Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Малый бизнес в Ростове-на-Дону – текущее состояние (I квартал 2015)»

Аннотация. Современное состояние развития субъектов предпринимательства носит противоречивый характер. Существующие обоюдные санкции позволили отдельным видам деятельности показать впечатляющие результаты. Однако наряду с этим имело место и катастрофическое закрытие целых направлений бизнеса. Для того чтобы уточнить положение дел, был проведен пилотный опрос представителей малого бизнеса города- миллионника Ростова-на-Дону.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, социологический опрос, особенности развития бизнеса, Ростов-на-Дону, приоритетные направления.

Основная задача исследования — изучить условия предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства города Ростова-на-Дону как фактора социально-экономического развития. Сегодня состояние среды, в которой работает малый бизнес, отличается сложным и противоречивым характером, поэтому вопросы развития условий работы предпринимателей сохраняют свою актуальность и являются предметом активных дискуссий о роли, проблемах,  потенциале, перспективах и вкладе результатов деятельности предпринимателей в экономику. В нашем исследовании мы попытаемся оценить состояние деловой среды субъектов малого предпринимательства в городе Ростове-на- Дону и еѐ конкретные аспекты. Большое внимание, в частности, будет уделено институтам, инструментам и ресурсам, которые имеются в городе и могут быть использованы для развития предпринимательской среды.

Исследование пройдет в два этапа. В рамках первого этапа (с 1 по 30 апреля 2015 года) собраны данные респондентов, занятых в малом бизнесе. Всего получены данные по 180 субъектам малого предпринимательства города-миллионника Ростова-на-Дону. На втором этапе будет проведено интервьюирование предпринимателей и субъектов, образующих институты поддержки малого бизнеса, а также проведены две фокус-группы для получения данных для более глубокого анализа.

Методология I этапа исследования:

  • CAWI: опрос через online-панель
  • Пол: мужчины и женщины
  • Статус: индивидуальные   предприниматели   и   собственники, ведущие менеджеры предприятий малого бизнеса
  • Возраст: 18+
  • Выборка: 180 респондентов

Среди опрошенных превалируют зрелые предприятия, возраст которых превышает 5 лет. Их среди всех респондентов – 47,8%. Согласно существующему мнению до 3-х летнего возраста в России доживают только менее 4% всех предприятий (в Европе – около 6%). Наша диаграмма, хотя не опровергает этого утверждения, но выглядит весьма оптимистично. Двухлетний рубеж перешагнуло 49 предприятий, опрошенных респондентов, а еще 28 как раз его преодолевают.

71,7%опрошенных респондентов заявили, что представляют микропредприятия, где трудятся не более 10 человек.

Вопреки сложной экономической ситуации в России, большинство респондентов смотрят в будущее с оптимизмом и намерены развиваться дальше, — их подавляющее большинство – 46,1%. Только 2,2% респондентов отметили, что собираются закрывать свое дело.

67,2%  опрошенных  отметило,  что     изменений   как   таковых  не наблюдается — не увидели серьезных изменений, способных повлиять на деятельность предприятий малого бизнеса. И это не удивительно, учитывая, каким непростым выдался прошлый год и начало 2015. 23,9% респондентов ещѐ более пессимистичны, они утверждают, что работать в городе стало сложнее. Это утверждение требует дополнительной проверки и подвергнется анализу в интервью. 6,1% отмечают улучшения проводимой государством поддержки малого бизнеса в г Ростове-на-Дону.

Почти половина респондентов – 47,5% пессимистичны, они утверждают, что ситуация в экономике страны будет ухудшаться. Вместе с тем 37,4% уверены в том, что больших изменений не произойдет и что худшее уже позади. 15,1% респондентов отмечают некоторые улучшения в стране за последний год с точки ведения малого бизнеса.

16,8% респондентов заявили, что в их бизнесе они получают большинство заказов от новых клиентов. 46,4% респондентов не  смогли явно выявить доминирующий канал потока клиентов и заявили, что заказы поступают примерно наполовину как от новых, так и от старых заказчиков. Учитывая, что большинство респондентов – это зрелые предприятия, возраст которых превышает 5 лет, то следует отметить высокую долю заказов от старых клиентов – почти 37%.

Активный поиск новых клиентов является самой актуальной задачей для 55,6% опрошенных ростовских предприятий малого бизнеса. Эти данные коррелируют с ответом на вопрос о расширение бизнеса и привлечении новых клиентов: более 16,7% респондентов указали, что планируют расширяться дальше. Вместе с тем, высок уровень тех, кто занимается оптимизацией и сокращением расходов, таких оказалось почти 45%. Об удержании существующих клиентов заявило 31,7% респондентов. 1 респондент заявил, что рассматривает безубыточное закрытие как приоритетную бизнес-задачу.

В России наиболее инновацинно-активными считаются предприятия среднего бизнеса. Однако следует отметить, что 38,2% ростовских респондентов отметили использование в их компаниях инновационных технологий. По нашему мнению, это высокий процент и характеризует ростовских предпринимателей как активных и использующих современные технологии. Здесь следует уточнить, что учитывалось не только производство инновационной продукции, но и ее использование в хозяйственной деятельности респондентов.

Интернет-реклама – выбор ростовского малого бизнеса. Доля интернет- рекламы от всей рекламы, размещаемой предпринимателями, – почти 70%. Остальные рекламные каналы менее востребованы. Ближайшие преследователи – заняли примерно одинаковые позиции, отставая от лидера более чем на 30%. Так, каналами наружной рекламы, рекламы в печатных СМИ и инструментом «холодные звонки» пользуется менее 33% респондентов. При таком распределении сил вполне очевидно, что интернет- рекламу отличают, в первую очередь, простота, доступность, эффективность и возможность получить быстрый результат. Самый дорогой сегмент, телевизионная реклама, не популярен у представителей малого бизнеса Ростова-на-Дону, на ее долю приходится около 3%. Большинство респондентов использует несколько каналов рекламы одновременно (2 и более канала). Достаточно популярным видом распространения рекламы выступает «сарафанное радио». Среди иных каналов продвижения наиболее респондентами были отмечены: личное общение, промо-мероприятия, печатная продукция – флаеры и листовки, промо-акции и интернет- продвижение. Часть респондентов отметили, что рассматривают выставки и презентации как способ заявить о себе и своих продуктах.

41,2% предприятий респондентов не имеют рекламного бюджета, или он составляет менее 5 тыс. руб. 28,2% респондентов отметили, что их рекламный бюджет составляет от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. Таким образом, следует признать, что ростовский малый бизнес имеет достаточно скромные рекламные возможности в части отсутствия запланированного бюджета (около 69%). Около 25% респондентов отметили, что их предприятия располагают бюджетом до 50 тыс. руб. Малого бизнеса, чей рекламный бюджет превышает 50 тыс. руб. в г. Ростове-на-Дону почти 6%.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

37,2% респондентов заявили, что цены на производимые на их предприятиях малого бизнеса товары и услуги в 2015 г. никак не изменятся. При этом почти 6% предполагают даже снижение цен. Вместе с тем самая представительная группа опрошенных указывает на предопределенность роста цен. Так, 35,6% опрошенных заявили, что их цены увеличатся в пределах 10%. Еще 17,2% выразили возможность увеличения цены в пределах 20%. Есть и такие, кто предполагает рост цен на свою продукцию более, чем на 20%, таких оказалось 4,4 %.

Список использованных источников

1. Гербер Э.М. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства: учеб.пособие / Э.М. Гербер. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Олимп-бизнес», 2012. – 230с.
2. Иоффе А.Ф. Малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства // Человек и труд. — 2013. — №1. – С. 61 – 80
3. Мошкин И.В., Бахтеева Е.В., Хубулова В.В. Модели развития предпринимательства: точки роста // Научный потенциал молодежи: будущее России / Материалы II Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2013. С. 104-110.
4. Мошкин И.В. Система государственной поддержки организации предпринимательской деятельности, ориентированная на повышение качества жизни // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2 (45-2). С. 827-830.
5. «Карты» сегментов малого и среднего бизнеса РФ Рейтинги перспективности кредитования сегментов МСБ, Исследование [Текст]: Национальный институт системных проблем предпринимательства. 2013

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1216

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке