Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Электронный семинар в структуре методико-технологического обеспечения системы формирования и развития ИКТ-комптентности военных специалистов»

Аннотация.  Информатизация военного образования настоятельно требует создания новых средств методико-технологического обеспечения. В первую очередь к ним относятся электронные методические материалы. Исследование проблемы создания таких материалов является актуальным. Электронная учебная программа должна предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла образовательного процесса в пределах одного сеанса работы.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, электронный семинар, военный специалист, военно-профессиональная подготовка, методико-технологическое обеспечение.

С развитием информационных технологий и коммуникационных систем, многие учебные учреждения страны активно внедряют высокие технологии в процесс обучения. Компьютеры используются практически во всех сферах, связанных с образованием, позволяя демонстрировать, обучать, контролировать и проверять знания в той или иной сфере.

В условиях реализации смешанного обучения сетевая работа является обязательной составляющей процесса, направленного на формирование и развитие ИКТ-компетентности будущего военного специалиста. Cетевая работа может быть реализована посредством разработанного веб-ресурса, с локализацией на сервере вуза.

Для поддержки обратной связи «студент – преподаватель» в полной мере используются технологии онлайн общения: форумы и чаты, адресные обращения, которые способствуют постоянному индивидуальному контакту студентов с преподавателем, обеспечивают оперативность получения персональных консультаций. Не всегда в ходе занятий обучаемый решается задать вопрос, при этом у преподавателя не всегда есть время ответить на вопросы студентов. Использование сетевой технологии общения в сети вуза (форум, чат) и вне её (электронная почта) позволяет в полной мере разрешить эту проблему. Для проведения синхронных мероприятий применяются очные консультации, чаты, электронные семинары, видеоконференции. Обучение происходит как индивидуально, так и в составе учебных групп. Консультации проводятся по электронной почте или в виде чата.

Следует отметить, что при сетевой форме организации обучения ключевой фигурой образовательного процесса продолжает оставаться преподаватель, но его деятельность связана с выполнением несколько иных функций: от озвучивания учебных материалов и обеспечения некоего «интерфейса» между полем научных знаний и головой обучаемых он переходит к роли организатора учебного процесса, который нацеливается на активное освоение студентами не столько знаний в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, сколько практических навыков и умений ее выполнения [6, с. 98].

В качестве примера сетевой работы рассмотрим методику организации и проведения электронного семинара по военно-исторической подготовке.

Кратко напомним, что такое семинар. Семинары – одна из активных форм углубления и закрепления знаний студентов, эффективное средство контроля результатов их самостоятельной работы. Проводятся они, как правило, с учебной группой (учебным взводом) [3, с. 104].

Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести адрес сайта в окне браузера [2].

Возможности электронного семинара:

  • использование слайдовых презентаций лекций и групповых занятий;
  • обсуждение широкого спектра тем и вопросов в on- и off-line режимах;
  • использование видео в режиме реального времени;
  • возможность как группового (сообщения видны всем участникам) так и приватного (разговор между двумя участниками) общения. Основным условием успешного проведения семинара является обязательная активная работа каждого участника занятия;
  • возможность опроса всех участников семинара, предоставляя на выбор несколько вариантов ответов, а также подключения к обсуждению ответа всех обучающихся учебной группы;
  • возможность перекрестного просмотра ответов всех участников семинара в off-line режиме;
  • ведение электронных семинаров с распределенной аудиторией в режиме удаленного доступа.

Электронный семинар имеет туже структуру, что и обычный. Она включает в себя:

  • организационную часть;
  • введение в тему семинара, доведение до обучаемых целей и учебных вопросов семинара;
  • заслушивание и обсуждение реферативного сообщения;
  • обсуждение основных вопросов семинара;
  • заключительную часть.

Проведению семинара предшествует самостоятельная работа студентов по изучению материалов данной темы. Поэтому план семинара преподаватель должен выдать заблаговременно, за одну-две недели до его проведения. При этом используется сеть Интернет. Задания выкладываются в открытом доступе через сайт, размещенный на сервере вуза. При выдаче плана преподаватель указывает, на какие вопросы необходимо обратить внимание в ходе самостоятельной работы, перечисляет наиболее важные источники, дает задания отдельным на подготовку рефератов или сообщений о результатах исследований.

Электронный семинар проводится в режиме видеоконференции по схеме «в форме доклада» [1]. Специально назначенные докладчики, заранее готовят выступления (презентационные материалы, видеодемонстрации), которые на семинаре заслушиваются и обсуждаются студентами и участвующими виртуально преподавателями военно-профессиональных учебных дисциплин и преподавателями кафедры «Отечественная история». После каждого доклада проводится коллективное обсуждение, дискуссия и выступления студентов и преподавателей. Это очень хороший способ начать развернутую беседу. Участники семинара не только поправляют выступающего, но и добавляют свое понимание вопроса. Каждый студент стремится высказать свое мнение. Очень важно не помешать возникшей дискуссии, а помочь ей. Для этого преподаватели не спешат высказывать свое мнение, а постановкой дополнительных вопросов подводят студентов к правильному выводу.

Необходимо отметить, что в процессе проведение электронного семинара студенты обязаны: ответить на вопросы и замечания преподавателей по содержанию своего выступления; высказать (в письменной форме) свое отношение к выступлению других слушателей.

В заключение семинара преподаватель дает оценку степени готовности студентов к занятию, указывает, какие вопросы усвоены хорошо и какие недостаточно, выставляет оценки за участие в семинаре.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Для более детального рассмотрения учебных вопросов электронного семинара по военно-исторической подготовке особое место занимает программное обеспечение, основу которого составляют анимационные программы моделирования основных военно-исторических событий.

С недавнего времени все чаще в процессе обучения используется анимация и мультимедийные технологии (видео, звук), являющиеся одними из самых перспективных технологий, которые можно использовать при подготовке специалистов в различных областях, в том числе и военной.

При использовании методико-технологического контента такого рода ощущается заметный выигрыш во времени, что позволяет внедрять элементы творческой работы обучаемых во время занятий. Вышеперечисленные средства во многом позволяют значительно повысить информационную культуру и наглядность преподавания, сократить время на изложение учебного материала, облегчить труд преподавателя, улучшить усвоение материала студентами и самое главное – повысить ИКТ-компетентность не только военного преподавателя, но и студента.

В педагогической практике вузов при традиционных формах получения образования выработались хорошо известные формы (виды) обучения. При обучении наиболее распространенные получили: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, экзамены, самостоятельная работа и др.

Лабораторная работа – это форма обучения, которая приемлема в большей мере для технических специальностей. Актуальность этого средства обучения особенно возрастает при подготовке специалистов для различных отраслей техники, поскольку подготовка таких специалистов определяется не только изучением определенного теоретического материала, но и получением конкретных практических навыков лабораторных исследований [5, с. 129]. Однако при всестороннем подходе к обучающему процессу, при правильном подходе к постановке задач проведения семинара по военно-исторической подготовке, можно говорить и об использовании интерактивных тренажеров при изучении гуманитарных дисциплин.

При создании программно-ориентированной среды, позволяющей решать указанную проблему, мы предлагаем использовать технологии создания анимационных обучающих программ с помощью Macromedia Flash MX. Особенностью является то, что обучающие анимационные модели исторических событий мы преобразовали в электронные тренажеры.

Для проверки степени усвоения изученного материала на завершающем этапе электронного семинара рекомендуется проводить проверку качества усвоения изученного материала, которая может быть реализована посредством внедрения контролирующих компьютерных систем. В нашем случае мы используем контролирующие HTML-документы, использующие возможности языков Java и JavaScript и реализующие тесты с выборочными ответами.

Тестовая система установлена на сервере вуза и реализуется посредством сайта учебного заведения. Этот же принцип может быть реализован и в военном вузе посредством внутренней корпоративной сети учебного заведения.

Для более углубленного изучения учебного материала при проведении электронного семинара параллельно используются основные принципы программированного обучения. Как правило, «когда при изучении учебного материала на электронном семинаре не используется учебник, тогда участники снабжаются тематическим («пусковым») конспектом – рабочими листами или рабочей книжкой участника» [4,  с. 17]. В нашем случае студенты используют программированный учебник.

Использование программированного учебника при проведении электронного семинара оказывается эффективным, если в нем:

  • воспроизведен весь демонстрационный материал по изучаемым вопросам;
  • учебный материал ранжирован по смысловому предназначению и соответствует рассматриваемому вопросу;
  • общий объем информации учебника не повторяет материал конспекта лекций, а его некоторая часть предполагает осмысление обучаемым определенных вопросов темы занятия. Предлагается часть материала ранжировать или исключать из учебника, иметь свободное место в нем для коротких заметок;
  • при рассмотрении каждого вопроса темы, предлагается подстрочник с детальными вопросами;
  • в конце каждой темы/раздела предлагаются краткие советы.

Сегодня мы все чаще сталкиваемся с ограничениями в применении привычных технологий, особенно в управлении, обучении и научной деятельности. Очевидно, нужны новые технологии преобразования, накопления, хранения, передачи информации, и такие технологии есть. Однако отсутствие единого централизованного механизма управления их разработкой и внедрением в различные виды деятельности серьезно тормозит все дело. Выход из этой ситуации указывает отечественный опыт управления крупными проектами. И если в индустриальную эпоху достижение мирового уровня оснащения Вооруженных сил страны нам обеспечили общегосударственные программы индустриализации, электрификации и освоения космоса, то на пороге информационной цивилизации без интеграции и концентрации усилий в области информационных технологий Россия надолго останется догоняющей стороной. Что это означает для ее независимости, комментировать не нужно.

Список использованных источников

1. Андреев, А. А. Введение в Интернет-образование [Текст] / А. А. Андреев. – М.: Логос, 2003. – 73 с.
2. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// ru.wikipedia.org/wiki (2014).
3. Ефимов, Н. Н. Педагогические основы военной подготовки студентов в вузе: учебное пособие [Текст]
/ Н. Н. Ефимов, С. В. Чернев, В. Г. Григорьянц и др. – М.: Изд-во Московского университета, 1986. – 312 с.
4. Лепешинский, И. Ю. Комплекс электронного лабораторного практикума в решении задач по обучению специалистов в области охраны труда [Текст] : Проблемы преподавания безопасности: материалы науч. и учебно-метод. семинара. – СПб.: МАНЭБ, 2005. – С. 129–136.
5. Михайлова, С. Р. Как провести семинары: «Введение в добровольчество» и «Развитие услуг Добровольческого центра» [Текст] : практические рекомендации по подготовке и проведению семинаров в сфере добровольчества / С. Р. Михайлова, В. А. Лукьянов. – СПб: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2012. – 50 с.
6. Омельченко, В. И. Развитие информационно-аналитической компетентности будущего офицераинженера в условиях смешанного обучения информатике [Текст] : дис. … канд. пед. наук / В. И. Омельченко. – Омск, 2011. – 211 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

991

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке