальция по реакции (1), когда происходит испарение воды из раствора, а гелевидная масса известкового теста уплотняется и упрочняется.

С точки зрения совершенствования и развития технологии штукатурных оснований фрески интересен памятник, где работал известный русский иконописец Дионисий – Собор Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровского монастыря.

Этот монастырь обустраивал Преподобный Пафнутий Боровский. Пафнутий  преставился 1 мая 1477 г., оставив 95 человек братии и расписанный Дионисием, которого Преподобный исцелил от препятствовавшей заниматься иконописанием болезни, каменный соборный храм [4].

Из коллекции Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева нами был получен образец живописи с белокаменного блока первоначального разобранного храма, который был найден во время раскопок. При исследовании образца было обнаружено, что штукатурное основание толщиной »12 мм высокой прочности имело белый цвет. В составе штукатурки были отдельные зерна кварцевого песка фракции – 0.25-0.5 мм. При микроскопическом исследовании наблюдались растительные травянистые стебли, незначительное количество древесного угля и 5-10% цемянки фракции 0.05 мм. Левкас был сухой, хрупкий, зернистый, имеющий фактуру размолотой старой выдержанной извести, в которой видны были отдельные чешуйки ямчуги (кристаллы карбоната кальция в виде чешуек, которые образуются на поверхности известковой воды). В составе левкаса был обнаружен белковый клей, вероятно, на основе желатина. Стебли растений в составе штукатурки не истлели, что также косвенно свидетельствовало об использовании выдержанной карбонизованной извести. При микроскопировании было видно, что известковый раствор наносился на белый камень в два приема. Сначала – тонкая обмазка, затем основной намет. Перед росписью была выполнена тонкая затирка поверхности (интонако), которая хорошо видна на фото 1. Красочный слой на образце был выполнен красной охрой.

Видна зона выравнивающего слоя интонако первоначальный белокаменный собор Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровского монастыря «из-за малости» разбирается и на средства царя Федора Ивановича под руководством Бориса Годунова вместо старого белокаменного строится новый кирпичный храм. Отдельными сходными   чертами он напоминает Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы Московского кремля, а особенно, церковь Преображения в Больших Вяземах.

«Старец же рече ему, Дионисие, Бог да благословит тя, начни доброе дело», – эту надпись и изображение самого Дионисия в верхней части композиции цикла жития преподобного Пафнутия Боровского на северной и южной стенах церкви поместили художники, когда расписывали собор Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровского монастыря в 1644 году. Новые росписи датируются по надписи, сделанной под стенным письмом поверх цоколя на трех стенах: «Лета 7152 (1644) Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы подписана на стенах иконным письмом при державе Благоверного и крестолюбивого Государя Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси и при его благоверной и крестолюбивой Царице и Великой княгине Евдокее Лукиановне и при его благоверных чадах при благоверном царевиче Князе Алексие Михайловиче и при благоверной царевне Княжне Анне Михайловне и при святейшем Кир-Иосифе Патриархе Московском и всея Руси и при игумене Иосифе и при келаре старце Пафнутие (Еропкине) с братиею»[5]. В 2007 г. в соборе проводились очередные реставрационные работы, задача которых, по словам реставраторов «восстановление целостности иконографической структуры росписей храма для богослужебной практики, …и при этом стремление к максимальному сохранению подлинной авторской живописи» во время которых было проведено исследование техники живописи.

В процессе проведения реставрационных работ в 2006-2007 гг. реставратором В. Бачуриным были предоставлены образцы фрескового левкаса.

Тогда же было установлено, что роспись собора выполнена в комбинированной технике по чисто известковому левкасу средней прочности, а в состав левкаса введено органическое природное связующее на основе белкового клея.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Исследования образцов живописи собора Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровского монастыря 1644 года, полученных из коллекции Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, дали дополнительные сведения о том, как изменялась технология фрески к 17 веку. Выяснилось, что белая штукатурка, выполненная из перетертой старой извести, толщиной 6 мм. наносилось в два приема: по 4 и 2 мм с предварительной тонкой обмазкой-обрызгом известково-песчаным раствором. При микроскопическом исследовании в составе левкаса также наблюдались отдельные растительные травянистые стебли и зола растений. Левкас имел высокую прочность, был сухим, хрупким, зернистым, а на поперечном срезе образца видна зона уплотнения левкаса (фото 2).

В составе известкового левкаса определялся клей на основе творога (УФспектрофотометрический метод). Красочный слой был жестким, прочным и представлял, вероятно, также живопись на основе казеинового связующего.

Наивысшим же качеством из исследованных растворов XV-XVI вв., имеющих белую фактуру, обладают штукатурные основы фресок Дионисия в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (росписи 1502 года).

С 1981 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря начинают проводиться научно-исследовательские и консервационные работы. Многочисленные и серьезные исследования проводились тогда сотрудниками ВНИИРа. Наряду с этим исследованиями занимался и институт Малахова, В.А.  Молчанова,  А.В.  Тихомиров,  и др.) живопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря выполнена в комбинированной технике – на первом этапе по сырой штукатурке, второй этап – красками на основе яичного желтка.

В 2012 году на образцах из коллекции В.В. Филатова были выполнены дополнительные исследования этой живописи (фото 3).

Микроскопические и микрохимические исследования штукатурного основания показало, что белоснежный фресковый левкас высокой прочности выполнен из чисто известкового вяжущего, без наполнителей. В нем отмечалось наличие незначительного количества мелкодисперсных гидравлических веществ.

Также, в процессе последних исследований была выполнена работа по идентификации связующего в известковой штукатурке из церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. При этом были использованы методы аналитической микрохимии и УФ-спектрофотометрии. Проведенные специфические реакции на присутствие триптофана (специфической для казеина аминокислоты) с концентрированной ортофосфорной кислотой и 5% раствором п-диметиламинобензальдегида в н-пропаноле дала положительный результат, что позволила предположить наличие белка казеина в исследуемом образце. Этот же вывод был подтвержден УФ-спектрофотометрическим исследованием при сравнении с эталонным спектром казеина.

По качественным характеристикам ближе всего к ферапонтовской штукатурке лежит основание живописи Собора Успения Пресвятой Богородицы Успенского монастыря на островеграде Свияжск. Он был заложен, вероятно, в 1555 году. Строителями Успенского собора были псковские мастера под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя, строившими и Казанский Кремль. После возведения собор был расписан в технике фрески.

Роспись в соборе датируется ориентировочно 1561 годом. Автор фресок неизвестен, однако, существует гипотеза о возможной работе в соборе художников-монументалистов, присланных митрополитом Макарием, либо рекомендованных царицей Анастасией.

В 1899-1900 годах стенопись Успенского собора была реставрирована артелью Н. М. Сафонова. Тогда же росписи были поновлены практически по всей поверхности клеевыми красками, а в некоторых местах фрески были записаны маслом.

Очередные реставрационные работы на стенописи проводились в 1964 года под руководством художника-реставратора Д. Е. Брягина и в 1972-74 гг. – под руководством художникареставратора И. П. Ярославцева.

Первые исследования живописи были проведены в 1980 году. По заданию МосНРПМ художник-реставратор высшей категории И. Ярославцев и начальник отдела физико-химических исследований института «Спецпроектреставрация» И.А. Кулешова произвели отбор образцов первоначального штукатурного основания и красочного слоя живописи  Успенского собора г. Свияжска для определения состава штукатурного раствора основания живописи и состава некоторых пигментов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Из результатов химического анализа следовало, что первоначальный штукатурный раствор был приготовлен на основе высокомагнезиальной извести, полученной из доломитизированного известняка. Известь штукатурного раствора была полностью карбонизирована и содержала гидравлические добавки в виде гидросиликатов и гидроалюминатов кальция и магния. Наполнителей в виде кварцевого песка обнаружено не было. Прочность раствора оценивалась как высокая. В 2010 году на образцах, которые были предоставлены художниками-реставраторами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) В.Ф. Косушкиным и З.А. Захаровой, были проведены дополнительные исследования штукатурного основания фресок собора Успения Пресвятой Богородицы г. Свияжска. Тогда было также показано, что штукатурное основание (образец был отобран с западной стены собора) было армировано льняными волокнами. Растительные волокна представляли собой мелкие тонкие волоски толщиной 0,05 мм и длиной 1,5-3 мм. Штукатурка наносилась в два слоя по 2 мм каждый, с тщательным уплотнением до такой степени, что имела вид мраморизованной поверхности. В состав нижнего слоя входило незначительное количество (до 1%) пылевидного наполнителя и гидравлической добавки.

На поверхности штукатурки имелся известковый пористый, рыхлый слой интонако толщиной 0,1 мм. По интонако были нанесены красочные слои (фото 5). На исследованных образцах в качестве первоначальных были обнаружены слои желтой охры и ярко-синего стекловидного пигмента -смальты, нанесенного по серой угольной рефти и проклейке.

Как и в других образцах фресок XV-XVII веков здесь также обнаруживается наличие органического клея на основе казеина [6].

К XVII столетию чисто известковые штукатурные основания претерпевают незначительные изменения, которые связаны с заменой мелко резаных стеблей льна или пеньки на достаточно длинные тончайшие льняные волокна, которые лишь добавляли устойчивости живописи к деформациям. Фресковые левкасы становятся уже очень похожими по составу и технологии приготовления на самые древние образцы крито-минойской и крито-микенской культур.

Примером этого могут служить штукатурные основания под фресковую живопись 1602 г. в храме Преображения в с. Большие Вяземы [8] и в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.

В заключение нашего обзора истории развития фресковой живописи будет интересно также рассмотреть вопрос об использовании органических клеев в составе известковых штукатурок: творожного, или казеинового клея, кровяного альбумина и куриного яйца.

С древнейших времен наряду с применением таких гидравлических добавок как вулканический пепел или обожженная глина, придающих известковым составам прочность и устойчивость к действию воды, мастера пытались с помощью различных добавок добиться большего. Вероятно, их дополнительно интересовал вопрос быстрого набора первоначальной прочности известковых растворов при оштукатуривании или возведении кирпичной кладки. Выясняется, что с этой целью применяли такие органические материалы как творог, реже – яичный желток и бычью кровь, позволяющие сократить количество воды для приготовления известковых растворов и придать штукатурке водоотталкивающие свойства.

К одному из немногих упоминаний об использовании молока или белка казеина, входящего в его состав, при изготовлении штукатурных оснований относится свидетельство Плиния о том, что « В Элиде есть храм Минервы, в котором брат Фидия Панен….нанес штукатурку, приготовленную на молоке и шафране….» Исследования, проведенные Рельманом в 1910 г, позволили Г. Шмидту вслед за Э. Бергером, утверждать, что в римско-помпейской живописи применяли исконный древний способ примеси молока или казеина, к «штукатурке лучшего сорта, когда стремились к особой твердости».

Ченнино Ченнини в Трактате о живописи пишет о том, как приготовляется клей из размягченного в воде творога: «Размешай творог обеими руками дощечкой с небольшим количеством негашеной извести. Положи его между двумя дощечками, приложи их друг к другу и соедини» [9] .

Старинный византийский способ варки творожного клея, можно найти и в одном из указов Типика епископа Нектария: «Клей сырной и сметанной доброй иссечь на куски и варить в воде как бы разкипело и положить на камень, и три его. К тому положи масла и извести и терти вместе. У тому прибавляй воды и как будет разлиятись как вода, и тогда собери в сосуд и на том разводи лазорь» [3] .

Клей из хорошо промытого творога с негашеной известью и водою, приводится в манускрипте Теофила «Записка о разных искусствах» [6] для  склеивания  алтарных  досок и дверей и наклеивания на них кожи, и такой  же клей из старого сыра моченого и кипяченого в воде и смешанного затем с известью, пригодного для склеивании керамики и стекла из старинного алхимического грековизантийского манускрипта,опубликованного Berthelot.

Рецептуру приготовления этого клея можно найти в любом из современных руководств для приготовления всякого рода клеящих веществ, среди живописно-технической и домашней рецептуры.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Как известно, казеин (лат. caseus — сыр), который является сложным белком молока, можно получить при створаживании молока. Он составляет основную массу творога, в котором присутствует в несвободном виде, а в виде казеината кальция. Так как казеин является фосфопротеином, содержащим большое количество остатков фосфорной кислоты в виде серинфосфорной и треонинфосфорной кислот, присоединение кальция происходит через одну или две свободные гидроксильные группы фосфорной кислоты, поэтому весь органический кальций связан с фосфорными группами. Но, кальций может связываться и с карбоксильными группами белка, которые начинают присоединять кальций только при большом избытке его в растворе. Поэтому и применение казеина в производстве красок с древнейших времен связано с тем, что избыток извести в виде гидроокиси кальция смешивают с творогом. При этом образуется нерастворимое соединение казеината кальция, выпадающее не сразу в осадок, что позволяет пользоваться составом в течение некоторого времени, а в конечном итоге, придает покрытиям повышенную атмосферостойкость.

Сегодня при реставрации фресковой живописи казеиновый клей в состоянии текучей массы широко используется в известково-казеиновом составе при укреплении известковых штукатурных оснований посредством заливания в пазухи между штукатурным слоем и поверхностью кладки стены.

В 1931 г. казеиновый клей (приготовленный из творога и аммиака) впервые в отечественной реставрации был применен на памятнике ХII в. церкви Спаса Нередицы под Новгородом. Ранее опыты по укреплению настенной живописи казеиновым раствором, окончившиеся, по отзывам специалистов,  неудачно,  проводились в Киеве. «В 1950 году Е.А. Домбровская отметила усилившееся шелушение красочного слоя на медальоне с изображением св. Марфы в Нередице после укрепления (1931-34 гг.) составом с казеином. Катастрофическое шелушение  и осыпи красочного слоя в том же памятнике, отмеченные комиссией Министерства культуры РСФСР в протоколах 1966 и 1967 гг., вероятно, также были результатом казеинового укрепления (протоколы архива Госинспекции по охране и реставрации памятников Министерства культуры РСФСР)».

В 1932 году было осуществлено укрепление росписей Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе XII в. г. Владимира.

В 1931 году были заложены опыты по применению казеина и казеин-силиката. Лучший результат дал раствор казеина  без  силикатного клея, но тогда же заметили, что «во многих местах укрепления… образовалось шелушение, приподнятые краски в виде пузырьков твердых, раскрытых…» [10]. Аналогичная проблема была зафиксирована и в Успенском соборе на Городке в Звенигороде.

Понятно, что серьезным недостатком концентрированных казеиновых составов являет-  ся их высокая прочность и хрупкость, которые неприемлемы при реставрационных работах на красочном слое.

Этот ряд негативных факторов применения казеинового клея связан с тем, что, наверное, оказалась забытой старая технология пластифицирования: «к тому положи масла и извести и терти вместе» (еп. Нектарий).

Аналогичными свойствами по  химическому взаимодействию с известью обладает более экзотический состав на основе кровяного альбумина. Кровяной альбумин при смачивании водой легко растворяется. При растворении в воде в соотношении 1 : 9 и добавлении 10 % гашеной извести от массы альбумина получают клей желеобразной консистенции. «Для технических целей его готовят, выпуская кровь прямо из животного в неглубокие цинковые чашки емкостью в несколько литров. В них ее охлаждают, пока она не свернется;  нужно  тщательно стараться не взбалтывать свежевыпущенную кровь, поэтому место, где производится операция, следует выбирать поблизости от животного. Когда кровь окончательно свертывается, ее переносят в такие же чаши с перфорированными днищами и режут кровяной сгусток на мелкие кусочки, чтобы дать возможность стечь сыворотке. Сыворотку собирают и выпаривают при умеренной температуре, остаток (после выпаривания -прим. автора) называется альбумином. Следует избегать всякого сотрясения, так как при этом разрываются красные кровяные тельца и цвет продукта портится. Пять быков дают около 20 литров сыворотки и около 2 кг альбумина» [11,12].

Упоминания о его использовании в монументальной живописи очень скудны. Тем не менее, работы по аналитическому исследованию настенной живописи Успенского собора на Городке г. Звенигорода и Спасского собора Андрониковского монастыря в Москве, которая приписывается кисти А. Рублева, показали наличие в составе штукатурного основания белков крови [10].

В древней живописи добавка крови в штукатурку могла выполнять не только технологическую функцию взаимодействия с известью, но и иметь трансцендентное значение.

Также в составе известковых штукатурных оснований имеет место применение яичного желтка.

Например, в образцах живописи из Церкви Симеона Богоприимца Зверина-Покровского монастыря в Новгороде.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В 1467 году в монастыре во время мора за один день была срублена деревянная церковь Симеона Богоприимца. Через год на этом же месте строители возвели каменную. Внутренние стены, своды и потолки церкви покрыты сочной по колориту фресковой живописью XV века, представляющей собой погрудные изображения святых (церковный календарь).

Во время реставрации стенописи в 1960-е годы когда восстанавливались первоначальные формы окон и портала под руководством архитектора Г.М. Штендера, В.В. Филатовым были получены три образца для исследований с окна апсиды [15].

В 2005 году В.В. Филатов предоставил их для при микроскопических и петрографических исследований. Тогда было обнаружено, что штукатурное основание живописи представляло собой двухслойную штукатурку. Нижний слой нанесен в два приема толщиной по 3-7 мм и был приготовлен из известково-мраморного раствора с добавлением древесного угля, затворенного клеевым составом. Прочность раствора невысокая. Поверх была выполнена затирка из выдержанной и свежей извести практически без наполнителя, с добавлением цемянки. Выдержанная известь была также затворена особым клеевым раствором, что обращало на себя внимание высокой гидрофобностью известковых составов в обоих слоях.

Отсутствие впитывания капли воды в известковую штукатурку.

Это гидрофобное состояние штукатурки, когда совершенно не происходит впитывания влаги (фото 8), косвенно свидетельствовало о добавке яичного желтка в левкас, что подтверждалось и экспериментальными работами. Эксперименты показали, что яичный желток, имеющий в своем составе такие соединения как фосфолипиды со свободными остатками фосфорной кислоты, вступает в химическое взаимодействие с гидроокисью кальция, образуя сложные металлоорганические соединения жирного ряда, что и объясняет высокую гидрофобность левкасов.

С точки зрения химических взаимодействий между природными органическими связующими и известью интересна и природа добавления в левкасы отваров зерен злаков. Как уже упоминалось в прошлых статьях цикла, посвященного истории развития фресковой живописи, упоминание о добавлении в известковые строительные растворы ячменного отвара, которое приводится в «Сказании о св. Софии Цареградской», относится к XII веку. В «Сказании о Святой Софии Цареградской» говорится о том как «хитрецъ мастеръ» готовил известковый раствор для фундаментной кладки часовни: «посих вново котлах варимъ каше ячмень, и с водою тою мешахоу известь и скудель вводы место; (въ) такововый сукропъ клеевать, и древа глемагово вербїа сускающе в котлы коупно съ ячмены; и творахоу корыта…» [16] . Это же подтверждается исследованиями ряда сербских памятников XV-XVI вв.

Далее, в 1599 году технологию приготовления ячменного отвара с еловой корой для добавления в известковые фресковые левкасы приводит епископ Нектарий: «Да толчи еловые коры мелко с мукою и сеять чисто частым решетом, да смешать ее с ячменем варить пополам, да сварить ее водою в котле гораздо, и уварив процедить частым решетом,ина будет клей, сильной. И тем клеем поливать по левкасу, да посыпать мукою овсяною чистою и посыпать тою мукою немного». Наши исследования подтверждают наличие этой технологии на Руси в X-XII веках на примере исследования материалов стенной живописи церкви Спаса на Нередице и трапезной Киево-Печорской Лавры.

Косвенным свидетельством применения такого связующего при росписи Успенского собора Московского Кремля в 1642-43 гг. может быть закупка почти 2 тонн пшеницы и котла на 9 ведер для варки клея при том, что для приготовления связующего красок могло потребоваться только около 50 кг зерна [17].

О добавлении рисового отвара в строительные растворы, которые использовались для возведения Великой китайской стены и ряда других объектов в Китае пишут китайские исследователи [18].

Одна из вероятных причин использования таких составов – взаимодействие компонентов зерен с известью: крахмала – с образованием труднорастворимых глюконатов кальция, растительных жиров – с образованием гидрофобных металлических мыл. Клейковина зерен, в свою очередь, вовлекает углекислый газ, способствующий более быстрому твердению растворов.

Конечно, зодчие хранили свои рецепты в строжайшем секрете, но памятники прошлого -свидетели их мастерства. И они постепенно открывают свои тайны.

В итоге, надо сказать, что к XV-XVII векам Русь наследует и развивает уникальную технологию монументальной живописи, уходящую своими корнями в древнейшую крито-минойскую культуру, где эта техника живописи и зародилась. Это позволяет выдающимся русским живописцам, таким как преподобный А. Рублев, Д. Черный, Дионисий, и многим другим неизвестным художникам создавать непревзойденные произведения, как в монументальной, так и в станковой иконописной живописи. Формирование специфически русского стиля религиозной христианской живописи связано с объединением лучших черт техники фрески на стене    и яичной темперы на досках. Между этими направлениями в этот период устанавливается технологическое сходство: настенная живопись выполняется на полированном чисто белом известковом левкасе, станковая иконопись на досках пишется на той же фактуре, того же химического состава, только мелового левкаса. В обеих техниках живописи используется одно и то же связующее красок – яичный желток.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

1. Щавинский В.А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в древней Руси. М.;Л.: ОГИЗ, 1935 (Известия Гос. Академии истории материальной культуры им. Н.Я.Марра. Вып.115). С. 160.
2. Юнг В.Н. Основы технологии вяжущих веществ. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительным материалам, 1951. С. 15,25. (546 c.)
3. Типик о церковном и настенном письме епископа Нектария из гор. Велеса 1599 года / Записки Русск. арх. общества, 1899. Т. XI, пар.11, в. 1 и 2. С. 1-52.
4. Путешествия по Святым местам [сайт]. URL: http://www.vidania.ru/ (дата обращения: 23.12.2014).
5. http://pafnuty-abbey.borovsk.ru/abbey/arch/churches/ (дата обращения: 23.12.2014).
6. Лукьянова Т.А. Технологические особенности фресковой живописи XVI века на примере росписей собора Успения пресвятой Богородицы Успенского монастыря г. Свияжска // Наука и современность, 2011. №13-1. С.83-94.
7. Яснова Л.Ю., Лукьянова Т.А., Кукс Ю.М. Предварительные итоги реставрации настенной росписи XVI-XVIII веков в храме Преображения с. Большие Вяземы» / Троицкие чтения 2003-2004 гг. Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина, 2004. С. 8-10.
8. Теофил «Записка о разных искусствах» / Пер. А.А.Морозова; ред. и прим. А.В.Винера. Сообщения Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных и художественных ценностей (ВЦНИЛКР). М., 1963, вып. 7.
9. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве или Трактат о живописи / Пер. с итал. А.Н. Лужецкой. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. С. 140.
10. О материалах для реставрации монументальной живописи / Форум реставраторов России. URL: http://restoreforum. ru/books/arhiv/knigi-po-restavratsii-kartin/498-o-materialah-dlja-restavratsii-monumentalnoj-zhivopisi (дата обращения: 23.12.2014).
11. Седов Д.А. Открытие памятников древнерусской живописи эпохи Андрея Рублева в Звенигородском Успенском соборе в 1918 году / Социальный специализированный интернет-ресурс «ARTconservation». URL: http://art-con.ru/node/1194 (дата обращения: 23.12.2014).
12. Лукьянова Т.А., Кукс Ю.М. «Памятники культуры – уникальные свидетельства древней технологии». Наука и современность-2011: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Часть 1 / под общ.ред.С.С.Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. 250 с.
13. Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия Том 09. URL: http://bse2.ru/book_view.jsp?idn=030317&page=570&for mat=html (дата обращения: 23.12.2014).
14. Крюниц И.Г., Krünitz Johann Georg «О китах или циментах». Экономический магазин… М, 1788, ч. ХХХIV, № 29, 30, 32-34, 37, 43. С. 33. ч. ХХХVI, № 83, 99, 100,104; 1789, ч. ХХХVIII, № 48 (выдержки из экономической энциклопедии, Т. 39. С.218-286, 1787).
15. Все о ремонте и строительстве [сайт]. URL: http://allremstroi.com/content/view/72/5/ (дата обращения: 23.12.2014).
16. Зверин (Покровский) монастырь / Господин Великий Новгород. URL: http://mapcy.narod.ru/novgorod_ru/zverin_ monastyr.htm (дата обращения: 23.12.2014).
17. Сказании о св. Софии Цареградской, XII в. Памятники древней письменности и искусства. Т. LXXVIII. СПб.1889. С. 8-9.
18. «Расходные книги Оружейного приказа на стенное соборное письмо в церкви Успения за 1642-1644 гг.» А. В. Винер. Вып. 2. М.–Л.: Искусство, 1948. С. 32.
19. Science in China Series E: Technological Sciences., Traditional mortar represented by sticky rice lime mortar – One of the great inventions in ancient China, FuWei Yang, BingJian Zhang, ChangChu Pan and YuYao Zeng. Volume 52, Number 6, pp. 1641-1647.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1671

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке