Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Мода в чтении, читательская и литературная мода: разграничение понятий»

Аннотация: В статье рассматривается изучение различных проявлений моды в сфере, связанной с чтением и литературой. Также затрагивается необходимость осознания, как мода проявляет себя в книжной культуре, каковы границы её влияния на подрастающее поколение, поддаётся ли она целенаправленному воздействию, каково ее негативное и позитивное влияние на детей и подростков.

Ключевые слова: чтение, мода, феномен, книги, читательская мода, литературная мода.

Книжная культура подвержена моде: в ней наблюдаются циклическая смена читательских предпочтений и их стандартизация в определённые промежутки времени, знаковость тех или иных художественных текстов и другие характерные атрибуты феномена читательской моды. Как пишет современный исследователь круга чтения подрастающего поколения, «в эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остаётся и источником знаний, и духовным наставником и собеседником как для взрослого читателя, так и для школьника. В то же время под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге» [3, с. 147]. В читательской моде как важном факторе обращения к книге предметом анализа становятся, прежде всего, не конкретные произведения или авторы, а отношение к ним, проявляющееся в действиях и суждениях людей. Читательская мода может устанавливаться на все доступные читателю тексты, если они выдвигаются в ряд культурных ценностей. Актуальность темы определяется тем, что изучение различных проявлений моды в сфере, связанной с чтением и литературой, имеет особое значение в наше время глобальной ломки социальных стереотипов, а, порой, и смещения системы ценностей. Важно понять, как мода проявляет себя в книжной культуре, каковы границы её влияния на подрастающее поколение, поддаётся ли она целенаправленному воздействию, каково ее негативное и позитивное влияние на детей и подростков.

Зарождение научного подхода к проявлениям моды в чтении связано, прежде всего, с именем Н.А. Рубакина. Учёный назвал читательскую моду одной из причин широкого распространения некоторых книг и рассмотрел зависимость этого явления от таких факторов, как общественные настроения и потребности. Именно благодаря этим факторам из массива литературы формируется круг актуального чтения. Мода, по мнению современного исследователя, явление вторичное по отношению к кругу чтения и в то же время является средством его закрепления [См.: 1, с. 78]. Термины «чтение» и «мода» сегодня ставятся рядом преимущественно в таком контексте: «чтение снова в моде», «сделаем чтение модным занятием» или, напротив, «читать не модно», «как сделать, чтобы чтение снова стало модным» и т. д. Другой контекст употребления термина мода применительно к сфере чтения – «модные книги», «модные писатели», «модные имена», «модные жанры», «модные темы» [См.: 2, с. 7]. Мода в чтении имеет как общие, характерные для моды признаки, так и специфические. К специфическим относится ярко выраженный групповой характер моды в чтении, локальность распространения в различных средах, замедленный ритм изменений, завуалированный характер моды, ее стремление к маскировке под индивидуальные интересы и вкусы. Наиболее очевидными проявлениями феномена моды в книжной сфере являются мода на чтение, читательская мода, литературная мода.

Мода на чтение – это своего рода питательная среда, обусловливающая вовлечение людей в книжное пространство; явление позитивное, которое свидетельствует о высоком авторитете книги, поддерживает в обществе систему позитивных представлений о читательской деятельности. Мода на чтение означает, что чтение престижное, одобряемое, значимое для многих занятие; включенность в чтение означает обладание ценными для общества характеристиками. Если мода на чтение достигает стадии господства, даже люди, для которых чтение не является потребностью и культурной привычкой, стараются читать. Мода на чтение стимулирует проведение бесед о прочитанном, обсуждение литературы, обмен книгами, приобретение их в личную библиотеку. Она выступает в качестве проводника культурных ценностей [См.: 2, с. 9]. Чтение модно и престижно в тех социальных средах, где востребованы и высоко ценятся качества, достигаемые с помощью чтения книг: богатая речь, эрудиция, интеллектуальность, высокая культура, острота мышления, развитое воображение, коммуникативные способности и т. д. [См.: 2, с. 10].

Книги становятся модными или перестают быть модными в зависимости от того, какие стандарты поведения по отношению к ним приняты в обществе в какой-либо промежуток времени. Читательская мода в данном контексте выступает как явление, производное от объективно обусловленной популярности, вторичное по отношению к ней. Вместе с тем мода закрепляет круг чтения. Эмпирическими признаками читательской моды являются синхронная стандартизированность читательских предпочтений и их диахронная изменчивость, динамичность; демонстративность поведения читателей (завышение признаков начитанности, подчеркивание обладания книгами, причастности к модным именам и т. д.). Личностный смысл читательской деятельности, стимулируемой модой, отражается в мотивах чтения и установках по отношению к определённым авторам и их произведениям. Одним из проявлений читательской моды в историко-методическом аспекте являлось «приохочивание» учащихся к чтению с помощью школьных литературных бесед, которые опирались, прежде всего, на: «чтение каждым учеником разбираемого произведения в полном объёме (а не в отрывках и переложениях); составление руководящих вопросов для изучения избранного произведения»; предварительное обдумывание этих вопросов каждым из участвующих в беседе…» [4, с. 155].

Люди, находящиеся в орбите читательской моды в её современной научной интерпретации, ориентируются при чтении на окружающих, они читают не для себя, а для приобретения социальных выгод в общении со значимыми людьми. Читательская мода – явление групповое, своеобразно преломляющееся в различных социальных средах [2, с. 13]. Основные области проявления читательской моды: нормы читательского поведения, литературные объекты, определённые авторы, литературные темы, жанры, стили; общественные или личные формы потребления книги; институты книжного дела — носители информации; коммуникативные каналы распространения информации о литературе [См.: 2, с. 14]. Таким образом, о читательской моде можно говорить и в узком смысле, обозначая данным понятием определенное отношение к книгам, и в широком, охватывая различные элементы читательского поведения. Читательская мода распространяется почти на все внешние проявления деятельности, связанной с книгой и чтением, и развивается «изнутри» уже сформировавшейся моды на данный род занятий. В этом смысле можно определить читательскую моду как динамичную стандартизированную форму поведения различных групп читателей, которая проявляется в демонстративном следовании нормам данных групп с целью приобретения определенных идентификационных знаков. Мода рождает популярность, которая может быть обусловлена как стремлениями и интересами читателей, так и их желанием не отставать от других. Когда читатели читают не для себя, а для того, чтобы показать уровень собственной культуры, подчеркнуть свою «модность». Можно выделить несколько определений читательской моды.

Читательская мода – это поведение читателей, которое проявляется в демонстративно-избирательном отношении к тем или иным произведениям. Модны не сами по себе произведения, а поведение по отношению к ним [См.: 1, с. 75]. Также читательскую моду можно определить как динамичную форму поведения различных групп читателей, которая проявляется в демонстративно избирательном отношении к произведениям в соответствии с принятыми в данных группах культурными нормами». Базируясь на предложенных выше определениях, под читательской модой С.В. Гуськова понимает «динамичную стандартизованную форму поведения групп читателей, которая проявляется в демонстративном следовании нормам этих групп» [5, с. 3241]. Читательскую моду часто путают с литературной модой, что ошибочно, потому что читательская мода формируется в сфере потребления продукта культуры (книги, журнала, газеты и других изданий в традиционной или электронной форме), а литературная мода существует в сфере создания различных текстов, в авторской среде. Литературная мода формируется в основном писателями, публицистами, учеными; ей подчинена научно-популярная, учебная, научная литература. Последнее время читательскую моду формируют читательские премии  (в России это, прежде всего, «Букер» и «Большая книга»).

Завершая рассмотрение читательской моды как важного фактора развития современной книжной культуры и культуры в целом, следует подчеркнуть, что читательская мода – в первую очередь, поведение читателей, которое проявляется в демонстративно-избирательном отношении к текстам. Читательская мода динамична и самопрезентативна; она может быть обусловлена и истинными достоинствами произведения, и также желанием оставаться в орбите модных трендов в чтении. Пребывая в русле читательской моды, читатель ориентируется на предпочтения окружающих его людей: он воспринимает текст так, как это принято в замкнутой группе значимых и авторитетных для него индивидуумов.

Список использованных источников

1. Аскарова В.Я. Изучение читательской моды как средство совершенствования руководства чтением художественной литературы: дисс.. канд. пед. наук: Ленинград, – 1984. – 251 c.
2. Аскарова В.Я. Развитие взглядов на моду в чтении: от эстетико-педагогического подхода к междисциплинарному // Вестник культуры и искусств. – 2012. Т. 30. – № 2. – С. 74-82.
3. Гетманская Е.В. Круг чтения школьника: к постановке проблемы // European Scientific Conference: сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции, 7 марта 2017 года. Отв. ред. Г.Ю. Гуляев. Пенза: «Наука и Просвещение», – 2017. – С. 147-149.
4. Гетманская Е.В. Преемственность литературного образования от средней к высшей школе в российской традиции XVII – XIX веков. М.: Экон-Информ, –2011. – 213 с.
5. Гуськова С.В. Феномен читательской моды: региональный аспект / С.В. Гуськова, Ю.А. Погорелова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. Т. 20. – С. 3241-3245.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2728

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке